Аттестация

Поломошнова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:

В работе я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы.
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления  — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.
  • Метод геймификации— это новый мировой тренд –обучать с использованием игровых методик. Применяю разнообразные игровые виды от глубоких до легких. Игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

В ходе организации учебной деятельности учащихся

использую следующие формы занятий:

1) Лекция-беседа, которую целесообразно проводить для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение учащихся к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути решения проблемных ситуаций, анализировать полученную информацию в свет известных теорий, выдвигать гипотезы.

Лекция как трансплантация знаний и постановка проблемы может проходить в следующих формах:

  • просмотр документальных и художественных фильмом;
  • просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
  • рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций;
  • встреча с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими.

Отмечу, что лекции как форма занятий занимает примерно 15-12 всего учебного времени.

2) Практикум является ведущей формой занятия для учащихся. Именно в этом возраст важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опят выполнения несложных финансовых действий.

Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы. На нем отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово- экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска и анализа финансовой информации.

        Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:

  • поиск информации в сети Интернет  на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агенств;
  • поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;
  • разработка индивидуальных или групповых проектов;
  • проведение мини-исследований;
  • поиск информации для написания эссе;
  • составление и решение финансовых и кроссвордов.

3) Игра  наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществлять конкретные действия и вступить в отношения с финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игр поможет подросткам более уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях, использовать отработанные навыки взаимодействия на практике.

4) Семинар как форма организации учебного занятия может быть использован для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель сам должен определить возможность ее использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.

        Семинары могут проводиться в форме дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся разных классов. В такой форме внеклассной работы могут быть привлечены педагоги и администрация образовательной организации, а так же приглашенные эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие, банковские работники).

5) Контроль знаний - проверка освоенных навыков и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:

  • письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знания теории и владение метапредметными умениями);
  • устный опрос;
  • викторина;
  • конкурс;
  • творческий отчет;
  • защита проекта;
  • защита исследовательской работы;
  • написание эссе;
  • решение практических задач;
  • выполнение тематических заданий.

Выбор формы организации урока  разнообразен. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Виды средств обучения:

Простые средства:

• словесные (учебники и другие тексты);

• визуальные (реальные предметы, модели, картинки и пр.)

Сложные средства:

• аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

• аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

• средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Средства обучения:

  • языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
  • средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);
  • Интернет;
  • организующе-координирующая деятельность учителя;
  • уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
  • отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
  • отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
  • тестовый материал;
  • средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
  • технические средства обучения.


При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету.

Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.



Предварительный просмотр:

Формы и методы оценивания учебных достижений обучающихся

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у  наших детей  завтра…    

Джон  Дъю

Формы контроля

Оценивание результатов обучения осуществляется в трех формах: текущего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля.

  • Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и семинарах. Проверяется конструктивность работы учащегося на занятиях, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении проблем(задач) и способов решения.
  • Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого модуля. Денный вид контроля помогает поверить степень усвоения учебного материала, овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по значительному ряду вопросов, объединенных в одном модуле. Задача промежуточного контроля-выявить те вопросы, которые учащиеся усвоили слабо (например не могли рассчитать реальный банковский процент).
  • Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он направлен на проверку и оценку реальных достижений учащихся в освоении основ финансовой грамотности, на выявление степени усвоения системы знаний, овладении умениями и навыками, полученными в процессе изучения курса.

Итоговый контроль может осуществляться в формате имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся сможет применить знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль проводится также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Оценка учебных достижений

Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной,

что обеспечивается ее критериальностью. Педагог оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе определенных критериев, т.е. правил и признаков, по которым можно отличить одно явление от другого.

        В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида деятельности и ее результатов.

Оценочный лист учебных достижений

ФИО:

Модуль:

Дата

Текущий контроль

Промежуточный

1

2

3

4

5

6

Отметка

Итоговый оценочный лист

Результаты промежуточного контроля по каждому модулю

Итоговый контроль

Общая итоговая оценка

Номер раздела

1

2

3

4

5

Дата

Отметка

Примеч.

                                                                                                                Педагог знакомит обучающихся с критериями  оценки д начала работы. Очень важно, чтобы ученики знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на уроках.  Поэтому далее будут представлены критерии оценки той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а так же методика проведения оценки.

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов.

Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки практической задачи следующие:

  • Определение (выявление в результате поиска) алгоритма рещения практической задачи;
  • Оценка альтернатив;
  • Обоснование итогового выбора.

Ученики заранее (на первом этапе) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.

Оценка предметных знаний и умений

        Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений осуществляется в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае все зависит от времени, которым располагает учитель, а так же от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее можно выделить несколько общих принципов оценивания:

  • ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или дает неверные варианты –отметка «2» (неудовлетворительно);
  • ученик правильно отвечает на половину вопросов или большинство вопросов частично –отметка «3»(удовлетворительно);
  • ученик дает верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок – отметка «4» (хорошо);
  • ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок –отметка «5» (отлично).

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

  • за каждый правильный ответ на тестовый вопрос -1 балл;
  • за каждую решенную предметную задачу-2,3,4 балла;
  • за каждую практическую мини-задачу -3,4,5 баллов;
  • за развернутый письменный ответ на вопрос -5,6,7,8 баллов;

по сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:

  • 0-50% от максимального количества баллов – «неудовлетворительно»
  • 51-70% - «удовлетворительно»;
  • 71-90% - «хорошо»;
  • 91-100% - «отлично».

Оценка эссе на экономическую тему

Эссе-это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В ходе написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.

         Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в письменной форме свое мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет происходить становление его точки зрения.

Размышления над высказываниями мудрых людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено. Если учитель задает домашнее задание: «написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не написал или отнесся к заданию формально (например, перефразировал высказывание), то он получает неудовлетворительную отметку.

        Выделим критерии, опираясь на которые учении пишут эссе, а учитель проверяет и оценивает его.

Критерии оценивания эссе:

  • раскрытие смысла высказывания-ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя н научные знания, объяснил, что автор имел в виду;
  • логичность и системность изложения собственных мыслей –пол логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части целого;
  • уровень теоретических суждений –теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);
  • уровень фактической аргументации – подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).

Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Его задача – запустить механизм, способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привел примеры, е объясняющие данное явление, и др.

Оценка выполнения проекта

        Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно самостоятельно выполнил работу, ее следует оценить максимально, т.е. на «отлично», при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку «хорошо» или отправить работу на доработку.

Критерии оценивания проекта:

  • постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;
  • сформированность и реализованность целей и задач проекта;
  • разработанность плана по подготовке и реализации проекта;
  • качество реализации проекта.

Оценка выполнения исследовательской работы

Все комментарии, приведенные в пункте «Оценка выполнения проекта», справедливы и для оценивания исследовательской работы.

