Диссеминация опыта

Тур Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тур Наталья Викторовна

Заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ города Нижневартовска

ДС № 34 «Дюймовочка»

«Социокультурные проекты в ДОУ, как одна из форм по выполнению Стратегии реализации государственной национальной политики РФ в ХМАО-Югре на период до 2025 года»

        

Глобальные проблемы, которые ныне стремительно нарастают перед человечеством, начиная с экономических и экологических и кончая духовно-нравственными, лишь подчеркивают возрастающую ответственность стратегий развития образования. Уходящий век со всей силой показал, что одни лишь достижения науки и экономики не смогут сделать достойным человека. Достижения прогресса, помимо служения благу, одновременно способны послужить и разрушению, насилию, соблазнам, подменяющим подлинные ценности бытия.

Мы живем в едином информационном пространстве, где рядом соседствует добро и зло, и современным детям как никогда необходим духовный иммунитет, который защитит от негативных воздействий, поможет осознанно и добровольно выбрать то, что ведет к истине, добру и красоте.

Учитывая все противоречия нынешнего времени, присутствующие в образовании и обществе, коллектив МАДОУ города Нижневартовска ДС № 34 «Дюймовочка», обозначил одним из необходимых условий социализации воспитанников, реализацию социокультурных проектов на базе детского сада, ибыло принято решении о создании мини-музея русского быта «Русская изба», и мини-музея краеведческой направленности «Моя родина – Югра».

Идеей создания и реализации данных социокультурных проектов было желание создать единое воспитательно-образовательное пространство, обеспечивающее становление духовно-нравственных ценностных установок у воспитанников, базирующихся на богатейшем, историческом наследии.

Реализация деятельности мини - музеярусского быта «Русская изба»,и мини-музея краеведческой направленности «Моя родина – Югранаправлена на:

  1. Формирование ощущения сопричастности воспитанников, их семей к культурно-историческому наследию российского народа;
  2. Расширение мировоззрения и кругозора воспитанников, путем обогащения их представлений о традициях, предметах быта, укладе жизни коренных народов, проживающих на территории округа;
  3. Развитие образно-эмоционального восприятия, духовно-нравственного контекста произведений национальной культуры и осваиваемых нравственно-патриотических категорий;
  4. Укрепление чувства патриотизма, осознание укорененности и привязанности к родной земле, а через это к другим народам и культурам;
  5. Развитие всех психических процессов у воспитанников старшего дошкольного возраста, путем их непосредственного вовлечения в реализацию деятельностимини-музеев, активного стремления знать свой край, его культуру и наследие.

В рамках работы мини-музеев, ежегодно составляется план мероприятий на учебный год, в который включаются:  

1.        Мероприятия, направленные на обогащение социокультурного опыта воспитанников:

1.1.        Тематические выставки;

1.2.        Проведение непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей, с предметами быта, национальными костюмами и их элементами, народными музыкальными инструментами, игрушками, национальным декоративно-прикладным творчеством, национальным фольклором и др.;

1.3.        Реализация тематических, проблемно-исследовательских проектов, совместно с семьями воспитанников;

1.4.        Проведение выставок творческих работ, декоративно-прикладного творчества, выполненных руками воспитанников, родителей и сотрудников образовательной организации.

2.        Мероприятия, направленные на творческое взаимодействие и обогащение социокультурного опыта родителей (законных представителей) воспитанников:

2.1.        Участие родителей (законных представителей) в проектной деятельности, по реализации социокультурных проектов;

2.2.        Привлечение родительской общественности к пополнению экспонатов мини-музеев, организации тематических выставок;

2.3.        Представление опыта работы мини-музеев на заседаниях детско-родительского семейного клуба, на родительских собраниях, в средствах массовой информации.

В процессе реализации социокультурных проектов, у воспитанников ДОУ происходит:

  1. Укрепление отечественных духовных ценностей у воспитанников, способствующих защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни;
  2. Развитие и формирование уважения у детей к самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков, истории ХМАО –Югры;
  3. Развитие духовно-нравственной основы личности дошкольника, как субъекта социокультурного слоя общества.

Хотелось бы отметить, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие, и воспитание личности. Именно, поэтому начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено, как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.

Присоединение воспитанников к многовековой национальной традиции прочтения, как видимой, так и скрытой (метафорической) основы окружающего мира.



Предварительный просмотр:

Наталья Викторовна Тур

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ДС г. Нижневартовска № 31 «Медвежонок»

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА В ДОУ В ЦЕЛЯХ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ И ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

        Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название «детский сад»? Ф.Фребель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность ее «питания», «возделывания» завещал нам, садовникам и садовницам, нежное обращение с детьми. 

        До того, как ребенок, ведомый за руку родителями, приходит в детский сад, он проживает большую (с точки зрения его ощущений) жизнь в семье.  У него есть своя история жизни. Уже в раннем детстве, по решению семьи, большинство детей открывают для себя мир детского сада.

        Каким  же должен быть детский сад, чтобы не нанести вред ранимой душе ребенка, чтобы подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства?

Ученые разработали перечень важнейших требований, которым он должен соответствовать:

  • сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели, умеющие заинтересовать и вовлечь ребят  в различные игры и занятия;
  • регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;
  • поощрение детей;
  • наличие необходимых детям вещей (игрушек, мебели, оборудования);
  • предоставление детям возможности выбора вида активности;
  • участие родителей в жизни детского сада;
  • регулярное проведение родительских конференций с привлечением персонала детского сада и др.

Для того чтобы дети не страдали, чтобы как можно мягче открывалось окно в мир, и ребенок попадал в «Цветущий сад», важно:

- понимать значение происходящего в пространстве-времени раннего и дошкольного детства;

- понимать уникальность ролей значимых взрослых – родителей и воспитателей, – которые встретились на дороге жизни, чтобы состоялась личность ребенка;

- понимать, что только взаимодействие значимых для ребенка взрослых позволит своевременно увидеть и поддержать друг друга в решении и предупреждении возможных проблем.

        Глобальные проблемы, которые ныне стремительно нарастают перед человечеством, начиная с экономических и экологических и кончая духовно-нравственными, лишь подчеркивают возрастающую ответственность стратегий развития образования.

        Именно поэтому образовательные учреждения активно внедряют в «жизнь» различные социально-значимые проекты уже на этапе дошкольного детства.

        В МБДОУ ДС г. Нижневартовска № 31 «Медвежонок» активно реализуется деятельность детско-родительского семейного клуба «Родничок», направленного на позитивное взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации малышей к дошкольному учреждению.

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение — это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча, ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
  • неумение занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков.

Именно поэтому позитивное взаимодействие родителей воспитанников и сотрудников образовательной организации необходимо начинать как можно раньше.

В рамках реализации плана работы детско-родительского клуба рассматриваются очень важные аспекты по адаптации детей к ДОУ и их  дальнейшей позитивной социализации.

        «Родничок» радушно открывает свои двери для родителей воспитанников, чьи дети только получили направление в детский сад. Именно заблаговременное сотрудничество с семьями воспитанников, позволяет родителям заранее познакомиться с традициями образовательной организации, группы, которую будет посещать ребенок, ближе познакомиться с педагогами, и подготовить ребенка к «вхождению в новую семью».

        Встречи, организованные в детско-родительском клубе на протяжении всего раннего детства воспитанников позволяют не только решить, но и предупредить множество проблем, которые могут возникнуть в процессе адаптации ребенка к детскому саду.

        Именно на таких встречах родителям даются практические рекомендации по выходу из сложившейся проблемной ситуации. Педагоги помогают выстроить «маршрут» безболезненной и позитивной социализации  детей раннего возраста, преодолеть трудности, возникающие с наступлением у ребенка «кризиса 3-х лет» и многое другое.

Учитывая все противоречия нынешнего времени, присутствующие в образовании и обществе, коллектив дошкольной образовательной организации обозначил одним из необходимых условий позитивной социализации воспитанников, реализацию социально-значимых проектов начиная уже с поступления воспитанников в детский сад.

Идеей создания и реализации данного проекта является установление сотрудничества образовательной организации и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста, расширение  форм работы с родителями, обеспечение социализации  детей раннего возраста и их адаптации ДОО. 

Задачи:

  • решение   проблемы адаптационного периода, благоприятная адаптация и социализация воспитанников к ДОО;
  • вовлечение  родителей в активную жизнь ДОО, повышение их психолого-педагогической грамотности;
  • установление  контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольной образовательной организации, педагогам. 

 В рамках реализации деятельности детско-родительского семейного клуба, ежегодно составляется план мероприятий на учебный год, в который включаются самые разнообразные формы работы («круглые столы», «деловые игры», «тренинги», подготовка памяток, буклетов и многое другое) и приглашаются по желанию родителей (законных представителей) профильные специалисты, работающие в детском саду.

 Подводя итог, можно отметить, что совместная деятельность всех участников образовательных отношений (ДОУ и семья) является залогом успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. И именно благоприятная адаптация детей к дошкольной образовательной организации будет всецело способствовать позитивной социализации воспитанников в мире «взрослых» на всех ступенях их развития. 



Предварительный просмотр:

Выступление педагога высшей квалификационной категории

Тур Натальи Викторовны

Предметно-пространственная развивающая среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и                                  педагога. (Слайд № 2)

В развитии ребенка образование и среда

играют большую роль, чем наследственность…

Вопрос в том, какое образование и какая среда

лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Массару Ибука (Слайд № 3)

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С.Л. Новоселова)

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт действует на основании «трех Т»:

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы
  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы
  • Требования  к развивающей предметно-пространственной среде

(Слайд № 4)

ФГОС нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию: (Слайд №5)

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Сейчас мы с вами работаем в период модернизации образования, в период рейтингования образовательных организаций и заключения эффективных контрактов с руководителями образовательных организаций.

Каждое дошкольное учреждение сегодня, должно постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Детские сады сегодня функционируют и развиваются в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Претерпевают изменения их нормативные и правовые основы.  (Слайд № 6)

Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды в ДОУ, как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

        Решение задач по реализации образовательной программы, как вы знаете, предусматривается не только в непосредственно-образовательной деятельности (занятия) в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности.        Именно поэтому мы должны четко понимать насколько важную роль в обеспечении качества образования играет ПРС.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Ребенок, пребывая в ДОУ должен иметь возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по групповому пространству, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

«Мозговой штурм»

  1. Для выполнения этой задачи РППС должна быть……. (Педагогам предлагается прописать требования предъявляемые стандартом к ППРС в группах): (слайд№7)
  2. Разделитесь на группы (Группы в которых работаете – пары)  и пропишите, как вы понимаете требования стандарта, которые представлены на слайде)

  • содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • вариативной – наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения) а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей)
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.

Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Вопрос: На самом ли деле игрушки современности соответствуют эстетическим, санитарно-гигиеническим, психологическим и другим требованиям и несут педагогическую ценность? (Слайд 8)

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования, и вот здесь нам помогут именно те уникальные пособия которые, рекомендует наша программа (Слайд 9,10,11,12)

Примерный перечень зон для организации РППС:

(Рекомендации)

для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

для отдыха (уединение, общение и пр.)

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микро пространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм  подгруппами в 3—5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.

В группе создаются различные центры активности:

— центр познания обеспечивает решение задач познавательно-

исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

— центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

— игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

— литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников;

— спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию

здоровьесберегающей деятельности детей.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждыйребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечиваетсяразнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством ихразмещения.

2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом

голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всемслышен.

3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игровогопространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков,поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создаетсядетьми в течение дня.

5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость,желание посещать детский сад.

             На слайде обозначены примерные параметры ППРС. Вопрос: какому возрасту они соответствуют? (Слайды № 15, 16, 17)  

Результаты органично созданной ППРС (Слайд № 18)

Предметно-развивающая среда (в соответствии с ФГОС и программой «Детство»)

Наименование центра

материал

1

Центр экологии, краеведения  и экспериментирования

Растения, наглядность (планшеты, плакаты, тематические альбомы, календарь наблюдений за погодой и природными объектами), «Педагогические копилки» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето») и т.д.

Инструментарий для детского экспериментирования: (таз с водой, бумага, марля для очистки воды от примесей, цветная краска для окрашивания воды, мыльные пузыри, зеркальце, увеличительное стекло, микроскоп и т.д. предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее.

Большой выбор природных, бросовых материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций

2

Центр театрализации  и художественной литературы

Предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей.

Маски, платья, платки, бусы, сумочки, заколки, бантики и т.д.;

Различные виды театров;

Музыкальные инструменты.

Картотека рекомендуемой литературы, портреты детских писателей, иллюстрированные детские книги, наличие предметных и сюжетных картинок и т.д.

3

Центр двигательной активности и саморазвития

Спортинвентарь, картотека физкультминуток, (мячи, маски, ленточки, флажки, скакалки, мешочки для метания, кегли, обручи и т.д.,) нетрадиционное оборудование, предметы для осуществления закаливания.

4

Центр познания и логики

Сенсорный сектор

Наглядный и дидактический материал; учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», цветные счётные палочки Кюизинера и т.д., развивающие игры, настольно-печатные и дидактические игры, лабиринты, ребусы, шарады.

5.

Цент сюжетно-ролевых и творческих игр

Игры, для мальчиков и девочек 

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,  как в труде, так и в игре.

5

Центр  дежурства

«Экран дежурства, униформа дежурных

6

Центр уединения и отдыха

Ширма, мягкая мебель, ковёр, игрушки, способствующие снятию напряжения, саморегуляции: «Волшебная палочка», «Шапка невидимка», «Сундучок с мелкими игрушками», телефон и т.д.

7

Центр детской субкультуры

Мини-музеи, детские коллекции (как правило располагаются в центре экологии, краеведения и экспериментирования)

8

Стена творчества

Детские и родительско-детские творческие работы

Примечание к организации ПРС

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,  как в труде, так и в игре.

(Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов, т.е предметов заместителей (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

 В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

Также необходимо помнить и том что:

  • среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • В каждой  возрастной группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной  деятельности.
  • Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
  • Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
  • Ориентация на зону ближайшего развития воспитанников
  • Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми

 Важно, чтобы  предметно-развивающая  среда имела  характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.