п.1.3.

Комкова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Адаптированная основная общеобразовательная программа  

«Социально-бытовая ориентировка»

(наименование учебного предмета)

Основное  общее, 6 класс

(уровень  образования)

35  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Комкова Елена Владимировна, социальный педагог

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Югорск, 2021 г.

1.Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Социально-бытовая ориентировка

Реализует требований ФГОС НОО/или

 ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 6 кл.

Рабочая программа составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им. Г.Ф. Атякшева» на 2021-2022 учебный год, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для 5 - 9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2011 г.

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Целью курса : практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающейся 6 класса с интеллектуальной недостаточностью

Задачи: 

-формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

-формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие социально-психологической адаптации;

-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

-освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

-развитие умений, необходимых подростку с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

-повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

-воспитание позитивных качеств личности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана)

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Согласно учебному плану МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева» на изучение социально-бытовой ориентировке в 6 классе отводится 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета  

В результате реализации программы у обучающегося должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  1. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  2. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  3. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  4. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

2.2.Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

-в результате выполнения под руководством учителя работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

2.3. Предметные результаты

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца;
  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног.
  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани;
  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье;
  • Правила поведения в культурно – досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками;
  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия;
  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета;
  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов;
  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте;
  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях;
  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.

Обучающийся научится:

Различать разные группы продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания относящихся к различным группам; понимание их значения для ЗОЖ.

Уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя.

Представление о санитарно- гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение техники безопасности при приготовлении пищи.

Знать отдельные виды одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними.

Знать правила личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого.

Знать названия предприятий бытового обслуживания и их назначения.

Знать названия торговых предприятий, их видов и назначения.

Умению совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого. Представлению о различных видах средств связи.

Знанию и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах .

2.4. Межпредметные связи

СБО – русский язык – закрепление навыков письма при выполнении письменных работ;

СБО – математика – математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.;

СБО – география – знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий;

СБО – биология – знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления;

СБО – трудовое обучение – выполнение практических заданий по уходу за одеждой.

  1. Содержание  программы

Личная гигиена (3 часа)

Теоретические сведения.

1.Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений.

2.Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы).

3.Уход  за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Профилактика грибковых заболеваний.

Практические работы:

Мытьё рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.

Одежда (4 часа)

Теоретические сведения.

1.Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, крючков).

2.Стирка  изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей.

3. Утюжка фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

Практические работы:

Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде.

Питание (6 часов)

Теоретические сведения

1.Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности.

2.Приготовление пищи. Ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.

Практические работы

Сервировка стола к ужину.

Семья (2 часа)

Теоретические сведения.

1.Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т.д.)

2. Личные взаимоотношения  в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.

Культура поведения (2 часа)

Теоретические сведения.

1.Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке).

2.Поведение  при посещении массовых мероприятий.

          Жилище (3 часа)

Теоретические сведения.

1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника.

2.Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Пылесос.

3.Уход за полом. Средства по уходу за полом.

Практические работы

Сухая  и влажная уборка помещения.

Транспорт (3 часа)

Теоретические сведения

1.Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты).

2.Наиболее рациональные маршруты передвижения  в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.

 3.Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Торговля ( 2 часа)

Тематические сведения

1. Продовольственные и специализированные продовольственные магазины.

2.Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров.

Средства связи (4 часа)

Тематические сведения

1.Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).

2.Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.

3.Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.

         Практическая работа.

Написание адреса и индекса на конвертах. Составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков.

Экскурсия на почту

Медицинская помощь (3 часа)

Тематические сведения

1. Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Их назначение.

2. Виды медицинской помощи. Использование различных видов первой помощи.

Практические работы

Экскурсия в аптеку.

Учреждения, организации и предприятия – 3 часа

Тематические сведения

          Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение.

                                            Коррекционная работа

Разделы программы

Коррекционная работа

«Личная гигиена»

Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур.

