Рабочие программы

Кохан Марина Петровна

   Рабочие программы 2-3 класс,    литературному чтению,русскому языку,математике,окружающему миру,   разработаны на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 240с)   -  Проект  «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД, утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________2016  г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы________Е.Е. Лисовол

Приказ №____ от «____»_________2016г.

 

Рабочая программа

по литературному чтению

2  класс

Кохан М.П.,  учитель начальных классов

п.Карповский, 2016

Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы

Рабочая программа по  литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), и на основе авторской программы по учебным предметам 1-4 классы в 2 частях, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, М.: Академкнига/Учебник, 2012 год. -  Проект  «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД, утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г.)

Общие цели учебного предмета

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф – это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка – это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка – способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка – древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого – в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

• Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

• Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, – главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения – это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» – понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения – древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста – древнейший способ воспринимать мир в оппозициях. Любой художественный прием – в силу присущей его природе двуплановости – является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы – это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

• На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала – на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком – языком литературы или языком живописи (графики); потом – на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.

• Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

• Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

• Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС – далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА – далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

• Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал содержательность  тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

• На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

   Описание места учебного предмета, курса в учебном плане  

        В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет  «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 448  часов. Общий объём учебного времени во 2 классе составляет 136 часов.

Формы и методы текущего контроля

На уроках литературного чтения во 2 классе учителем осуществляются следующие виды контроля: текущий контроль в виде устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа; письменных работ: описание героя, работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением; тематический контроль после изучения определенной темы в устной или письменной форме; итоговый контроль при выполнении итоговой комплексной работы. С учетом современных требований к оценочной системе в начальной школе вводится балльная система цифровых оценок (отметок).

Формы текущего контроля

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы,

описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку".

Критерии отметки устных ответов

Чтение наизусть

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно; соблюдает логические ударения и паузы;

«4» - хорошо

знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и самостоятельно исправляет допущенные неточности).

«3» -

удовлетворительно

воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

«2» - плохо

при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения, нарушает последовательность.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • правильная постановка логического ударения;
  • соблюдение пауз;
  • правильный выбор темпа;
  • соблюдение нужной интонации;
  • безошибочное чтение

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

выполнены правильно все требования

«4» - хорошо

не соблюдены 1-2 требования

«3» -

удовлетворительно

допущены ошибки по трем требованиям

«2» - плохо

допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

своевременно начинать читать свои слова;

  • подбирать правильную интонацию;
  • читать безошибочно;
  • читать выразительно.

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

выполнены правильно все требования

«4» - хорошо

не соблюдено одно требование

«3» -

удовлетворительно

допущены ошибки по двум требованиям

«2» - плохо

допущены ошибки по трем требованиям

пересказ

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков

«4» - хорошо

допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

«3» -

удовлетворительно

пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки

«2» - плохо

не может передать содержание прочитанного

Нормы скорости чтения 1-4 класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту

на2 - менее 15 (25)слов в минуту на 3 ->15-19 (25-34) слов на4 -> 20-24 (35-40) слова на5 -> от 25 (41) слов

на2 ->менее25 (40)слов в минуту на 3 ->25-29 (40-48) слов на4 -> 30-34 (49-54) слова на5 -> от 35 (55) слов

на2 -> менее40 (50)слов в минуту на 3 ->40-44 (50-58) слова на4 -> 45-49(59-64) слов на5 -> от50 (65) слов

на2 ->менее40 (55)слов в минуту на 3 ->40-49 (55-64) слов на4 -> 50-59 (65-69) слов на5 ->от60 (70) слов

на2 ->менее65 (70)слов в минуту на 3 ->65-69 (70-79) слов на4 -> 70-74 (80-84) слова на5 -> от75(85) слов

на2 ->менее65 (85)слов в минуту на 3 ->65-74 (85-99) слова на4 -> 75-84 (100-114) слова на5 -> от85 (115) слов

на2 ->менее70 (100)слов в минуту на 3 ->70-88 (100-115) слов на4 -> 89-94 (116-124) слова на5 -> от95 (125) слов

* Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы. ◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.

Критерии оценивания метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе итоговых проверочных работ по предмету или в ходе комплексной работы на межпредметной основе, в оценивании проектных работ, выполненных учащимися. Оценивается (в баллах) сформированность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Уровень сформированности метопредметных результатов

Коэффициент успешности (в %)

Количество учащихся  соответствующих каждому уровню в %

Высокий

90-100 % (выполняет режим учебной деятельности, самостоятельно определяет цель и соответствующий ей результат деятельности, вносит корректировку в деятельность в соответствии с изменяющимися условиями этой деятельности, успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом, способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию, может дать объективную оценку результату своей работы)

Кол-во уч-ся на высокий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100

Средний

89-50 % (имеет незначительные нарушения режима учебной деятельности, самостоятельно планирует деятельность, но не способен мобильно реагировать на ее изменившиеся условия, испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом)

Кол-во уч-ся на средний уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100

Низкий

Ниже 50 % (не соблюдает большинство режимных моментов, испытывает трудности при определении цели учебной и внеучебной деятельности, при взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы)

Кол-во уч-ся на низкий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100

УМК

 Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 2 класс: учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

Малаховская, О. В. Литературное чтение: 2 класс: хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

Малаховская, О. В. Литературное чтение: 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2016.

Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Планируемые результаты образования

 Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

  • читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
  • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
  • слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
  • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
  • называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
  • анализировать смысл названия произведения;
  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
  • писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  • пересказывать текст небольшого объёма;
  • использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
  • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

  • различать сказку о животных и волшебную сказку;
  • определять особенности волшебной сказки;
  • различать сказку и рассказ;
  • уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
  • обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
  •  понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
  • обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

  •  понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

   читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

  •  эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.                                          
  • Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
  • читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
  • устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий

Обучающие научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  •  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:                                                                                                                                                                                                                                        В рамках коммуникации как сотрудничества:                                                                                                                                                                           работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы выполнять работу по цепочке.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Тематическое поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Раздел 1.  В гостях у Ученого Кота  15ч.

1

 Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья.»

1

2

Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья.»

1

3

Авторская сказка А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»

1

4

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

5

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

6

Русские народные сказки о животных «Петушок - золотой гребешок». Анализ структуры сказки

1

7

Сравнительный анализ русских народных сказок о животных. Сказки «Лисичка - сестричка» и «Кот и лиса»

1

8

Зарубежные сказки о животных. Дж. Харрис. Братец Лис и Братец Кролик

1

9

Характеристика главных героев сказки. Дж. Харрис. Почему у Братца Опоссума голый хвост

1

10

Китайская волшебная сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали». Приметы волшебной сказки

1

11

Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»

1

12

Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо»

1

13

Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

1

14

Современные поэтические тексты. И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом»

1

15

Жанр произведения. Г. Лагздынь  Утренняя  кричалка». Поход в «Музейный дом»

1

Раздел 2. В гостях у Незнайки  11 ч

16

Выдумка и фантазия в произведении Н. Носова «Фантазеры»

1

17-18

Характеристика героя в произведении Н. Носова «Фантазеры»

2

19

Детские игры и небылицы.«Фантастический язык».Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1

20

Анализ поступков главного героя. Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши».

1

21

Анализ поступков главного героя. Э. Мошковская «Если грачи закричали»

1

22-24

Сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки.

 Б. Окуджава «Прелестные приключения»  

3

25-26

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения Д. Биссета «Хочешь, хочешь, хочешь»

2

Раздел 3.В гостях у Барсука  21 ч.

27

Секреты чайного домика. Исса. Хокку

1

28

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. С. Козлов «Ежик в тумане»

1

29

Иллюстрация в книге и ее роль С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц»

1

30-31

 Различие жанров произведений. Японская сказка «Барсук- любитель стихов

2

32

 Сравнение героев японских сказок. Японская сказка «Луна на ветке»

1

33

Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

1

34

Иллюстрация в книге и ее роль. С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

1

35

Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге.

1

36

Иллюстрация в книге и ее роль. Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Веницианова «Жнецы»

1

37

Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле»

 1

38

Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний. В. Драгунский « Что я люблю».

1

39

Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»

1

40

Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний. В. Драгунский «Что любит Мишка»

1

41

Анализ поведения героя произведенияС. Махотина  «Груша».

1

41

Анализ поведения героя произведенияС. Махотина  «Груша».

