Методическое портфолио

Чернышева Татьяна Валентиновна

Материалы участника регионального этапа конкурса "Учитель года"

Модель функционирования методической системы

Модель функционирования методической системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

Чернышевой Татьяны Валентиновны,

учителя ОРКСЭ, истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8» МО «Кошехабльский район»

«Учитель, который может пробудить чувство хотя бы к одному хорошему поступку, достигает большего, чем тот, кто наполняет нашу голову бесконечными рядами, расклассифицированными в соответствии с формой и названием».

И. Гёте

Учитель… Какое важное значение имеет это слово для каждого ребенка, родителей, для общества маленького сельского поселения, отдельно взятой страны, всей нашей планеты в целом! Кто, если не учитель, проведет учеников через годы детства, отрочества, юности, совершая почти незаметный ежедневный нравственный подвиг, вкладывая в детей частичку своей души, своего сердца. Труд учителя похож на труд хлебороба и строителя: из зерен добра и справедливости взращивает он души детей, из кирпичиков знаний и умения творить добро закладывает прочный духовно-нравственный фундамент здания под названием - Жизнь. Учитель, как искусный ювелир, благодаря своему долгому кропотливому труду, терпению и мастерству, превращает алмаз одаренности ребенка в прекрасный бриллиант, сверкающий всеми гранями всесторонне духовно-нравственной развитой личности.

Убеждена в правоте классика Л.Н. Толстого, сказавшего, что «надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить». Действительно, Л.Н. Толстой, создав начальную школу в Ясной Поляне, смог не только научить детей грамоте и чтению, но и на примерах собственного детства, семейных взаимоотношений и традиций воспитать в них доброту, отзывчивость, милосердие, любовь к ближнему, привить уважение к труду, родной земле, родному слову, Отечеству!

Жизненный опыт стал первым помощником таким замечательным педагогам, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому, которые по страницам собственной биографии познавали детскую психологию, учились любить своих воспитанников. Эти примеры не стали исключением, потому что каждый педагог прежде всего должен стать воспитателем,  и только потом - учителем. В моей педагогической практике большой жизненный опыт является также надежным союзником. Несмотря на то, что мечта стать учителем была моей главной мечтой с раннего детства, а начало опыта работы с детьми пришло уже в четырнадцать лет, когда приходилось подрабатывать на летних каникулах воспитателем в Натырбовском детском саду, моя дальнейшая профессиональная трудовая деятельность на какое - то время не была связана с педагогикой. Но именно в эти годы, посвященные другим  сферам трудовой деятельности: промышленному производству, экономике – и дали полезный жизненный опыт, который помог мне в дальнейшем уже как учителю.  А то, что в юности я оказалась вдали от малой родины, не помешало мне начать изучать историю нашей страны и ее народов. В Свердловске, например, заинтересовавшись историей династии Романовых, часто посещала место проживания царской семьи. В Польше изучала историю Второй мировой войны. Неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь произвели на меня экскурсии в фашистские концлагеря: Освенцим и Майданек. В Монголии стала изучать историю буддизма и проявлять интерес к истории русских эмигрантов. В это время мечта стать учителем начала сбываться: в городе Улан-Удэ я поступила на исторический факультет педагогического института. Завершала получение образования уже на родине, в городе Майкопе, в самые интересные, непредсказуемые 90-е годы. Благодаря тому, что история страны была уже «переписана», а новых учебников еще не было, изучали мы историю Отечества по газетным статьям, книгам зарубежных авторов и чувствовали себя настоящими исследователями, поисковиками, изучающими «белые пятна» истории.

Дух активной поисково - исследовательской творческой деятельности я стараюсь сохранить и передать своим ученикам в настоящее время. Для этого активно использую компетентностный деятельностный подход и педагогические технологии деятельностного типа, которые привлекают меня тем, что:

- требуют четкой организации образовательного процесса;

- подразумевают комплексный характер обучения, неразрывность знаний, умений и навыков, понимания и применения их на практике;

- обеспечивают вовлечение обучающихся в организацию учебного процесса и осознание ими направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка), также метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании, интеграционный подход и преемственность, связь обучающей и воспитательной направленности образования;

- делают акцент на активную практическую деятельность и результативность;

- позволяют производить расширение информационного поля и формировать навык поиска информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ);

- предлагают дискуссионный активный и интерактивный открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции);

-повышают мотивацию к образованию (проблемный подход, интерес).