«Одежда »

Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.

«Питание»

Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами.

«Семья»

Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц.

«Культура поведения»

 Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно – досуговых центров города.

«Жилище»

 Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся.

«Транспорт»

 Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта.

«Торговля»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие.

«Средства связи»

Расширять словарный запас по теме  в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты.

« Медицинская помощь»

Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность

Учреждения, организации и предприятия

Расширять словарный запас по теме. Активизировать мыслительную и речевую деятельность

уро

ка

Тема урока

Всего

часов

Дата

План/факт

I четверть (8 учебных недель, 8 уроков )

Личная гигиена – 3 ч.

1

Закаливание организма

1

2

Правила закаливания организма

1

3

Уход за кожей рук и ногтями

1

Одежда – 4 ч.

4

Поддержание одежды в чистоте и порядке

1

5

Мелкий ремонт одежды (подготовительные работы)

1

6

Пришивание пуговиц, Пришивание кнопок и крючков

Практическая работа № 1

1

7

Правила ручной стирки и сушки изделий

1

Питание – 6 часов

8

Гигиена приготовления пищи Хранение продуктов и готовой пищи

1

Итого за I четверть – (8 учебных недель, 8 уроков)

II четверть – (7 учебных недель, 7 уроков ) 

9

Замораживание, размораживание. Определение срока годности.

1

10

Приготовление пищи. Ужин.

1

11

Приготовление блюд из круп. Приготовление блюд из макаронных изделий.

1

12

Приготовление блюд из картофеля и других овощей. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.

1

13

Сервировка стола к ужину

Практическая работа №2

1

Семья – 2 часа

14

Состав семьи уч-ся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.

1

15

Личные взаимоотношения в семье Родственные отношения: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя.

1

Итого за 2 четверть – (7 учебных недель, 7 уроков)

3 четверть – (11 учебных недель, 11 уроков)

Культура поведения – 2 часа

Поведение в общественных местах (кино,

1

16

театре, музее, библиотеке)

Практическая работа №3

17

Экскурсия в музей

1

Жилище – 3 часа

18

Гигиенические требования к жилому помещению Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная).

1

19

Комнатные растения, их назначение, допустимое количество

1

20

Уход за полом. Средства по уходу за полом. Практическая работа №4

1

Транспорт – 3 часа

21

Основные транспортные средства

Правила пользования городским транспортом.

Оплата проезда на всех видах транспорта

1

22

Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.

Практическая работа №5

1

23

Пригородные поезда. Расписание. Направления. Разовые и сезонные билеты на пригородные поезда

1

Торговля – 2 часа

24

Продовольственные и специализированные продовольственные магазины

1

25

Экскурсия в специализированный продовольственный магазин

1

Средства связи – 4 часа

26

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон) Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки)

1

Итого за 3 четверть – (11 учебных недель, 11 уроков)

IV четверть (8 учебных недель, 8 уроков)

27

Виды писем. Порядок отправки писем различных видов. Стоимость пересылки.

1

28

Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм

1

29

Экскурсия на почту

1

Медицинская помощь – 3 часа

30

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, больницы. Их назначение.

1

31

Виды первой помощи Использование различных видов первой помощи

1

32

Экскурсия в аптеку

1

Учреждения, организации и предприятия -3 часа

33

Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа). Колледж, лицей, гимназия Их назначение.

1

34

Учреждения дополнительного образования детей: детская школа искусств (ДШИ) и их назначение.

1

35

Подведение итогов

1

Итого за 4 четверть- 9 учебных недель, 9 уроков

Итого за год -35 уроков

Список литературы для подготовки проведения учебных занятий по предмету СБО

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
  2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
  4. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  5. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

Рабочая  программа, рассмотрена на заседании предметного объединения

Протокол №1 от

 «22» сентября 2020г.

«Согласовано»

_________________________

( роспись курирующего заместителя директора)

«22 »сентября 2020г.