1

42

Характеристика героя М.Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»

43-45

Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь». Богатство настоящее и ненастоящее

3

46-47

 «О настоящем и ненастоящем богатстве». В. Драгунский«Гусиное горло»

2

Раздел 4.В гостях у Ёжика и Медвежонка  11 ч

48

Различие позиций автора и героя стихотворения. И. Тургенев «Воробей».М. Карем «Ослик»

1

49

Различие позиций автора и героя стихотворения. М. Бородицкая «Котенок».Э. Мошковская «Кому хорошо»

1

50

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. В. Драгунский «Друг детства»

1

51

Грань между выдумкой и обманомВ. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья и летал»

1

52-53

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Л. Толстой «Прыжок»

2

54-55

Характеристика героя произведения Л. Толстого «Акула»

2

56

Характеристика героя- рассказчика.Э. Мошковская «Если такой закат».

1

57

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация П. Брейгеля «Охотники на снегу»

1

58

Обобщение по теме«В гостях у Ёжика и Медвежонка»

1

Раздел 5. Точка зрения 36 ч

59

    Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!». Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо

1

60

Поход в «Музейный дом». ИллюстрацияГога «Церковь в Овере».Махотин «Фотограф»

 1

61

Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный».И. Пивоварова «Картина».

 1

62

Анализ состояния главного героя.  О. Дриз «Игра»

1

63

С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно». Сила воображения.

1

64

Сила воображения.  О Дриз «Стеклышки».

1

65

Лирический герой произведения М. Бородицкой «Лесное болотце»

  1

66

  Точка зрения.В. Берестов «Картинки в лужах».

1

67

Точка зрения. А. Ахундова «Окно»

1

68

Точка зрения. А. Усачев «Бинокль»

1

69

Тема, идея произведения.Т. Белозерова «Хомяк».М. Яснов «Хомячок»

1

70

Точка зрения. Художественные образы. Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

1

71

Характеристика героя. Е. Чеповецкий «В тихой речке».

1

72

Характеристика героя. А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»

1

73

Характеристика героя. М. Бородицкая «Вот такой воробей». С. Махотин «Местный кот»

1

74

Сравнительный анализ  произведения.М. Бородицкая «Булочная песенка».

1

75

Переживания героев стихотворения. П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачев «Эх!»

76

Разные точки зрения на один и тот же предмет. Г. Сапгир «У прохожих на виду».

1

77

Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж». О. Ургузов «Сухопутный или морской?».

1

78

Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла».О. Дриз «Кончилось лето».

1

79

Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом». О.Дриз «Синий дом»

1

80

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»…

1

81

Л.Лермонтов «Осень»

1

82

О.дриз «Кто я?»

1

83

Эмоционально- нравственные переживания героя. А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь...»

   1

84

Разные точки зрения героев стихотворения. М. Карем «Повезло!»

  1

85

Анализ характера героя произведения.Р. Сеф «Лучше всех»

1

86

Грань между выдумкой и обманом. Сила воображения. Л. Яхнин «Моя  ловушка»

1

87

Грань между выдумкой и обманом. Сила воображения.Г. Юдин «В снегу бананы зацвели»

1

88

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Г. Юдин «Скучный Женя».

1

89

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. О. Дриз «Теленок»

1

90

Анализ характера и мотивов поведения героев.А. Усачев «Обои»

1

91

Сила воображения. В. Лунин «Что я вижу»

  1

92

Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень». Ю. Мориц «Хвостики», «Букет»

1

93

Работа по  хрестоматии «Точка зрения». В. Берестов «Как найти дорожку».

1

94

Работа по хрестоматии «Точка зрения». Б. Заходер «Собачкины огорчения».

1

Раздел 6. Детские журналы  8 ч

95

Детская периодика. С. Михалков «А что у вас?».

1

96

Что такое новости? Кто рассказывает новости?

1

97

Детская периодика. Журналы для детей

1

98

Детская периодика. Журналы для детей

1

99

По страницам детского журнала «Мурзилка»

1

100

По страницам детского журнала «Веселые картинки»

1

101

Развивающие задания журнала «Мурзилка»

1

102

Обобщение по теме «Детские журналы»

1

Раздел:7.Природа для поэта – любимая и живая  17 ч

103

Сравнительный анализ темы и названия стихотворения.Л. Яхнин «Музыка леса»

1

104

Неповторимая красота авторского языка. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц». Ю. Коваль «Три сойки»

1

105

Анализ характера и мотивов поведения героев произведений Р. Сефа «Добрый человек» и Л. Яхнина «Пустяки»

1

106

Две точки зрения на одну проблему. Е. Чарушин «Томка испугался»

1

107

Две точки зрения на одну проблему. Е. Чарушин «Томкины сны»

