Рабочая программа "Я- волонтер"

Кулажина Элла Александровна

Данная программа разработана для работы  ученического волонерского объединения "Зов сердца". Предназначена для обучающихся 8-17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya-volonter_20-21.docx925.09 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Демон-видео\Pictures\2021-10-18\волонтер 20.jpgПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Действующее на базе школы детское общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).      

      Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через деятельность волонтерского отряда,

  • деятельность которого реализуется на основе демократических процедур добровольность, равноправие,  социальная значимость и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.

Рабочая программа кружка «Я волонтер» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).

В Концепции модернизации российского образования указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне. 

Цель:

Развитие детского волонтёрского движения.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Правовой базой для составления программы являются:

•        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

• Конвенция ООН о правах ребенка.

                        Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Срок освоения программы  курса внеурочной деятельности и

объем учебного времени

Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности  рассчитан на один год.

Программа курса внеурочной деятельности «Я – волонтер»» предназначена для обучения обучающихся 8-17 лет, не имеющих специальной подготовки. Рассчитана на одногодичный курс обучения. Группа разновозрастная. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.

2. Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие,  беседа,  участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Я волонтер – я помощник». На занятиях используются  общепедагогические методы, к которым относятся:

проблемно-поисковый;

исследовательский;

творческий (художественный);

метод учебного диалога;

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

игровой;

КТД.

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения программы «Я - волонтер » должны отражать:

- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы являются в:

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга учащихся

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:

- активность участия;

- умение планировать работу волонтёров;

- самостоятельность.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для

соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.

Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения электронного Дневника волонтеров, Заметок и постов на школьном сайте, фотоотчетов  на сайте ВКонтакте  в группах «Образование Советского района», «РДШ Советского района», «Бумеранг добра»

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

 Раздел 1. Мы – волонтеры! - 5 часов

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение электронного дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.

Раздел 2. Участие в различных  акциях – 20 часов

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.

Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ - 9 часов

Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агит отряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.

V. Структура работы ДОО «ШАР»

C:\Users\Демон-видео\Pictures\2020-10-19 струкрура\струкрура 001.jpg

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности.

 М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

Сайты Интернет

ВКонтакте группа «Пионерская школа» https://vk.com/public201113890 ,

группа «Волонтеры Пионерской школы» https://vk.com/club201114656 

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 1 группа)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Дата

Примечание

план

факт

Раздел «Мы- волонтеры!»

5

1

Кто такие волонтеры?

1

01.09

01.09

2

Презентация «Чем занимаются волонтеры»

1

08.09

08.09

3

Анкетирование «Какие добрые дела лично я смогу совершить»

1

15.09

15.09

Д/о пр.№ 256 от 11.09.2020

4

Практическая работа Регистрация на сайте «Добро РФ»

1

22.09

22.09

Входной контроль

5

Практическая работа. Обучение в школе волонтеров

1

29.09

29.09

Д/о пр.№ 261 от 15.09.2020

Раздел «Участие в акциях»

20

1

2

Посвящение в пятиклассники

2

06.10

13.10

06.10

13.10

3

Акция «День рождение РДШ»

1

20.10

20.10

4

Конкурс «Дерево дружбы»

1

10.11

10.11

Д\о пр.№ 340 от 07.11.2020 по 30.11.2020

5

Флешмоб  «День матери»

1

17.11

17.11

6

Акция «Защитим пернатых друзей»

1

24.11

24.11

7

День народного единства

1

01.12

01.12

8

Акция «Югра – Земля Моя!»

1

08.12

08.12

9

Конкурс кабинетов «Зимняя сказка»

1

15.12

15.12

Промежуточный контроль

10

11

Акция «Приключения Бабы Яги»

2

22.12

29.12

22.12

29.12

12

Акция «Спасем мир вместе»

1

12.01

12.01

Д/о пр.№ 05 от 12.01.2021

13

Акция «День добрых дел»

1

19.01

19.01

Д/о пр. № 30 от 19.01.2021

14

Акция «Осторожно, огонь!»

1

26.01

26.01

15

Фестиваль национальных культур

1

02.02

02.02

16

Сбор Ассоциации детских и молодежных объединений

Фото Квест «Назад в будущее»

1

09.02

09.02

17

День единых действий. День пионерии Советского района.

