Публичное представление педагогического опыта

Гурьянова Татьяна Викторовна

Представляю вашему вниманию Публичное представление моего педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_izo.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта

учителя изобразительного искусства

МБОУ «Ардатовская станционная ООШ»

Гурьяновой Татьяны Викторовны

Педагогическая проблема:

 «Формирование навыков и художественного вкуса

в изобразительном искусстве»

1. Актуальность и перспективность опыта. Школа сегодня, как и во все времена, призвана нести ученикам свет знания, обучать и воспитывать. Однако реальность, в которой живут ученики, кардинально отличается от условий, в которых взрослели поколения их родителей: изменились скорость жизни, информационная среда, количество и качество источников информации. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые  способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений. Проработав в образовании более двадцати лет, я пришла к глубокому убеждению, что мой урок только тогда принесёт практическую пользу ученику, когда окажется содержательным, наглядным, плотным, современным как с точки зрения отбора материала, так и с точки зрения способов его подачи. В этом случае я не просто передам ученикам некоторое количество знаний, но разовью в них способность мыслить логически, аналитически, доказательно, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь ребёнку добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение современных образовательных технологий и актуально, и перспективно, поскольку:

усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

расширяет возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,

А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире.

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства. Изобразительное искусство в школе особенный предмет. ИКТ не могут заменить творчество учащихся. Вместе с тем данный предмет несёт в себе значительный потенциал для использования ИКТ. Уроки изобразительного искусства с применением компьютерной поддержки развивают творческие способности и эстетический вкус учеников.

2. Условия формирования опыта.     В школе возросло количество единиц современной техники, и стало очевидно, что учитель, действующий  в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Поэтому для меня естественным было изучение информационно-коммуникативных технологий и системное внедрение их в преподавание изобразительного искусства. Изучение методической литературы, опыта коллег позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения. Существенную методическую помощь оказали курсы переподготовки в ГОУД ПО (ПК) С «МРИО»: что позволило систематизировать знания, расставить приоритеты, обратить внимание на действенные, эффективные технологии. С 12 января по 28 октября 2015 года, в объёме  108 часов я прошла курсы повышения квалификации: «Новые технологии в преподавании предметов образовательной области «Искусство» в условиях перехода на  ФГОС»  

3. Теоретическая база опыта.

В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:

все учебники изобразительного искусства входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год

в своей работе руководствуюсь программой, разработанной под руководством Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и учебно-методическими комплектами, которые ориентированы на эту программу.

Кроме того, в основу педагогического опыта положены также возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст). Знание возрастной психологии помогает реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. Учитывая, что успехи в учении являются важным источником формирования самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте, я осознанно создаю на своих уроках атмосферу общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. В этом помогают мне технология проблемного диалога, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии.

4. Технология опыта.

За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным. Применение интерактивных технологий позволяет мне эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу. Интерактивная доска вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, позволяет использовать различные стили обучения.

При изучении нового материала использую технологию проблемного диалога. Создавая проблемную ситуацию, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, он верит в свои силы. Каждый ребенок - личность, со своими способностями и характером, я принимаю его таким, какой он есть.

В течение последних лет осваиваю и применяю на практике технологию оценивания учебных успехов. Основные задачи этой технологии: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые развивают у учащихся осознанность в ведении здорового образа жизни.

5. Анализ результативности опыта.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств ученика; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.

Последние 3 года в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по изобразительному искусству и искусству в среднем составляет – 95%; обученность по предмету составляет 100 %.

Эффективность работы подтверждается результатами конкурсов

Победы и призовые места —

-Победитель Коллектив (уч-ся 7 кл) в районном конкурсе детского рисунка, посвященного празднику Весны и Труда! (2013г)

-III место Бурханова Ольга в районном конкурсе «Страна БезОпасности» (2013 г)

-Победитель Бурханова О., Кузьмина М. в районном конкурсе цветов и цветочных композиций «Осенний букет», посвящённом ко Дню района (2016г)

–III место в районном конкурсе рисунков «Будет солнце всегда!», посвящённого 71-летию Победы в  Великой Отечественной войне (2016 г)

–I место Тарасов Олег в Рождественском конкурсе «Светлый праздник» (2017г)

А так же ряд других конкурсных программ, которые были оценены по достоинству- на школьном, муниципальном и районом уровнях.

6. Трудоёмкость опыта.

Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно- развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.

7. Адресность опыта.

Я считаю, что мой опыт формирования навыков и художественного вкуса в изобразительном искусстве должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти навыки в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому широко делюсь своим накопленным опытом с коллегами, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей изобразительного искусства, научно-практических семинарах и конференциях, даю открытые уроки для учителей, принимаю участие в работе вебинаров. Мои работы представлены в сети Интернет: на всероссийском Интернет-портале «Про школу», «ИНФОУРОК», «Мультиурок» размещены мои разработки уроков, презентации по изобразительному искусству. В 2014г. участвовала в муниципальном конкурсе «Учитель года»,  в 2010г участвовала в  Межрегиональном фестивале декоративно-прикладного творчества «Параскева - рукодельница» конкурс национального сувенира и во многих других конкурсах.

               

            8.  Библиографический список

1. Л.А. Неменскя «Изобразительное искусство 6 класс» М,2010год.

2. Г.Я Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.Я. Поровская «Изобразительное искусство 5 класс»,

М. 2008 од.

3. Г.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.Я Поровская «Изобразительное искусство 7 класс»,

М. 2009 год.

4. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавании в

начальной школе» М. 1993 год.

5. Л.А. Неменская «Каждый народ - художник» М.2002 год.

6. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» М. 2004 год.

7. Г.В. Беда «Живопись» М.1986 год.

8. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» М.1982 год.

9. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» М.1982 год.

10. Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»

М.1984 год.

11. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев «Изобразительное искусство 5 класс» Д.2009 год.

12. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Изобразительное искусство 6 класс» Д.

2010 год.

13. В.С Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» Д.

1997 год.

14. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» Д.

1997 год.

Занятия по изобразительному искусству 

раздел «Декор - человек, общество, время»,

тема: «Роль пейзажа в жизни человека» 2 часа.

Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках раскрывается представление о мире. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера. Природа нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор - величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их тёмные силуэты, ярко освещённые солнцем.

Можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал, окружённых бесконечным морем, то тихим, то бурным. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже жёлто - серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

Самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, знает свои места, как родного человека. И очень многое, что не заметит и не поймёт путешественник, известно тому, кто здесь живёт и трудится, где случаются его печали и радости. Наша страна Россия большая, и природа на её территории сильно меняется. Через всю страну текут большие полноводные реки. К ним приносят свои струи извилистые живописные речки.

Сумрачный лес то подступает к воде, то отступает, открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами. Светлой лентой вьются дороги. По их сторонам пологие, округлые перекаты. Это поля, и они разноцветные: одно с голубизной, другое мягко золотится, с синими васильками по обочинам.

А любимые прозрачные берёзовые рощи: всех радует их светлая зелень в солнечных бликах! Всюду ты увидишь округлость линий, мягкость контуров и особенное богатство красок - неярких, но разнообразных по оттенкам. Наша природа - красавица часто меняет наряды. Мы видим природу то летней, то зимней. Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с почти розовой по цвету согретой земли. Вслед за золотой осенью приходит радость пушистого белого снега. О красоте природы поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники.

Ставится задача: знакомство с пейзажем русских художников, определение роли пейзажа в жизни человека, знакомство с выразительными возможностями.

Цель: совершенствовать и закреплять навыки пространственного положения, освещённости цвета предметов, познакомиться с жизнью и творчеством русских художников.

На первом уроке от учащихся требуется:

самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы «Люблю тебя, мой край родной». «Осень».

по ходу работы задаются вопросы - какой образ родной природы тебе представляется особенно ярко?

Что будет главным в твоей картине: река?

Тёмный лес? Перекаты полей? А какое будет небо? Художники считают, что правильнее говорить: «Напиши красками». «Живопись» значит «живое письмо». Живое оно в ощущениях художника и зрителя, потому что краски, смешиваясь на картине, передают как бы дыхание жизни и красоты мира. В работе учитель предлагает смешанную технику.

Прокрыть фон - цвет неба и земли гуашью.

По цветному фону работаем новым приёмом, с использованием ватных палочек, методом тычка.

С помощью законов светотени передаём воздушную перспективу.

На уроке совершенствуются умения применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями новых композиционных закономерностей, симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся.

Занятия по изобразительному искусству (продолжение) тема: «Роль пейзажа в жизни человека» ребята продолжают знакомство с творчеством художников, изучают средства художественной выразительности, которые те используют, совершенствуя умение детей узнавать творческий стиль этих художников.

На уроке предлагается: составить композицию «Зимняя сказка», где могут учащиеся использовать новые приёмы выполнения в работе (акварель, техника «ала - прима» по сырому листу, лессировка).

Можно писать сразу кистью. Не бойся, если ошибёшься. Смешивай краски прямо в изображении. Тогда можно фантазировать, дополняя и уточняя по ходу работы.

Занятия по изобразительному искусству в 6 классе в 3 четверти отводится целый раздел по изучению жанра изобразительного искусства пейзаж по теме: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» в количестве 9 часов.

Предлагаются темы: «Жанры в изобразительном искусстве», « Изображение пространства», « Правила линейной и воздушной перспективы, «Пейзаж - большой мир». «Организация изображаемого пространства», «Пейзаж - настроение.

Природа и художник», «Пейзаж в графике», «Городской пейзаж», «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».

На данных уроках я ставлю определённые цели: продолжаю расширять знания о жанре «Пейзаж», знакомлю с различными приёмами в живописи, графике, используя различный художественный материал, учу строить пейзаж в фронтальной перспективе (с одной и двумя точками схода), передавая многоплановость изображения, развиваю наблюдательность в передаче как крупных, так и мелких элементов, объектов в природе,

продолжаю знакомство с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества, стараемся рассмотреть жанр пейзажа в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образ человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя контрастного жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.

«Пейзаж - большой мир». Он рассматривается как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удалённость от зрителя.

Организация перспективного пространства в картине и его образный смысл. Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки».

«Пейзаж - настроение. Природа и художник». Пейзаж - настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже - настроении. Задание: создание пейзажа - настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния весны, разноцветье и ароматы лета.

 «Городской пейзаж». Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны наброски с натуры предварительные. Задание: создание графической композиции «Мой город»

«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл». Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно - выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства - труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Смешанная техника (акварель, цветной карандаш), гуашь, акварель.

Задание: выполни графический или живописный пейзаж в технике монотипии. Покрой влажной и густой краской лист бумаги (или пластмассовую дощечку), положи на него ещё лист бумаги и нарисуй на нём сверху карандашом линейный рисунок. Затем прогладь его пальцами или боком ладони там, где это имеет смысл, с разной силой нажима. Теперь аккуратно сними листок с отпечатком пейзажа. Эта техника требует умения экспериментировать

Тема урока: «Пейзаж в жизни человека»

Цель урока: рассказать о значении пейзажа в жизни людей, о средствах выразительности, основы языка; воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; укреплять межпредметные связи (литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство, история)

Задачи:

Образовательная: расширять знания учащихся о жанре изобразительного искусства - пейзаж; познакомить с отдельными произведениями живописи; дать понятие о линейной и воздушной перспективы, колорита, степени холодности и теплоты оттенков;

учить умению использовать многоплановость изображения;

Развивающая: развивать технику работы цветным материалом, творческую познавательную активность; совершенствовать умения и навыки; умение анализировать своё творчество с помощью исследования;

Воспитательная: воспитывать духовно - нравственное отношение к миру, любовь к искусству, художественный вкус, собственное отношение к жанру.

Оборудование:

Для учителя: компьютер - презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакат с перспективой, последовательность выполнения рисунка.

Для учащихся: формат А3, акварель, гуашь.

План - конспект урока

Время этапа

Ход урока

Этапы

Организация урока.

Сообщение темы урока

«Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски я стремлюсь подметить

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота» И. Бунин

Так поэтично и образно определил поэт тему

нашего урока. Сегодня вы продолжаете знакомство с жанром изобразительного искусства - «пейзажем», узнаете о значении пейзажа в жизни человека, познакомитесь с теоретическими основами живописи, и попробуйте посредством художественного языка рассказать о красоте родного края, выразить своё отношение к нему

Повторение пройденного материала.

- Ребята, напомните мне, а что такое пейзаж?

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Пейзаж - французское слово, которое обозначает изображение природной среды. ---- Давайте подумаем, какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа.

- А как зовут художника, который пишет пейзажи -

Существует много видов пейзажа, таких как:

сельский, городской, парковый, марина, индустриальный, героический, декоративный, лирический, исторический, романтический, космический, эпический.

Изучение нового материала с просмотром презентации.

Сегодня мы с вами рассмотрим три вида пейзажа: городской, сельский, парковый. На основе изучения материала будет доказано, какую роль играет пейзаж в жизни человека.

Покажите на доске где, какой находится.

Пейзаж можно рисовать с натуры, выехав на природу, а можно придумать самому. При этом можно воспользоваться акварелью или гуашью, так как они ближе всего помогут передать цветовую гамму.

Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий. Таким образом, рисовать можно:

1.Зимние, летние, осенние, вечерние, ночные пейзажи.

2.Утренние, дневные, вечерние, ночные.

3. Солнечные, дождливые, туманные, снежные.

5.Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке вам предстоит нарисовать свой любимый уголок природы. Пейзаж на тему «Край, в котором ты живёшь», какой сюжет можно подобрать для этого рисунка?

Объяснение теоретических знаний.

1.Линейная перспектива

2.Ближе - больше, дальше - меньше.

3.Цветовой контраст.

7. Практическая работа учащихся.

8.Итог урока.

В завершение беседы подведём итог. Пейзаж играет огромную роль в жизни человека. Да, действительно, пейзаж, показывающий красоту родного края, родной природы. Как нельзя лучше раскрывает тему.

Расширьте горизонты своего воображения и через пейзаж выразите своё отношение к родному краю. Но для того, чтобы вы смогли передать в рисунке свои идеи, чувства, необходимо знать особый художественный язык.

Мотивация

Фактический материал на повторение

Задание на решение проблем

(родная природа: лес, поле, озеро и т.д.)

Море - морской, подводный мир,

Горы - горный пейзажист

Космос - космический пейзаж,

Фантастика, сказка - выдуманный, сказочный пейзаж.

Гипотеза

Демонстрация произведений.

Выбор определённого вида искусств.

Подтверждение гипотезы.

Выставка работ учащихся

Оказывается, есть много прекрасных уголков в нашем городе. В лучших работах вам удалось передать свои чувства, своё отношение изображаемому. Наш край в ваших рисунках удивителен. Где - то проглядывается печаль, состояние души с помощью цвета, композиционного настроения картины. А этим и определяется ценность любого произведения искусства

Рефлексия

Тема урока: «Выразительные возможности изобразительного искусства»

Цель урока: через презентацию на повторение пройденного материала - создать пейзаж - передать утреннее или вечернее состояние природы, с помощью выразительных средств художественного материала.

Задачи:

Образовательная:

- через обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках, учимся выделять выразительные возможности пейзажа;

- проводить исследование художественного творчества и делать выводы.

Развивающая:

- развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «Пейзаж», живописному искусству - как к одному из самых выразительных возможностей; совершенствовать умения и навыки; владеть живописными приёмами; умение анализировать своё творчество с помощью исследования.

Воспитательная:

- формировать у учащихся эмоционально - ценностное восприятие произведение изобразительного искусства через историю развития жанра «Пейзаж»;

- воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающему миру, собственное отношение к данному жанру.

Оборудование:

Для учителя: компьютер - презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакат с перспективой, последовательность выполнения рисунка.

Для учащихся: формат А3, акварель, гуашь.

План - конспект урока

Время этапа

Ход урока

Этапы

Организация урока.

Учитель объявляет тему урока «Выразительные возможности пейзажа». Сегодня на уроке вам предлагается нарисовать пейзаж, тот, который был вам ближе по вашему настроению, впечатлению, а также постарайтесь выразить в творчестве свои эмоции и чувства.

- И в этом художнику помогают выразительные возможности.

- Какие выразительные возможности вы знаете?

(цвет, графика, свето - тень, объём - с помощью цвета - примерные ответы)

- задание: выделить и записать выразительные средства изобразительного языка, которые помогают раскрыть художнику задуманный образ.

- Что же такое выразительные возможности?

- Попробуйте дать им определение

- Просмотр презентации с комментированием преподавателя.

Презентация составлена на повторение пройденного материала и является обобщением в изучении раздела «Человек и пространство. Пейзаж».

- После просмотра учащиеся называют множество выразительных возможностей пейзажа, которые можно разделить:

Композиционные

Выделение главного

Цветовые

Выражение чувств цветом

Графические

Штрих, пятно, линия- выражают характер задуманного

Компьютерно- графические

Пятно, линия, непосредственность в работе

Реалистическое выполнение

Объём, свето-тень, градация цвета, пятна, линий

Абстракция

Выражение чувств, с помощью цвета, пятна, линий

Декоративное решение

Стилизация с помощью пятна, линий, декоративности

- По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника плюс идея и творчество, то есть всё то, что делает произведение выразительным, чувственным, загадочным, жизненным, прекрасным, фантастичным.

- Поиски выразительных возможностей путём исследования.

- Прежде чем выполнить какое - либо произведение, художник занимается поиском, то есть исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя от его идей, он выполняет множество зарисовок, набросков, этюдов в графике и в цвете, ищет наиболее выразительные средства.

- На прошлых занятиях рассматривались пейзажи в разных техниках.

- Выбор учащихся: пейзаж в смешанной технике или работа по влажной поверхности. Один и тот же пейзаж каждый художник одевает по - своему, придумывает свои приёмы исполнения, свой замысел, передаёт свои эмоции, настроение.

- И во всём этом, большую роль играет его фантазия и творческое воображение.

- На данном уроке решили проверить путём исследования - насколько богата фантазия человека.

Практическая работа:

- 1 ряд выполняет пейзаж в акварели - индивидуальная работа (по - сырому, лессировка).

- 2 ряд пейзаж гуашью.

- 3 ряд пейзаж в смешанной технике (акварель, пастель).

- Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнение самых разных, необычных, творческих работ.

Мотивация

Задание на решение проблем.

Фактический материал на повторение

Мотивация на исследовательскую деятельность.

Демонстрация произведений.

Гипотеза.

Организация индивидуальной работы в группах по способностям.

Подтверждение гипотезы.

- Можно ли считать фантазию и творческое воображение «Выразительными возможностями?»

Рефлексия

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе,

по программе Б.М. Неменского, 4 четверть, раздел «Поэзия повседневности»

Тема урока: «Поэзия повседневной жизни в искусстве - Декоративный пейзаж»

Цель урока: расширять знания учащихся о декоративном пейзаже в графике, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм окружающего мира, изменчивостью природы в зависимости от освещения;

- учить находить красоту природы в разных её состояниях;

-совершенствовать технику работы графическими материалами: простым карандашом, углём, тушью;

-находить правильное композиционное решение при заполнении пространства.

Задачи:

Образовательные

- Через обобщение знаний предыдущих уроков, учимся выделять выразительные возможности пейзажа.

- Проводить исследование художественного творчества и делать выводы.

Развивающие:

- Развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «Пейзаж», к графическому искусству;

- совершенствовать умения и навыки; владеть графическими навыками; умение анализировать своё творчество с помощью исследования.

Воспитательные:

- Формировать у учащихся эмоционально - ценностное восприятие произведения изобразительного искусства через развитие жанра «пейзаж»; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история)

Оборудование:

Для учителя: компьютер - презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакаты для образцов с перспективой.

Для учащихся: бумага ФА3, тушь, перо, ручка с чёрной пастой, маркер чёрный или фломастер.

План - конспекта урока

Время этапа

Ход урока

Этапы организации урока.

Организационный момент.

Повторение изученного материала. Послушайте поэтические зарисовки и скажите, к какому жанру живописи вы их отнесёте.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман неподвижно белеет. И. Бунин.

Ученики -

Это пейзажная лирика. Какие виды пейзажей вы ещё знаете?

Ученики-

- На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве? Как ты объяснишь разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения?

- Какие пейзажные мотивы ты можешь назвать?

На представленных репродукциях - мотив реки.

- Как ты воспринимаешь содержание этих замечательных картин русских художников?

- А здесь зарубежных художников? Как по -разному раскрывают они своё понимание красоты и величия природы?

Самый распространённый вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художник делает постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером или углём, разнообразные по мотивам и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания завершённых произведений. Но и сами эти наброски, выполненные мастерами, очень ценны. Подвижные. Росчерковые линии передают непосредственность впечатлений и неповторимость переживаний художника - автора.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца 15 века появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей. Мастера - гравёры всё большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха - графической разработанности и орнаментальности изображения.

Со временем самостоятельное значение графики только возрастало. В графике линии и разнообразный штрих постоянно сопутствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры. Их ритмические построения позволяют создавать бесконечное разнообразие графических образов. Так стал развиваться декоративный пейзаж.

Рисунки, сделанные карандашом, тушью, углём, сангиной, - всё это графика.

Вспоминаем виды графики.

Декоративный пейзаж это - прежде всего творчество и фантазия художника.

- По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника, плюс идея и творчество, то есть всё то, что делает произведение выразительным, чувственным, жизненным, прекрасным, фантастичным.

- Поиски выразительных возможностей путём исследования.

-Прежде чем выполнить какое - либо произведение художник занимается поиском, то есть исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя от замысла и идей он выполняет зарисовки, зарисовки, в графике, ищет наиболее выразительные средства.

-Выбор учащихся: пейзаж декоративный, чёрный фломастер, чёрный гель.

-На данном уроке решили проверить путём исследования - насколько богата фантазия человека.

Практическая работа.

Итог, вывод.

- Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнение творческих работ.

-Можно ли считать фантазию и творческое воображение «выразительными возможностями»

Фактический материал на повторение

-Лирический

-Поэтический, романтический, эпический

Задание на решение проблемы

30

Мотивация

Офорт, ксилография, линогравюра, литография

В пример В.М. Конашевич. Дуб. Гравюра. Россия 20 век.

Мотивация на исследовательскую деятельность.

Выбор материала.

Организация индивидуальной работы

Подтверждение гипотезы

Рефлексия