Для родителей

Лапуть (Дроздова) Светлана Петровна

Тренинг для родителей "Квест-игра для родителей«Адаптация детей к детскому саду».

Буклет для родителей: "Значание режима дня для жизни дошкольника", "Как помочь тревожному ребёнку?", "Психологические особенности развития ребёнка 3-4 лет", "Кризис 3 лет. Что делать родителям?", "Готовность к школе. Советы родителям".

 Памятка для родителей "Психологические особенности детей от 2 до 7 лет", "Влияние режима дня на адаптацию ребёнка к детскому саду", "Семейные ссоры и дети: техника безопасности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности: 
     • Почитал; 
     • Просто помечтал; 
     • Полежал на кровати; 
     • Поиграл в пассивные игры. 
Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье ребенка, его настроении и способности к обучению и развитию.

О ПРОГУЛКАХ:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения. 
Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:
Улучшаются и ускоряются обменные процессы; 
• Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы; 
• Нормализуется дыхание; 
• Повышается устойчивость организма к инфекциям.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна; 
2. Выдерживайте рекомендованную продолжительность прогулок, игр и занятий; 
3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время; 
4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день; 
5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну; 
6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов; 
7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов; 
8. Не допускайте частых изменений режима; 
9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи; 
10. Ребенок должен начинать день с зарядки; 
11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур; 
12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать; 
13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение «Детский сад № 115 «Белочка» комбинированного вида г.Орска»

Подготовил: педагог-психолог

Лапуть С.П.

Орск, 2024 г.

ЗАЧЕМ НУЖЕН РЕЖИМ?

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья. 

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой. 
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности: 
     • Период отдыха и сна; 
     • Прием пищи; 
     • Прогулка; 
     • Занятия и обучение. 

Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.     
Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно. 
Дети, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

ПРАВИЛА "НЕ" ДЛЯ ДЕТСКОГО РЕЖИМА:

 В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":
     1. Не сокращайте сон малыша; 
     2. Не проводите обучающие и развивающие   мероприятия после 19 часов.
 
В таком случае взрослые смогут сохранить и улучшить состояние здоровья и способности малыша к обучению на много лет.

ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНОГО РАСПОРЯДКА:

Режим можно считать правильным в том случае, если в нем предусмотрено время на выполнение основных видов деятельности, в результате чего малышу обеспечивается:    

     • Хорошая работоспособность; 
     • Отсутствие переутомления; 
     • Повышение сопротивляемости организма.

СТРОГОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:
     • Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых; 
     • Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;   
8.00 – 8.30 – время первого завтрака; 
9.00 – 10.00 – обучающие занятия; 
10.00 – время второго завтрака;
10.20 – 12.00 – прогулки на улице; 
12.30 – 13.00 – время обеда; 
13.00 – 15.00 – дневной отдых; 
15.30 – время полдника; 
16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;   
18.30 – 19.00 – время ужина; 
19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;
21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

ПРИЕМЫ ПИЩИ:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи: 

    1. Завтрак; 
     2. Второй завтрак; 
     3. Обед; 
     4. Полдник; 
     5. Ужин.
     
На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.    
Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят: 
1.
 Беспорядочное питание; 
2. Длительные интервалы между приемами пищи; 
3. Переедание; 
4. Слишком частый прием пищи.

ОРГАНИЗАЦИЯ СНА:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста: 
• До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки; 
• Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки. 
Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов. 
Важно соблюдать такие
правила подготовки к ночному сну
• Не играйте в шумные игры; 
• Ограничьте просмотр телевизора; 
• Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры. 
Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон. 
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши  



Предварительный просмотр:

Порой действия взрослых способствуют развитию такого качества у детей, как тревожность.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к                           тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем                  он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы                      ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз                  его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной без-защитности перед опасностями мира. Как мы отмечали ранее, все это отнюдь не способ- ствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

  •   Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте  в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для Вас станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
  •   Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! "). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
  •   Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
  •   Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на
    разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Рекомендации психолога родителям тревожного ребенка

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку:  Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается, что –либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

6. По возможности контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

7. Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

8. Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

9. Некоторые дети рассказывают фантастические, вымыш-ленные истории о самом себе. Или постоян-            но просят помощи взрослых, пытаются занять                   их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрос-  лых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ре-  бенок вырастет.

«Волшебные слова» - аффирмации

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах:

Как хорошо, что ты у меня есть.

Как хорошо, что у нас родился.

Я рада тебя видеть.

Ты мне нравишься.

Я люблю, когда ты дома.

Мне хорошо, когда мы вместе.

Ты хороший.

Я в тебя верю.

Говорите эти слова своим детям и своим близким!

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 115 «Белочка» комбинированного вида г. Орска»

«Как помочь тревожному ребенку?»

Подготовил: педагог-психолог

Лапуть С.П.

