ДЛЯ УЧЕНИКОВ практикумы

Практикумы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon odnosostavnie_predlogenia.doc38 КБ
Microsoft Office document icon prichastie.doc45 КБ
Файл slovosochetanie.rar221.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг: правописание наречий

Занятие 1

Буквы н и нн в наречиях.
Буква
ь после шипящих на конце наречий.
Буквы
а, о, у на конце наречий

В наречиях на  и  пишется одно н, если они образованы от прилагательных с н, и пишется два н, если наречия образованы от прилагательных с нн: говорить обдуманно (обдуманная речь), путано объяснять (путаный ответ).

После шипящих на конце наречий пишется ь: сплошь, прочь, вскачь, за полночь.

Исключения: замуж, невтерпеж (эти слова легче запомнить, если прибавить к ним частицу уж).

В наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от прилагательных с помощью приставок из-, до-, с- на конце пишется буква а: издавна (давний), докрасна (красный), справа (правый).

В наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- на конце пишется буква о: вправо (правый), налево (левый), заново (новый).

Внимание! Такие наречия следует отличать от наречий, имеющих эти приставки, но образованных суффиксальным способом: дословно (дословный), изрядно (изрядный).

В некоторых наречиях с приставкой с- на конце пишется буква у: смолоду, сослепу, сроду.

Упражнение 1

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Собрание прошло организован_о, кричал отчая_о, беше_о мчался, глядел испуга_о, толкнул нечая_о, слушал рассея_о, рассказывал взволнова_о, объяснял пута_о, угасал медле_о, выглядел безукоризне_о, провозглашал пламе_о, улыбался стра_о, щурился болезне_о, говорил убежде_о, исступле_о кричал, шептал таинстве_о. Пуститься вскач_, ударить наотмаш_, открыть настеж_, терпеть невмоч_, ждать невтерпеж_, выйти замуж_, упасть навзнич_. Уйти засветл_, задолг_ до отпуска, вернуться затемн_, вытереть досух_, глядеть искос_, перекусить наскор_, уйти надолг_, начать сначал_, прийти снов_.

Занятие 2

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

Пишутся слитно:

– наречия, образованные от наречий с помощью предлогов (сюда – отсюда, вечно – навечно, завтра – послезавтра, всегда – навсегда, просто – запросто); но раздельно пишутся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных: сдать на «отлично», перенести на завтра, принять на ура, свести на нет;

– наречия, образованные от собирательных числительных с помощью предлогов в и на: втрое, надвое, вчетвером и т.д. (но: по двое, по трое);

– наречия, образованные с помощью предлогов от полных прилагательных: броситься врассыпную, говорить впустую, и от местоимений: вовсе, затем, вничью.

Внимание! Раздельно пишутся сочетания предлогов с полными прилагательными, начинающимися с гласной (играть в открытую, решить в общем), и некоторые прилагательные с предлогом на (на мировую, на попятный).

Пишутся слитно наречия, если слово без предлога-приставки не употребляется или теряет смысл в данном контексте: бежать наперегонки, ходить вразвалку, наговориться вдоволь, ударить наотмашь, быть запанибрата, уйти восвояси.

Запомните: некоторые наречия не подчиняются этому правилу – на убыль, с маху, не к спеху, во всеоружии, во всеуслышание, под стать, с панталыку.

Различают пары: наречие с приставкой – существительное с предлогом. Сравните: все налицо – луч солнца упал на лицо; действовал наудачу – надеялся на удачу. Сделать втайне от всех – держать в тайне; уменьшить вполовину – размером в половину комнаты.

Упражнение 1

Раскройте скобки.

