"Права ребёнка" из опыта работы

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной  деятельности на тему: "Право ребенка жить в семье"

Из опыта работы воспитателя: Аванесовой Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной.

Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка.

Содержание занятия ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.

Занятие разработала для детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провела предварительную работу: беседу о социальных документах “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”, читали сказки “Воробьишко” М. Горького, “Золушка Ш. Перро, “Морозко русскую народную сказку, “Кукушка ненецкую сказку с последующим обсуждением, разучивали стихи о семье.

Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее, на котором закреплялись знания детей о семье.

Занятие строила с учетом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребенком и педагогом. Дети свободно выражали свои сведения о семье и о правах.

Для осуществления поставленных задач на занятии использовала следующие методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке “Кукушка”, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.

Применяла следующие приемы:

художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.

Для поддержания активности детей на протяжении всего занятия старалась чередовать статичные виды деятельности с игровой, с практической деятельностью.

В дальнейшем планирую продолжать работу по ознакомлению детей с собственными правами.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Задачи:

  • дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  • совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
  • развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.

Предварительная работа: беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенции ООН о правах ребенка”.

Чтение русской народной сказки “Морозко”, ненецкой сказки “Кукушка”, “Золушка” Ш. Пьеро, “Воробьишко” М. Горького, заучивание стихотворений.

Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке “Кукушка”, листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки.

Ход занятия

(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)

Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)

Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)

- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)

1. “Родительское сердце - в детках”.

2. “Дети не в тягость, а в радость”.

3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!”

(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)

Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.

Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?

(Ответы детей)

 

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.(В конце игры подводится итог)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

(Рассуждения детей)

Чтение загадки:

“Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?” (Кукушка)

(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)

- Ребята, назовите, как называется сказка?

- Почему мама обернулась “кукушкой”?

- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?

- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)

- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.

(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)

(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)

(Стихотворение)

“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”

(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытое развлечение по правовому воспитанию «О правах играя»

Из опыта работы воспитателя: Аванесовой Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование: Книга «Права ребенка», избушка, гимнастические матрасы - тучки, цветы, фонограмма с голосами птиц, жетоны с написанными правами, кукла Буратино.

Ход развлечения:

В групповой комнате стоит избушка кикиморы, покрытая белой тканью, перед ней разложены матрасы, с боку выставлены цветы.

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка» (показывает). Эта книга расскажет вам о правах детей.

Появляется кикимора.

Кикимора. (Забирает книгу). Малы вы еще права изучать. А эту книгу я почитаю.

Кикимора уходит и прячется в свою избушку.

Воспитатель. Ну и кикимора! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? Давайте ее догоним и вернем книгу. Воспитатель указывает на дом, покрытый белой тканью.

Вот за этой снежной горой живет кикимора. Трудно через гору перебраться, но нам помогут волшебные тучки. Садитесь скорее и полетели.

Дети садятся на матрасики — тучки.

Мы полетим очень быстро, закройте глаза, что бы они не слезились от ветра. Взлетаем. Держитесь крепче за тучки. Чувствуйте, как быстро мы летим? Вот уже и гора позади.

Звучит запись голосов птиц. Воспитатель снимет ткань с дома кикиморы.

Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем к лесу. Открываем глаза, приземляемся на поляне. Подходим к дому кикиморы. Постучим?

Появляется кикимора.

Кикимора. Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.

Воспитатель. Ой, кикимора, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.

Кикимора. Хватит разговоры разговаривать, зачем явились?

Воспитатель. Мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас взяла.

Кикимора. Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу, ни каких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья — разбойника, а еще дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессметного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Воспитатель. Как вы думаете ребята. Справедливо ли то о чем говорит кикимора? Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи и в какого вы верите.

Воспитатель раздает жетоны «Права на жизнь»

Так что, кикимора ты не права, верни нам книгу.

Кикимора. Ой, ой! Умные какие! Ну—ка, ну—ка, первый подойди ко мне.

Воспитатель. Почему ты так странно обращаешься к детям. У них есть имена, у каждого свое.

Кикимора. Имена? А зачем? Зачем детям давать имена, они ведь все одинаковые, все маленькие обойдутся номерами.

Воспитатель. Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это кикиморе.

Дети отвечают.

Ну что кикимора. Убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?

Воспитатель раздает жетоны «право на имя»

Ребенок рассказывает стихотворение.

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит!

Кикимора. Ну, хорошо, признаю теперь за вами это право.

Воспитатель. Тогда давайте представимся кикиморе. А эхо нам поможет.

Игра «Эхо». Дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена.

Кикимора. Теперь верни нам, пожалуйста, книгу, что бы мы познакомились с другими правами детей.

Кикимора. Верну если у кого—нибудь из вас мама в библиотеке работает.

Воспитатель. Это почему?

Кикимора. Потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей. В домах только могут жить дети строителей, а лечится — только дети врачей.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала кикимора?

Дети отвечают.

Кикимора отдает книгу. И уходит в сою избушку.

Мне почему-то стало жалко кикимору. Может она потому плохое поступки совершает, что ее ни кто не любит, ни кто о ней не заботится. Ведь все имеют права на любовь и заботу. Это право имеете и все вы.

Воспитатель раздает жетоны «Право на любовь и заботу».

Дети читают стихи.

Мама ведь у нас одна,

Лучше всех у нас она.

Как прекрасно жить на свете,

Когда рядом с мамой дети!

Коли ребенку жизнь дана,

протекать должна она.

С папою и мамою,

Милой, доброй самою.

Кикимору даже никто с днем рождением не поздравил. Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей.

Собирают цветы. Стучатся в дверь.

Кикимора выходит, дети поздравляют ее с днем рождения и дарят цветы.

Кикимора благодарит.

Дети прощаются, возвращаются на тучках в детский сад.

Дети садятся на стулья. И воспитатель раздает жетоны

«Право на жилье».

Пусть дети живут,

Смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка,

Будет теплый, светлый дом.

Воспитатель раздает жетон «Право на лечение»

Если заболело ухо,

Ели в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь

Ведь тебе поможет врач.

У Наташи кашель,

И головка горяча.

Мама вызвала Наташе,

Утром детского врача.

В группу входит Буратино и приносит письмо. В письме написано «Здравствуйте дети! Чтобы вырасти умными, и найти хорошую работу, вам необходимо учиться. В «Конвенции о правах ребенка», записано, что каждый ребенок имеет право на образование.

• «Красна птица пером, а человек умом»

• «Не говори, чему учился, а говори, что узнал».

• «Наука — светильник ума»».

Буратино прощается с детьми.

Воспитатель. Понравилось вам путешествие? А что вам больше всего понравилось? О каких правах вы сегодня узнали?