Дистанционное обучение

Азеева Светлана Владимировна

Практически во всех школах уже давно введена система электронных журналов, с помощью которых учащиеся получают задания. В основном учителя дают домашние задания, которые нужно вовремя высылать через специальный чат в электронном журнале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ 60-70-х гг.

1. Подготовкаотмены крепостного права.

XIX в. в истории России стал периодом утверждения капитализма. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества.

Центральное место среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. занимает крестьянская реформа 1861 г. - отмена крепостного права. С целью ее подготовки в 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу (преобразован в 1858 г. в Главный комитет по крестьянскому делу), в 1858-1859 гг. образованы около 50 губернских дворянских комитетов, разрабатывавших проекты освобождения крестьян.

2. Крестьянские реформы 1860-х гг.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ";Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости"; и подписал Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Их нельзя было продать или купить, они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.

Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьян - принять это землю. Размер надела устанавливался по добровольному соглашению между помещиком и крестьянином. Если же такого соглашения не было, то размер надела определялся законодательно по установленным региональным нормам (высшие и низшие размеры). Например, по Казанскому, Спасскому, Чистопольскому и части Лаишевского и Мамадышского уездов - от 1,3 до 4 десятин, а по Тетюшскому, Свияжскому и остальной части Лаишевского и Мамадышского уездов - от 1,16 до 3,5 десятин на ревизскую душу.

Крестьяне наделялись землей за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6 %). Государство выступало посредником между помещиком и крестьянами и уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (в размере 80 % стоимости отданной крестьянину земли). Затем в течение 49 лет крестьяне были обязаны выплачивать долг государству с уплатой 6 % годовых. До его осуществления крестьяне оставались ";временно обязанными"; (в 1881 г. временнообязанное состояние было отменено). В результате выкупной операции помещик должен был получить с крестьянина сумму, которая, будучи помещенной в банк, давала бы ему ежегодно в виде процента доход, равный годовому оброку.

В процессе проведения в жизнь положений реформы 1861 г. помещики применяли и такие пути закабаления крестьян, как чистка своих имений от деревенских поселений и особая размежовка крестьянских наделов. Особенно широкое распространение получила чересполосность крестьянских и помещичьих земель, их совместное пользование водопоями, выгонами, выпасами и др. угодьями, раздробленность и удаленность от селений крестьянских наделов.

В целом реформа 1861 г. создала определенные возможности для развития капиталистических отношений в бывшей помещичьей деревне, но оставила в наследство такие значительные пережитки прошлого, как помещичье землевладение, гражданское неравноправие крестьян, отрезки, чересполосность и др. В то же время эта реформа не коснулась подавляющей массы крестьян казанской губернии - государственных, и поэтому не сыграла решающей роли в судьбах сельского населения края.

23 июня 1863 г. основные принципы реформы 1861 г. были распространены на удельных крестьян, т.е. крестьян имений императорской фамилии. Они получали права свободных сельских обывателей и передавались в подчинение уездных и губернских учреждений. Удельные крестьяне Казанской губернии, не отличавшиеся ранее многоземельем, также понесли земельные потери, которые составили почти 11 процентов. Причем, если для русских удельных крестьян Казанской губернии реформа обернулась потерями таких земельных угодий, как пашни, луга и т.п., то для марийских крестьян - главным образом отрезками лесных участков и завышенными денежными повинностями и платежами.

В 1866 г. было проведена реформа и среди государственных крестьян. По закону 18 января 1866 г. они выходили из подчинения министерства государственных имуществ и уравнивались в правах с остальными категориями сельского населения России. Закон 24 ноября 1866 г. закреплял за государственными крестьянами существующие наделы, но не свыше 8-15 десятин на ревизскую душу в зависимости от уровня земельности в уездах.

3. Дальнейшие буржуазные преобразования.

Среди них важное место занимают реформы местного самоуправления - земская 1864 г. и городская 1870 г. Земская реформа вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения - земства (земские собрания и управы), являвшихся органами самоуправления. Земские учреждения вводились постепенно, и в числе первых в 1865 г. они были учреждены в Казанской губернии. Земства первоначально не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными и просветительскими функциями. Несмотря на то, что земства назывались всесословными и являлись выборными, выборы в них проходили с некоторыми ограничениями. Членами земств в

В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Образовывались городские думы и городские управы, в ведении которых находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Выборы в городские думы проводились один раз в четыре года, по трем куриям - от крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Руководящую роль в думах играли купцы первой и второй гильдий, из числа которых обычно выбирался городской голова. Так, первым казанским городским головой был избран купец Романов.

.

Одной из самых прогрессивных буржуазных реформ 60-70-х гг. стала судебная реформа 1864 г. Согласно новым ";Судебным уставам"; принципиально менялось судоустройство и судопроизводство: вводилась равная ответственность всех сословий перед законом, провозглашалась несменяемость судей и независимость суда от администрации, предусматривалось участие присяжных заседателей, суд становился устным, гласным и состязательным и др. Вместе с тем сохранялись: для крестьян - волостной суд, для духовенства - консистории, для военных - военный суд и другие пережитки.

По этой реформе создавалась система судебных инстанций (мировой суд - окружной суд - судебная палата - Сенат). Срок военной службы сокращался с 25 до 6 лет в сухопутных войсках и до 7 лет на флоте.

В 1864 г. было утверждено ";Положение о военных округах";. Вся территория страны делилась на 15 военных округов, центрами которых были столицы и крупнейшие губернские города, в том числе и Казань. В Казанский военный округ входило почти все Поволжье, Приуралье и Урал.

Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала оснащаться новыми видами военной техники. Проведенные преобразования позволили поднять боеспособность русской армии, что положительно отразилось на исходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

4. Крестьянское движение в ответ на реформы 60-х гг.

Одним из основных районов значительного усиления крестьянского движения весной 1861 г. стала Казанская губерния. Обнародование Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г. повлекло за собой повсеместное неприятие крестьянами документов реформы, объявление их подложными. Мировой посредник Чистопольского уезда Демерт, наблюдавший реакцию народа на чтение Манифеста в одной из церквей, рассказывал, что после объявления акта сразу же в толпе начался сильный говор и шум. Духовенство заподозрили в явном подлоге. ";Появился откуда-то слух, что будто к попу прислано два указа: один из Петербурга - взаправский, а другой из губернии - поддельный, который им теперь и прочитан; что последний сочинили сами помещики и подкупили все духовенство, постоянно получавшее главнейший доход с помещиков";. Крестьяне выражали недоверие местным священникам, помещикам, представителям государственной власти. Вслед за этим крестьяне стихийно стали отказываться от выполнения барщинных и оброчных повинностей, от подчинения помещикам и т.д. В марте 1861 г., сразу же после объявления реформы, помещичьи крестьяне нескольких деревень Лаишевского, Свияжского, Спасского уездов отказались от выполнения работ. Всего за три весенних месяца в Казанской губернии произошло 75 выступлений крестьян.

Постепенно приобретая размах и остроту, крестьянское движение переросло в восстание, центром которого стало село Бездна Спасского уезда. В начале апреля безднинские крестьяне выразили свое недовольство Положениями. Только в Спасском уезде в восстании приняли участие крестьяне 75 населенных пунктов.

Для подавления ";бунтующих"; в Спасский уезд срочно выехал генерал-майор Апраксин, направленный ранее в Казанскую губернию для надзора за проведением реформы. Восстание в Бездне было подавлено. Многих крестьян, искавших настоящую волю, расстреляли.

Во второй половине 60-х гг. в крестьянское движение включились государственные крестьяне Казанской губернии, недовольные законами 18 января и 24 ноября 1866 г. Одной из ведущих форм движения в это время явился отказ крестьян отдельных селений и даже волостей от принятия владенных записей, определявших новое устройство крестьянского быта. Так, в марте-апреле 1867 г. ряд селений Свияжского и Тетюшского уездов отказались подчиняться полицейским властям при введении владенных записей. В том же году упорное сопротивление властям оказали крестьяне в Ядринском и Цивильском уездах.

5. Протест демократической интеллигенции. ";Казанский заговор";.

Драматические события в Бездне получили широкий общественный резонанс в связи с панихидой 16 апреля 1861 г. в кладбищенской (Куртинской) церкви Казани, которую провели студенты Казанского университете и Духовной академии по убитым крестьянам. В эти же дни студентами университета был организован сбор денег семьям погибших крестьян.