Примите лекарство (на)тощак, поцелуй меня (на)последок, сказал (на)обум, разлетелось (в)дребезги, ответил (не)(в)попад, ушел (во)свояси, собрался (на)спех, разглядывал (ис)(под)лобья, не понял (с)просонок, сдвинул (на)бекрень, возьмите что-нибудь (в)замен, бродили (в)потьмах, не видно (в)потемках, не (в)праве рассказать, все (в)пустую, раскалить (до)бела, вредил (ис)(под)тишка, состоялся (на)кануне, выучил (на)зубок, (на)отрез отказался, ушли (по)одиночке, играть (в)открытую, сражался (в)одиночку, диктовал (по)памяти, проходите (по)одному, соскочил (на)ходу, прыгнул (с)разбега, (с)ходу разобрался, (с)налету понял, (на)редкость некрасивый, (от)силы два дня, (в)силу сложившихся обстоятельств, это ему (не)(под)силу, остаться (на)едине.

http://rus.1september.ru/2006/11/13.gif

Упражнение 2

Раскройте скобки.

(На)силу догнал – понадеялся (на)силу; все дела (на)оборот – приклеил (на)оборот открытки; сделал (на)половину – перешел на половину поля соперника; сварить (в)крутую – (в)крутую гору; вильнул (в)бок – кольнуло (в)бок; (с)начала подумай – (с)начала месяца; собрался (в)миг – (на)миг задержался; посмотрел (в)глубь – нырнул (в)глубь реки; подошел (в)плотную – завернул (в)плотную бумагу; смотреть (в)даль – унестись (в)даль поднебесную; поглядели (на)верх – забрались (на)верх горы; (в)век не забыть – (в)век современной техники; носить пальто (в)накидку – закуталась (в)накидку из меха; приходил (во)время – (во)время каникул; обиделся (в)конец – (в)конец улицы; говорил (в)растяжку – сдать туфли (в)растяжку, (на)утро выздоровеешь – перенести встречу (на)утро.

Упражнение 3

Раскройте скобки.

Жить (по)прежнему, работать (по)новому, будь (по)вашему, прекрасно говорить (по)японски (по)немецки, (по)китайскому пути развития, (по)прежнему нежно привязан, делиться (по)братски, (по)лисьи хитер, (где)нибудь валяется, (кое)как добрался, ползти (еле)еле, (по)новому шоссе, (в)(конце)концов додумался, (давным)давно устарело, делать все (шиворот)(на)выворот, поговорить (с)глазу(на)глаз, уйти (по)добру (по)здорову, съесть (по)больше, купить (по)дешевле, духи пахнут (по)разному, расположились (по)походному, попал точка(в)точку, точь(в)точь, как другие, ворочался (с)боку(на)бок.

Упражнение 4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Говорил (без)умолк_, заметил (не)взначай, (чере_)чур громко, разбил (в)дребезги, застал (в)расплох, сделать (в)ручную, сражался (в)одиночку, брали (на)расхват, знал (по)(на)слышке, бросился (на)перерез, шли (по)одиночке, не разговаривали (друг)(с)другом, говорили (с)глазу (на)глаз, стоял (по)одаль, свистел (по)привычке, пусть будет (по)вашему, два часа (по)полудни, любил (по)настоящему, рано (по)утру, хлопнул дверью (на)последок, двигался (на)ощупь, вывернул (на)изнанку, грезил (на)яву, делал (на)зло, прыгнул (на)ходу, ел (в)сухомятку, купили (в)складчину.

Занятие 3

Тест-диктант

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2.
Поставьте недостающие знаки препинания.

Это яблоко? Нет это, облако.

(С.Гандревский)

