ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается вопрос о информатизации дошкольного образования
 в условиях введения ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.novitskaya_v.a._oktyabr_2013.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

В МАССОВУЮ ПРАКТИКУ ДЕТСКОГО САДА

Бодягина Ирина Станиславовна

                                                            Детский дом №40

Василеостровского района

Санкт-Петербург

воспитатель

Воспитатель выступает для ребенка

 не столько  носителем некоторого

личного опыта, сколько выразителем

общечеловеческого начала,

полномочного представителя культуры.

 Л.С. Выготский

      В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования.

      На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение качества образования и приведение его в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

      С 1 сентября 2013 года вступил в силу утверждённый Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, впервые разработанный в российской истории, в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  

      В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 

      Руководитель рабочей группы ведущих экспертов в сфере дошкольного образования директора Федерального института развития образования Александр Асмолов высказал свою точку зрения о данном документе: «в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».

      В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем.

      Отсюда ключевой принцип стандарта -поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

      Центральная психодидактическая технология стандарта - это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

      Стандарт дошкольного образования - это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. ФГОС  обеспечивает  государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования и  учитывает: 

-самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

-социокультурное разнообразие детства;

-возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

-потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья; 

-возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

      Образовательные организации дошкольного образования, будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

      Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт должен обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования и включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ;

      Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования.

      Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, а так же эффективное использование её ресурсов.

      Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен  социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного  общества.

      Информатизация - одно из важнейших направлений модернизации системы образования. Навыки в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), наличие информационной и коммуникационной культуры, умение адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий являются непременным требованием, предъявляемым сегодня к каждому участнику образовательного процесса.

      Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность;  и активное использование сети  Интернет  в образовании. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

      Использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

      В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

- повышение эффективности воспитания, образования;

- развитие информационной культуры.

- развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

      При этом первая задача предполагает, что информатизация ДОУ должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного и воспитательного заказа.

      Вторая задача предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности.

      Третья задача  предполагает развитие управления ДОУ в современных условиях; развитие информационные технологии в профессиональной деятельности воспитателей.

      Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

- повышение качества обучения;

- совершенствование научно-методической литературы;

- совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.

- информационная интеграция с вышестоящими органами управления внешней средой.

      Процесс информатизации ДОУ носит поэтапный (многоуровневый) характер, его цели и задачи в немалой степени определяются особенностями конкретного этапа реализации. Так, на первом этапе главной целью должно быть вовлечение в процесс информатизации всех участников учебно-воспитательного процесса. Целесообразно опираться на уже получившие распространение подходы к проведению информатизации, учитывать сложившуюся ситуацию в сфере информатизации данного ДОУ, информационные потребности и степень психологической готовности к проведению информатизации участников учебно-воспитательного процесса.

      К настоящему времени широкое распространение получили два основных подхода к проведению информатизации ДОУ.

      Первый - информатизация ДОУ как предприятия: ДОУ рассматривается как многофункциональной учреждение, значительная часть работы которого строится по законам деятельности обычного предприятия. В этом случае в первую очередь автоматизируется финансово-хозяйственная деятельность: бухгалтерия, материально-технический учет, учет кадров. Такой подход не способствует созданию полноценному информационного образовательного пространства, да и применим он лишь в тех учреждениях, где существует основа для информатизации административно-хозяйственной работы (например, имеется собственная бухгалтерия).

      Основу другого подхода составляет информатизация образовательно-воспитательного процесса, где формирование единого информационного пространства ДОУ осуществляется через информатизацию педагогической деятельности.

Создание полноценного единого информационного пространства ДОУ требует сочетания различных подходов к проведению информатизации с обязательным учетом специфики конкретного ДОУ.

      Процесс информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей:

-готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ - компетентность работников образования);

-изменения на занятиях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение регламентов, процедур, работы ДОУ);

-изменения в методах и организационных формах работы детей, отдельных педагогов и педагогического коллектива ДОУ в целом (распространение ИКТ методов и организационных форм учебной работы).

      В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ:

-информатизация как техническое оснащение ДОУ;

-информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания;

-информатизация управленческой деятельности ДОУ.

Одним из основных направлений информатизации ДОУ является изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Понимание смыслов деятельности, осознанный поиск сведений, постановка целей и задач, организация контактов, деловой процесс, расчет возможностей и рисков - это условия развития ДОУ и, вместе с тем, выражение качества современного образования.

      Информационно-коммуникативные средства обеспечивают новые возможности накопления и трансляции актуальной  информации. В органах управления образования и в ДОУ появляются условия для создания, поддержания и развития интегрированных виртуальных образовательных средств, каждый сегмент которого обеспечивается ресурсами, объединенных интересов к общему предмету педагогов, методистов, ученых, авторов проектных идей и экстернатов, работающих в разных коллективов.

      Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Под информационными образовательными технологиями понимают применение разнообразных современных технических средств хранения, поиска, воспроизводства и передачи информации для достижения педагогических целей, организации образовательного процесса, непосредственно для обучения или для самообразования (компьютер, аудио, кино, видео). Повышению доступности качественного образования могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, также, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

      В течение последних лет ведется совместная работа по информатизации и компьютеризации ДОУ. Созданы федеральные образовательные порталы, большинство ДОУ оснащено компьютерами. Многие общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет. Все больше педагогов осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности.

      Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

С.Г. Вершловский отмечает, что информационные технологии в образовательном процессе содействуют:

-более полному раскрытию интеллектуальных способностей личности;
индивидуализации процесса обучения;

-диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ;

-широкому доступу к справочным, библиографическим, архивным и другим материалам;

-использованию в процессе обучения виртуального социального и профессионального пространства;

-концептуальному мониторингу профессионального состояния с использованием локальных и глобальных сетей, включая Интернет;

-коммуникативности в профессиональной среде на микро и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в сетях.

      Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем.

      Решение задачи подготовки специалистов нового качества, не только овладевших всеми достижениями современной науки и культуры, но и способных к дальнейшему непрерывному самообразованию и исследовательской деятельности, в основе которых в широком смысле лежат методы получения, усвоения, переработки и передачи разнообразной информации, возможно лишь на основе новых методов образования. Их создание и распространение в системе повышения квалификации педагогов позволит выполнить важное условие повышения качества образования – становление информационно-педагогической компетентности педагога-практика.

      Внедрение ИКТ в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как:

-экономия затрат труда и времени;

-информированность о состоянии управляемой системы;

-оперативность принятия управленческих решений;

-адекватность и продуктивность управленческих решений;

-оптимизация и автоматизация информационных процессов;

-интеллектуальный потенциал коллектива.

      Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере деятельности всех участников педагогического процесса.

      Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы работы, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма всех педагогических работников дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. 

       Информатизация образования позволяет всем участникам образовательного процесса безболезненно перейти к выполнению задач, которые ставит перед нами  Федеральный государственный образовательный стандарт.

       Информатизация образования открывает возможность для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов, тем  самым поможет существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

              

Список использованных источников:

1. Статья «О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Опубликована: Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. – Том № 1. Автор:  Федина Нина Владимировна

2. Статья «Информатизация дошкольного образования: повышение квалификации педагогов ДОУ».

Опубликована: Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Оренбург, 21-22 ноября 2007г.). – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С.386-393. Автор: Михеева Е.В.

3. Захаров И.Г. Информационные технологии в образовании /Учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.

4. Фрумин И.Д., Васильев К.Б. Современные тенденции в политике

информатизации образования. Вопросы образования. 3-2005.

5. Информатизация образования: направления, средства, технологии. Пособие для системы повышения квалификации, Под общ. ред. С.И. Маслова, М, МЭИ, 2004.

6. Об информатизации дошкольного образования в России.

 Информационное письмо МО РФ от 25 мая 2001г. № 753/23-16 // Управление ДОУ. 2006. № 7. С. 41-43.