«Утверждено»

приказом

директора  Лицея от

«22» сентября2020г. №508-О

Рабочая программа факультативного курса

«Нравственные основы семейной жизни»

(наименование учебного предмета)

Базовый,  среднее общее, 10  класс

(уровень  образования)

35  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Комкова Елена Владимировна, социальный педагог

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Югорск, 2020 г.

1.Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Нравственные основы семейной жизни

Реализует требований ФГОС НОО/или

 ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 10-11 классов (указать нужное)

Рабочая программа « Нравственные основы семейной жизни » для 10-х составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

-  (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

- Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

- Программа элективного курса «Нравственные основы семейной жизни» для обучающихся по общеобразовательным программам общего и профессионального (основного и дополнительного)  образования  – Благотворительный фонд «Просветитель», 2017. Авторы: Моисеев Д.А., Монахиня Нина (Крыгина Н.Н.)

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Целью курса 

-введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.

 - укрепление основ семейной жизни в российском обществе.

Задачи:

- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни – раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов;

- преподавание старшеклассникам основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;

- содействие формированию учащимися собственной системы семейных ценностей;

- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью;

- снижение и предотвращение рисков на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи;

- ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем;

- обучение старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений;

- помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана)

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение факультативного курса « Нравственные основы семейной жизни » в 10 классе отводится 1 час в неделю.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Программа рассчитана на 35часов

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является факультативный курс.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета  

Содержание программы факультативного курса «Нравственные основы семейной жизни» ориентировано на достижение старшеклассников трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

Личностные результаты освоения старшеклассниками программы «Нравственные основы семейной жизни» выражаются в следующем:

  • приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
  • приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;
  • воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
  • усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

2.2.Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством педагога;
  • планировать свою деятельность под руководством педагога
  • работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;
  • оценивать работу сверстников;
  • проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);
  • определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;
  • сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;
  • работать в формате мысленного эксперимента;
  • создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;
  • редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;

познавательные:

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);
  • работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;
  • анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;

коммуникативные:

  • корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;
  • анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;
  • критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;
  • сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.

2.3. Предметные результаты

Предметные результаты изучения факультативного курса «Нравственные основы семейной жизни»:

  • овладение ценностными установками и знаниями, необходимыми для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
  • знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
  • представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
  • понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
  • представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,
  • понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
  • понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
  • знание святых семейств, покровителей семьи,
  • знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
  • осознание ценности человеческой жизни,
  • представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
  • знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

3. Содержание  программы элективного курса «Нравственные основы семейной жизни»

Введение. (1ч)

Что такое счастье и как его достичь?

Как достичь счастья в таком странном и негармоничном мире. Обладание счастьем - личный выбор каждого.

Раздел I. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (12ч)

Глава 1. Кто я?(5ч)

Направленность личности

Тестирование по тест-анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова. Понятие «направленность личности». Смысл жизни.

Понятие личности

Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении.

Когда человек становится личностью?

Тайна возраста. Особенности подросткового и юношеского возраста

Кризис переходного возраста. Анатомо-физиологические особенности подросткового и юношеского возраста. Особенности развития самосознания личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.

Тайна пола

Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста (краткий обзор). Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.

Глава 2. Я и Другие (7ч)

Быть или казаться

Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции.

Дружба и любовь в жизни человека

Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.

Стыд и совесть

Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.

Мужественность.

Понятие «мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искаженное понимание мужественности в современном мире.

Женственность

Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами. Искаженное понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.

Раздел II. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ (18ч)

Глава 3. Добрачные отношения (7ч)

Любовь и влюблённость

Понятие любви. Классификации любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь.

Испытание чувств

Понятие «добрачного периода». Любовь в подростковом возрасте. Нравственность как основа взаимоотношений между юношами и девушками в добрачный период. Ранний сексуальный опыт и его последствия. Проблема выбора жениха и невесты. Понятие виктимности в психологии (склонность человека становиться жертвой). Установка на частую смену сексуальных партнёров (промискуитет). Пробный брак - его мотивация и последствия.

Предбрачный период

Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. В каких ситуациях необходимо узнать друг друга. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.

Союз двух родов. Традиции сватовства

Знакомство с новыми родственниками. Помолвка и сватовство. Родословная (брак - начало новой родословной).

Глава 4. Свадьба. Начало совместной жизни (3ч)

Самый важный день

Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях народов России. Дни, в которые совершается брак

Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства.

Первый год совместной жизни

Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке.

Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов.

Глава 5. Молодые родители (10ч)

Семья в ожидании ребёнка

Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями.

Чудо жизни

Жизнь - дар Божий. Уникальность человеческой жизни. Когда начинается человеческая жизнь. Стадии развития ребёнка во внутриутробный период.

«Не убий»

Аборт. Что такое искусственное прерывание беременности. Влияние аборта на здоровье и психику женщины и окружающих ее людей. Постабортный синдром. Последствия регулирования рождаемости.

Отцовство и материнство

Понятия отцовства и материнства. Ответственность родителей за детей. Рождение, воспитание и социализация детей - одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети. Негативные формы отношения к родительству: отказ от выполнения родительских ролей, суррогатное материнство, безотцовщина, социальное сиротство.

Молодая семья с новорожденным

Изменения в семье, в связи с появлением ребёнка. Второй кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребёнка в первый год после рождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Конфликты родителей и детей. Ошибки родителей. Влияние детей на развитие личности родителей.

4. Тематическое планирование   с указанием количества часов,  

отводимых на освоение каждой темы

урока

Тма урока

Кол-во часов

Дата

план

фат

1

Введение. Что такое счастье и как его достичь?

1

02.10.2020

Раздел I. Личность и межличностные отношения (12 ч.)

Глава I. Кто я? (5 ч.)

2

Направленность личности

1

09.10.2020

3

Понятие личности

1

16.10.2020

4

Тайна возраста

1

23.10.2020

5

Тайна пола

1

13.11.2020

6

Подведение итогов изучения Главы I

        1

20.11.2020

ГлаваII . Я и другие (7 ч.)

7-8

Быть или казаться

2

27.11.2020

04.12.2020

9

Стыд и совесть

1

11.12.2020

10

Дружба и любовь в жизни человека

1

18.12.2020

11

Мужественность

1

25.12.2020

12

Женственность

1

15.01.2020

13

Подведение итогов главы II: «Я и другие»

        1

22.01.2020

Раздел III. Возрасты семьи (18 ч.)

ГлаваIII.  Добрачные отношения (7 ч.)

14

Любовь и влюбленность

1

29.01.2020

15-16

Испытание чувств

2

05.02.2020

12.02.2020

17

Предбрачный период

1

19.02.2020

18-19

Союз двух родов

2

26.02.2020

20

Подведение итогов изучения Главы III: «Добрачные отношения»

        1

05.03.2020

ГлаваV. Свадьба. Начало совместной жизни. (3 ч.)

21

Самый важный жизнь

1

12.03.2020

22

Первый год совместной жизни

1

19.03.2020

23

Подведение итогов изучения Главы IV: Свадьба. Начало совместной жизни.

        1

26.03.2020

ГлаваVI.  Молодые родители (10ч.)

24-25

Семья в ожидании ребенка.

 Отцовство и материнство.

2

02.04.2020

26

Чудо жизни

1

09.04.2020

27-28

«Не убий»

2

16.04.2020

29-30

Молодая семья с новорожденным

2

23.04.2020

31

Общение родителей и детей. Ошибки родителей.

1

30.04.2020

32

Конфликты родителей и детей.

1

07.05.2020

33

Подведение итогов изучения Главы V «Молодые родители»

1

14.05.2020

Подведение итогов (2 ч.)

34-35

Итоговое занятие

       2

21.05.2020

Итого часов: 35

35


Предварительный просмотр: