статья "Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе сенсорного развития детей "

Статья "Проблема взаимодействия ДОУ и семьи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе сенсорного развития детей

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким воспитанием.

 Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов (дошкольного учреждения, школы, спортивных секций, кружков, развивающих центров и т.д.) Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.Рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и у детского сада и у семьи, как отдельных воспитательных систем, есть как преимущества, так и недостатки.

Для детского сада недостатками являются деловая форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными стилями их поведения, методами воздействия на ребенка, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. Преимуществом, конечно, является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть со сверстниками , приобретая опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности . 

 Для семьи характерны сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня, возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. А, говоря о недостатках семейного воспитания, можно сказать, что в семье, как правило, у родителей сформированы отрывочные представления о воспитании, и поэтому они, как правило, используют случайную педагогическую литературу. Так же для семей характерен стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка, непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, стремление оценивать не его поведение, а его личность, малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения с детьми в игре.

Можно сделать вывод, что современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности ребенка. Эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе "Об образовании", "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении",  и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".  За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Но только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

В педагогике существует несколько классификаций семей не только по составу (однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные, неполные), но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя и негативная или скандально-раздражительная . Буянов М.И., выделяет типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагога отвечает следующая типология, которая выделяет четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.      Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются а поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой помощи. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их, как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками. В зависимости от этого педагог подбирает формы и методы педагогического образования. Неблагополучные семьи, имея нужный социальный статус в какой – либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Адаптация у таких семей низкая, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативен. Для данного вида семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога. Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии. Работа педагога с такими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами. Педагог, в своей работе с семьями воспитанников должен осуществлять дифференцированный подход .

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

С позиции взаимодействия педагогов детского сада и семьи, подразумевает организацию такого общения при котором взаимодействуя педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей т.е. действия общие, вязанные, обусловленные и дополняющие друг друга.

Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями. Умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент ценностных установок педагога наших дней. Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения; добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта. Современные научные данные позволяют рассмотреть процесс взаимодействия субъектов с позиции системно-структурного подхода .

Системная структура взаимодействия может быть рассмотрена как единство целого, содержательного и коммуникативного компонентов. Роль системообразующего звена выполняет центральная связь «цель- результат», которая объединяет субъектов взаимодействия единым пониманием общей цели или совместной деятельности и общего итога взаимодействия. Логически связанным с центральной связью «цель-результат» выступает содержательный компонент взаимодействия, который раскрывает адекватные цели, средства и способы совместной деятельности по достижению результатов. Усвоением реализации целевого и содержательного компонентов является коммуникативный компонент взаимодействия, который воплощает в себе эмоционально-психологический аспект взаимодействия субъектов их доброжелательность, взаимное уважение, взаимопонимание, готовность к контактам. Только при условии согласованности целевого и содержательного компонентов процесс взаимодействия разворачивается как эффективный.

В исследованиях Бабаевой Т.И., Е.Е. Алексеевой, И.А. Хоменко, Т.А. Березиной, М.Н. Поляковой и других  выявлены  особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ в процессе развития детей.  Формирование сотруднических отношений между детьми, родителями и педагогами зависит, прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями  используются различные формы.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Существуют коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы взаимодействия. Наиболее эффективным будет их сочетание.

Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию форм взаимодействия с родителями :

Информационно-аналитические. Их цель выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Сюда можно отнести:  проведение социологических срезов, опросов, анкетирование, отчеты, индивидуальные блокноты, еженедельные записки, неформальные записки, брошюры, бюллетени, ящик для предложений, доску объявлений.

Познавательные. Целью является ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Сюда можно отнести: семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический брифинг, педагогические советы с участием родителей, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, «дни открытых дверей», вечера вопросов и ответов, «родительский университет», презентации дошкольного учреждения и д.р.

Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Сюда можно отнести: совместные досуги, утренники,  праздники, концерты, соревнования, выставки работ родителей и детей, вернисажи, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек,  семинары, практикумы, совместные походы и экскурсии, благотворительные акции и д.р.

Наглядно-информационные (информационно-ознакомительные; информационно-просветительские). Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:  Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок, информационные листы, памятки и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами. В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся: записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми; видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии; выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, родительский уголок.  

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, листы отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Поскольку в гармоничном развитии ребенка заинтересованы и ДОУ, и семья, и общество в целом, то для решения этой задачи необходимо объединение усилий, установление сотрудничества семьи и ДОУ. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей, поскольку недостаточный уровень компетентности родителей в воспитании и развитии детей усложняет воспитательно-образовательный процесс.