На куртинской панихиде, являвшейся массовой антиправительственной политической демонстрацией, присутствовало около 400 человек. Перед собравшимися выступил профессор А.П.Щапов. Обращаясь к жертвам бездненского расстрела, он сказал: ";Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас... и которая приняла вас, мучеников в свои недра, эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе";. Свое выступление он закончил требованием демократической конституции. Это было первое в XIX в. публичное выступление революционного демократа перед народом.

О панихиде было доложено Александру II, который распорядился арестовать Щапова. Синод приговорил его к заточению в монастырь, но под давлением общественного мнения, выразившегося в протесте, организованном Н.Г.Чернышевским, царь был вынужден отменить это решение. А.П.Щапов был освобожден из-под ареста, но за ним продолжали следить. В 1864 г. его сослали в Сибирь, где он умер в 1876 г.

Осенью и зимой 1861 г. в Казани действовала нелегальная революционная организация, на основе которой в начале 1862 г. оформляется казанское отделение всероссийской народнической организации ";Земля и воля";. Казанский комитет являлся наиболее активным местным отделением этой организации.

Таким образом, Казанский заговор стал заметным событием в революционном движении 60-х гг. Это была попытка поддержки польского восстания выступлением внутри России, попытка совместных действий польских и российских революционеров.

  1. Социально-экономическое развитие.

Территория и население. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. площадь Казанской губернии около 60 тыс. кв.км. По своим размерам она принадлежала к числу сравнительно небольших губерний Европейской России, занимая среди них 20-е место.

В конце Х1Х в. Казанская губерния состояла из 12 уездов: По национальному составу среди населения Казанской губернии преобладали русские (38,4 %), вторыми были татары (31,1 %), далее шли чуваши (23,1 %), черемисы (5,7 %) и мордва (1,0 %). Среди городского населения русские составляли 77,2 %, татары 19 %.

 Сельское хозяйство. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Казанской губернии проживало около 2,2 млн. человек. Из них более 1,8 млн. человек или 83,7 % было занято в сельскохозяйственном производстве. Сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в экономической жизни края, а Казанская губерния по-прежнему оставалась одним из ведущих регионов страны по производству сельскохозяйственной продукции. Среди посевов преобладали рожь и овес, затем ячмень, пшеница, просо, гречиха, а из технических культур картофель. Животноводство в Казанской губернии в основном имело натуральный и потребительский характер, удовлетворяя нужды населения в мясе, молоке, коже, шерсти и других продуктах.

Крестьянские реформы 60-х гг. XIX в. лишь временно снизили остроту аграрного вопроса в России, еще более обострившегося к концу столетия. Возможности развития сельского хозяйства, открытые после отмены крепостного права, были быстро исчерпаны. Необходимы были новые аграрные преобразования, которые могли быть осуществлены либо мирным, либо революционным путем.

  Промышленный подъем.  Значительные перемены в пореформенные годы произошли в промышленности. Казань в этот период становится одним из важнейших центров фабрично-заводской промышленности Европейской России. Отдельные предприятия имелись также в Чистополе, Елабуге, Бондюге.

В течение трех пореформенных десятилетий в ведущих отраслях промышленности Казани завершился переход к крупному фабрично-заводскому производству, что означало почти полное завершение промышленного переворота. Значительное развитие в Казанской губернии получило кожевенное производство. Кроме Алафузовского комплекса, здесь действовало более 20 крупных кожевенных предприятий, на долю которых в начале ХХ в. приходилась 1/6 часть всего кожевенного производства в России.



Предварительный просмотр:

  1. Культурная жизнь.


 
Просвещение. Отличительной чертой культурной жизни первых пореформенных десятилетий стало распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам и т.д.

Заметные сдвиги в развитии народного образования произошли и в Казанской губернии, что выразилось в увеличении числа учебных заведений и количества учащихся. Например, если в Казани в 1882 г. было 59 русских учебных заведений всех форм и типов, в которых обучалось 7843 учащихся, то в 1904 г. - 102 учебных заведения с 14330 учащимися.

В пореформенный период в губернии действовали начальные школы нескольких типов: казенные, земские, церковно-приходские, русско-татарские школы, татарские мектебы и медресе. К концу столетия только в Казани имелось: 27 казенных трехклассных училищ (среди них 12 мужских, 10 женских и 5 смешанных), 3 приходских двухклассных училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные школы, 15 церковно-приходских школ, несколько училищ при детских приютах, 5 русско-татарских школ, русские классы при Апанаевском и Усмановском медресе, русские классы при Ново-Татарской и Старо-Татарской слободах, ряд татарских старометодных и новометодных мектебов и медресе. Кроме того, существовали частные школы, которые занимались подготовкой к поступлению в младшие классы средних учебных заведений и репетиторством младших классов средних училищ.