В весе_ий безветре_ый день на (Ирину) ра_садницу, Преображенский и Прилуцкий сели (в)двоем в машину генерала и поехали на им_нины Ирины Родионовны любимой нян_ их кол_еги Прелюбодеева, соседк_ и стари_ой пр_ятельницы генерала. Она жила (не)под_леку от Преображенского на окраи_ой улице красив_йш_й деревн_. Много раз и_хоже_ая и и_езже_ая дорога была хорошо знакома Преображенскому. Его иномарка на беше_ой скорост_ шла по (не)ровному шоссе и в _чита_ые секунды промчалась мимо подмосковных дач_ сплош_ убра_ых в веселый ситч_к березовых рощ_. Прилуцкий (в)первые ехал по этой дорог_ и с любопытством гл_дел в окно: (ни)одного пусты_ого п_йзажа н_(с)прав_ н_(с)лев_ все застрое_о. Особе_о распл_дились (в)плотную подошедш_е к дорог_ пр_дорожные кафе и ресторанч_ки, как близнецы похожие друг на друга. (Из)под нависших (фальшиво)соломе_ых крыш_ выглядывали (стекло)пакеты им_тирующие деревя_ые рамы; в п_л_садниках (не)пр_ме_ая д_к_ративная мельница; на огородах (на)половину заплете_ых с_нтетическ_ми прутьями (не)хватало только глиня_ых крынок. (Псевдо)фолькл_рный стиль глаз как(то) (н_)радовал. А вот на залит_м весной небе все было настоящ_е: _добные облака усея_ые птицами как изюмом бежали за машиной. Покач_ваясь и кружась летели над машиной птицы и взлетали и стояли высоко и срывались (в)низ как спелые яблоки созревш_е в небе. Машина перес_кла моще_ую булыжником площадь со старой церковью заметной (из)далека и с_ехала на пролесок в_дущ_й к дому им_ни_ицы. «Такую красавицу – в грязь?» – ужаснулся Прилуцкий. Ему очень нравилась машина Преображенского: г_рм_ничное соч_тание линии крыши, колесных арок, контура дверей и окон к_залось ему сов_рше_ым. Дорогой они оба восх_щались разго_ой д_намикой машины и посме_вались над кожа_ыми с_деньями в с_лоне которые больше подошли бы для уютной гости_ой чем для мощ_ного (полно)приводного автомобиля. Хотя чему тут уд_вляться: машина делалась в рас_ете на _мериканский рынок. Доволен машиной был и Дик: он улегся (на)бок на задн_м сидень_ и сладко спал. Они ост_новили машину у ак_уратно окраше_ого до_атого забора за которым кр_совались к_пящие белой пеной кусты с_рени и по пе_а_ой дорожк_ направились к дому. «Так вот каков он этот рай где всегда щ_беч_т птицы и где жасмин (н_)отцветает (н_)зимой (н_)летом», – подумал Прилуцкий.

То некрашеный, то синенький,
То забор, то василек.

(М.Айзенберг)

Ай да сирень в этом мае!
Выпукло крупные гроздья
Валят плетни в деревнях...

(С.Гандлевский)

(На)встречу им уже спешил Прелюбодеев. Цв_тущие ветки яблон_ и вишен_ били его по плечам. Прелюбодеев был в подавл_н_ом настроени_. Посла_ый с утра на рынок он очень удачно и сразу купил все (не)обходимое: (свеже)охлажде_ой рыбы (няня задумала угостить всех карпами пече_ыми в сметане), (не)много зелен_ и свежих огурч_ков (только (не)парниковых, а грунтовых!) для какого(то) мудре_ого салата и ран_их ягод к д_с_ерту. Свер_вшись с запиской исп_щре_ой бисерным по_черком он облегче_о вздохнул и пошел домой. Толстый том Шекспира взятый (на)случай дли_ой оч_реди он пол_жил (на)верх сумк_. Нежные ягоды стали первой жертвой великого драм_атурга. Все остальное медле_о окраш_валось красным соком и скоро было передавле_о. И если бы только это! В растрепа_ых чу_ствах доставая (в)потьмах с ч_рдака гране_ые гр_фины в которых так красиво искрят_ся нянины р_биновая и алыч_вая настойки (за их рецептами к ней бега_т все деревня!) он (не)чая_о разбил один из них. (В)общем день (не)задался. Няня одобряла чтение Шекспира в подл_н_к_, но была страшно рас_ерже_а (не)слыха_ой бе_хозяйстве_остью своего воспита_ика. Рас_ея_ый человек по ее глубокому уб_ждению должен знать за собой этот (не)достаток и быть (в)три раза собра_ее. Т_ор_тически Прелюбодеев был соглас_н с няней. Пр_ободре_ый под_ержкой кол_ег Прелюбодеев провел их на застекле_ую в_ранду где Ростислав племя_ик генерала стоя на стремянк_ вешал на стену свой подарок: устремле_ые (в)высь неба сосны щедро осве_ще_ы солнцем. К_залось что их красные жаркие стволы янтарным блеском оз_рили в_ранду.