Одной из приоритетных и перспективных технологий деятельностного типа, активно применяемой мною в педагогической практике, является проектная деятельность, которой я увлеклась с той поры, как познакомилась с мнением кандидата исторических наук, автора учебников по обществознанию Андрея Иоффе, который убежден что школьное образование «должно стать более практичным, что детям нужно больше предоставлять самостоятельности». Проектная деятельность идеально реализует данные условия. В «Педагогическом словаре» метод проектов определяется как «система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретаются ими в процессе выполнения постепенно усложняющихся практических заданий». Начиная работать с технологией проектов, всегда учитывала интересы детей и положение психологии о том, что ученик с большим удовольствием выполняет только ту учебную работу, которую сам выбрал и которая для него наиболее привлекательна. Темы проектов ученики выбирают на основе уточнения тех «точек удивления», которые им удалось разглядеть в жизни, в привычках, в обычаях окружающих людей. В целом проектную деятельность учащихся в преподавании курса истории, обществознания и ОРКСЭ воспринимаю не только как форму организации учебной деятельности, но и как содержание обучения, его метод и особую философию образования.

Участие моих учеников в социальной работе, в посильном для них разрешении некоторых жизненных проблем в рамках участия во Всероссийской акции «Я – гражданин России», проводимой под эгидой Министерства образования РФ, позволили мне совместно с обучающимися внести важные изменения в окружающую нас повседневность. Это не только удивляет многих взрослых, но и создает условия для формирования четкой гражданской позиции обучающихся, повышает их самооценку и взаимооценку.

Василий Александрович Сухомлинский в своей главной книге «Сердце отдаю детям» писал, что задачи школы - «научить детей видеть и ценить красоту человеческой мысли и труда, стараться воспитывать своих учеников неравнодушными людьми с активной жизненной позицией, а главное - прививать им чувство ответственности перед собственной совестью». Решать эти важнейшие задачи мне, как учителю, помогает использование современной эффективной инновационной технологии рефлексивного портфолио, которая предоставляет детям возможность пройти важнейшие этапы осмысления и закрепления ключевых компетенций, поддерживает высокую учебную мотивацию обучающихся, поощряет их активность и самостоятельность, является эффективным средством плодотворной совместной воспитательной деятельности учителя, ученика и родителей в развитии духовно - нравственных качеств личности и реализации программы нравственного воспитания, программы творения добра в человеческом сердце.

Для меня, как учителя, очень важно, чтобы каждый день, проведенный ребенком в школе, стал для него не только очередной ступенью саморазвития, духовно - нравственного самосовершенствования, но и маленьким шагом вперед, направленным на решение важнейшей проблемы в современном обществе и образовании: «обнищании души при обогащении ума информацией».

Важно, чтобы подрастало новое поколение российских граждан в школах, где воспитание опережает обучение, чтобы это поколение граждан осознавало ответственность за свою судьбу, судьбу своей Родины, поколение активное, инициативное, не боящееся трудностей, верящее в свои силы и находящее пути их применения.

Хотелось бы верить в то, что мои ученики в любой жизненной ситуации предпочтут из множества вариантов выбрать пусть самый трудный, но единственно правильный путь.

Искренне убеждена, что профессия учитель - самая уникальная из всех существующих профессий на земле, потому что в ней нет предела для самосовершенствования личности учителя и совершенствования его профессионального мастерства. Время динамично и быстро меняет окружающую действительность, диктует все новые и новые требования и к уровню знаний, и к жизненной подготовке подрастающих поколений. Именно поэтому учителю нужно быть всегда немного впереди времени, чтобы встречать перемены во всех сферах жизни общества хорошо подготовленным и абсолютно уверенным в важности своего труда для будущего страны.

Великую миссию учителя в современном мире вижу, конечно же, в миротворчестве, в развитии и поддержании высокого уровня духовности, нравственности, образованности и культуры, как факторов, обеспечивающих взаимоуважение, взаимопонимание, созидательное сотрудничество всех народов на Земле, исключающих возможность решения спорных международных вопросов примитивным путем военных угроз и столкновений. «А уважения и власти у учителей, - как сказал президент В.В. Путин, - иногда бывает побольше, чем у президентов».