В сельской местности распространенными являлись церковно-приходские школы. Элементарное образование в этих школах, включавших помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в земской школе. Правительство оказывало покровительство церковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности.

Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, крещенно-татарской учительской школе, татарской учительской школе. Учительницы получали подготовку в восьмых классах женских гимназий, в специальной земской школе, в епархиальном женском училище и окружном женском духовном училище.

Буржуазные реформы 60-х гг. уничтожили сословный характер школы. Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой. В нее мог поступить любой, выдержавший вступительный экзамен и внесший плату за обучение (в среднем от 15 до 50 рублей в год). В конце XIX в. в Казани существовали три казенные мужские гимназии, одна мужская частная Мануиловой, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксениинская и А.И.Котовой) и одно реальное училище в составе семи классов. В городе также имелось закрытое женское среднее учебное заведение - Родионовский институт благородных девиц для выходцев из дворянских и купеческих семей. В Казани действовало несколько специальных средних учебных заведений: промышленное техническое училище, частная музыкальная школа Гумберта, художественная школа, ремесленное училище, фельдшерская школа и другие. В уездных городах имелась прогимназия ( в Чистополе), 2-х и 3-х классные училища.

В пореформенное время несколько повысился уровень грамотности населения губернии, колебавшийся в зависимости от района, характера занятий жителей. В городах, например, число грамотных было примерно в два раза больше, чем в сельской местности. По данным всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности (русской и татарской) в Казанской губернии составлял 18 %, причем среди мужчин грамотных было больше (25 %), чем среди женщин (11 %). Однако высшее и среднее образование имели лишь 2 % населения, т.е. уровень образованности к концу XIX в. определяла начальная школа. В целом по уровню русской грамотности Казанская губерния занимала 44 место среди 50 губерний Европейской России.

Несмотря на покровительственную политику государства по отношению к русским учебным заведениям, процент грамотности на родном языке среди татарского населения был достаточно высоким (мужчины - 22 %, женщины - 18 %). Этому способствовала значительная распространенность татарских мектебов и медресе в крае. Например, на рубеже XIX-XX вв. на каждую тысячу жителей татар приходилось 1,21 учебных заведений и 55 учащихся, а на то же количество русских - 0,88 училищ и 40 учащихся. Среди них в начале ХХ в. еще большую популярность приобретают джадидистские мектебы и медресе, где применялись европейские методы обучения. Наряду с религией в джадидистских /новометодных/ школах преподавались основы светских наук, большее внимание уделялось родному языку, применялся звуковой метод обучения чтению и т.д. Больше появляется школ для девочек. Наиболее крупными и известными джадидистскими медресе в Казани были - "Мухаммадия", "Марджания", "Апанаевское" и "Азимовское".

Высшее образование в Казани было представлено университетом, ветеринарным институтом и высшими женскими курсами. Высшее религиозное образование можно было получить в Казанской духовной академии.

 Казанский университет. В пореформенный период университет оставался ведущим учебным заведением, игравшем важную роль в развитии науки и культуры в крае. В это время здесь действовало четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический. В начале 80-х гг. в Казанском университете обучалось 847 студентов (по количеству студентов он занимал шестое место из семи университетов страны).

Значительных успехов в пореформенные десятилетия достигли казанские ученые, что вновь принесло им не только общероссийское, но и международное признание. Наиболее выдающихся успехов в этот период добилась казанская школа химиков. В 60-е гг. крупные научные открытия сделал ученик Н.Н.Зинина профессор А.М.Бутлеров (1828-1886), который своими исследованиями произвел переворот в органической химии. Он создал теорию химического строения органических веществ, открывшей пути синтеза новых соединений. Открытие А.М.Бутлерова вполне сопоставимо с открытиями Ломоносова и Менделеева. С 1868 г. ученый продолжил свои исследования в Петербургском университете.

Ученик А.М.Бутлерова В.В.Марковников (1839-1904), продолжая разработку структурной теории, установил закон взаимного влияния атомов, управляющий процессом становления сложных органических соединений. Кроме теоретических работ, В.В.Марковников активно занимался практическими исследованиями, например, по изучению кавказской нефти. Другой ученик Бутлерова - А.М.Зайцев сумел экспериментально синтезировать многие новые органические соединения. Среди других ярких представителей казанских химиков следует назвать профессоров Ф.М.Флавицкого и И.И.Кононникова.

В пореформенный период продолжила свое развитие казанская школа математиков, традиции которой были заложены Н.И.Лобачевским. Признание в России и за рубежом получили фундаментальные исследования А.Г.Имшенецкого (1838-1892) по интегрированию уравнений с частными производными. Много сил и энергии распространению и пропаганде идей Лобачевского отдал профессор Ф.М.Суворов (1845-1911). Значительную роль в развитии математических исследований в университете сыграл профессор А.В.Васильев (1853-1929).

Основоположником казанской школы геологов стал талантливый воспитанник университета Н.А.Головкинский (1834-1897), который обосновал необходимость историко-генетического подхода к изучению геологии местного края. Дальнейшее развитие казанской геологической школы связано с именем профессора А.А.Штукенберга и его учеников - П.И.Кротова, М.Э.Ноинского и М.Э.Янишевского.

Дальнейшее развитие получила казанская астрономическая школа. Международное признание получили исследования профессора М.А.Ковальского (1821-1884). Он разработал один из лучших методов определения собственного движения Солнца в пространстве. Ковальский на несколько десятков лет опередил своих современников, высказав идею о вращении Галактики. Он был избран членом-корреспондентом Академии Наук России, Королевского астрономического общества (Англия) и других научных организаций.

После смерти Ковальского астрономические исследования в Казани возглавил известный астроном профессор Д.И.Дубяго (1849-1918). Большой заслугой Д.И.Дубяго стало строительство в 1899-1901 гг. новой астрономической обсерватории им. В.П.Энгельгардта, сотрудники которой развернули важные научные исследования.

В стенах университета в пореформенный период формируется казанская медицинская школа, прославившаяся трудами профессора терапевтической факультетской клиники Н.А.Виноградова (1831-1886), профессора гистологии К.А.Арнштейна (1840-1919), профессоров физиологии Ф.В.Овсянникова (1827-1906), Н.О.Ковалевского (1840-1891), Н.А.Миславского (1854-1928) и других ученых. Большой след в научной жизни Казани оставила деятельность выдающегося анатома П.Ф.Лесгафта. Основателем отечественной оф- тальмологии стал казанский ученый профессор Е.В.Адамюк (1839-1906), чьи труды получили всемирную известность.

С 80-х гг. XIX в. начал работать в Казани крупнейший ученый-физиолог, невропатолог, психолог, социолог, профессор В.М.Бехтерев (1857-1927) - основоположник отечественной экспериментальной психологии. В 1885 г. им была открыта первая в стране психофизиологическая лаборатория. Бехтеревым были созданы фундаментальные труды по головному и спинному мозгу.

В пореформенные десятилетия резко возрос интерес к гуманитарным наукам, которые более тесно соприкасались с политикой и идеологией и являлись одной из форм общественного сознания. В этот период ученые-гуманитарии Казани плодотворно работали в области истории, права, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования. Так, большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли профессора Н.А.Фирсов (1831-1896), И.Н.Смирнов (1856-1904) и ряд других. Одной из ведущих научных школ в России была Казанская школа славяноведения, у истоков которой стоял профессор В.И.Григорович (1815-1876). Интенсивная работа велась в области права (Н.П.Иванов, Н.П.Загоскин, А.А.Пионтковский и др.) и экономики (И.К.Бабст, А.К.Корсак).

В целом ученые Казанского университета занимали в этот период достойное место в развитии русской и мировой науки. Исследования казанских ученых оказали значительное влияние на экономическую и общественно-политическую жизнь России, тем самым содействуя ее переходу на новый этап развития. Много ценного в этом отношении было сделано и различными казанскими научными обществами, организованными на базе университета ( общества врачей, естествоиспытателей, юридическое, неврологическое и др.).



Периодическая печать, литература, театр, искусство.  В пореформенный период Казань продолжала развиваться как крупный культурный центр, где были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице российской культуры.