 

г.Орск,2024г.



Предварительный просмотр:

3 - 4 года - очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша.

Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое "Я", становится достаточно независимым от окружения. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.

Это выражается в "кризисе 3-х лет", который характеризуется следующими симптомами: 

1. Негативизм - это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок как бы опробует в общении слово "нет", осваивает более богатый спектр человеческих отношений.

2. Упрямство - ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому что он этого потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование.

2) достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого все эти усилия в значительной степени теряют свою ценность.

3) в обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5 - 6-ти месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.

Успешно преодолев "кризис 3-х лет", ребенок к 4-м годам способен владеть не только телом, но и голосом: речь становится четкой, ясной. Он умеет общаться, хорошо излагает свои мысли.

Он обожает играть "во взрослых" или работать "понарошку", как взрослые. Он играет и со сверстниками, но игра со взрослыми - для него по-прежнему навысшая радость. Это позволяет родителям и воспитателям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок в этом возрасте, благодаря уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире, нуждается в мудром учителе.

3. Строптивость - это центральный симптом для "кризиса 3-х лет", она направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь сказывается "строптивая установка" по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.

4. Своеволие - ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений.

5. Протест-бунт - все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими. Частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.

6. Обесценивание ребенком личности близких - малыш может начать обзывать родителей бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам , которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.

7. Деспотизм или ревность - этот симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. В семье с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти - как следствие ревнивого отношения к другим детям.

   

 

 Для полноценного развития ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых, которые знают особенности развития психических процессов детей и формировать их грамотно и заботливо.

377f0857764b.png

"Кризис 3-х лет" является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и родители должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Нужно постараться относиться к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро их преодолевает.

При благоприятном выходе из "кризиса 3-х лет" ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения:

1) стремлении к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г.Орска»

Памятка для родителей

Психологические особенности развития ребенка

3 - 4 лет

495050_1232-800x600.jpg

Подготовил: педагог-психолог

Лапуть С. П.

Орск, 2024 г.



Предварительный просмотр:

       Капризный, упрямый, непослушный… Такую характеристику чаще всего дают детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен.

       Кризис может начаться уже в 2,5 года, а  закончится в 4 года. Его пик приходится обычно на 2,6 – 3,2 года.

      У некоторых детей этот период проходит плавно и почти незаметно, а у других сопровождается бурей эмоций и внутренних переживаний.

    То, насколько быстро и легко пройдет кризисный период во многом зависит от:

  • Темперамента ребенка
  • Семейной атмосферы
  • Предпочитаемого стиля воспитания
  • Компетентности родителей
  • .. а главное – терпеливости окружающих ребенка взрослых.

Признаки кризиса 3-х лет

1. Упрямство становится определяющей чертой поведения ребенка. Он старается во что бы то ни стало отстоять свое мнение, полностью пренебрегая мнением взрослых.

2. Негативизм Ребенок стремится все сделать только так, как «он хочет». Любая инициатива, идущая от взрослых, отметается. Отрицательная реакция вызвана не самим предложением мамы, а тем, что это предложение исходит не от него самого.

3. Деспотизм Ребенок требует от взрослых делать все, чего ему хочется. Если есть младшие братья или сестры – ревнует. Может бить их, отбирать игрушки.

4. Строптивость  Малыш совершенно отказывается выполнять требования. Такое впечатление, будто бы он вообще их не слышит.

5. Симптом обесценивания Ребенок начинает обижать родителей: ругаться, драться, обзываться. Он может впервые осознанно адресовать родителям бранные, нехорошие слова.

6. Своеволие - это стремление ребенка достигнуть своей цели любой ценой. 

7. Протест – бунт Ребенок в постоянном конфликте с окружающими. Будто бы объявил всем войну.

Как помочь малышу пережить кризис?

  • Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь сейчас или попозже?»).
  • Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо». Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
  • Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
  • Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!

  • Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
  • Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.

Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчать конфликты, внося в них долю юмора!

«Ребенок – не маленький взрослый. Он иначе мыслит, чувствует, воспринимает окружающий мир»

 (Ж.Ж. Руссо)

0_8f124_27f4a07d_L.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г.Орска».

автор2.png

Кризис 3-х лет

у детей.

Что делать родителям?

malyishok-02

Подготовил: педагог-психолог

Лапуть С. П.

Орск, 2024г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей 2-3 лет.

Показатели

Характеристика

Мышление

Наглядно-действенное

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Воображение

Складываются его предпосылки, отсроченное подражание

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание.

Условия успешности

Разнообразие развивающей среды

Форма общения

Ситуативно-личностное

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Наличие конфликтов

С взрослыми

(«Я- сам»)

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Игровая

Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

Психологические особенности детей 3-4 лет.

Показатели

Характеристика

Мышление

Наглядно-образное

Речь

Начало формирования связной речи, понимает прилагательные

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные, начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Воображение

Функционирует только с опорой на реальные предметы

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к дискомфорту

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Условия успешности

Развивающая среда и партнерские отношения со взрослыми

Форма общения

Ситуативно-деловое

Отношения со взрослыми

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Наличие конфликтов

Кризис 3-х лет — с взрослыми («Я- сам»)

Эмоции

Сильной модальности, резкое переходы

Игровая

Партнерская с взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие

Психологические особенности детей 4-5 лет.

Показатели

Характеристика

Мышление

Наглядно-образное

Речь

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные, начинает развиваться устойчивость и возможность произвольного переключения

Воображение

Переходит во внутренний план

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Способ познания

Рассказы взрослого, экспериментирование

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Форма общения

Внеситуативно-деловое

Отношения со взрослыми

Источник информации

Отношения со сверстниками

Интересен как партнер по сюжетной игре

Наличие конфликтов

Отсутствует

Эмоции

Более ровные, старается контролировать

Игровая

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация

Психологические особенности детей 5-6 лет.

Показатели

Характеристика

Мышление

Наглядно-образное, появляются элементы логического

Речь

Формирование планирующей функции речи

Произвольность познавательных процессов

Развитие целенаправленного запоминания, начало формирования произвольности как умения прилагать усилия

Воображение

Приобретает произвольный характер

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Способ познания

Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Форма общения

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Наличие конфликтов

Отсутствует

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Игровая

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Психологические особенности детей 6-7 лет.

Показатели

Характеристика

Мышление

Начало формирования словесно-логического

Речь

Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов

Становление произвольного внимания и памяти, появляются элементы послепроизвольного внимания

Воображение

Превращается в фантазирование

Физиологическая чувствительность

Индивидуально, у большинства низкая

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениям

Способ познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Форма общения

Внеситуативно-личностное

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки, собеседник

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности

Наличие конфликтов

К 7 годам -кризис, смена социальной роли

Эмоции

Развитие высших чувств

Игровая

Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью



Предварительный просмотр:

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому садe.

Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок дня.Picture background

В детском саду - сон, игры, прием пищи, образовательная деятельность, прогулка, проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдать ребенка в детский сад, обратите внимание на:

  • Домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к режиму детского сада.
  • Познакомьтесь с меню детского сада и начните постепенно вводить в домашний рацион питания ребенка традиционные для детского сада блюда.
  • Перед приходом в детский сад старайтесь не кормить ребенка завтраком. Даже если ваш ребенок в первые дни адаптации будет отказываться от еды в детском саду, не поддавайтесь волнению. Режим дня, коллективный прием пищи, сделают своё дело, ребенок постепенно начнет кушать.

Общая продолжительность сна детей в возрасте младше 5 лет, в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов. Ночной сон не меньше 10 часов. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, эмоциональном и психическом развитии, плохо влияет на состоянии центральной нервной системы. Поэтому придерживайтесь общего режима дня дошкольного учреждения, в том числе, и «тихого часа»: 1-2 часа дневного отдыха для ребенка обязателен, это касается и выходных дней.

Если ребенок отказывается днём ложиться спать – создайте ему все условия спокойного сна. Настаивайте на том, что пришло время отдыха, выключите телевизор, уберите игрушки, а если ещё и все члены семьи прилягут отдохнуть, то вашему упрямцу ничего не остается, как отправится вместе с вами на отдых.

В период адаптации ограничьте посещение шумных компаний, развлекательных центров. Нервная система и эмоциональный фон ребенка находится в возбужденном состоянии, не к чему ещё дополнительные стрессы. Домашний режим сократит риск подхватить ребенком простуду, что в конечном итоге позволит ему быстрее адаптироваться к детскому саду.

Водите ребенка в детский сад регулярно. Старайтесь не делать больших перерывов.

Гуляйте с ребенком регулярно. Воспринимайте прогулку как уникальную возможность побыть с ребенком вместе, увидеть, как он умеет строить отношения с другими детьми, как раскрывается его фантазия в игре. Физическая активность необходима детям для развития для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения, она улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

От нарушения режима дня страдает не только ваш ребенок, но и вы сами. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать.

Вывод соблюдение режима дня облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.

Подготовил: педагог-психолог

Лапуть С. П.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Семейные ссоры и дети: техника безопасности».

Picture background

     В семейных ссорах, даже тех, что заканчиваются примирением, всегда есть пострадавшие – это дети. Ни одна родительская ссора, свидетелем которой стал ребенок, не проходит бесследно для его психики и эмоционального состояния. Это подтверждают современные исследования.