Прозрачные сосны стояли,
Под ними стояли прозрачные ели.

(Д.А. Пирогов)

Занятие 4

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2.
Поставьте недостающие знаки препинания.

Стол, составленный из столов,
Новые гости – здрасьте!

(М.Айзенберг)

(По)новому обставле_ая гости_ая была чисто прибра_а только все д_ваны уже с утра были завале_ы цветами. (Чуть)чуть пр_открыв дверь Прелюбодеев робко загл_нул на кухню. Ирина Родионовна колд_вала в своем (свеже)оклее_ом царстве над фирме_ым блюдом – ореховым тортом. Чище_ым м_ндалем завед_вала Леночка. Няня что(то) нап_вала. Прелюбодеев пр_слушался. «Говорят что многих я любила говорят что ветре_а была», – пела няня (в)(пол)голоса и было ясно что она не сердится. Леночка увид_в Прелюбодеева обрад_валась ему. Обычно застенч_вая, в его пр_су_ствии она всегда была спокойна и увере_а. Леночка немедле_о пожал_валась ему что совсем запуталась в правоп_сани_ «н» и «нн» в разных частях речи а на курсах этой трудной теме отв_ли всего два часа. Они (не)много поговорили о том что в русской орф_графи_ есть пожалуй две самые сложные темы. (Во)первых это конечно пр_словутые н и нн, а (во)вторых слитное и раздельное нап_сание не со словами. Помн_те у Искандера: «Как писать частицу не в нашей солнечной стране?». Тут Ирина Родионовна в полном согласи_ с Татьяной Толстой которую она любила читать в последн_е время заговорила о том что «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера одна из последних полнокровных книг ушедшего века последняя сказка об импери_ с человеч_ским лицом которое на глазах иск_жалось и пр_вр_щалось в маску зверя. Прелюбодеев (по)доброму посме_вался но не возр_жал. Леночка сосредоточе_о слушала. «А маленькая толпа придума_ых им чегемцев? В них собралось все прав_льное детское и чес_ное в нас! – гор_чилась няня хотя с ней (н_)кто (н_)спорил. – А разос_ла_ые быч_и шкуры? Какие падают на них (не)возможные, пр_дума_ые яблоки! Так и хоч_т_ся задержат_ся в этом раю». Мир был вос_т_новлен. Но как только пр_ободр_вш_йся Прелюбодеев начал было на примере ноше_ой изноше_ой и так далее шляпы об_яснять мудре_ые правила как Ирина Родионовна снов_ взорвалась. «Ты бы еще девушке про свой любимый п_джак с вечно оторва_ыми пуговицами и стопта_ые туфли рас_казал.

Иногда ведь и чувствуешь, что говоришь или делаешь что-то не то, а остановиться – ну никак не можешь.

(Л.Рубинштейн)

У самого в шкафу все носоч_ки перештопа_ы брюки отутюже_ы, рубашки наглаже_ы», – (не)ожида_о рас_троилась она. Леночка вдруг вспомнила что пр_везла с собой бл_кнот для запис_ знам_нитых р_цептов Ирины Родионовны, а Прелюбодеев смуще_о замолчал и подошел к лежащ_му на домотка_ом коврик_ Дику занявш_му чуть не (пол)кухни. «Дай Дик на счастье лапу мне!» – почти точно проц_тировал Прелюбодеев.

Дик вск_чил, выт_нулся во весь свой огромный рост, (по)братски пол_жил т_желые лапы на плечи Прелюбодееву и _бив с него очки обл_зал всю физиономию. Леночка и Прелюбодеев засмеялись а няня горес_о вздохнув пров_дила взглядом любимого воспита_ика который бродил как (не)пр_кая_ый пока не взял с застекле_ой полк_ какую(то) книгу и устро_вшись в пл_тен_ом кресле ободран_ом кошкой Марусей частой гостьей Ирины Родионовны не забыл обо всем на свете. Леночка же узнала, что тесто бывает и рубле_ое и слое_ое и ра_ыпч_тое и блинч_тое, а п_рожки жаре_ые во фритюре разит_льно отл_чаются от пече_ых в духовой печи.

Иногда вздыхаешь и думаешь про себя.
И снова вздыхаешь.

(Л.Рубинштейн)

(В)скоре все собрались за столом накрыт_м накрахмале_ой скатертью и уставлен_ым (по)_царски р_скошными я_ствами.

Далее следует подробное описание праздничного стола, которое мы, пожалуй, пропустим.

(Л.Рубинштейн)

 



Предварительный просмотр:

Практические задания.

Односоставные предложения

Упражнение 1. Найдите односоставные предложения, определите их типы. Проанализируйте каждое простое предложение, в том числе и в составе сложных. Почему другие предложения являются двусоставными?

1) Не говорите мне о нем, Еще былое не забыто. (М.Перроте) 2) С тобою первый раз мы встретились вдвоем... То было осенью в холодный день ненастья. Но мы весны уж лучшей не найдем. (Б.Борисов) 3) Астры весенние, грусти цветы, Тихи, задумчивы ваши кусты... (А.Грей) 4) Сад весь осыпался, все отцвело... Листья увядшие вдаль разнесло... (А.Грей) 5) И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. (А.Фет) 6) Мне легче горя своеволье, Чем ложное холоднокровье, Чем мой обманчивый покой. (Д.Давыдов) 7) Милая, Ты услышь меня. Под окном стою Я с гитарою! (С.Гердель) 8) Ямщик, не гони лошадей! (Н.Риттер) 9) Тихо все. Ночь нависла над сонной рекой. (Т.Толстая)

Упражнение 2. Найдите односоставные предложения. К какому типу они относятся? Если они входят в состав сложного предложения, проанализируйте эти части. Аргументируйте свой ответ.

1) В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... (М.Лермонтов) 2) Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть. (М.Лермонтов) 3) И сладко и больно... И трепет безумный затих. И сердцу легко и раздольно. (Е.Ростопчина) 4) ...Лягу ли в постель – не спится, Мысли бродят вдалеке... (Е.Краузе) 5) Как поздней осени порою Бывает день, бывает час, Когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас. (Ф.Тютчев)

Упражнение 3. Какие типы односоставных предложений представлены в упражнении?

1) Ведь тебе не понять Моих страстных речей, Сердца мук не унять Блеском чудных очей! (С.Сельский) 2) Как тебя мне не узнать? (А.Григорьев) 3) Как мне вспомнить твой голос, твой взгляд, очертанья лица И ласкавшие некогда милые, нежные руки? (С.Сафонов) 4) Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! (И.Козлов) 5) [Слова ложились бы так вольно,] Но слушать уж некому их... (Е.Ростопчина)

Упражнение 4. Найдите определенно-личные предложения. Если они входят в состав сложных предложений, то назовите только эти части.

1) Смотри... очарованья нет, Звезда надежды угасает... (В.Жуковский) 2) И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь... (А.Фет) 3) Не пробуждай, не пробуждай Моих безумств и исступлений, И мимолетных сновидений Не возвращай, не возвращай! (Д.Давыдов) 4) Отгадай, моя родная, Отчего я так грустна... (Е.Краузе) 5) Слышу звон бубенцов издалека – Это тройки знакомый разбег... (А.Кусиков) 6) Посмотри, посмотри, как чудесно смотрит луна! (Н.Греков) 7) Скажи, откуда эти слезы – Ты так не плакала сперва. (В.Павлов) 8) Гори, гори, моя звезда, Гори, звезда приветная! (В.Чуевский) 9) Из-под брови погляжу – Без речей блестят речами! (И.Кондратьев)

Упражнение 5. Вспомните: какие предложения называются неопределенно-личными? Найдите их в упражнении.

1) Ехали на тройке с бубенцами, А вдали мелькали огоньки... (К.Подревский) 2) Пускай бранят, пускай смеются, Мне все равно! (Ф.Миллер) 3) Меня не любят? И не надо! (Ф.Миллер) 4) Говорят, что мой взгляд То голубит, то жжет, как огнем. (Т.Щепкина-Куперник) 5) А видали ль, как я плачу, Невозможность полюбя...? (А.Андреев)

Упражнение 6. Определите тип односоставных предложений

1) Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.Тургенев) 2) Не вымолвишь слова... Немеешь... робеешь... дрожишь.... Душа, проклиная оковы, Вся в речи излиться б готова... Но только глядишь и молчишь... (Е.Ростопчина)

Упражнение 7.  Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Упражнение 8.  Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1)  Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, звучавшего так же. 4)  Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» (к зачёту)

1. Выберите правильный вариант ответа.

А. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия.

а) Наклонение; б) время; в) значение действия; г) изменяемость по лицам.

Б. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.

а) Роль в предложении; б) изменяемость по падежам, числам и родам; в) наличие форм времени.

2. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.

Горячий, горелый, горящий, горя.

Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.

Отвиснув, отвисший, отвислый, висячий.

Сумев, умеючи, умеющий, умелый.

Будущий, будучи, бывалый, бывший.

Лежачий, лежалый, залежавшись, залежавшийся.

Охранный, охраняемый, охраняя, охранявший, охранять.

Играючи, играем, игривый, играющий.

Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.

Певучий, певчий, певший, напевая.

3. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.

Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.

Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.

Решить – решавший, решенный, решающий, решаемый.

Пугаться – пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающийся.

Завершить – завершающий, завершивший, завершаемый, завершенный.

Устраиваться – устроившийся, устроивший, устраивающийся, устраивающий.

Пропускать – пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся.

Вспениться – пенящийся, вспенившийся, вспенивший, вспененный.

Остаться – остающийся, оставшийся, оставленный, остававшийся.

Вырасти – выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий.

Смешивать – смешивающийся, смешанный, смешивавший, смешавший.

Рассчитывать – рассчитывающий, рассчитавший, рассчитанный, рассчитавшийся.

4. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.

Решивший – решать, решаться, решить, решиться.

Отведенный – отводить, отвезти, отвести, отвозить.

Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться.

Обломленный – обломать, обломить, обломаться, обломиться.

Учитывающий – учесть, зачесть, учитываться, учитывать.

Смешивающийся – смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.

Изучаемый – изучить, изучать, изучаться.

Мелющийся – молоть, смолоть, молоться, смолоться.

Сдерживаемый – сдержать, сдержаться, сдерживать, сдерживаться.

Запрягавший – запрячь, запрячься, запрягать, запрягаться.

5. От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.

Таять, верить, держать, ценить, полоть, смотреть, бежать, бороздить, ползти, класть, пахать, вертеть, брить, звать, дарить, идти, дышать, граничить, опаздывать, готовить, призывать, прятать, стелить, зависеть, вертеть, чтить, вздыхать, молчать, скрипеть.

6. От глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени.

Расстилать, хранить, сеять, молоть, смотреть, ограничивать, зависеть, таять, клеить, лечить, лелеять, уходить, сидеть, засеять, распороть, стоять, паять, вертеть.

7. Укажите причастие в соответствии с заданием.

А. Действительные причастия настоящего времени.

1) Читающий, плачущий, сидящий, слышащий.

2) Читавший, плакавший, сидевший, слышавший.

3) Читаемый, слышимый.

4) Читанный.

Б. Страдательные причастия настоящего времени.

1) Видящий, пишущий, гремящий, зарабатывающий.

2) Видавший, писавший, гремевший, зарабатывающий.

3) Видимый, зарабатываемый.

4) Виданный, писанный.

В. Страдательные причастия прошедшего времени.

1) Нагружающий, гонящий, дышащий.

2) Нагружавший, погрузивший, гонявший, разгонявший.

3) Нагружаемый, гонимый.

4) Погруженный, разогнанный.

Г. Действительные причастия прошедшего времени.

1) Звенящий, грохочущий, держащий.

2) Узнавший, звеневший, грохотавший, державший.

3) Узнанный.

Д. Страдательные причастия настоящего времени.

1) Ремонтируемый, любимый, забываемый.

2) Ремонтирующий, любящий, забывающий.

3) Ремонтировавший, любивший, забывавший, забывший.

4) Ремонтированный, забытый.

8. А. Определите, какие причастия можно образовать от переходных глаголов совершенного вида.

1) Все четыре формы причастий.

2) Только формы действительных причастий.

3) Только формы страдательных причастий.

4) Только формы настоящего времени.

5) Только формы прошедшего времени.

Б. Выясните, какие причастия можно образовать от переходных глаголов несовершенного вида.

1) Все четыре формы.

2) Только формы действительных причастий.

3) Только формы страдательных причастий.

4) Только формы настоящего времени.

5) Только формы прошедшего времени.

В. Определите, какие причастия можно образовать от непереходных глаголов совершенного вида.

1) Действительные настоящего и прошедшего времени.

2) Действительные прошедшего времени.

3) Страдательные настоящего и прошедшего времени.

4) Страдательные прошедшего времени.

Г. Определите, какие причастия можно образовать от непереходных глаголов несовершенного вида.

1) Действительные настоящего и прошедшего времени.

2) Страдательные настоящего и прошедшего времени.

3) Только формы настоящего времени действительных и страдательных причастий.

4) Только формы прошедшего времени действительных и страдательных причастий.

9. Спишите, расставьте знаки препинания, графически выделяя причастные обороты. Затем выпишите в два столбика словосочетания

http://rus.1september.ru/2006/03/11.gif

Обозначьте падеж и окончание причастий.

1) Сад спускался к реке поросшей зеленым камышом. (А.Чехов)

2) Маленькие игривые волны рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о борт. (М.Горький)

3) Контуры деревьев обрызганных дождем и взволнованных ветром начали выступать из мрака. (И.Тургенев)

4) Бим сидел до рассвета продрогший больной измученный. (Г.Троепольский)

5) Сила не знающая цели мать лени. (Пословица)

6) Мать не уснувшая ночью ни на минуту вскочила с постели сунула огонь в самовар приготовленный с вечера. (М.Горький)

7) И я исполненный мучительного счастья любящий чую взор в тревожном полусне. (А.К. Толстой)

8) Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. (В.Арсеньев)

9) Освещенный луною туман дает впечатление то спокойного, беспредельного моря то громадной белой стены. (А.Чехов)

10. Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия (если это возможно). Выделите суффиксы причастий.

Читать, клеить, сеять, плакать, слышать, уважать, решать.

11. Согласованные определения могут быть выражены причастными оборотами. Найдите их среди следующих примеров.

1. Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу. 2. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. 3. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. 4. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. (Н.Гоголь)

12. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Объясните их графически.

1. Торговки сидевшие на базаре всегда закрывали руками свои пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака.
2. Бедная старушка лишенная последней надежды уныло поплелась в хату.
3. Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян.
4. Но более всего произвела впечатленье на Андрия страшная казнь определенная за смертоубийство.
5. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб заключавший тело им убиенного.
6. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом.

13. Образуйте от глаголов в скобках подходящие причастия и вставьте в предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Слова эти (произнести) кем-то из толпы пролетели молнией по всем головам.
2. Бедный оратор (накликать) сам на свою шею беду выскочил из кафтана.
3. Покамест ближние курени (разбудить) шумом успели схватиться за оружие войско уже уходило в ворота.
4. Теперь припомнил он, что видел в прошлую ночь Андрия (проходить) по табору с какою-то женщиною.
5. Напереди стоял спесиво, в красной шапке (убрать) золотом буджаковский полковник.
6. И много было видно за ними всякой шляхты (вооружиться) кто на свои червонцы, кто на королевскую казну.