1

108

Две точки зрения на одну проблему.Г. Юдин «Вытри  лапы и входи»

1

109

Особый взгляд на природу. М. Пришвин «Разговор деревьев»

1

110

Особый взгляд на природу.Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

1

111

Особый взгляд на природу.Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето»

1

112

Мир природы и человеческих отношений в поэзии.Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога  Подсолнухи». М Пришвин «Золотой луг»

1

113

Особый поэтический взгляд на природу и природные явления. С. Козлов «Желудь»

1

113

Особый поэтический взгляд на природу и природные явления. С. Козлов «Желудь»

1

114

М. Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»

1

115

Особый взгляд на природу М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

1

116

Особый взгляд на природу. Д. Биссет «Ух!»

1

117

Особый поэтический слух.А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец  Тишина»

1

118

Беседа «Для поэта Природа - живая». Э. Мошковская «Дедушка Дерево», «Здравствуй, Лес!»

1

119

Беседа «Для поэта Природа - живая».Л. Яхнин «Листья»

1

Раздел 8. Почему нам бывает смешно  17 ч

120

Секреты «смешного». К. Чуковский «Федотка»

1

121

Секреты «смешного».О. Дриз «Доктор»,«Обида»

1

122-123

Секреты «смешного».В. Драгунский «Сверху,вниз, наискосок!»

2

124

М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

1

125

Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!»

1

126

Литературная сказка.С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

   1

127

Литературная сказка. С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

  1

128

Литературная сказка.С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

  1

129

Литературная сказка. С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

  1

130

Приемы смешного в литературных произведениях. П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»

1

131

Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски»

1

132

Сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки. А. Усачев «Жужжащие стихи»

1

133

 П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»

1

134

«Тайны смешного». Н. Матвеева «Было тихо...», А.Усачев «Жучок»

1

135

«Тайны смешного». В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

1

136

Представление о поэтическом восприятии мира. Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Перечень учебно-методического обеспечения

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  по литературному чтению УМК

1..Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник в 2-х частях. — М.: Академкнига/Учебник, 2012 год.

 2.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012 год. 3.Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы в 2-х частях. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.

4.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2007 год. 5. Лободина Н. В. Литературное чтение. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н. А. Чураковой. - Волгоград: Учитель, 2011 год.

Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К

Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

        

                                                             Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

Детские книги разного типа из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д

Ф

   Д/К

Д/К/П

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

 

 

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер,  

Д

Д

 

 

Д

Д

 

По возможности

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский  

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные  стенды

 

 

К

Д

Д

 

 

 

Лист внесения изменений в программу

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведения по факту



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________2016  г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы________Е.Е. Лисовол

Приказ №____ от «____»_________2016г.

 

Рабочая программа

по литературному чтению

3  класс

Кохан М.П.,  учитель начальных классов

п.Карповский, 2016

Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы

Рабочая программа по литературному чтению  для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), и на основе авторской программы по учебным предметам 1-4 классы в 2 частях, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, М.: Академкнига/Учебник, 2012 год. -  Проект  «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД, утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г)

Общие цели учебного предмета

 Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:

– сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;

– познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;

– на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;

– на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане  

        В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет  «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 448  часов. Общий объём учебного времени в 3  классе составляет 136 часов.

Формы и методы текущего контроля

На уроках литературного чтения во 2 классе учителем осуществляются следующие виды контроля: текущий контроль в виде устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа; письменных работ: описание героя, работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением; тематический контроль после изучения определенной темы в устной или письменной форме; итоговый контроль при выполнении итоговой комплексной работы. С учетом современных требований к оценочной системе в начальной школе вводится балльная система цифровых оценок (отметок).

Формы текущего контроля

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы,

описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку".

Критерии отметки устных ответов

Чтение наизусть

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно; соблюдает логические ударения и паузы;

«4» - хорошо

знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и самостоятельно исправляет допущенные неточности).

«3» -

удовлетворительно

воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

«2» - плохо

при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения, нарушает последовательность.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • правильная постановка логического ударения;
  • соблюдение пауз;
  • правильный выбор темпа;
  • соблюдение нужной интонации;
  • безошибочное чтение

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

выполнены правильно все требования

«4» - хорошо

не соблюдены 1-2 требования

«3» -

удовлетворительно

допущены ошибки по трем требованиям

«2» - плохо

допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

своевременно начинать читать свои слова;

  • подбирать правильную интонацию;
  • читать безошибочно;
  • читать выразительно.