Критерии оценивания исследовательской работы:

  • постановка исследовательской проблемы;
  • формулировка объекта, цели и гипотезы исследования;
  • использование адекватных методов исследования;
  • использование разнообразных информационных источников;
  • адекватность выводов.

Задания  для оценивания результатов обучения:

  • тематический тест – проверяет усвоение предметных знаний п данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.
  • Тематическое задание – проверят усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;
  • Практические мини-задачи – проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся  необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Что такое ценные бумаги и какими они бывают.

Планируемые результаты:

Базовые понятия и знания: рынок ценных бумаг, финансовый         рынок,  долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги.

Умения:

  1. Проводить предварительные расчеты доходности инвестиций в ценные бумаги;
  2. Определять вид пакета акций;
  3. Рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке.

Личностные характеристики и установки:

  1. Понимание того, что деньги могут работать и приносить доход;
  2. Понимание механизма формирования доходности по ценным бумагам;
  3. Понимание сущности долговых и долевых ценных бумаг и возможности последствий для семейного бюджета от инвестирования в них;
  4. Понимание необходимости соотнесения целей инвестирования с ценной бумагой, в которой инвестируются средства;
  5. Понимание механизмов формирования доходности на рынке ценных бумаг;
  6. Понимание сущности инвестирования и его отличий от сбережения и кредитования.

Компетенции:

  1. Компетенция оценки необходимости осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;
  2. Компетенция выбора оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях.

Форма занятия: лекция-беседа, практикум.

Средства обучения: основные: материалы для учащихся (учебник), компьютер с выходом в Интернет.

ХОД УРОКА

Шаг 1. Постановка практической задачи.

Занятие начинается с описания проблемной ситуации, по результатам оценки которой необходимо дать экспертное решение: «В современном мире масштабы бизнеса бывают столь велики, что один человек уже не может владеть и управлять компанией. У таких компаний, как «Роснефть», «Газпром», «Сбербанк» или «Аэрофлот», тысячи собственников, и каждый из нас может стать одним из тех, кто дает в долг этим крупнейшим компаниям свои накопления, чтобы потом получать проценты с них. Представьте, что ваша мама владеет 10 обыкновенными акциями Сбербанка, а папа, пользуясь услугами инвестиционной компании, покупает и продает облигации «Газпрома». Заканчивается описание ситуации постановкой практической задачи: «какими правами и возможностями получения дохода обладают папа как держатель облигаций и мама как владелец акций?».

Шаг 2. В анализе практической задачи необходимо акцентирую внимание учащихся на том, что каждый вид ценной бумаги предоставляет своему владельцу определенный набор прав, которыми он может воспользоваться. При обсуждении практической задачи предлагаю обратить внимание учащихся на ряд вопросов и предлагаю ответить на них.

  1. Чем отличаются долговые от долевых?
  2. Какие ценные бумаги и какое их количество необходимо получить для того, чтобы получить возможность управлять компанией?
  3. Как рассчитать доходность ценных бумаг в собственности?

Шаг 3. Постановка учебной задачи. Для решения практической задачи провожу лекцию-беседу в соответствии с содержанием занятия 9 в учебнике. При этом в начале занятия формулирую ребятам учебную задачу: научиться соотносить вид ценной бумаги с правами и обязанностями, которые она представляет, а также научиться рассчитывать доходность ценных бумаг.

        В ходе лекции-беседы формулирую основные понятия, связанные с функционированием ранка ценных бумаг, обращающимися на нем инструментами, а также формируются компетенции по поиску необходимой информации о ценных бумагах.

Этап1. Обсуждение базовых понятий

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка, на котором происходит купля-продажа различных ценных бумаг. Все ценные бумаги, которые обращаются на фондовом рынке, можно подразделить на долговые и долевые.

Под долевыми ценным бумагами понимаются ценный  бумаги , которые удостоверяют долю в уставном капитале компании эмитента.

Далее объясняется понятие долговых ценных бумаг, акций, трех видов пакетов акций, облигаций и векселей.

Базой для сравнения всех ценных бумаг является их доходность.

Этап 2. Формирование умений проводить предварительные расчеты доходности инвестиций в ценные бумаги и рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке.

Это этап реализуется посредством выполнения задания 2 в учебнике. Для выполнения задания учащимся требуется калькулятор.

Этап 3. Формирование умения определять вид пакета акций.

Этот этап реализуется посредством выполнения задания 2 в рабочей тетради. При выполнении задания учащимся необходимо перечислить все возможные варианты сочетания пакетов акций, которые дали им желаемый результат.

Этап 4. Формирование компетенции оценки необходимости осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране, компетенции выбора оптимального вариантов инвестирования в конкретных экономических ситуациях.

Это этап реализуется посредством выполнения задания 3 в рабочей тетради. Данное задание является продолжением задания, выполненного на предыдущем этапе. Учащимся необходимо рассчитать затраты на приобретение пакетов акций своих компаньонов и выбрать тот вариант, который позволит, с одной стороны, минимизировать затраты, но, с другой стороны, достичь желаемой цели. Для расчета расходов на приобретение пакета рекомендуется использовать следующую формулу: С= V*P*(1+i/100), где

С-затраты по приобретению пакета акций;

V- количество акций в пакете;

P-цена одной акции;

i- доходность, которую желает получить владелец пакета акций от его продажи.

Шаг 4. Решение практической задачи

После выполнения этапов 1-4 возвращаемся к решению практической задачи.

Ответ практической задачи: мама, как владелец 10 акций, имеет право участвовать в общих собраниях акционеров компании, поскольку является собственником компании. Папа является кредитором компании, а потому имеет право на требовать уплаты номинала облигации в указанные сроки, а также, при наличии, купонных выплат по облигации.

Шаг 5. Рефлексия

В конце урока предлагаю учащимся  поделиться своими впечатлениями, продолжив следующие фразы:

  1. «урок привлек меня тем, что…»;
  2. «для меня стало открытием, что…»;
  3. «удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?»