1

16.03

16.03

Д/о пр.№ 100 от 15.02.2021

18

Акция к 23 февраля «Мой папа –герой»

1

02.03

02.03

19

Акция «Ярче всех бриллиантов мира»

1

09.03

09.03

20

Конкурс творческих работ «Масленица»

1

16.03

16.03

Раздел «Пропаганда ЗОЖ»

9

1

Декада инвалидов Слет волонтеров

1

30.03

30.03

2

Классный час «Уроки РДШ»

1

06.04

06.04

3

Конкурс видеороликов «Твой выбор»

1

13.04

13.04

4

День единых действий  «День космонавтики»

1

20.04

20.04

5

Акция «Я выбираю ЗОЖ»

1

27.04

27.04

6

Акция «Будь бдителен!»

1

04.05

04.05

7

Акция «Мы против наркотиков»

1

11.05

11.05

8

Акция «Звезда памяти»»

1

18.05

18.05

Итоговый контроль

9

Последний звонок

1

25.05

25.05

ИТОГО

34 часа

Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 группа 2020)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Дата

Примечание

план

факт

Раздел «Мы- волонтеры!»

5

1

Кто такие волонтеры?

1

03.09

03.09

2

Презентация «Чем занимаются волонтеры»

1

10.09

10.09

3

Анкетирование «Какие добрые дела лично я смогу совершить»

1

17.09

17.09

Д/о пр.№ 256 от 11.09.2020

4

Практическая работа Регистрация на сайте «Добро РФ»

1

24.09

24.09

Входной контроль

5

Практическая работа. Обучение в школе волонтеров

1

01.10

01.10

Д/о пр.№ 261 от 15.09.2020

Раздел «Участие в акциях»

20

1

2

Посвящение в пятиклассники

2

08.10

15.10

08.10

15.10

3

Акция «День рождение РДШ»

1

12.11

12.11

Д\о пр.№ 340 от 07.11.2020 по 30.09.2020

4

Конкурс «Дерево дружбы»

1

19.11

19.11

5

Флешмоб  «День матери»

1

26.11

26.11

6

Акция «Защитим пернатых друзей»

1

03.12

03.12

7

День народного единства

1

10.12

10.12

8

Акция «Югра – Земля Моя!»

1

17.12

17.12

9

Конкурс кабинетов «Зимняя сказка»

1

24.12

24.12

Промежуточный контроль

10

11

Акция «Приключения Бабы Яги»

2

14.01

21.01

14.01

21.01

Д/о пр.№ 05 от 12.01.2021

12

Акция «Спасем мир вместе»

1

28.01

28.01

Д/о пр. № 30 от 19.01.2021

13

Акция «День добрых дел»

1

04.02

04.02

14

Акция «Осторожно, огонь!»

1

11.02

11.02

15

Фестиваль национальных культур

1

18.02

18.02

Д/о пр.№ 100 от 15.02.2021

16

Сбор Ассоциации детских и молодежных объединений

Фото Квест «Назад в будущее»

1

25.02

25.02

17

День единых действий. День пионерии Советского района.

1

04.03

04.03

18

Акция к 23 февраля «Мой папа –герой»

1

11.03

11.03

19

Акция «Ярче всех бриллиантов мира»

1

18.03

18.03

20

Конкурс творческих работ «Масленица»

1

30.03

30.03

Раздел «Пропаганда ЗОЖ»

9

1

Декада инвалидов Слет волонтеров

1

01.04

01.04

2

Классный час «Уроки РДШ»

1

08.04

08.04

3

Конкурс видеороликов «Твой выбор»

1

15.04

15.04

4

День единых действий  «День космонавтики»

1

22.04

22.04

5

Акция «Я выбираю ЗОЖ»

1

29.04

29.04

6

Акция «Будь бдителен!»

1

06.05

06.05

7

Акция «Мы против наркотиков»

1

13.05

13.05

8

Акция «Звезда памяти»»

1

20.05

20.05

Итоговый контроль

9

Последний звонок

1

27.05

27.05

ИТОГО

34 часа