Художественно – эстетическое воспитание у дошкольников на современном этапе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями.
Основной целью художественно-эстетического воспитания детей является:
- развитие способности художественного видения мира;
- приобщение к миру искусства;
- развитие художественно-творческих способностей.
По всем трем направлениям педагогами детского сада проводится тесная работа с семьей, что позволяет установить единство взглядов в воспитании ребенка, вовлечь родителей в педагогический процесс, пропагандировать педагогические знания. Строительство любых отношений, как правило, базируется на соблюдении принципов взаимодействия
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки).
В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным инсценированием.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.
В процессе театрализованной деятельности формируется интерес к театрализованной деятельности, желание выступать в коллективе сверстников. Театрализованная деятельность побуждает детей к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений).
В процессе музыкальной деятельности создается положительно-эмоциональный фон, формируются простейшие исполнительские навыки: вокальные, двигательные и другие, запас музыкальных впечатлений.
Хорошей традицией детского сада стало проведение творческих выставок семейных работ:
Такие конкурсы способствуют укреплению связей детского сада и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей.
Совместную деятельность семьи и детского сада можно увидеть и на выставках творческих рисунков:
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.
К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство.
Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Задачи и методы эстетического воспитания
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина
применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ,
упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
В современных условия в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
-Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность;
-Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения;
-Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада); организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
-специально организованное обучение;
-совместная деятельность педагогов и детей;
-самостоятельная деятельность детей.
.
Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе :
- в ходе режимных моментов;
- в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности;
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьями детей .
"Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели :
формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательные задачи - первая младшая группа:
- развивать интерес, позитивное отношение детей к совместному чтению со взрослым, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы;
- развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действием (несет книжку, действует с игрушками, персонажами кукольного театра);
- на основе расширения представлений об окружающем мире (природе, растениях, животных, рукотворных предметах, о людях, в том числе о самом себе) учить устанавливать связи между реальными предметами, слуховыми и зрительными образами.
Рекомендуемые виды литературных произведений, первая младшая группа:
* Малый фольклорный жанр
* Авторские произведения
* Сказки
*Стихотворения
Планируемые результаты
*С удовольствием повторять знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе сам «читает» знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки.
Образовательные задачи – вторая младшая группа:
- развивать у детей интерес к книге, знакомить с произведениями разных жанров (малые формы фольклора, сказки, рассказы, стихи);
- учить сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, внимательно следить за развитием действия художественного произведения, понимать содержание, видеть яркие поступки героев, с помощью иллюстраций устанавливать порядок событий;
- обращать внимание на средства выразительности литературной речи;
Рекомендуемые виды литературных произведений, вторая младшая группа:
* Малые формы русского и зарубежного фольклора
* Поэтические произведения
*Сказка
*Рассказы
Планируемые результаты
*способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действий, понимать содержание художественного произведения
*может запомнить и воспроизвести не большой стихотворный текст (4-8 строк)
Образовательные задачи, средняя группа:
- поддерживать интерес ребенка к художественному слову; развивать выразительность речи, привлекать к повторению наиболее ярких выражений, эпитетов, сравнений;
- продолжать знакомить детей с книгой как предметом культуры; формировать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям;
- развивать представления о некоторых особенностях литературных жанров (потешки, сказки, стихи, рассказы, небылицы, загадки);
- привлекать к высказыванию суждений о поступках героев, опираясь на свои представления о нормах поведения, понимание причинных связей в сюжете;
Рекомендуемые виды литературных произведений, средняя группа:
* Малые фольклорные формы
* Русские народные и зарубежные сказки
* Авторские сказки
* Поэтические произведения классиков
* Произведения современных детских поэтов
* Проза. Рассказы о природе
Планируемые результаты
*умеют пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомые, так и впервые прочитанных, отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам.
Образовательные задачи – старшая группа:
- с помощью художественной литературы обогащать представления детей об окружающем мире, недоступном для непосредственного восприятия;
- углублять читательские интересы детей, показывать ценность книги как источника новых впечатлений и точных представлений;
- знакомить с произведениями художественной литературы разных жанров, приобщать к познавательной литературе, к длительному чтению с продолжением;
- развивать умение внимательно слушать тексты, вникать в смысл, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые вопросы и высказываться о прочитанном художественном произведении, выражая свое отношение к литературным персонажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов;
Рекомендуемые виды литературных произведений, старшая группа:
* Малые формы русского и зарубежного фольклора
* Русские народные сказки
* Сказки разных народов
* Авторские сказки
* Поэтические произведения
* Прозаические произведения
Планируемые результаты
*умеют находить сходство и отличия художественных произведений; понимают причины следствия поступков героев, правильно их оценивают;
*проявляют эмоциональный интерес к произведениям искусства, проявляют эстетические чувства, эмоции; понимают некоторые образные средства, используют для передачи настроения в музыке, в художественной литературе, в изобразительном искусстве.
Образовательные задачи – подготовительная группа:
- способствовать формированию целостной картины мира через приобщение к искусству книги; поддерживать интерес к книге как источнику информации и эмоциональных переживаний; воспитывать ценностное отношение к литературе;
- обогащать духовный мир детей через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев; приобщение к социально-нравственным ценностям;
- продолжать знакомить с произведениями разных жанров и стилей (сказочные, природоведческие, исторические, реалистические, фантастические), формировать избирательное отношение к образам литературных героев, умение оценивать их действия и поступки;
Рекомендуемые виды литературных произведений, подготовительная группа:
* Малые формы русского и зарубежного фольклора
* Русские народные сказки
* Сказки разных народов
* Прозаические произведения
Планируемые результаты
* понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое.
* способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.).
«Художественное творчество» направлено на достижение целей :
формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Образовательные задачи – первая младшая группа:
-развивать эстетическое восприятие окружающего мира; способствовать отображению впечатлений в игровой и художественной деятельности;
-содействовать появлению у ребенка предпосылок позиции субъекта изобразительной деятельности (инициативный выбор вида деятельности, художественного материала, темы, образа);
- формировать предпосылки творчества (экспериментирование с содержанием ас-социативных образов, обыгрывание получившихся «каракуль», фигурок из глины и пластилина, словесно-игровое развитие сюжетных замыслов);
-создавать условия для освоения элементарных способов изображения и технических умений, поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними.
Виды художественной деятельности
-Лепка;
-Аппликация;
-Восприятие искусства;
-Рисование;
-Художественное конструирование;
-Художественный труд.
Планируемые результаты
* получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.).
* испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми.
Образовательные задачи – вторая младшая группа:
-обогащать детей художественными впечатлениями; создавать игровые и дидактические ситуации для обучения целенаправленному рассматриванию произведений искусства (книжные иллюстрации, мелкая пластика, народные игрушки, различные предметы декоративно-прикладного искусства);
-показать связь между реальными объектами окружающего мира и их изображениями (мячик, дорожка, дождик, цветок, солнышко); учить понимать «язык искусства» и поддерживать интерес к его освоению;
-учить создавать в разных видах изобразительной, декоративно-оформительской и конструктивной деятельности простейшие изображения и конструкции как образы окружающего мира;
-содействовать освоению детьми доступных изобразительно-выразительных средств (цвет, линия, пятно, форма, ритм) и базовых художественных техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования из бумаги и природного материала;
-создавать условия для развития эстетического восприятия, эмоциональной сферы, наглядно-образного мышления, вызывать и поддерживать устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством (индивидуальным и совместным со взрослым).
Планируемые результаты
* проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия;
* может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда;
* создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным.
Образовательные задачи – средняя группа:
-обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами;
-содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; поддерживать желание выражать свои представления и эмоции в художественной форме; создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве.
Планируемые результаты
* с интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов;
* в создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), владеет разными художественными техниками;
* выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства.
Образовательные задачи – старшая группа:
-знакомить детей с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна для обогащения зрительных впечатлений, приобщения к родной и мировой культуре, формирования эстетических чувств и оценок, воспитания художественного вкуса, создания «картины мира»;
-обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении; содействовать выявлению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве, между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве, между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;
Старшая группа
* самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение;
* в разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение;
* успешно применяет освоенные художественные способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники ( коллаж, мозаика, и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
Образовательные задачи – подготовительная группа:
-продолжать знакомить детей с произведениями разных видов пластического искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный); приобщать к древнейшему декоративно-прикладному искусству и новейшему искусству дизайна в разнообразии его видов (архитектурный, ландшафтный, автомобильный, интерьерный, мебельный, костюмный, театральный, книжный, кулинарный и др.); вызывать интерес к освоению художественного «языка» для более свободного «общения» с художником, народным мастером, художником-конструктором, дизайнером; воспитывать культуру «зрителя», создавать «картину мира»;
-обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; содействовать свободному экспериментированию с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами; создавать условия для самостоятельного художественного творчества с учетом возрастных и гендерных особенностей, индивидуальных способностей каждого ребенка
Подготовительная группа
* самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения);
* в творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.);
* успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в музее и на выставке.
«Музыкальное развитие» направлено на достижение цели:
развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Планируемые результаты
1 младшая группа
* участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнять в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая -грустная, плавная - ритмичная);
* с удовольствием включается в пение интересных для него песен.
2 младшая группа
* может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, умеет сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации (дождик, гром, ветер);
* поет естественным голосом, подпевает с удовольствием взрослым;
* любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», «фонарики» и др.;
* прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее; способен сосредоточиться на 10-15 секунд для восприятия музыки, сидя на стуле.
Средняя группа
* любит петь и поет естественным голосом, может удерживать на 1дыхании более продолжительную музыкальную фразу - до 4 с (два слова); песни, потешки, соответствующие диапазону голоса (ре-ля первой октавы), может чисто интонировать; начинает и заканчивает пение вместе с музыкой; пропевает все слова знакомой песни вместе со взрослым;
* владеют следующими видами движений: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, легкие подскоки. Может исполнять движения с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, кубиками, колокольчиками, ленточками, салютиками, обручами. Может выполнять некоторые образные движения, требующие гибкости и пластичности, - «рыбку», «обезьянку», «змею», «кошечку» и др.;
* любит играть на шумовых музыкальных инструментах, знает основные исполнительские приемы, может исполнить простейшие ритмы с речевой поддержкой, а затем и без нее; уверенно и стабильно может исполнять метрический пульс; способен исполнить в шумовом оркестре несложные партии. Любит свободную игровую деятельность с инструментами, умеет самостоятельно подыгрывать на них звучащей музыке. Проявляет интерес, когда звучит красивая музыка, останавливается и слушает ее; способен слушать несложные пьесы вне движения и игры продолжительностью 15-20 секунд.
Старшая группа
* любит петь и делает это эмоционально и с удовольствием; имеет сформированные базовые вокально-хоровые навыки: поет естественным голосом, четко артикулируя все слова, удерживает на дыхании небольшую фразу (до 6 с), передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета; начинает контролировать слухом собственное пение осознанно;
* согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; может выполнять перестроения в пространстве по показу взрослого, а также ориентируясь на схему танца; начинает контролировать свое качество исполнения;
* любит музицирование на инструментах, знает названия основных из них, имеет четкие навыки игры метрического пульса.
Подготовительная группа
* любит музыку, проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкального творчества; любит петь, с удовольствием исполняет песни в свободной игровой деятельности, сочетая пение, игру, движение; может импровизировать голосом простейшие интонации (вокализации бытовой и стихотворной речи); может осознанно контролировать свое и чужое пение;
* любит танцевать и двигаться под музыку. Имеет хорошо сформированное чувство ритма. Согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполняет сложные по координации (асимметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения, владеет различными элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с различными атрибутами. Может сознательно контролировать качество движений свое и других детей.