Мои выступления на школьных и районных методических объединениях

Цхяева Астхик Аршалуйсовна

27 августа 2014г. Выступление на заседании РМО учителей физики. Круглом стол по теме: "Сравнительный анализ электронных изданий для подготовки к ЕГЭ по физике".

27 января 2015г. Выступление на заседании РМО учителей физики. Методическая копилка "Портфолио учителя физики".

26 марта 2015г. Выступление на заседании РМО учителей физики "Информация с курсов повышения квалификации о УМК издательства "Сферы", рекомендуемом РИПК и ППРО".

26 августа 2015г. Доклад на заседании РМО учителей физики  "Профессиональные компетенции учителя в условиях реализации новых требований а качеству образования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Профессиональные компетенции учителя

 в условиях реализации

новых требований

к качеству образования»

Подготовила

Цхяева А.А.,

учитель физики МБОУ СОШ №2

-с.Чалтырь-

-2015-

Введение

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация новых требований к качеству образования,  предъявляют также и  новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш).

Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?... 

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий  компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

1. Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

  • доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
  • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
  • иметь развитую способность к критике и рефлексии;
  • воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
  • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
  • быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
  • спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
  • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  • уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
  • демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и
    диалогу и т.п.
  • демонстрировать увлеченность своим предметом;
  • использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции ( ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

3.Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника таких как:

  • Любознательный,  интересующийся, -активно познающий мир
  • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа  
  • Любящий свою Родину
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

  • Коммуникативная компетентность
  • Информационная компетентность
  • Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности :

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

6.Основные компетенции современного учителя.

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.




Предварительный просмотр:

Выступление 

«Информация с курсов повышения квалификации о УМК по физике издательства «СФЕРЫ»»

Подготовила учитель физики

 МБОУ СОШ №2

Цхяева А.А.

-2015г.-

Тезисы:

  • Краткий анализ продуктов, входящих в УМК – учебник;
  • тетрадь – тренажер;
  • тетрадь-практикум;
  • тетрадь-экзаменатор;
  • электронное приложение к учебнику;
  • конструктор уроков.

  • Положительные и отрицательные стороны УМК.

  • Возможные варианты применения продуктов УМК в образовательном процессе.



Предварительный просмотр:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

Ключевые слова: электронные издания, информационные технологии в преподавании физики, интерактивные задания, методика преподавания физики, цифровые ресурсы, единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Н.К. Ханнанов, к.х.н., зав. лабораторией Института научной и педагогической информации РАО,

г. Черноголовка; khann@dio.ru;

Н.В. Варламов, к.т.н., доцент кафедры электротехники, директор заочной школы НИЯУ МИФИ,

г. Москва;

К.Г. Чайковский, начальник Центра Учебного департамента НИЯУ МИФИ, г. Москва

Дана сравнительная характеристика десяти российских электронных изданий, распространяемых на CD-носителе и аннотируемых как издания для подготовке к ЕГЭ. Анализируются наличие на диске справочных мультимедиа материалов, возможность использования ЭИ на этапах тренинга и контроля в рамках школьной классно-урочной системы преподавания физики, насыщенность дидактическими материалами для реализации преимуществ компьютерных технологий в преподавании физики, соответствие материалов ЭИ современному формату ЕГЭ, наличие содержательных и тестологических ошибок в подборках заданий. В результате анализа делается вывод о том, что электронных изданий, соответствующих современным возможностям использования компьютера для приобщения учащихся ко всем формам заданий современного ЕГЭ и в то же время позволяющего делать это в течение всего процесса обучения на российском рынке, не имеется. Выделяются три электронных издания наиболее близких к сформулированным критериям, позволяющим использовать их в ходе систематического тренинга при подготовке к ЕГЭ или для подготовки к ЕГЭ на заключительном этапе обучения.

Введение

В

 последнее десятилетие в связи с повы-
шением интереса коммерческих и госу-

дарственных организаций к использованию
компьютерных технологий в системе общего
образования резко увеличилось количество
электронных изданий (ЭИ), предназначен-
ных для школьников. Существенно возросло
и число цифровых образовательных ресурсов
(ЦОР) в открытом секторе российского ин-
тернета. Основной проблемой для учителей
и методистов в настоящее время является не
только освоение методики использования всех
этих ресурсов, но и проблема отбора ресурсов,
наиболее эффективных в учебном процессе.

Обзор методических возможностей ЦОР, имеющихся в открытом доступе в интернете ведется достаточно активно [1], чего нельзя сказать об анализе электронных ресурсов, выходящих на CD- и DVD-носителях. Данный обзор представляет собой попытку систематизации и анализа ЭИ, которые заявлены их производителями как ЭИ для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по физике.

Целью работы является выработка объективных критериев для оценки ЭИ, предназначенных для подготовки к ЕГЭ. Вышедший в 2008 г. в постоянно действующий режим ЕГЭ внес свои коррективы в рынок

        


ЭИ. Практически все старые издания фирм, называвшиеся ранее «репетитор», были переработаны в издания по «подготовке к ЕГЭ». Поэтому знакомство с рекламными аннотациями этих изданий ничего не говорит об их качестве. В данной работе приводятся обобщения данных, полученных при рассмотрении ЭИ.

Обзор предназначается, прежде всего, учителям, методистам по физике, думающим о практической работе, о том, что новые ресурсы должны облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Обзор только вскользь затрагивает дизайн-эргономические требования к ЭИ и вопросы удобства работы с тем или иным ЭИ при использовании сетевых технологий. Обзоры ЭИ могут оказаться интересными и родителям учеников, выбирающих подходящие издания.

На российском рынке ЭИ, распространяемых на CD- и DVD-носителях, в начале 2012 г. нами было зафиксировано свыше ста ЭИ, связанных с предметным содержанием школьного курса физики. В число рассматриваемых ЭИ мы не включили издания, содержащие только документальные или учебные фильмы, и сборники видеофрагментов (например, сборник видео школьного демонстрационного эксперимента). Мы также не принимали во внимания коммерческие издания типа «Шпаргалки» или «Готовые домашние задания». При составлении списка использовались поисковые системы Яндекс и Гугл, поисковые системы наиболее известных интернет-магазинов и сайты издательств, специализирующихся на выпуске электронных изданий образовательного назначения. Как показал анализ электронных каталогов изданий на CD и DVD носителях, включенных в электронные каталоги Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru) и Научной педагогической библиотеки (http://www. gnpbu.ru) в эти каталоги включается не более 10-20% выходящих электронных изда

ний. Четырнадцать электронных изданий можно было отнести к категории «предназначены для подготовки к ЕГЭ» (табл. 1), десять из них вошли в настоящий обзор, а четыре оказались недоступными.

Полные описания каждого из десяти изданий можно найти на портале http:// www.school-physics.ru. На этом портале можно также познакомиться с обзорами других электронных изданий: сборниками электронных наглядных пособий и универсальными ЭИ, выпускаемыми разными издательствами. Там же содержится информация о сайтах производителей, наличии в интернете скриншотов, демоверсий изданий и полных открытых версий ЭИ.

Подготовка к ЕГЭ в школе не может превратиться в самоцель. Однако, без сомнения, уровень трудности и форма заданий, используемых в ЕГЭ, нацеливают учителя на использование определенного типа дидактических материалов: тематических сборников заданий в формате ЕГЭ [2, 3], контрольных работ с заданиями в формате ЕГЭ для подведения итогов по конкретной теме и т.п.

Мы полагаем, что ЭИ, предназначенные для подготовки к ЕГЭ, должны быть направлены на использование, прежде всего, на этапах тренинга и контроля знаний. Однако в некоторых ЭИ для подготовки к ЕГЭ, помимо заданий для тренинга и контроля, содержится значительный текстовый материал со справочной информацией по темам курса, иллюстрированный мультимедиа объектами, которые могут использоваться для сопровождения этапа «Объяснение» учебного процесса. Остановимся кратко на характеристике таких объектов изученных ЭИ.

В одних ЭИ материалы для объяснения разбиты на мелкие фрагменты, которые могут вызываться в ходе тренинга (в виде подсказки к заданиям по определенной теме), в других — справочный материал акцентирует внимание на типовых ошибках, допускаемых учащимися при выполнении заданий ЕГЭ, и структурирован соответ


Список электронных изданий по физике для подготовки к ЕГЭ и наличие мультимедиа объектов в их справочных разделах

Название, издатель, год издания

Анимации

Модели

Видео

1.

*Физика. Сдаем ЕГЭ 2010, 1С

54

67

20

2.

**ЕГЭ 2011. Физика. Подготовка к экзамену, КОМПЕТЕНТУМ, 2011

2

5

0

3.

Единый государственный экзамен: Физика / Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0, Просвещение-МЕДИА Интерактивная линия, 2005

Недоступен

4.

Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов 2010. Физика, Новый диск — Новая школа Тригон, 2011

0

0

0

5.

5 баллов. Подготовка к ЕГЭ. Физика, ИДДК-Бизнессофт Тригон, 2007

Недоступен

6.

*Подготовка к ЕГЭ: Физика. 7-11 класс, Равновесие Мультимедиа технологии и дистанционное обучение — TeachPro, 2007

1286

0

0

7.

*Готовимся к ЕГЭ. Физика, Бука, 2011

0

0

0

8.

Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ. Физика, 2011, Бука — Новая школа

Недоступен

9.

**Репетитор по Физике Кирилла и Мефодия, 2011, KhM-NMG, 2011

10

2

8

10.

**Подготовка к ЕГЭ по физике, Дрофа, 2008

16

0

0

11.

Репетитор по физике. ЕГЭ, Акелла, 2007

0

5

0

12.

**Комплекс интерактивных тренажеров по физике для старших классов, часть 1: Механика. Молекулярная физика и термодинамика, ИИТ, 2010

0

127

0

13.

Комплекс интерактивных тренажеров по физике для старших классов, часть 2: Электромагнетизм. Оптика. Микромир, ИИТ, 2010

Недоступен

14.

**1С:Школа. Физика, 10-11 кл.. Подготовка к ЕГЭ. (№ 1 Таблица 2), ЗАО «1С», 2004

44

57

19

* Указаны авторы части материалов ЭИ внутри файла «Над проектом работали» на диске. ** Указаны авторы всех материалов ЭИ внутри файла «Над проектом работали» на диске.

ствующим образом. Текстовый материал, аналогичный текстам полиграфических изданий вряд ли может представлять интерес для уроков. Например, ЭИ № 7 содержит pdf-файл справочного пособия, вышедшего в полиграфическом варианте в издательстве «Тригон» (СПб., 2009). Доля мультимедиа- объектов в справочных разделах ЭИ значительна в ЭИ № 1, 6, 14 (табл. 1).

ЭИ № 6, на наш взгляд, целиком предназначено для этапа «Объяснение». Оно состоит из анимированных лекций и анимирован- ного разбора задач по всему курсу физики, где в ходе объяснения диктора открываются рисунки и текст, содержащий формулы и расчеты (рис. 1). После текстов лекций имеется незначительное число заданий с выбором ответа, проверяющих ознакомление с


текстом лекции. К сожалению, тексты лекций содержат неиспользуемые в школьных учебниках термины, ошибки в визуальном ряде, построены без учета психологических особенностей школьников: основная информация содержится в тексте диктора, не выводящемся на экран, экран пустует по 2 минуты, что делает большинство лекций крайне трудными для восприятия.

ЭИ Nq 1 целиком содержит в себе ЭИ «1С: Репетитор. Физика», издававшееся с 1998 г., и поэтому несет в себе достаточно много мультимедиа объектов вместе со всеми их достоинствами и недостатками. Видеоряд анимаций в ряде случаев не прибавляет ясности в иллюстрируемый текст, дизайн анимаций не соответствует психологическим ожиданиям современных школьников, их качество при полноэкранном режиме просмотра неудовлетворительное. Ряд интерактивных моделей хорошо иллюстрируют понятия, при введении которых у учителя могут возникать трудности. Однако размер окна, в котором прокручивается

модель, мал и оно не может быть открыто на весь экран.

ЭИ № 14, создававшееся по госзаказу, содержит достаточно большое число рисунков и анимаций, выполненных в векторной графике, и видеофрагментов, снятых с достаточно высоким разрешением, поэтому не теряющих качества при раскрытии их на весь экран и пригодных для проецирования на экран через мультимедиа проектор во время объяснения.

ЭИ № 12 включает ряд заданий, которые содержат пошаговые текстовые инструкции или анимации, поясняющие выполнение определенных процедур (построение вектора по координатам, сложение векторов, угловое перемещение, период вращения и т. п.). Они названы в таблице моделями, и их можно использовать на занятиях по введению понятий или обобщающих занятиях (например, типы изопроцессов и характеризующие их уравнения).