 Чтобы ограничить до минимума негативное воздействие родительских ссор, семейные психологи настоятельно рекомендуют придерживаться следующих правил:

Правило 1. Постараться не ссориться вообще. Этот совет предполагает пересмотр родителями своего поведения, выяснения наиболее частой причины ссор и избавления от неё. Совет больше используется теми родителями, которые желают работать над собой и своими отношениями, а также не хотят, чтобы их ребенок получал негатив в семье. Задавшись такой целью, родители могут избавить ребенка от всех вышеописанных проблем и переживаний, а заодно – укрепить семью и свои отношения друг с другом.

Правило 2. Лучше всего выяснять отношения в отсутствии ребенка. Это поможет избавить его от негативного воздействия ссоры.

Правило 3. Нельзя вовлекать ребенка в конфликт в качестве свидетеля или судьи, задавать ему провокационные вопросы или заставлять принимать сторону одного из родителей.

Правило 4. Дети часто испытывают чувство вины по отношению к ссорящимся родителям, даже если они и не являются причиной ссоры. Поэтому нельзя обвинять ребенка, говорить ему о том, что это из-за него вспыхнула ссора.

 Правило 5. Если ссора все-таки вспыхнула в присутствии ребенка, следует воздерживаться от грубых оценок своего оппонента. Ни в коем случае не нападайте друг на друга с критикой и обвинениями. В таком случае, конфликт будет только расти, как снежный ком. Запрещенный прием – критиковать перед ребенком другого родителя, негативно о нем говорить, настраивать ребенка против него. Такое родительское поведение, когда ребенок является орудием и участником ссоры, жестко ломает детскую психику и наделяет маленького человека массой комплексов и переживаний, которые просто непосильны для детской души.

Правило 6. Нельзя в присутствии ребенка грозить разводом, есть риск, что эти угрозы больше подействуют на неокрепшую детскую душу, чем на партнера. Угрозы друг другу – это табу для конфликтов вообще. Помните, что дети – максималисты, и все ваши слова они принимают на веру, за чистую правду, и их воображение способно разрисовать ваши угрозы до чудовищных размеров, что вызовет стресс у маленького человека. Угрожать друг другу при ребенке или угрожать ребенку – значит, сломать его неокрепшую психику.

Правило 7. Если в семье конфликт пока имеет форму спора, то постарайтесь не развивать его. В споре полагается четко приводить аргументы, называть проблему, говорить откровенно и обязательно – выслушивать другую сторону. Если родители будут владеть искусством ведения споров, то конфликтов в семье не будет, и, естественно, их последствий для ребенка – тоже.

Если ребенок вдруг оказался свидетелем конфликта между родителями, то очень важно — поговорить с ним, спросить, что он ощущает и чувствует.

Ребенку необходимо сказать, что его любят мама и папа, и произошедшая ссора ни в коем случае не разрушит семью, и не изменит родительскую любовь к ребенку.

Подготовил: педагог-психолог

Лапуть С. П.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г.Орска»

Тренинг для родителей

Квест-игра для родителей

«Адаптация детей к детскому саду».

Picture background

Подготовил: педагог-психолог

Лапуть С.П.

г.Орск, 2022 г.

Цельрасширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

Задачи: познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ, способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

Целевая аудитория: родители.

Время проведения: 1 час.

Оборудование: бейджики, фломастеры, магнитная доска, ватманы, журналы, цвет.бумага, клей, ножницы, конверты.

Ход тренинга:

Звучит спокойная музыка.

У входа в музыкальный зал стоит стол с бейджиками и фломастерами. Участникам квеста необходимо выбрать бейджик и написать на нем свое имя.

После этого необходимо рассказать участникам о надписи на противоположенной стороне бейджика.

Педагог - психолог: «Перед тем, как начнётся занятие, Вам необходимо будет найти человека с точно такой же надписью, как и у Вас. Когда Вы найдете свою пару – сядьте рядышком» (участники занятия выполняют задание, педагог-психолог раздает бейджики).

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Петровна, я педагог-психолог детского сада, рада приветствовать Вас на нашей игре. Так как мы находимся в неформальной обстановке, в течение нашего занятия Вы можете обращаться друг к другу по имени. Для того что бы узнать тему нашего тренинга необходимо разгадать ребус.

Педагог - психолог: и так тема нашего тренинга: «Адаптация ребёнка к детскому саду». Для того, чтобы узнать об особенностях адаптации Мы с Вами будем передвигаться по детскому саду в поиске ответов на вопрос: «Что же влияет на успешную адаптацию ребёнка к детскому саду?». Начинаем наше путешествие!

     Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

Упражнение “Рукопожатие”.

Педагог - психолог: за одну минуту постарайтесь познакомиться с помощью рукопожатия с наибольшим числом участников. Не забывайте считать, со сколькими людьми Вы познакомились. Вспомните, кто познакомился примерно с двумя людьми – погладьте себя по голове; кто познакомился от трех до десяти человек - погладьте себя по ушам; кто познакомился, почти со всеми, кто есть в этом кругу – погладьте себя по животу. Хорошо!

