Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии в личностно-ориентированном обучении неслышащих детей в системе коррекционного образования»

Гогохия Елена Анатольевна

  Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии в личностно-ориентированном  обучении неслышащих  детей в системе коррекционного образования»

 Актуальность данной темы исходит из необходимости поиска и внедрения новейших методических идей для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении неслышащих учащихся. Одной из этих идей является использование компьютерных технологий при изучении химии на уроках различных типов, во внеклассной работе и т.д.

    Уроки химии в школе неслышащих  являются звеном в системе школьного образования в целом и в коррекционной работе в частности. Образование детей с недостатками развития в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями должно обеспечивать как общее образование соответствующего уровня, так и коррекцию  недостатков развития.

Технология обучения химии в коррекционной школе принимает во внимание 5 условий:

1. Содержание урока и формы подачи материала должны быть доступны  для детей с нарушениями слуха.

2. Применяемые алгоритмы действий должны быть ясными, доступными для каждого ученика.

3. Во время применения технологических единиц учитель принимает ученика таким, какой он есть.

4. Учитель – ученик, ученик – учебник  являются дополняющими друг друга.

5. Системный анализ в ходе занятия или после.

    В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии в коррекционной школе остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно ориентированном характере образования. Одна из задач дифференциации – повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов школьников.

    Проблемы, возникающие в процессе обучения неслышащих, связаны со снижением развития слухоречевой функции обучающихся. Это отрицательно влияет на развитие  ощущения, восприятия, памяти и мышления школьников с проблемами слуха и речи.

    Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у неслышащих особую роль приобретают зрительные  ощущения и восприятия.  

    Зрительный анализатор неслышащего школьника становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. В большинстве случаев зрительные  ощущения и восприятия у таких детей развиты лучше, чем у слышащих детей.

    Использование средств наглядности на уроках обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

• развитие у неслышащих наглядно-образного мышления;

• формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;

• фиксация внимания при усвоении учебного материала;

• развитие познавательного интереса;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;

• наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д.

Использование презентаций на уроках химии

    Одна из задач учителя, который работает в классах неслышащих и слабослышащих, состоит в том, чтобы максимально приблизить материал урока  к пониманию его учащимися. Оптимальный результат даёт работа с презентациями. Деятельность учащихся на уроке резко активизируется. На таких уроках возрастает интерес учащихся к химии, повышается активность учащихся на уроке, ребята лучше усваивают и запоминают новый материал, повышается учебная мотивация. Как следствие, повышается качество обученности. Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. При создании можно использовать данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещать на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.  

image    Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит продуктивным. Например, для формирования умений соотносить формулы веществ и их названия можно использовать игру-тренажер «Химическое лото».

    Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учителей и учащихся.

    Но прежде всего, стоит помнить, что компьютер–лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя.

Литература

1.   Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Изд. «5 за знания»,М.,2008г.-112 с.

2.   Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. Химия в школе,2008, №5

3.   Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок, Часть 4: Альтернативные уроки. Изд. «Учитель»,Ростов-на-Дону, 2007г., 240с.