Шаг 6. Обсуждение домашнего задания

В процессе выполнения домашнего задания учащиеся должны закрепить знания, умения и компетенции, приобретенные в ходе урока. Для этого предлагаю им выполнить самостоятельно задание 1 в учебнике, а также задания 4 и 5 в рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

Итоговый и промежуточный контроль  по модулю:

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Тема урока: «Финансовые риски и стратегии инвестирования»

Задание 1 Выберите верные ответы:

  1. Инвестирование- это:
  1. Процесс вложения средств в инвестиционные инструменты с целью получения дохода;
  2. Процесс вложения средств в инвестиционные инструменты с целью обеспечения их физической сохранности;
  3. Процедура купли-продажи недвижимости;
  4. Нет верного ответа.
  1. Какие инвестиционные инструменты характеризуются незначительным финансовым риском?
  1. Банковский депозит до 1млн 400 тыс.руб
  2. Акции «второго эшелона»;
  3. Долгосрочные корпоративные облигации;
  4. Все ответы верны.
  1. Какие инвестиционные инструменты характеризуются потенциально высокими рисками и возможностью получения высоких доходов?;
  1. Акции «голубых фишек»;
  2. Банковский депозит свыше 1млн 400 тыс.руб
  3. Акции «второго эшелона»;
  4. Нет верного ответа.
  1. Доходность – это:
  1. Показатель, характеризующий выгодность инвестиций;
  2. Время, в течение которого осуществляется инвестирование;
  3. Возможная угроза потерь;
  4. Нет верного ответа.
  1. Если инвестор не обращает внимания на степень риска и руководствуется лишь возможной высокой доходностью, то речи идет:
  1. О консервативной стратегии инвестирования;
  2. Об умеренной стратегии инвестирования;
  3. Об агрессивной стратегии инвестирования;
  4. нет верного ответа.

Задание 2 Соотнесите понятия и его содержание

  1. Агрессивная стратегия инвестирования

А,  Инвестор не может себе позволить убытки. Объект инвестиций – безрисковые или низкорисковые активы

  1. Умеренная стратегия инвестирования

Б. Инвестор не обращает внимания на степень риска, руководствуясь лишь возможной доходностью.

  1. Консервативная стратегия инвестирования

Инвестор может позволить себе некую степень риска для достижения поставленных перед собой целей.

Тема урока: «Граждане на рынке ценных бумаг»

(Над тестом и заданиями учащиеся работают 5 дней, на 6-ой день работу приносят учителю на проверку и консультацию).

Задание 1 Выберите верные ответы

  1. При самостоятельном выходе на рынок ценных бумаг инвестор оплачивает:
  1. Комиссионное вознаграждение брокеру;
  2. Открытие счета депо в депозитарии;
  3. Абонентскую плату за использование торговых платформ;
  4. Комиссию за открытие кредитного счета.
  1. Услуги по предоставлению инвесторам доступа к инструментам фондового рынка оказывают:
  1. Брокеры;
  2. Коммерческие банки;
  3. Микрофинансовые организации;
  4. Страховые компании.
  1. Процесс проведения торговли в едином месте обеспечивают:
  1. Фондовые биржи;
  2. Депозитарии;
  3. Коммерческие банки;
  4. Брокеры.

Задание 2

Зайдите на сайт Московской биржи по ссылке http://moex.com/ru/members.aspx  и выберите из списка брокеров, которые имеют право осуществлять операции на фондовом рынке, любые три организации, изучите информацию, которую они предлагают на сайте, и занесите сведения в таблицу.

Показатель

Брокер 1

Брокер 2

Брокер 3

Наименование

Сайт

Документы, оформляемые для брокерского обслуживания физического лица

Стоимость брокерского обслуживания

Выберите из таблицы брокера, услугами которого вы готовы воспользоваться.

Объясните  свой выбор

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

В задании 4 материалов учебника вы должны составить инвестиционный портфель из шести предложенных ценных  бумаг. Расширим это задание. Каждый день вам разрешается пересматривать портфель на любую сумму, продавать и покупать ценные бумаги по текущему курсу на Московской бирже, но с одним условием: все изменения вы должны фиксировать таблице.

Вид и эмитент ценной бумаги

Количество ценных бумаг на начало сделки, шт.

Цена ценной бумаги на Московской бирже, руб.

Количество продаваемых ценных бумаг, шт.

Количество покупаемых ценных бумаг, шт.

Количество ценных бумаг на конец сделки, шт.

Проводите операции в течение 5 дней, какой объем комиссионного вознаграждения вы должны будете уплатить своему брокеру за совершение сделок, а затем посчитайте, сколько у вас денег осталось в результате операций.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«ТАЙНА БАНКОВСКОЙ КАРТЫ»

Сценарий предназначен для свободного использования любыми заинтересованными лицами, занимающимися просвещением в области финансовой грамотности. При использовании сценария необходимо ссылаться на разработчиков.

Больше сценариев мероприятий по финансовой грамотности на сайте http://edu.pacc.ru/ 

Учитель экономики: Поломошнова Н.А./первая категория/

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ        4

1.1.        ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ        4

1.2.        КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЯ        4

1.3.        ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ        4

1.4.        ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЮ И РЕКВИЗИТУ        5

1.5.        ЛЕГЕНДА ИГРЫ        6

1.5.1.        Персонажи        6

1.5.2.        Схема преступления        7

1.5.3.        Легенды персонажей        8

1.5.4.        Улики        11

2.        ХОД МЕРОПРИЯТИЯ        13

2.1.        ПОДГОТОВКА МЕРОПРИЯТИЯ (30 МИНУТ)        13

2.2.        ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВИЛ (5 МИНУТ)        13

2.3.        ДОПРОС (30 МИНУТ)        14

2.4.        ФИНАЛЬНЫЙ ВОПРОС ПЕРСОНАЖАМ (2 МИНУТЫ)        15

2.5.        ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕРСИЙ (5 МИНУТ)        15

2.6.        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ (3 МИНУТЫ)        15

3.        ПРИЛОЖЕНИЯ        17

3.1.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПОЛНАЯ ВЫПИСКА СО СЧЕТА ГОРЕМЫКО        17

3.2.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. КРАТКАЯ ВЫПИСКА СО СЧЕТА ГОРЕМЫКО        17

3.3.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ВЫПИСКА СО СЧЕТА СЕРГЕЯ        17

3.4.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. ОБЪЯВЛЕНИЯ С КУПИ.РУ        17

3.5.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. ОБЪЯВЛЕНИЕ С ПОХОЖЕГО САЙТА        17

3.6.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 6. ФОТОГРАФИЯ ГИТАРЫ        17

3.7.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 7. УСЛОВИЯ ПО КРЕДИТНОЙ КАРТЕ        17

3.8.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 8. НАКЛАДНАЯ        17

3.9.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 9. ИГРОВЫЕ ПЕРСОНАЖИ        17

3.10.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 10. РЕЗУЛЬТАТЫ        17

3.11.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 11. ШАБЛОН ДЛЯ КОМАНД        18

ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель и задачи мероприятия

Цель игры – сформировать у участников знания и умения, необходимые для грамотного и безопасного использования банковских карт.

Задачи:

Обеспечить усвоение знаний:

об особенностях различных видов банковских карт: дебетовой, кредитной;

о том, какую информацию о карте владелец не должен сообщать никому;

о том, какую информацию о карте вправе запросить банковский работник;

о правилах совершения безопасных покупок в сети Интернет;

о видах мошеннических действий в отношении банковских карт;

о методах противодействия мошенничеству.