Наверное, Вы уже догадались, что на бейджах не простые надписи. Если соединить их всех вместе, в результате получится стихотворение. Перед каждой надписью есть цифра, которая показывает очередность. Давайте попробуем прочитать стихотворение.

Упражнение «Первый день в детском саду»

Цель: ознакомление родителей с характеристиками психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Педагог - психолог:  наверное, Вы уже догадались, что на бейджиках не простые надписи. Если соединить их всех вместе, в результате получится стихотворение. Перед каждой надписью есть цифра, которая показывает очередность. Давайте попробуем прочитать стихотворение.

«Первый день в детском саду».

(1) В детский сад иду я с мамой

Крепко за руку держусь,

И теперь не знаю сам я

Как без мамы обойдусь.

(2) Первый раз пришёл я в группу,

Как же много там детей,

Все играют и смеются

И игрушек много в ней.

(3) Воспитательница мило

Улыбнулась нам сперва,

А потом ребяток тихо

Всех ко мне подозвала.

(4) Познакомились мы быстро.

До чего ж тут хорошо!

Этот день я не забуду,

Столько я друзей нашёл!

(5) Мама очень волновалась:

"Как ребенок там в саду?"

Может очень испугался,

Или плачет он в углу?

(6) Вот поэтому пораньше

В сад торопится она.

Я навстречу ей с улыбкой

Выбегаю: …

(7) "Ты пришла!

Как я рад, Я счастлив очень!

Только, мама, не спеши...

(8) Мы с Алёнкой доиграем,

С Вовкой книжку дочитаем,

Дорисуем мы с Илюшкой,

А потом ещё покушаем,

(9) Погуляем, поиграем,

Мячик в зале погоняем.

Вот тогда, моя мамуля,

Ты за мною приходи!"

Педагог-психолог: вот такой веселый первый день, провел ребенок в детском саду!

Данное стихотворение показывает нам легкую адаптацию, когда ребенок адаптируется буквально за несколько дней и не испытывает дискомфорт. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к взрослому, может попросить о помощи. Он умеет играть с другими детьми, доброжелателен к ним. В данном случае, с адаптацией не возникнет никаких проблем.

Есть адаптация средней тяжести, когда ребенок не хочет уходить от мамы, плачет при расставании, но через несколько минут напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Такая адаптация продолжается примерно одна – две недели.

И еще есть тяжелая адаптация, причиной которой является то, что у ребенка не сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки; нет опыт общения с незнакомыми людьми; нет умения занять себя игрушкой; в семье отсутствует режим дня, совпадающий с режимом детского сада…

Именно поэтому, чтобы не создавать для ребенка тяжелую адаптацию, необходимо подготовить его к посещению детского сада. Я предлагаю Вам выполнить следующие упражнение, которое покажет мне и Вам успешно ли проходит подготовка ребенка к детскому саду. Для этого нам необходимо будет встать и перейти в наш следующий пункт «Спортивный зал» (в спортивном зале расставлены стулья по кругу).

Игра на сплочение «Встреча руками»

Педагог-психолог: встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки:

  1. сначала найдут друг друга;
  2. познакомятся;
  3. проявят симпатию;
  4. потанцуют;
  5. подерутся;
  6. помирятся;
  7. попрощаются.

    Педагог - психолог: молодцы. Ответьте пожалуйста на вопросы:

  • Легко ли было выполнить это упражнение?
  • Что мешало?

Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

Теперь можно присесть на стулья. (на каждом стуле лежит конверт)

Педагог - психолог: уважаемые родители на каждом стуле лежит конверт, откройте его пожалуйста, и прочитайте что там написано.

Беседа: «Причины тяжелой адаптации ребенка к детскому саду».

Цель: ознакомление родителей с причинами тяжелой адаптации детей раннего возраста, предоставление путей помощи во взаимодействии детей и родителей в период адаптации.

Ход беседы: родители по очереди читают следующие высказывания, а педагог-психолог поясняет значение высказывания:

- Несоответствие распорядка дня дома и в детском саду. Ребёнку сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.  

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Ребёнок сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.  

- Отсутствие навыков в соблюдении гигиены. Обслуживать себя значительно мешает привыканию к детскому саду, ведь отсутствие самостоятельности ребёнка вынуждает его больше контактировать с другими малознакомыми взрослыми.  

- Отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама-ребёнок, бабушка-ребёнок), ограничен рамками семьи. Таким детям трудно знакомиться с новыми людьми, устанавливать с ними контакт.  

- Переутомление детей. Часто родители даже не задумываются о том, как устаёт ребёнок, посещая и детский сад, и какие-то секции. А ведь детская психика ещё формируется, и она может просто не справиться с нагрузкой.

- Нарушения психического здоровья, имеющиеся с раннего возраста. Например, перинатальные повреждения нервной системы, которые проявляются в первые месяцы жизни ребёнка возбуждением, нарушением сна, изменением тонуса мышц.

Педагог - психолог: Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что процесс адаптации ребенка полностью зависим  от родителей, но период адаптации есть и у родителей

Практика показывает, если родители легко и быстро адаптируются к детскому саду, то и у ребенка этот процесс протекает легче. 

Как вы думаете, что может облегчить адаптацию родителей к детскому саду? (родители отвечают)

  • если родители понимают, что: детский сад – это место, где заинтересованы в их ребенке;
  • если родители с доверием относятся к воспитателям и специалистом, прислушиваются и выполняют их рекомендации;
  • понимают что детский сад для их ребенка своего рода работа, что он устает и скучает, поэтому делают внеплановые выходные;
  • искренне интересуются жизнью своего ребенка в группе;
  • принимают участие в мероприятиях, предлагают свою помощь и занимаются со своим ребенком дома.

Педагог - психолог: Следующий наш пункт — это группа.

Составление коллажа: «Мой ребёнок ходит в детский сад»

Участники делятся на две команды, каждая из которых с помощью подручных средств (журналы, открытки, цвет.бумага и т.д.) делает коллаж на тему «Мой ребёнок ходит в детский сад». После каждая команда презентует свою работу. (во время выполнения задания звучит спокойная музыка)

Педагог - психолог: Разбор проблемных ситуаций

Цель: оптимизации детско-родительских отношений, развитие психологической культуры родителей

Как Вы думаете, что бы еще помогло Вам лучше адаптироваться как родителям? (планирование первой недели адаптации) Сейчас у нас с Вами будет возможность проиграть ситуации, которые могут возникнуть во время адаптации ребенка к детскому саду. Эти ситуация покажут нам ошибки родителей.

Для этого Вам необходимо будет разбиться на группы.

Перед Вами ситуация, которую необходимо будет разыграть и ответить на следующие вопросы:

В чем Вы видите ошибку родителей? А как Вы поведете себя в подобной ситуации?

Инсценировка: «Ошибки при адаптации».

Ситуация № 1 «Резкое погружение ребенка в среду детского сада»

Мальчик Коля вместе с мамой Леной идут в садик первый раз.

- Коля, ты сегодня поиграешь с ребятами в игрушки, и я заберу тебя сразу после прогулки. Договорились? – говорит мама.

- Да, хорошо, мама – отвечает Коля.

Мама Лена и Коля входят в раздевалку. Мальчик спокойно переодевается, мама помогает ему при необходимости. Он целует маме в щечку и идет к воспитательнице, которая ожидает в раздевалке.

- Не забывайте, у Вас первый день адаптации, поэтому зарябите Колю через два часика – предупреждает воспитатель.

- Хорошо! – отвечает мама.

Коля и воспитательница уходят в группу, а мама идет по своим делам.

Коля замечательно чувствует себя в группе, играет с детьми, разговаривает с воспитателем. Через какое-то время дети собираются на прогулку. Воспитатель помогает им одеваться. Они выходят на участок, играют. Проходит два часа, а мамы нет. Воспитатель начинает беспокоиться, и решает позвонить маме. Набирает телефон:

- Абонент не отвечает или временно недоступен – слышит она в ответ.

Прогулка проходит успешно. Дети поднимаются в группу и переодеваются.

- Екатерина Ивановна, а где моя мама? – спрашивает Коля у воспитателя.

- Коля, она скоро придет. Давайте подождем еще чуть-чуть – отвечает воспитатель.

Коля вместе с детьми проходит в группу, они играют вместе с воспитателем и готовятся к обеду.

- Пора кушать, – говорит воспитатель.

Ребята садятся за столы и Коля вместе с ними. Он очень проголодался, поэтому съедает весь обед.

После обеда всех детей забирают мамы, а Коля остается один в группе с воспитателем.

- Коля, сейчас придет мама. Давай поиграем – предлагает воспитатель.

- Давайте! – отвечает Коля.

В час дня приходит мама Лена. Она открывает дверь и говорит:

- Ой, извините, Светлана Львовна. Уже столько времени?! Батарейка на телефоне села. Такое больше не повторится! Коля, пойдем домой.

На следующие день ситуация повторилась, и так всю неделю, мама забирала ребенка все позже и позже. Через неделю Коля заболел.

ОШИБКА: Это когда мама, вопреки рекомендациям воспитателя, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову.

Ситуация № 2 “Нарушение принципа системности, последовательности + чрезмерная насыщенность развлечениями”

Мама и дочка Лиза уже посещают детский сад несколько дней. Мама вовремя забирала девочку, даже раньше. Девочка плакала при прощании, а потом успокаивалась. Кушала мало.

Утром у воспитателя зазвонил телефон:

- Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Мы сегодня не пойдем в садик, отдохнем пару дней. Я взяла на работе отгул. Хочу устроить ребенку праздник!

- Здравствуйте, хорошо. Только не затягивайте: адаптация – серьезный процесс, который нельзя нарушать.

В течение этих дней мама и дочка катались на каруселях, ходили в цирк, катались на велосипеде, гуляли.

Через пару дней воспитатель снова получает звонок от мамы девочки:

         Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Лиза что-то не хочет идти в детский сад. Мы завтра придем.

         Здравствуйте, договорились. Обязательно приходите, мы Вас очень ждем.

На следующий день Лиза устроила маме истерику, как только они подошли к садику. Она взяла ее на руки и привела в раздевалку. Лиза очень сильно плакала, мама уговаривала ее как могла.

- Лиза, не плачь, пожалуйста. Ты сегодня потерпи, я тебя после обеда сразу заберу. Завтра уже выходные. Мы с тобой в кукольный театр сходим.

Лиза долго не могла успокоиться, с детьми играть не хотела и почти ни чего не ела.

ОШИБКА: Сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять». Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве + Стремление развлечь ребенка в трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

Ситуация № 3 “Внезапное исчезновение при прощании + невнимание к социализации + чрезмерная озабоченность + обсуждение при ребенке”

Мальчик Петя живет с мамой Олей и папой Димой в большом отдельном доме. Вечером перед первым днем посещения детского сада папа, мама и мальчик Петя смотрят мультфильм и общаются между собой:

- Дим, слушай. Я боюсь его в садик отдавать. Там все такое незнакомое для него. Он испугается. Будет плакать завтра.

- Оля, все хорошо будет. Вот увидишь, ему понравится.

- Не знаю, Дим. Я переживаю, уже две ночи не спала.

- Оля, тебе на работу пора выходить. И Пете будет в садике хорошо.

Утром мама и Петя собираются в детский сад первый раз. Петя очень рад этому событию и берет с собой свою любимую игрушку. Они садятся с машину и едут в детский сад. По дороге в детский сад мама говорит ребенку:

-Петя, я думаю, тебе очень понравится в детском саду. Это самый лучший детский сад, там много новых игрушек, красивые рисунки на стенах, добрая воспитательница, которая с тобой поиграет.

- Мама, а там машинок много?

- Много, очень много Петя.

Они подъехали к садику, выходят из машины и идут в группу. В раздевалке их встречает воспитательница, показывает шкафчик. Петя переодевается.

- Мама, пойдем вместе в группу – говорит Петя.

- Я могу пройти вместе с ребенком? Он просто без меня еще никуда не ходил – спрашивает мама воспитателя.

- Да, проходите – отвечает воспитатель.

В это время в группе уже было несколько детей, они готовились к завтраку.

- Ребята, пойдемте, ручки поем перед завтраком – сказала воспитатель.

Дети все дружно пошли мыть руки и Петя вместе с ними. В этот момент, пока Петя был занят, мама решила убежать из группы.

Когда Петя вернулся в группу и увидел, что мамы нет - сильно заплакал. Воспитатели не могли его успокоить до тех пор, пока не вернулась мама. Наследующий день он не хотел идти в группу и каждый раз начинал плакать, если речь заходила о детском саде.

ОШИБКА: Когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Если мама с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мама долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

Педагог-психолог: Уважаемые родители из всех ситуаций мы видим одну общую ошибку : ошибка в том, кто провожает ребенка в детский сад. Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которым ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.

Как лучше это делать?

Скажите уверенным и твёрдым тоном, что вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимой игрой. Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом. Если ребенок не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы (передавайте ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у него скорее всего начнется истерика).

Мы проиграли с Вами несколько ситуаций, и я надеюсь, Вы постараетесь избегать тех ошибок, о которых мы только что говорили. Но все равно, первые дни адаптации – очень напряженные в эмоциональном плане. Родители волнуются, переживают – кто-то очень сильно, кто-то немного. И каждому из нас нужно будет успокоиться, ведь наше напряжение будет передаваться ребенку.

Рекомендации:

Как это можно сделать?

*    Используйте метод арт-терапии: Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Используйте пальчиковые краски, рисуйте кистями, ступнями ног.

*      Также можно использовать другие методы арт-терапии: танцевальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Организуйте с ребенком интересные, успокаивающие занятия с водой, сюжетные игры.

*      В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится".

*      Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

Опрос «Насколько Вы готовы к детскому саду?»

Цель: самодиагностики уровня готовности родителей к адаптации детей в условиях ДОУ, подведение итогов.

Педагог-психолог: чтобы подвести итог, нашей сегодняшней встрече, я предлагаю снова ответить на вопрос: «Насколько Вы адаптированы к детскому саду?», может что-то изменилось в вашем мнении. Перед вами рисунок, где изображен человек, поднимающийся по лестнице.

Picture background

 Вам необходимо представить, что фигура человека это «ваше отношение к детскому саду» и расположить его на лестнице, поставив галочку, т.е. чем выше вы располагаете галочку на лестнице,  тем больше Вы доверяете, заинтересованы, готовы принимать участие в жизни детского сада и т.д. Если же Ваше отношение к детскому саду отрицательное, поставить галочку внизу лестницы, тем самым оставаясь на месте. Также Вы можете поставить галочку посередине если Вам еще трудно определиться (участники выполняют задание). Результаты не оглашаются. По Вашим результатам я могу сделать вывод о том, что занятие было полезно для Вас. 

Спасибо за внимание!

Используемая литература

1. Борисова А.М. Игровой тренинг для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду».

2. Евдокимова Е.А., Плющева В.В. Квест-игра для родителей адаптационных групп «Период адаптации есть у родителей»

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г.Орска»

Мастер-класс для  родителей средней группы  с использованием элементов изотерапии в технике правополушарного рисования: «Морской рассвет»;

Подготовила : Лапуть С.П.

Педагог-психолог

г.Орск, 2025 г.

Цель: познакомить педагогов и детей с техникой правополушарного рисования,
Описание: данный мастер класс будет интересен для педагогов, воспитателей и родителей, а также для детей младшего школьного возраста, и всем, кто хотел бы научиться живописи, но сомневается в себе. Большую популярность набирает такой эффективный метод живописи, как правополушарное рисование. Дети и взрослые разных возрастов рисуют с огромным увлечением. Занятия правополушарного рисования не только очень вдохновляющие и увлекательные, но и помогают поверить в свой талант абсолютно каждого. Мастер класс может быть использован на занятиях в детском саду, школе, в летнем лагере.
Назначение: рисунок может быть использован для оформления детского интерьера - школьного кабинета, группы в детском саду, домашней комнаты, а так же послужить в качестве подарка для друзей и родных, для участия в конкурсах и выставках.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с методом правополушарного рисования;
Развивающие:
развивать фантазию, творческие способности;
развивать мелкую моторику пальцев, точность движений рук, глазомер; развивать пространственное воображение;
Воспитательные:
воспитывать у детей доброе отношение к природе;
создавать положительный эмоциональный настрой;
изготавливать и дарить подарки, сделанные своими руками;
воспитывать терпение, аккуратность, интерес к творчеству.

Рассвет над морем...
Рассвет над морем – это так красиво,
Насколько же прекрасен млечный путь,
Я понимаю, это несравнимо,
Как радости порыв и ночи грусть.

Рассвета краски ярки и чисты,
И лучик солнца первый мимолетно,
Затронув нежно зеркало воды,
Души твоей коснется беззаботно.

Заставит улыбнуться и забыть,
О чем грустишь и думаешь так часто,
Он словно тихо скажет: «Оглянись,
Рассвет встречать у моря – это счастье»
(Галина Дружина)

Необходимые материалы: Краски гуашевые, набор кисточек, бумага для работ с гуашью и акварелью, салфетка (для вытирания кисточек). Взять половину листа белой бумаги А-4. Под лист нужно положить клеенку или основу из простой бумаги. Лист бумаги нужно загрунтовать белой гуашевой краской используя большую кисть Взять кисть среднего размера, и поставить пятна краски ярко красного цвета. Добавить пятна желтого цвета. Взять опять большую кисть, немного макнуть в белую гуашь и проводить ею поверх наших мазков. Можно спокойно выходить за границы листа – для этого подложили основу из простой бумаги. Дать краске подсохнуть. Взять тонкую кисть, мокнуть в черную краску и провести короткую линию с правой стороны листа. Над проведенной линией произвольно нарисовать волнистую линию. Полностью закрасить черной краской . Провести линию черной краской с левой стороны чуть ниже, чем с правой. Опять нарисовать волнистую линию. Полностью закрасить черной краской. Нарисовать волнистую линию в нижней части листа, с возвышением по центру. По центру нарисовать полоску с небольшим уклоном влево. Рядом нарисовать полоску, чуть короче, с уклоном вправо. На конце каждой полоски нарисовать 5-6 расходящихся в стороны линий. Взять кисточку с жесткой щетинкой, мокнуть в черную краску, простукать ее на бумаге, и короткими мазками нарисовать листья пальмы. Нарисовать листья у второй пальмы. Белой краской нарисовать солнце. Нарисовать блики тонкой кисточкой на горах. Белой краской подрисовать блики на стволах и листьях пальмы.
Нарисовать 2-3 чайки (количество по желанию)
Наш рисунок готов.