Буду всегда гордиться профессией, важность и значимость которой выражается в стихах, песнях поэтов и композиторов, в книгах писателей, наградах правительства и президента, но самой большой наградой для каждого учителя считаю слова, сказанные учениками тихо и искренне: «Спасибо! Спасибо! Спасибо!».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Опыт применения инновационной технологии рефлексивного портфолио личностного роста на уроках ОРКСЭ, как основного элемента системы развития духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств личности гражданина России» Конкурсное задание «Методический семинар»

Слайд 2

Чернышева Татьяна Валентиновна - учитель ОРКСЭ, истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8» МО «Кошехабльский район» Стаж педагогической работы – 21 год Образование : высшее, АГУ, учитель истории и социально- политических дисциплин Кредо : «Учиться и учить с удовольствием» Муниципальное образование «Натырбовское сельское поселение» включает в себя два населенных пункта - село Натырбово и хутор Казенно-Кужорский. На территории с. Натырбово функционируют: МБОУ «СОШ № 8», МБДОУ «Детский сад № 14», врачебная амбулатория, детско-юношеская спортивная секция, Пансионат престарелых людей и инвалидов, Социальный дом. На базе дома культуры действуют: библиотека, детская школа искусств и Центр народной культуры. Село малой родиной для представителей 25 национальностей.

Слайд 3

Авторская интерпретация возникновения и становления педагогического опыта На формирование и становление педагогического опыта оказали влияние следующие факторы : подготовка на курсах повышения квалификации в АРИПК; введение нового учебного курса и, как следствие, отсутствие методических и дидактических разработок, помимо учебных пособий; опыт работы учителем истории и обществознания; опыт работы классным руководителем.

Слайд 4

Формирование духовно-нравственных качеств личности гражданина России является наиболее актуальным направлением в современном образовании, т.к. общество требует от школы не только качественного обучения, но и качественного воспитания человека, необходимого для становления духовной личности. Применение технологий деятельностного типа помогает усваивать и применять детям знания, опыт и умения, накопленные обществом в ходе истории и постепенно включаться в процесс созидания новых духовных ценностей. формирование. Авторская интерпретация возникновения и становления педагогического опыта

Слайд 5

Авторская интерпретация возникновения и становления педагогического опыта Противоречия: - обнищание души современных обучающихся, при обогащении ума информацией. Педагогический процесс только тогда успешен, когда в нем воспитание идет впереди обучения, обогащая духовность и усиливая стремление обучающихся впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего становления личности. есть потребность перехода от принципа «дать знания» к принципу «научить учиться» обучающихся; необходимо отслеживать уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся при отсутствии соответствующего методического инструментария . Проблема – утрата обществом понимания важности духовно-нравственных качеств личности как основного общенационального богатства.

Слайд 6

Теоретическое обоснование педагогического опыта Инновация опыта основывается на реализация следующих технологий: системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Г. Асмолов) – призван конкретизировать требования к планируемым результатам, обеспечивает преемственность между уровнями начального и основного общего образования, является одним из важнейших условий обновления содержания современного образования; компетентностного подхода – нивелирует разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач; личностно ориентированного развивающего образования (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская) – обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля, позволяет интегрировать уникальный и неповторимый опыт каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий, строит взаимодействие учителя и ученика по модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров; смысловой педагогики вариативного развивающего образования (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов и др.). Цель – многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов. Направлена на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности.

Слайд 7

Теоретическое обоснование педагогического опыта. Цель и задачи педагогического опыта: Цель – распространение эффективных инновационных образовательных технологий деятельностного типа, обеспечивающих плодотворную совместную образовательно-воспитательную деятельность участников образовательных отношений (учителя, ученика, родителей) в развитии духовно-нравственных качеств личности гражданина России на основе требований ФГОС. Задачи: создание условий для развития духовно-нравственных качеств, гражданско-патриотических качеств личности; использование технологий деятельностного типа на уроках ОРКСЭ; обеспечение преемственности в развитии системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического образования и воспитания между уровнями начального и основного общего образования.

Слайд 8

Технология педагогического опыта. Ведущая идея педагогического опыта Развитие духовно-нравственных и социально значимых качеств личности через реализацию технологии рефлексивного портфолио, технологии проектов, информационно-коммуникационных технологий, создание ситуации успеха, активное и интерактивное сотрудничество, создание единой системы школьного и семейного воспитания.

Слайд 9

Технология педагогического опыта. Формы работы с обучающимися активное интерактивное учитель ученик ученик ученик ученик ученик ученик учитель

Слайд 10

Система, обеспечивающая высокое качество организации образовательно-воспитательного процесса

Слайд 11

Элементы рефлексивного портфолио

Слайд 12

Элементы рефлексивного портфолио

Слайд 13

Элементы рефлексивного портфолио

Слайд 14

Мини-проект выполнен обучающимся 4 класса с использованием ИКТ

Слайд 15

Результаты диагностики успешности обучающихся МБОУ «СОШ № 8» УУД Учебный год / Средний балл по школе Динамика (балл) 2012/2013 2013/2014 2014/2015 Регулятивные 6,2 7,9 8,7 2,5 Коммуникативные 8,1 8,9 9,3 1,2 Личностные 7,3 8,1 8,7 1,4 Познавательные 7,0 8,0 9,1 2,1

Слайд 16

Диссеминация педагогического опыта Опыт рекомендован всем учителям ОРКСЭ, как с высокой планкой мастерства, так и начинающим. Трудность может заключаться в необходимости систематического обеспечения обучающихся раздаточными материалами.

Слайд 17

Литература: Битянова, Н. Р. Психология личностного роста / Н. Р. Битянова. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. Еременко, Е. Н. Родословная кубанского школьника / Е. Н. Еременко. – Краснодар: Традиция, 2010. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. Кон, И. С. Психология доброго поступка / И. С. Кон и др. // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. С. 46-60. Крупнов, Ю. Личность как особый образ жизни / Ю. Крупнов // Народное образование. – 2003. - №4. – С. 24-29. Личностное портфолио школьника: Учебно-методическое пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, М. В. Токарева. – М.: Глобус, 2010. Прутченков, А. С. Тренинг личностного роста / А. С. Прутченков. – М.: Творческая педагогика, 1993. Семенов, И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1983. - № 3. – С.35-42. Файнберг, Р. Личность и коллектив: поиск гармонии / Р. Файнберг//Педагогика. – 1992. - № 1-2. Честных, Ю. Н. Открыть человека / Ю.Н. Честных. – М.: Просвещение, 1991.

Слайд 18

Приложения



Предварительный просмотр:

«Опыт применения инновационной технологии рефлексивного портфолио личностного роста на уроках ОРКСЭ, как основного элемента системы развития духовно-нравственных качеств личности гражданина России»

Проблема: утрата обществом понимания важности духовно-нравственных качеств личности как основного общенационального богатства.

Цель: распространение эффективных инновационных образовательных технологий деятельностного типа, обеспечивающих плодотворную совместную образовательно-воспитательную деятельность учителя, ученика и родителей в развитии духовно-нравственных качеств личности гражданина России.

Задачи:

  1. Создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности на уроках.
  2. Использование инновационных технологий деятельностного типа на уроках ОРКСЭ.
  3. Обеспечение преемственности системы духовно – нравственного образования и воспитания, между уровнями общего образования.

План семинара:

  1. Создание условий для развития и воспитания духовно-нравственных качеств личности гражданина России на уроках ОРКСЭ посредством использования современных инновационных образовательных технологий деятельностного типа.
  2. Роль инновационной технологии рефлексивного портфолио личностного роста в развитии духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ.
  3. Инновационная технология рефлексивного портфолио личностного роста как связующее звено в системе образования и воспитания духовно-нравственных качеств личности всех уровней общего образования.

1. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и качественного воспитания человека. Педагогический процесс только тогда успешен, когда в нем воспитание идет впереди обучения, обогащая духовность и усиливая стремление обучающихся впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего становления личности.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ведущую роль в создании условий для развития и воспитания духовно-нравствственных качеств личности, на своих уроках, отвожу элементам системно-деятельностного подхода и технологиям деятельностного типа.  Применяю:

- информационно-  коммуникационные технологии;

- технологию создания ситуации успеха;

- оценочно-рефлексивную технологию, а также активное и интерактивное обучение.

Согласитесь, без них невозможно было бы сделать современный образовательный процесс увлекательным, эффективным и решить важнейшую проблему современного общества – проблему духовно-нравственного развития личности.

Применяя данные технологии, создаём условия для овладения детьми жизненно важными практическими навыками. Применение технологий деятельностного типа на уроках ОРКСЭ превращает практическую деятельность детей в особую форму соприкосновения с окружающим их миром и уже, как реальность, постепенно, становится неотъемлемой частью духовных качеств личности ребенка, помогает ему усваивать и применять накопленные обществом в ходе истории знания, умения, опыт, и, впоследствии включаться в процесс созидания новых духовных ценностей.

Очень важным условием в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка считаю создание единой системы школьного и семейного воспитания. Поэтому в моей педагогической практике обязательным является сотрудничество с семьями детей, с учетом их нравственных, моральных семейных установок и норм. Выполнение определенных видов заданий портфолио предполагает совместную работу детей с родителями. Родители ищут возможность помочь сыну или дочери успешно двигаться вперед в заданном направлении, так школа постепенно становится единым образовательным и воспитательным пространством для детей, родителей и учителей.

Большую роль в усвоении знаний и развитии духовно-нравственных качеств личности на моих уроках играет благоприятный психологический климат учебного процесса. Для усиления положительной эмоциональной атмосферы, выполненные задания учащихся, хранящиеся в портфолио, отмечаю штампиками с различными изображениями. Созданная мною ситуация успеха в обучении способствует возникновению социально активной творческой атмосферы, доверительных отношений между учениками, между учителем и учениками и как следствие позитивной динамике роста духовно-нравственных качеств личности.

2. Большую роль в формировании духовно- нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ играет рефлексивное портфолио личностного роста (модуль «Основы светской этики») которое составлено в соответствии с положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Данное рефлексивное портфолио является очень удачным и просто необходимым методическим дополнением к учебнику ОРКСЭ А.А. Шемшурина издательства «ДРОФА», представляет собой комплект тематических дидактических раздаточных материалов готовых к применению.

Портфолио состоит из четырех разделов: «Тематические страницы по курсу ОРКСЭ», «Мои творческие работы», «Мои достижения», «Самооценка моей деятельности за год».

Количество страниц в личностном портфолио не является строго фиксированным. Это дает возможность в процессе работы привлекать новые материалы, предложенные как учителем, так и учениками.

Инновационность рефлексивного портфолио личностного роста по ОРКСЭ заключается также в том, что оно является еще и хорошим оценочным средством деятельности обучающихся. Такая оценочная технология позволяет детям осуществлять оценку и взаимооценку своих работ, кроме того дает возможность показать важность оценки учителя, так как эта оценка осуществляется в диалоге учителя и обучающегося.

Инновационная технология рефлексивного портфолио личностного роста, в процессе реализации курса ОРКСЭ является эффективным средством плодотворной совместной воспитательной деятельности учителя, ученика и родителей в развитии духовно-нравственных качеств личности, при которой ученик является полноправным субъектом своей деятельности.

3. Представленная мною инновационная технология рефлексивного портфолио личностного роста стала связующим звеном в системе образования и воспитания духовно-нравственных качеств личности всех уровней общего образования (начального, основного и среднего). Опираясь на благоприятные условия воспитания система объединяет урочную, внеурочную и внеклассную работу, создает творческую атмосферу в школе, обеспечивает высокий потенциал обучения, формирует у школьников лидерские качества, позволяет проявлять общественную активность, не допускает роста агрессивности, экстремизма, способствует формированию нового поколения граждан, осознающих свою ответственность, не боящихся трудностей, верящих в свои силы и находящих пути их рационального применения.

Активная социализация обучающихся происходит в процессе работы учеников над проектами. Ребята становятся участниками социально-значимых проектов и мероприятий, завершающихся рефлексивной деятельностью основы которой были заложены при заполнении рефлексивного портфолио в 4 классе. Наибольшей популярностью среди учеников пользуются следующие проекты:

1. «Активный избиратель – всеобщее благо»;

2. «Охранять природу – значит охранять родину»;

3. «Защита отечества – священный долг каждого гражданина России»;

4. «Овеянные славой флаг наш и герб»;

5. «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Ребята также участвуют в республиканской акции милосердия Клуба «Учитель года Адыгеи», принимают участие в неделях обществоведческих дисциплин: «Мои поступки», «Доброты много не бывает», становятся активными участниками социального проекта «Я люблю тебя жизнь».

Проектная деятельность, выстроенная на основе активного и интерактивного обучения на всех уровнях образования имеет свое продолжение – оценочно рефлексивную деятельность обучающихся. А результат функционирования системы, обеспечивающей высокое качество организации образовательно-воспитательного процесса – компетентная, духовно-нравственная, социально-зрелая личность, конкурентно-способная, активная, инициативная, без страха преодолевающая трудности, ориентирующаяся в путях рационального решения проблем, осознающая необходимость постоянного самосовершенствования.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: