Проект опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе

Солдатенко Ирина Сергеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»

г. СЫКТЫВКАРА

 

 

 

Проектная деятельность по теме

«Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе».

 

(Дополнительное образование)

 

 

 

 

                                                                       Составитель:

                                     Воспитатель: Солдатенко И. С. –

Первая квалификационная категория

 

 

 

Сыктывкар 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое  значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности .

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1.  собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 6 – 7  лет.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

·        Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

·        Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

·        Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

·        Определить эффективность проведенной работы

·        Провести анализ полученных результатов.

Место проведения: МАДОУ «ЦРР – Д/С № 116»

 

Сроки проведения: с 1 октября 2015года по 30 мая 2016 года.

 

Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты.

·        Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

·        Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

·        У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план

 

Месяц

Занятие, цель

материал

Ноябрь

1 неделя

Плавающий апельсин.

Цель: Познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то предмет плавает, если меньше – то тонет.

- глубокая емкость с водой, лучше прозрачная

- несколько апельсинов

2 неделя

Фонтан из бутылки.

Цель: Познакомить детей с понятием давление.

- пластиковая бутылка

- поднос или тазик

- шило

- скотч

- жидкий краситель

- вода

3 неделя

Теплая и холодная вода.

Цель: Познакомить детей с понятием молекула, что теплые молекулы двигаются быстрее холодных.

- две пустые пластиковые двухлитровые бутылки

- две миски

- два воздушных шарика

4 неделя

Летающий геркулес.

Цель: Показать детям, что частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разными – притягиваются.

- миска

- овсяные хлопья

- воздушный шарик

Декабрь

1 неделя

Воздушное давление.

Цель: Показать детям, что чем выше скорости потока воздуха, тем меньше давление внутри него.

- два воздушных шарика

- нитки

-палочка (линейка)

2 неделя

Жужжащий шарик.

Цель: Познакомить детей с таким явлением, как инерция.

- воздушный шарик (можно взять разноцветный, можно прозрачный)

- гайка

3 неделя

Плавающая иголка.

Цель: Познакомить детей с понятием поверхностное натяжение воды.

- салфетка

- иголка (можно взять различные скрепки)

- стакан с водой

- небольшое количество жидкого мыла.

4 неделя

Надуй шарик.

Цель: Познакомить детей как можно получить углекислый газ.

- пустая пластиковая литровая бутылка

- пищевая сода

- воздушный шарик

- столовый уксус

Январь

1 неделя

Водолазный колокол.

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

- глубокая емкость с водой

- кусок бумаги

- стакан

- фломастеры

2 неделя

Лавовая лампа.

Цель: Познакомить детей с тем, что жидкости с разной плотностью не смешиваются.

- бутылка растительного масла

- шипучие таблетки

- жидкий краситель

- вода

- графин

- фонарик

3 неделя

Бумажный мост.

Цель: Познакомить детей с понятием жесткость.

- два стакана

- несколько листиков бумаги

- небольшая миска

- пластилин

- лимон

4 неделя

Свеча-насос.

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием давление.

- миска с небольшим количеством воды

- жидкий краситель

- высокий стакан

- свеча

- зажигалка или спички

Февраль

1 неделя

Окрашиваем цветы.

Цель: показать детям, что цветы впитывают воду, а вместе с ней и питательные вещества.

- белые цветы (хризантемы)

- различные жидкие красители

- высокие стаканы или небольшие прозорачные вазы

2 неделя

Мыльные пузыри в руках.

Цель: Показать детям, как можно держать мыльный пузырь на руке.

- перчатки или варежки

- жидкое мыло

- вода

- стаканчик

- пластиковая трубочка

3 неделя

Марлевое сито.

Цель: Продолжать знакомить детей с таким понятием как поверхностное натяжение воды

- длинный бокал

- кусок марли

- вода

- миска

- стакан

- жидкий краситель

Март

1 неделя

Тяжелая газета.

Цель: Познакомить детей с понятием площадь предметов.

- деревянная линейка

- газета

- стол

2 неделя

Узоры на молоке.

Цель: Продолжать знакомить детей с плотностью.

- молоко

- жидкие красители

- миска

- жидкое мыло

- ватные палочки

3 неделя

Фен и шарик.

Цель: Познакомить детей с понятием пониженное давление.

- фен

- шарик для настольного тенниса

- воздушный шарик

4 неделя

Хэндгам.

Цель: Научить детей делать хэндгам – жвачку для рук.

- белый клей ПВА

- тетраборат натрия на глицерине(в аптеке)

- ложечка

- стаканчик

- пакетик с застежкой

- различные красители.

Апрель

1 неделя

Бумажные цветы.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды

- цветная бумага

- емкость с водой

- ножницы

2 неделя

Невидимые чернила.

Цель: 

- лимон

- молоко

- кисточка

- листок бумаги

- два стакана

- утюг

3 неделя

Шарик-ракета.

Цель: Познакомить детей с действием реактивной тяги.

-веревочка

- воздушный шарик (вытянутой формы)

- трубочка д/коктейлей

- скотч

4 неделя

Движущаяся пленка.

Цель: Продолжать знакомить детей с натяжением жидкости.

- ножницы

- пластиковая папка для бумаг

- жидкое мыло

- емкость с водой

Май

1 неделя

Грузоподъемность.

Цель: Познакомить детей с понятием сила Архимеда.

- глубокая прозрачная миска

- большой кусок пластилина

- фигурки пассажиров

2 неделя

Крышка из бумаги.

Цель: Познакомить детей с понятием давление воздуха.

- стакан с водой

- небольшой лист бумаги

- поднос или миска

- бумажные салфетки

3 неделя

Мыльный вулкан.

Цель: Показать детям химическую реакцию с выделением углекислого газа

- стакан

- жидкое мыло

- столовый уксус

- жидкий краситель

- сода

- бумага или пластилин

- поднос

4 неделя

Этажерка из жидкостей.

Цель: Продолжать знакомить детей с плотностью жидкостей.

- 3 стакана

- жидкое мыло

- вода

- растительное масло

- жидкий краситель