Казань являлась крупным центром периодической провинциальной печати. В пореформенный период здесь издавалось с различной продолжительностью до десяти газет. Старейшей из них являлись "Казанские губернские ведомости" (1838-1917), представлявшие собой официальный орган губернских властей. В 60-80-е гг. начинают издаваться несколько газет умеренно-либерального характера - "Казанский биржевой листок", "Камско-Волжская газета", "Волжско-Камское слово", "Казанские новости" и другие, где затрагивались актуальные общественно-политические и экономические вопросы. В 1884-1906 гг. в Казани выходила газета либерально-народнического содержания "Волжский вестник", которая являлась одной из наиболее популярных газет этого направления в Поволжье.

Значительное развитие в пореформенные десятилетия получила татарская светская литература. В романах и драмах Ф.Халиди ("Мурад Салимов", "Махруса Ханум"), Г.Ильяси ("Бичара кыз") и З.Бигиева ("Тысячи, или красавица Хадича", "Великие грехи") разоблачались недостатки существующих порядков, звучал призыв к просвещению, освоению достижений русской культуры. В это время увеличивается количество переводных произведений с русского языка. Стали появляться переводы И.А.Крылова, А.С.Пушкина и др. Среди немногочисленных представителей русской художественной литературы в крае следует выделить творчество несправедливо забытого классика второй половины XIX в., уроженца Елабуги Д.И.Стахеева ("Благоприобретение", "Духа не угашайте" и др.).

Во второй половине XIX в. продолжалась борьба за создание татарской печати. В общей сложности от татар в органы власти поступило более двадцати прошений об издании газет и журналов на родном языке. Однако правительство под разными предлогами отклонило эти прошения.

В жизнь городского населения более глубоко входит театр. Казанский театр, получивший в 1867 г. новое здание, становится одним из лучших провинциальных театров России. Под руководством антрепренеров П.М. Медведева и М.М.Бородая создаются драматическая, оперная и опереточная труппы, которые начинают давать регулярные представления. В репертуаре драматической труппы видное место занимали пьесы А.Н.Островского, И.С.Тургеньева, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя и др., оперной - Ж.Бизе, П.Чайковского, М.Мусоргского и др.

Многие артисты, завоевавшие впоследствии общероссийскую известность, начинали свою деятельность в Казани. Например, с Казанью связаны детские и юношеские годы великого русского певца Ф.И.Шаляпина. В Казани, в труппе М.Бородая в 1897 г. начался творческий путь выдающегося артиста В.И.Качалова.

Кроме выступлений оперной и опереточной труппы, в Казани часто устраивались концерты камерной музыки под руководством местного композитора В.Н.Пасхалова. В 1881 г. организовался кружок любителей музыки, а в 1887 г. - Казанское отделение Русского музыкального общества. В 1881 г. была открыта музыкальная школа, которая много сделала для развития музыкальной культуры в крае.

Татарского театра в то время еще не было, однако молодежь все же постепенно приобщалась к театральной жизни города. В конце столетия стали тайно устраиваться домашние спектакли учащихся медресе и наиболее передовой молодежи из числа татарского населения. В некоторых домах организовывались домашние концерты, дети обучались музыке. В это время делаются первые записи татарской музыки и ее обработки. Несколько оживляется и национальное изобразительное искусство (художественные промыслы, оформление книг).

В области изобразительного искусства стал широко известен один из основоположников реалистичной пейзажной живописи, уроженец г.Елабуга - выдающийся русский художник И.И.Шишкин (1831-1898), который смог в своих произведениях ("На окраине соснового бора", "Кама", "Корабельная роща") раскрыть внутреннюю гармонию природы Среднего Поволжья и Прикамья.

В 70-90-е гг. в Казани прошло шесть художественных выставок, знакомивших их посетителей с лучшими произведениями русского и зарубежного искусства. Большим событием стало открытие в 1895 г. в Казани художественной школы, которая давала специальное образование для художников-живописцев, скульпторов, архитекторов. В 1894 г. на базе коллекции А.Ф.Лихачева начал свою деятельность Казанский городской музей (ныне Государственный музей РТ).

Таким образом, пореформенные десятилетия стали периодом дальнейшего подъема и расцвета культуры народов Казанской губернии. Этот период отмечен огромными сдвигами в просвещении и науке, появлением целой плеяды выдающихся литераторов, художников, деятелей театра, творчество которых являлось достоянием российской и мировой культуры. Кроме того, Казань продолжала играть важную роль в культурной жизни нерусских народов Поволжья, и прежде всего татарского.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком

Слайд 5

Итальянские фактории Причерноморья