Сформировать у участников:

умение видеть признаки мошеннических действий или намерений;

умение противодействовать мошенническим действиям.

Краткая характеристика мероприятия

Таблица 1.Основные параметры мероприятия

Параметр мероприятия

Характеристика

1

Тема

Банковские карты

2

Формат

Деловая игра

3

Количество участников

20-40 человек (4 команды по 5-10 участников)

4

Возраст участников

14-19 лет

5

Количество модераторов

1

6

Общая продолжительность

45 минут

В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых должна в роли выпускников юридической академии попытаться раскрыть дело о краже денег с банковской карты потерпевшего. Для этого участники могут использовать игровые улики (например, выписки с банковской карты и др.) и вызывать на допрос подозреваемых и свидетелей (эти роли отыгрывает ведущий). Победит та команда, которая на основании показаний игровых персонажей сможет наиболее полно воссоздать ход преступления: назвать виновного, раскрыть мотив преступления, детально описать, как оно было совершено.

План мероприятия

Таблица 2. Хронометраж мероприятия

Время

  1. Этап
  1. Действия
  1. 1

5 минут

Объяснение правил игры

Ведущий дает вводную информацию и объясняет правила игры и условия победы.

  1. 2

30 минут

Допрос

Игроки задают вопросы, совещаются, слушают вопросы других команд и ответы Ведущего.

Ведущий объявляет очередность свидетелей, отыгрывает роли персонажей (рассказывает истории и отвечает на вопросы), следит за временем.

  1. 3

2 минуты

Финальный вопрос персонажам

Игроки задают финальный вопрос.

Ведущий отвечает на вопросы команд.

  1. 4

5 минут

  1. Подготовка и представление версий
  1. Игроки совещаются, записывают и рассказывают свою версию преступления.
  2. Ведущий
  3. следит за временем, слушает версии команд и начисляет баллы, раскрывает схему преступления.
  1. 5
  1. 3 минуты

Подведение итогов и рефлексия

Ведущий объявляет победителя и проводит рефлексию.

Требования к месту проведения, оборудованию и реквизиту

Для проведения игры необходима большая аудитория площадью не менее 40 кв. м. с незакрепленной мебелью.

Таблица 3. Требования к мебели и оборудованию

  1. Мебель
  • 4 стола для команд (расставить по кругу)
  • 1 стол для Ведущего (поставить отдельно)
  • 35 стульев (расставить по 5-8 стула вокруг столов, остальные расставить по периметру аудитории)
  1. Оборудование
  • 1 ноутбук
  • 1 проектор
  • 1 экран
  • 1 флипчарт или доска для записи результатов команд

В аудитории нужно организовать рабочее пространство для команд. Одно командное место включает в себя стол и стулья по числу игроков в команде. Столы необходимо разместить на некотором расстоянии друг от друга в форме амфитеатра, чтобы игроки могли видеть экран.

Ведущий должен располагаться таким образом, чтобы все участники могли поддерживать с ними визуальный контакт. В зоне ведущего необходимо предусмотреть стол, на котором будет размещаться реквизит для игры.

Примерная схема расстановки мебели представлена на Рисунке1.

Рисунок 1. Примерная схема расстановки мебели

Для проведения игры понадобится следующий реквизит:

  1. набор ручек для участников;

маркеры для досок / флипчартов;

полная выписка со счета Горемыко (Приложение 1);

короткая выписка со счета Горемыко (Приложение 2);

выписка со счета Сергея (Приложение 3);

объявления с Купи.ру (Приложение 4);

объявление с похожего сайта (Приложение 5);

фотография гитары (Приложение 6);

условия по кредитной карте (Приложение 7);

накладная (Приложение 8);

презентация с игровыми персонажами (Приложение 9);

бланк для учета результатов команд (Приложение 10);

шаблон для команд (Приложение 11).

Все печатные материалы нужно заранее распечатать по числу команд и разложить в отдельные стопки для раздачи участникам.

Легенда игры

Персонажи

Следователь (слайд 1 в презентации игровых персонажей) – куратор выпускников, посвящает всех в правила игры и приглашает на допрос подозреваемых.

Сергей Денисович Носов (слайд 2) – обвиняется в мошенничестве и хищении крупной суммы денег с карты пострадавшего Бориса Геннадьевича Горемыко. Недавно получил в наследство от отца гитару солиста группы Металлика, которую сразу же попытался продать на сайте Купи.ру. У Сергея есть сестра Снежана, которую он недолюбливает.

Снежана Денисовна Носова (слайд 3) – сестра Сергея. Находится с ним в остром конфликте. Обижена, что отец оставил гитару ему, а не ей. Считает брата расточительным и безответственным. Однажды забрала у него банковскую карту и сняла оттуда все деньги, чтобы он их не потратил.

Борис Геннадьевич Графов (слайд 4) – настоящий мошенник, банкир-коллекционер, испытывающий с недавних пор финансовые трудности. Увидел на Купи.ру объявление о продаже гитары, добился снижения цены и подговорил «пострадавшего» Бориса Горемыку пойти на сделку.

Борис Геннадьевич Горемыко (слайд 5) – «пострадавший» в деле. Второй настоящий мошенник. В сговоре с Борисом Графовым.

Тимур (слайд 6) – молодой курьер, забиравший гитару у Сергея. Хоть и заказ был оформлен на женщину, Тимур отдал гитару мужчине, который представился ее мужем.

Банковский служащий – консультант по вопросам финансовой грамотности. Может прояснить непонятные вопросы, связанные с банковскими картами, кредитами и т.д.

Схема преступления

Борис Геннадьевич Графов, работающий управляющим местным отделением «Выручай-банка»[1] и коллекционирующий раритет, попал в затруднительное финансовое положение и ему срочно понадобились деньги. Он распродал почти все свои коллекции. Графов наткнулся на объявление на Купи.ру о продаже гитары за 900 тысяч рублей. Он договорился с Сергеем, продающим гитару, о просмотре товара и приехал к нему домой. В дверях он встретил разъяренную Снежану, которую Сергей пытался вытолкать из квартиры. Увидев на гитаре автограф Джеймса Хэтфилда (солиста группы Металлика), Графов ни капли не сомневался, что гитара настоящая. Он вышел и позвонил своему другу узнать, сколько может стоить такая гитара. Ему ответили, что за подлинную можно выручить 1,5 млн. руб. Тут Графову и пришла в голову идея: он ворвался к Сергею в комнату и начал кричать, что гитара поддельная, а Сергей - мошенник, и что он подаст на него в суд за махинации и обман. Он сказал, что подделка выполнена потрясающе, но все же это подделка и Сергей вряд ли продаст ее дороже, чем за 250 тысяч. После чего он в видимом бешенстве удалился из дома. Сергей перепугался и снизил цену на сайте до 250 тысяч, подписав, что подлинность гитары не установлена. Графов вернулся в банк и нашел среди своих клиентов человека с такими же инициалами, как у него (Б.Г.), да еще и пытавшегося несколько раз оформить кредит. Это был Борис Геннадьевич Горемыко. Банкир связался с ним и предложил взять кредит на покупку гитары за 900 тысяч рублей, которую Борис сможет потом продать за 1,5 млн и заработать денег. Борис согласился. Ему оформили кредитную карту «Выручай-банка» с необходимой суммой и льготным периодом (за пользование заемными деньгами в этот период проценты платить не нужно было), вот только Борис не обратил внимания, что договором предусмотрены комиссии за перевод и снятие денежных средств.

Графов связался с Сергеем от имени покупателя “поддельной” гитары с Купи.ру по электронной почте. Они договорились, что покупатель переведет деньги на карту Сергея по присланным реквизитам и сам закажет доставку на дом. За гитарой приедет курьер.

Графов и Борис решили подставить Сергея: заработать денег и получить гитару. Банкир скопировал объявление с Купи.ру и выложил его на другом похожем сайте, поменяв цену на 900 тысяч рублей. Горемыко притворился, что он увидел объявление на этом сайте, связался с продавцом Сергеем по электронной почте (на самом деле от лица Сергея с ним переписывался Графов с поддельной почты), и они договорились, что Борис переведет средства на карту продавцу и закажет доставку на дом. Графов скопировал реквизиты, которые прислал ему Сергей, и отправил их Борису. Тот попытался перевести деньги на счет, но обнаружил, что суммы не хватает (банк запрашивал комиссию за перевод средств с кредитной карты). Тогда Графову пришлось сделать перевод со своей карты Борису, чтобы тот смог оплатить покупку.

Сергею пришло на карту не 250 тысяч рублей, а 900 тысяч от некоего Бориса Геннадьевича Г. Далее Сергею пришла смс с кодом-паролем для перевода 650 тыс. руб[2]. Борису Геннадьевичу Г., ему позвонил сотрудник банка (на самом деле Борис Геннадьевич Графов), представился Андреем, сказал, что они по ошибке совершили перевод средств на большую сумму и просят Сергея сообщить код-пароль для возврата разницы. Сергей продиктовал пароль. Позже его дебетовую карту банк заблокировал за подозрительные операции.

Скоро к нему приехал курьер и забрал гитару. Таким образом, Сергей получил 250 тысяч рублей и был уверен, что продал инструмент Борису Геннадьевичу Горемыко.

На самом деле Сергею пришли деньги с карты Бориса Геннадьевича Горемыко (900 тыс. рублей), а вернул разницу он на карту Бориса Геннадьевича Графова (650 тыс. рублей) и ничего не заметил.

Чтобы замести следы, Графов попросил Бориса оплатить доставку гитары, для чего перевел ему на карту 7 тыс. рублей,  и  заказал доставку в кафе на имя женщины (якобы гитару купила сестра Сергея). Но когда курьер приехал, к нему вышел Борис и представился мужем получательницы. По правилам, курьер не должен отдавать такую посылку другому человеку, но он очень торопился и разрешил ему расписаться в накладной вместо «жены».

Таким образом, Борис получил гитару, а Графов - 650 тыс. рублей на свой счет. Осталось только подставить Сергея окончательно. Горемыко пошел в отделение полиции и написал заявление о том, что он перевел 900 тыс. рублей Сергею, представил в доказательство реквизиты карты и переписку, а гитару так и не получил. Позже полицейские забрали Сергея в участок.

Легенды персонажей

  1. Сергей (Денисович Носов). Говорит негромко, вяло, сидит с согнутой спиной, переживает.

Основная часть легенды:

«Мою карту заблокировали, обвиняют мошенником, угрожают сроком за махинации в особо крупном размере. А я ничего не делал! Мне досталась в наследство от отца гитара группы Металлика, я решил ее продать на сайте Купи.ру за 900 тыс. руб. Сначала ко мне явилась сестра Снежана, требовавшая снять гитару с продажи. Я отказал ей, после чего мы крупно поссорились (так происходит постоянно, ненавижу свою сестру). Потом со мной связался довольно известный в нашей округе банкир, коллекционирующий раритет. Я удивился, потому что по слухам он распродает свою коллекцию из-за финансовых трудностей, а тут заинтересовался гитарой.

После осмотра инструмента он со скандалом удалился, сказав, что гитара - подделка, и что он подаст на меня в суд за мошенничество. Ну я испугался и исправил объявление о продаже, снизив цену до 250 тыс. руб. По второму объявлению скоро нашелся покупатель Борис. Через курьера я передал ему гитару и получил на карту оплату, превышающую заявленную – 900 тыс. руб. Я сразу подумал, что это ошибка. Я вернул остаток, после чего мою карту заблокировали за подозрительные операции, а вечером полиция забрала в участок. Я уверен, что меня подставила сестра, так как раньше она уже забирала у меня банковскую карту и не давала денег, пришлось ее перевыпустить. Да и доставка, кажется, была оформлена на женщину».

Дополнительная часть легенды (для ответов на вопросы):

О продаже и гитаре: «Гитару получил от отца, он говорил, что настоящая. Мне перевели 900 сначала от Бориса Геннадьевича. А потом мне пришла смс о том, что запрашивается пароль на перевод 650 тыс. Борису Геннадьевичу, мне позвонил сотрудник банка, представился Андреем, сказал, что они по ошибке совершили перевод средств на большую сумму и просят сообщить код-пароль для возврата разницы. Ну я и продиктовал пароль. Деньги благополучно ушли».

О Графове: «Как зовут Графова не знаю. Перед тем как начать скандалить, он кому-то звонил. Говорят, что у него проблемы с деньгами. Я еще удивился, что он заинтересовался гитарой».

О Снежане: «Сестра мой пин-код знала, так как уже брала мою карту. Пришлось ее заблокировать и перевыпустить, чтобы она больше не знала ничего».

О доставке гитары: «Была странность в курьерской бумажке, что получателем указана женщина. Покупатель обещал доставку оплатить, я за нее ничего не платил».

Об объявлениях: «объявления с Купи.ру мои, а третье – не мое.»

Графов (Борис Геннадьевич). Управляющий отделением «Выручай-банка», коллекционер, осматривал гитару. Говорит уверенно, громко, сидит немного откинувшись назад, руки держит скрещенными на груди или в карманах.

Основная часть легенды:

«Я осматривал гитару, она поддельная. Увидел объявление о продаже и приехал издалека оценить находку. Я долго изучал ее, потом решил сделать звонок другу-коллекционеру, он все прояснил. Я устроил настоящий скандал! Даже пригрозил Сергею тюрьмой за продажу подделки. Пришлось уехать ни с чем».

Дополнительная часть легенды (для ответов на вопросы):

О продаже и подлинности гитары: «Гитара поддельная, никаких знаков группы Металлика не было».

О своем звонке во время осмотра гитары: «У Сергея выходил позвонить, узнать реальную цену гитары и как определить подлинность. А настоящая стоит 1,5 миллиона, а этот за 900 тысяч продавал».

О Борисе: не знает.

О Снежане: «Видел только женщину, с которой очень сильно ругался Сергей, не знаю кто она. Скандальная женщина какая-то».

Снежана (Денисовна Носова). Строгая, скандальная, говорит громко и резко. Часто принимает позу «руки в боки».

Основная часть легенды:

«Я всегда старалась контролировать брата, потому что он транжира и бездельник. Уверена, что гитара досталась ему несправедливо, и что он не сможет распорядиться наследством с умом. Однажды я забрала у него банковскую карту, пин-код он мне как-то сообщил, сняла оттуда почти все деньги и выдавала ему частями, а то бы опять все потратил впустую. Этот нахал вместо спасибо заблокировал карту, перевыпустил ее и сменил пароль. Я очень рада, что Сергей сядет в тюрьму за мошенничество. Наконец-то мой брат получит по заслугам.

Сумасшедший! Решил продать подлинную гитару, у меня даже фотография есть с автографом, вот смотрите (передает в каждую команду фотографию гитары (Приложение. 6))».

Дополнительная часть легенды (для ответов на вопросы):

О продаже и подлинности гитары: «Гитару видела в день продажи, это оригинал. Папе она досталась в подарок от солиста группы Металлика».

О Графове: «Видела его однажды, он приходил к брату смотреть гитару. Мерзкий тип».

О доставке гитары: «Я никогда не пользовалась доставкой и подпись не моя. В это время я была на работе, это любой подтвердит».

О банковской карте Сергея: «Забирала карту, так как транжирит все деньги, давала ему понемногу. Он карту перевыпустил и пин-код сменил».

Борис (Борис Геннадьевич Горемыко). Рассеянный, не уверенный в себе человек. Не смотрит в глаза, теребит одежду. Сидит, наклонившись вперед. Запинается, делает паузы, особенно четко проговаривает незнание особенностей банковских карт.

Основная часть легенды:

«Меня обманули! Ранее я пытался брать кредит в банке, но безрезультатно, его никогда не одобряли. А тут такое дело! Увидел объявление на сайте о продаже концертной гитары солиста группы Металлика по цене 900 тыс. руб. Я давно мечтал о гитаре и, ничуть не сомневаясь, сразу же побежал в банк брать кредит на покупку. «Выручай-банк» одобрил кредит и выдал мне кредитную карту с необходимой суммой. Я переписывался с продавцом по почте, получил реквизиты карты Сергея, перевел 900 тыс. руб. и ждал, пока мне доставят гитару. Вот только гитара мне не была доставлена! Я обвинил его в мошенничестве и написал заявление о возбуждении уголовного дела».

Дополнительная часть легенды (для ответов на вопросы):

О своем кредите: «С кредитом повезло – позвонили из банка, сказали, что одобрили, пришел, оформили карту. Не запомнил кто. Про комиссию за перевод средств не знал».

Про выписку с карты: «не хватало денег на карте, чтобы сделать перевод на нужную сумму, попросил друга немного докинуть. Друга зовут Петр. Другую выписку сделать не могу».

Про оплату доставки: «За доставку гитары я не платил, оплачивал продавец гитары».

Тимур (Васильевич Рахманов). Студент, держится скованно, руки соединены, сидит с согнутой спиной. Говорит негромко, в глаза не смотрит.

Основная часть легенды:

«Я курьер. Совсем недавно переехал в город. Подрабатываю в службе доставки и дорожу своим местом, потому что нуждаюсь в деньгах. Я получил специальный заказ на экстренную доставку дорогого предмета. Приехал в квартиру Сергея, тот расписался, я забрал гитару и доставил ее клиенту. Получатель был женщиной, как и сказано в накладной, прошу это отметить. Я никогда не нарушаю правила и выполняю работу качественно».

Дополнительная часть легенды (для ответов на вопросы):

Про получателя гитары: «Извините, только никому не говорите, ладно? Надо было доставить женщине в кафе, а вышел мужчина, ее мужем представился и расписался. Не разглядел его, он какой-то суетливый был. Очень странный и пугливый».

Про оплату доставки: «Доставку гитары оплачивали по безналу. По повышенному тарифу -  7000 руб.».

Про отправителя гитары: «Гитару отдал мне, сам расписался, был спокоен».

Сотрудник банка. Говорит спокойно, отвечает максимально развернуто и понятно, не играет.

Про выписку со счета Горемыко: «Можем предоставить вам полную выписку, с именами» (После того как, какая-либо из команд просит выдать полную выписку, выдает всем командам Полную выписку со счета Горемыко (Приложение.1).

Про перевод денег: «Никто, даже сотрудник банка, не имеет права запрашивать ваши одноразовые пароли».

Про кредитные карты: «Есть кредитные карты с очень хорошими условиями, но большой комиссией при снятии наличных и переводах на другие карты».

Улики

Таблица 4. Улики

Улика

Комментарий

1

Одинаковые имена персонажей

Игрокам необходимо задать вопрос Графову и Горемыко об их полных именах (ФИО).

2

Полная выписка со счета Горемыко

Игрокам необходимо попросить полную выписку со счета кредитной карты Горемыко Бориса Геннадьевича. В ней указано, что Борис получил ровно ту сумму денег, которая равна комиссии за перевод 900 тыс. руб. Перевод осуществил Борис Геннадьевич Г., что подтверждает их знакомство.

3

Показания Снежаны, фотография гитары

Снежана будет утверждать, что гитара настоящая, и предъявит доказательство – фотографию гитары с автографом. Графов будет отрицать, что на гитаре есть автограф.

4

Показания Тимура

На допросе признается, что отдал гитару мужчине, а не женщине.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Подготовка мероприятия (30 минут)

Перед началом мероприятия необходимо проверить расстановку столов и наличие всего необходимого реквизита (см. пункт 1.4 Требования к месту проведения, оборудованию и реквизиту).

Объяснение правил (5 минут)

Далее по тексту действия Ведущего и участников даны обычным шрифтом. Речь Ведущего в роли Офицера МВД выделена курсивом.

Участники объединяются в команды по 5-10 человек, занимают предназначенные для них места (стол и стулья), выбирают участника, который будет поднимать руку высоко над собой всякий раз, когда команда готова задать вопрос персонажу.

Ведущий выводит на проектор презентацию с изображениями игровых персонажей (Приложение 9). Каждый раз, выступая в роли персонажа, он переключает слайд презентации на соответствующее изображение.

Ведущий объясняет игровую задачу и правила игры (в роли куратора МВД – слайд 1), отвечает на вопросы участников.

Куратор. Офицер МВД, возраст – примерно 50 лет. Он должен четко изложить задачу командам. Говорить громко, строго, не улыбаться. Руки при объяснении держит за спиной.

«Добрый день, выпускники! Вы успешно прошли все экзамены в нашей юридической академии и под конец вам осталось одно практическое занятие. Есть преступление, по которому нужно передать материалы в суд.

Пострадавший Борис написал заявление в полицию и обвинил Сергея в хищении 900 тыс. руб. с банковской карты, а также обмане – сокрытии гитары, которую Борис оплатил.

Для того, чтобы передать дело в суд, необходимо:

  1. правильно назвать преступников и их мотивы; назвать улики, указывающие на преступление;

описать схему преступления.

Чтобы найти ответы на эти вопросы и подготовить дело для передачи в суд, вы сможете допрашивать свидетелей и обвиняемого, запрашивать и изучать улики. Будьте бдительны, свидетели могут лгать, поэтому проверяйте показания, задавайте уточняющие вопросы, будьте придирчивы к деталям, сравнивайте похожие улики, требуйте больше доказательств, просите консультацию у банковского служащего.

Когда свидетелей и обвиняемого пригласят, они расскажут вам свою историю, затем можно будет задавать им вопросы. Количество вопросов от команды будет ограничено. Какая команда задает вопрос, определяется поднятием рук – кто успел раньше, тот и спрашивает.

В любой момент во время допроса вы сможете поднять руку и попросить консультацию банковского служащего, он поможет в вопросах, связанных с банковскими картами.

Вот материалы дела (Ведущий передает в каждую команду распечатанные улики):

короткая выписка со счета Горемыко (Приложение 2);

выписка со счета Сергея (Приложение 3);

объявление с Купи.ру (Приложение 4);

объявление с похожего сайта (Приложение 5);

условия по кредитной карте (Приложение 7);

накладная (Приложение 8).

Что ж, начнем.»

Допрос (30 минут)

Ведущий по очереди вызывает допрашиваемых и говорит, сколько вопросов от одной команды можно задать (см. Таблицу 4 ниже).

Затем, использую информацию из основной части легенды (см. п.1.5.3), отыгрывает роли допрашиваемых: представляется неполным именем, как обозначено в легенде, рассказывает свою версию развития событий, затем просит команды задавать ему вопросы.

Право задать персонажу вопрос первой получает команда, чей игрок (специально выбранный на эту роль) поднял руку первым. Если несколько игроков от разных команд подняли руки одновременно, выбирает команду на свое усмотрение.

Если команда повторяет ранее заданный вопрос, попытка засчитывается, у команды остается меньше вопросов. Участники могут отдавать свои вопросы другим командам, если сами не готовы в данный момент задать вопрос.

При ответе на вопрос Ведущий пользуется дополнительной частью легенды. Если вопрос подходит к какому-либо пункту из нее, ведущий рассказывает этот пункт. Если в легенде персонажа нет подходящей информации, ведущий говорит, что не может ответить на этот вопрос.

Вопросы задаются до тех пор, пока не исчерпан лимит всех команд, либо пока у команд не закончатся вопросы.

После этого вызывается следующий по очереди персонаж.

Таблица 5. Очередность опроса персонажей и лимит вопросов

Персонаж

Количество вопросов от каждой команды

1

Сергей

2

2

Борис Графов

1

3

Снежана

1

4

Борис Горемыко

2

5

Тимур

1

6

Банковский служащий

1 в любой момент игры

В любой момент во время допроса игрок команды может поднять руку и попросить помощи банковского служащего. В этом случае ведущий переходит в роль банковского служащего и отвечает на вопрос, после чего возвращается к текущей роли.

Финальный вопрос персонажам (2 минуты)

После того, как все персонажи прошли допрос, Ведущий (в роли куратора) предлагает каждой команде вызвать по одному персонажу и задать ему еще один вопрос.

Подготовка и представление версий (5 минут)

Ведущий (в роли куратора) просит команды обсудить и записать свою версию событий и ответить на вопросы:

  • кто совершил преступление?
  • в чем мотив совершения преступления?
  • какие улики доказывают виновность?
  • как преступление было совершено? (опишите пошагово, что делал(и) преступник(и)).

Через 3 минуты команды сдают свои записи. После этого Ведущий приглашает по одному человеку от каждой команды и просит по записям рассказать свою версию преступления.

После того, как все команды представили свои версии, Ведущий озвучивает правильную версию событий.

Подведение итогов и рефлексия (3 минуты)

Ведущий оценивает ответы команд по следующим критериям:

  1. Преступником назван Борис – его мотив – заработать денег - 2 балла.

Преступником назван второй Борис, его мотив – заработать денег на перепродаже гитары - 2 балла.

Уликой названы инициалы в выписках - 1 балл.

Уликой назван снимок гитары - 1 балл.

Уликой названы показания Тимура о получателе гитары - 1 балл.

Уликой названы одинаковые имена персонажей - 1 балл.

Описана схема преступления - 5 баллов.

Ведущий объявляет победителя – команду, набравшую максимальное количество баллов.

Ведущий проводит с участниками рефлексию в формате беседы по предложенным вопросам:

  1. Почему Сергею пришлось восстанавливать карту? (другой человек знал его пин-код)

Какие ошибки сделал Сергей, когда ему перевели крупную сумму денег? (не позвонил в банк, сообщил случайному человеку секретный код, отправленный на телефон)

Как Сергей мог бы защитить свою банковскую карту от мошеннических действий при покупках через Интернет? (проводить операции с помощью электронного кошелька, на котором можно выставить счет, использовать отдельную, дополнительную или виртуальную карту)

Что мог бы запросить банковский работник при звонке в банк? (паспортные данные, номер карты, кодовое слово, даты последних операций с картой)

Что мог сделать Сергей, когда его карту забрала сестра? Что мог сделать, когда пришла большая сумма денег? (позвонить в банк)

Какую ошибку сделал Борис при обращении с кредитной картой? Как можно ее избежать? (не прочитал условий договора)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1. Полная выписка со счета Горемыко

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 2. Краткая выписка со счета Горемыко

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 3. Выписка со счета Сергея

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 4. Объявления с Купи.ру

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 5. Объявление с похожего сайта

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 6. Фотография гитары

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 7. Условия по кредитной карте

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 8. Накладная

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 9. Игровые персонажи

Представлено в отдельном файле в формате pptx.

Приложение № 10. Результаты

Представлено в отдельном файле в формате docx.

Приложение № 11. Шаблон для команд

Представлено в отдельном файле в формате docx.


[1] Все игровые персонажи являются клиентами банка, в котором работает Графов.

[2] В приложениях некоторых банков есть возможность, например, пополнить счет своей карты со счета другой. После ввода номера карты, с которой «запрашивают» деньги, ее владельцу придет смс с кодом-паролем для подтверждения операции по переводу денег с карты.



Предварительный просмотр:

Результаты внеурочной деятельности обучающихся в межаттестационный (доаттестационный) период

п/п

Название мероприятия

Год

Уровень мероприятия

Класс

Кол-во участников

Победители и призеры

ФИ обучающихся

Всероссийская олимпиада школьников

2016

школьный этап

9-11

6

3

Разуваева Арина,

Себякин Данила, Дымбрылов Булат

Неделя ФГ

2016

школьный

1-11

59

21

Конкурс «Бухгалтер» в рамках проведения профессиональной декады специальности «Экономика и бухгалтерский учет» в ГЭТ

2017

муниципальный

11

6

Диплом III степени

Всероссийская олимпиада школьников

2017

школьный этап  

7-11

16

6

Сиденов Дмитрий,  Разуваева Арина,

Себякин Данила,  Галичина Мария,

Голиков Юрий, Ян Анастасия

Олимпиада для школьников «Моя финансовая грамотность» от ФГБУ ВО БГУ

2018

республиканский

10-11

5

 Диплом III степени

5  учащихся

Гонтов Никита, Минаева Арина, Карбаинов Вадим, Цыжипов Саян, Соляник Наджда

Экскурсия в Национальный Банк РБ для награждения по результатам онлайн голосования

2018

республиканский

10-11

5

Победители конкурса видеоролика

5 учащихся

Гонтов Никита, Минаева Арина, Карбаинов Вадим, Цыжипов Саян, Соляник Наджда

Международная викторина «Совушка» для младших школьников по основы ФГ

2018

международный

2-4

18

Дипломы I степени

18 учащихся

Князев Сергей

Богданец Виктория

Ногачеев Артем

Хомяков Саша

Еремеев Максим

Байнзурова Оюна

Кожевникова Марина

Подгорная Ирина

Красиков Артем

Череватенко Максим

Лобсанов Владимир

Галданова Эля

Дагбаева Адисса

Симонов Артем

Цуканова Милена

Иванов Сергей

Республиканская деловая игра «Ты -предприниматель!» г. Улан-Удэ

2018

республиканский

10-11

8

сертификаты

Защита бизнес-проектов г.Удан-Удэ

2018

республиканский

10-11

4

сертификаты

Республиканский тренинг «Генерация бизнес идеи»

2018

республиканский

10

5

сертификаты

Открытое мероприятие «Ты-предприниматель»

2018

школьный

8

7

сертификаты

Всероссийская олимпиада школьников

2018

школьный

9-11

5

2

Папин Вадим

Соляник Надежда

Республиканская олимпиада школьников «Моя финансовая грамотность»

2018

республиканский

10-11

6

Диплом I степени

6 учащихся

Папин Вадим,

Никитюк Ирина, Ефимова Александра, Кузьмина Евгения, Карбаинов Вадим,

Соляник Надажда

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

2018

муниципальный

11

1

1

Клочихина Надежда

Республиканская научная конференция «Шаг в будущее»

2018

республиканский

11

1

Всероссийская олимпиада школьников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей

2018

российский

10

1

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

2019

муниципальный

10

2

Диплом I степени

2 учащихся

 Никитюк Ирина,     Аксентьев Данил

Республиканская научная конференция «Шаг в будущее»

2019

республиканский

10

2

Диплом 4 степени

 Никитюк Ирина,

 Нимаев Баясхалан

Межрегиональный конкурс «Финансовые истории» в рамках Проекта Минфина России

2019

российский

10

3

Дипломы участников

Ефимова Александра, Папин Вадим, Кузьмина Евгения

Всероссийская олимпиада школьников

2019

школьный

7-11

25

5

Кузьмина Евгения,

Папин Вадим,

Сиденов Дмитрий,

Рычков Сергей, Мерсанова Анастасия,

III онлайн олимпиада по предпринимательству для 9-11 классов на платформе Учи.ру

2019

российский

4-11

69

20

Ефимова Александра, Кузьмина Евгения, Папин Вадим,

Суслов Михаил,

Цыденов Дмитрий, Черных Эдуард, Жданова Ксения, Сондуева Оюна, Чмелева Екатерина, Злыгостев Кирилл, Ахметшакиров Рустам, Юрьянов Даниил, Аюшеев Данзан, Галданова Эльвира, Иванов Сергей,

 Мекле Алена, Рычков Сергей, Голиков Юрий, Ачитуева Белигма

Научно-популярный лекторий молодых ученых  БИП СО РАН

2019

муниципальный

10

6

Всероссийская олимпиада школьников

2019

муниципальный

7-11

3

Регионального конкурса эссе «75 лет Великой Победы», в рамках

Всероссийского праздника «День Финансиста» в 2020 году

2020

российский

10-11

3

Общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант 2020»

2020

российский

9-11

29

1

Мекшонкова Кристина

III Всероссийский онлайн-зачет по ФГ

2020

российский

10-11

26

Сертификаты о прохождении зачета базового уровня

Международное предпринимательское тестирование, II образовательная акция

2020

международный

8-11

9

Дипломы участников

I тур олимпиады по ФГ на платформе ЯКласс

2020

российский

4-9

34

сертификаты

Финал олимпиады по ФГ на платформе ЯКласс

2020

российский

4-9

26

Сертификат у 5 учащихся

Международная интернет олимпиада «Организация международной торговли»

2020

международный

11

1

Сертификат

Всероссийская олимпиада школьников

2020

школьный

6-11

32

8

Дыбина Арина, Васильева Александра, Павленко Алена, Санданова Дарья, Аюшеев Ринчин, Кривогорницына Екатерина,

Агафонова Алина,

Евченко Александра

Марафон по ФГ от проекта Инфоурок в рамках Всероссийской недели ФГ

2020

российский

7-11

19

7

Максимов Владимир, Бутенкова Арина, Поломошнова татьяна, Цебуховская Диана, Черных Виктория, Кулакова дарья, Дагарова Аяна,

Московская олимпиада по ФГ (пригласительный тур)

2020

российский

7-11

14

Открытый урок по предпринимательству

2020

республиканский

11

25

Сертификаты

Викторина по финансовой математике, ФГ и цифровым технологиям «Школьный финатлон» (отборочный тур)

2020

российский

7-11

42

15

Открытое занятие по апробации разработки урока от Национального банка России по опорным школам

2020

школьный

2

32

Учитель:                 Поломошнова Н.А.