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

выполнены правильно все требования

«4» - хорошо

не соблюдено одно требование

«3» -

удовлетворительно

допущены ошибки по двум требованиям

«2» - плохо

допущены ошибки по трем требованиям

пересказ

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков

«4» - хорошо

допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

«3» -

удовлетворительно

пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки

«2» - плохо

не может передать содержание прочитанного

Нормы скорости чтения 1-4 класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту

на2 - менее 15 (25)слов в минуту на 3 ->15-19 (25-34) слов на4 -> 20-24 (35-40) слова на5 -> от 25 (41) слов

на2 ->менее25 (40)слов в минуту на 3 ->25-29 (40-48) слов на4 -> 30-34 (49-54) слова на5 -> от 35 (55) слов

на2 -> менее40 (50)слов в минуту на 3 ->40-44 (50-58) слова на4 -> 45-49(59-64) слов на5 -> от50 (65) слов

на2 ->менее40 (55)слов в минуту на 3 ->40-49 (55-64) слов на4 -> 50-59 (65-69) слов на5 ->от60 (70) слов

на2 ->менее65 (70)слов в минуту на 3 ->65-69 (70-79) слов на4 -> 70-74 (80-84) слова на5 -> от75(85) слов

на2 ->менее65 (85)слов в минуту на 3 ->65-74 (85-99) слова на4 -> 75-84 (100-114) слова на5 -> от85 (115) слов

на2 ->менее70 (100)слов в минуту на 3 ->70-88 (100-115) слов на4 -> 89-94 (116-124) слова на5 -> от95 (125) слов

 Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы. ◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.

Критерии оценивания метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе итоговых проверочных работ по предмету или в ходе комплексной работы на межпредметной основе, в оценивании проектных работ, выполненных учащимися. Оценивается (в баллах) сформированность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Уровень сформированности метопредметных результатов

Коэффициент успешности (в %)

Количество учащихся  соответствующих каждому уровню в %

Высокий

90-100 % (выполняет режим учебной деятельности, самостоятельно определяет цель и соответствующий ей результат деятельности, вносит корректировку в деятельность в соответствии с изменяющимися условиями этой деятельности, успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом, способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию, может дать объективную оценку результату своей работы)

Кол-во уч-ся на высокий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100

Средний

89-50 % (имеет незначительные нарушения режима учебной деятельности, самостоятельно планирует деятельность, но не способен мобильно реагировать на ее изменившиеся условия, испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом)

Кол-во уч-ся на средний уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100

Низкий

Ниже 50 % (не соблюдает большинство режимных моментов, испытывает трудности при определении цели учебной и внеучебной деятельности, при взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы)

Кол-во уч-ся на низкий уровень: на общее кол- во уч-ся х на 100

УМК

  Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 3 класс: учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

  Малаховская, О. В. Литературное чтение: 3 класс: хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

  Малаховская, О. В. Литературное чтение: 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

 Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Планируемые результаты образования

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Обучающиеся научатся:                                                         

•  читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

•  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

•  рассказывать о любимом литературном герое;

•  выявлять авторское отношение к герою;

•  характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

•  читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

•  ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•   составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

•  делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

•  самостоятельно читать выбранные книги;

•  высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

•  самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

•различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение,  гипербола  (называем  преувеличением),  звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии   с особенностями текста;

•эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять  свои впечатления (отзывы) в устной речи;

•интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу  увиденного, прочитанного и услышанного);

•принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям ) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе  передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

•рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

•устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

•  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей,

быстро находить нужную словарную статью;

• свободно ориентироваться в учебной книге: смогут читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины — определения сборников — не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•  работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

•  понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

 Тематическое поурочное планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Учимся наблюдать и копим впечатления (20 часов)

1

С. Козлов «Июль». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя».

1

2

Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад».

1

3

В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…»

1

4

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1

5

Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»

1

6

Олицетворение. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта»

1

7

Контраст. Хокку Басё. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу».

1

8

 Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»  Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»

1

9

С. Козлов «Сентябрь». «Как оттенить тишину»

1

10

И. Бунин «Листопад»

1

11

Записная книжка Кости Погодина

1

12

Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро»

1

13

В. Берестов «Большой мороз»

1

14

В. Берестов «Плащ». Поход в Музейный дом. Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

15

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

1 6

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

1

17

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».

1

18

А.Иванов «Как  хома картины собирал»

1

19

А.Иванов «Как  хома картины собирал»

1

20

Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления»

1

Постигаем секреты сравнения (16 часов)

21

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

22

Африканская сказка «Гиена и черепаха»

1

23

Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

1

24

Самые древние сказочные истории  «Отчего цикада потеряла свои рожки» Бирманская сказка

1

25

«По заслугам расчет»  Шведская сказка

1

26

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

1

27

Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

1

28

Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»

1

29

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории

1

30

Индийская сказка «Золотая рыбка».

1

31

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

32

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

33

Индийская сказка «Хитрый шакал»

1

34

Сборник «Сказки народов мира»

1

35

Бурятская сказка «Снег и заяц».Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

1

36

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

1

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 часов)

37

Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»

1

38

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

1

39

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один» «Осенний кавардак»

1

40

Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют». Т. Пономарева «Автобус»

1

41

Т. Пономарева  «В шкафу».Э. Мошковская «Вода в колодце». 

1

42

Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

43

Изобретальность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

44

Тим Собакин «Игра в птиц»

1

45

К. Бальмонт «Гномы».

1

46

М. Яснов «Мы и птицы» Э. Мошковская «Мотылек» «Осенняя вода….»

1

47

С.Козлов «Звуки и голоса»

1

48

Олег Кургузов «Мальчик-папа»

1

49-50

Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

2

Учимся любить (13 часов)

51

Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике».

1

52

Маша Вайсман «Лучший друг медуз»

1

53

А. Куприн «Слон»

1

54

А. Куприн «Слон»

1

55

А. Куприн «Слон»

1

56

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

57

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

58

С. Козлов «Если меня совсем нет»

1

59

Э.Мошковская «Когда я уезжаю» «Нужен он…»

1

60

В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

61

В.Драгунский Рассказы

1

62

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

1

63

Обобщение по теме: «Учимся любить». Заседания для членов клуба

1

Набираемся житейской мудрости (11 часов)

64

Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

1

65

 Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

1

66

Лента времени литературных произведений

1

67

Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»

1

68

Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград».

1

69

И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова

1

70

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1

71

И. Крылов «Волк и журавль»

1

72

Жан де  Лафонтен «Волк и журавль»

1

73

Жан де  Лафонтен«Ворона в павлиньих перьях»

1

74

Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости»

1

Продолжаем разгадывать секреты смешного (16 часов)

75

Л. Каминский  Сочинение « Как я помогаю маме »

1

76

И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги  «О чем думает моя голова».

1

77

М. Бородицкая «На контрольной».

1

78

Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»

1

79-81

Н. Тэффи «Преступник»

3

82

К. Чуковский  «От двух до пяти»

1

83

Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь»

1

84

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

1

85-86

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

2

87

Н.Носов«Мишкина каша»

1

88

Н.Носов«Мишкина каша»

1

89

М.Вайсман «Приставочка моя любимая»

1

90

Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

1

Как рождается герой (23 часа)

91

Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»

1

92

Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»

1

93

Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки»

1

94

Б. Заходер «История гусеницы»

1

95

Б. Заходер «История гусеницы»

1

96-97

М. Яснов «Гусеница – бабочке».

2

98

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

99

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

100

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

101-103

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

3

104

Л. Пантелеев  «Честное слово»

1

105

Л. Пантелеев «Честное слово»

1

106

Л. Пантелеев «Честное слово».

1

107

Н. Некрасов «На Волге»

1

108

Н. Некрасов «На Волге»..

1

109

С.Махотин «Самый маленький»

1

110

Л.Муур «Крошка Енот и тот, то сидит в пруду»

1

111-112

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

2

113

Обобщение по теме: «Как рождается герой»

1

Сравниваем прошлое и настоящее (23 часа)

114

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица».

1

115

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

116

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

117

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

118

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

119-120

К. Паустовский«Стальное колечко»

2

121-122

Ю.Коваль «Под соснами»

2

123

А. Пушкин «Цветок»

1

124

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

125

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

126

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)

1

127

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)

1

128

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

129

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

130

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)

1

131

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»).

1

 132-134

Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

135-136

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

2

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К

Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

Детские книги разного типа из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д

Ф

   Д/К

Д/К/П

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

 

 

 

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер,  

Д

 

 

 

Д

Д

 

По возможности

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский  

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные  стенды

К

Д

Д

 

 

 

Лист внесения изменений в программу

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведения по факту