Обобщение педагогического опыта

Ефремова Ольга Алексеевна

Обобщение педагогического опыта

Тема: «Формирование культуры поведения у младших школьников в процессе совместной деятельности родителей и школы» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Ефремовой Ольги Алексеевны

учителя начальных классов

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Арх-Голицинская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

по проблеме

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ШКОЛЫ»

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».

Я. А. Коменский

«При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие дела гибнут»

Гай Салюстий Крипс.

Актуальность и перспективность

Сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценности личности. Особое значение приобретают отношения людей и форма выражения этих отношений в обществе. Духовное богатство человечества, отражённое в культуре, осознаётся обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством.

Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

В последние годы в системе школьного образования произошли определённые перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определённых знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: "Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни».

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,

обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество педагога и родителей.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Совместная работа педагога и родителей становится все более актуальной и востребованной.

На сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя нагрузку по воспитанию школьников. Родителям всё труднее справляться с воспитанием детей, и они всё больше надеются на воспитательную роль школы. А ведь важно, чтобы учитель и родители рассматривали друг друга как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает взаимное уважение, равенство сторон, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании нравственной личности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью процесса совместной работы педагога и родителей, с другой стороны.

Новизна моего опыта заключается в том, что мною была разработана и апробирована программа взаимодействия родителей и школы, направленная на формирование культуры поведения учащихся. В данную программу входят: изучение семей, диагностика, тематическое родительское собрание, родительская конференция, день открытых дверей в классе, праздник семьи и класса, классные часы, фотоконкурс «Профессии моей семьи», индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематическая беседа, рефлексия деятельности, анализ практики и другие виды работы.

Наличие теоретической базы 

Богатый материал для решения социально-педагогических проблем в современных условиях дают работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. П. Вайзман, А. В. Гордеевой, Ж. Итара, Э. Сегена, Ж. Демора, А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, А. С. Макаренко, С. Г. Якобсон, Л. И. Божович, А. М. Виноградовой, С. Н. Карповой и др.

Вопросы культурно-нравственного воспитания школьников нашли свое отражение в исследованиях последних десятилетий К. Р. Агаронян, Л. Н. Бересневой, С. С. Быковой, С. Л. Гостомысловой, В. А. Сахарова, О. Б Шелыгиной и др.

В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания. Несмотря на разносторонность и обширность исследований по проблеме нравственного воспитания, психолого-педагогические основы взаимодействия родителей и школы недостаточно разработаны. 

Ведущая педагогическая идея

Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребёнком семья и школа. Организатором такого взаимодействия становится учитель. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия педагогов и родителей. Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим.

Каждая семья воспитывает ребенка в специфических, особых условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей, отвечающие потребностям родителей.

Моя деятельность по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им навыков.

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности моей работы с родителями служат: сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение ко всему педагогическому коллективу.

Педагоги и родители как партнёры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

Я придерживаюсь этой идеи и считаю, что необходимо полноценное активное сотрудничество школы и семьи, оно обусловлено как единым объектом (субъектом воспитания), так и общими целями и задачами воспитания детей; необходимостью согласованности действий педагогов и родителей; возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, а также каждого участника взаимодействия.

Оптимальность и эффективность средств

Одной из моих важнейших педагогических задач  является обеспечение семей учащихся педагогическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в теоретической и практической деятельности. В результате грамотно организованного педагогического взаимодействия родители активно принимают участие в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры в учебно-воспитательном процессе дополняют друг друга.

Изменение целей взаимодействия привело к перестройке содержания, форм и методов моей работы с родителями.

Виды проводимых родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные и т. д.). Тематика родительских собраний обсуждается с родительским комитетом. Очередную тему собрания зачастую предлагают и сами родители.

Организуемые конференции позволяют расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей. Проводятся научно-практические, теоретические конференции, конференции отцов или матерей. Они предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».

Реализованные практикумы способствуют выработке у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, это своеобразная тренировка педагогического мышления. В ходе педагогического практикума родителям предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях с детьми, педагогами и т. д.

Открытые уроки проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Педагогическая дискуссия – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Ролевые игры – это коллективная творческая, деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Темами ролевых игр с родителями были следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы».

Индивидуальные тематические консультации в решении той или иной проблемы дают возможность получить помощь непосредственно от родителей учеников. Принципами успешного консультирования считаю – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность и компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, приходят к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи (по предварительной договорённости) – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Цель посещения – это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания.

Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей: извещение о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

Чтобы оценить эффективность учебно-воспитательного процесса, систематически проводится анкетирование родителей и учащихся по различным темам: «Режим работы школы», «Формы участия родителей во внеклассной работе», «Формы проведения родительских собраний», «Родители глазами детей».

 С целью успешного формирования культуры поведения детей в 2017-2018 учебном году была разработана и апробирована «Программа совместной деятельности учителя и родителей учащихся».

Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания, стремления школы и семьи работать в одном направлении в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи:

в сфере общения – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;

в сфере отношений – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных навыков;

в сфере связи – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, делиться своими наблюдениями, проводить рефлексию деятельности.

Основной принцип программы – диалогичность, рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.

Формы взаимодействия педагога и родителей:

В сфере общения:

•        тематические родительские собрания;

•        праздники семьи и класса;

•        дни открытых дверей в ОУ;

•        лектории для родителей;

•         родительская конференция.

В сфере отношений:

•        выставки семейного творчества;

•        фотоконкурсы и фотопанорамы "Профессии моей семьи",  "Один день моей мамы";

•        индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;

•        тематические беседы.

В сфере связи:

•        изучение семей;

•        диагностика;

•        рефлексия деятельности.

Результативность опыта

Реализуемые формы взаимодействия педагога с родителями, а также достигнутые результаты представлены в таблице.

Формы взаимодействия

Результат

Родительская конференция «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка».

Определение содержания взаимодействия на учебный год.

Анкетирование родителей с целью изучения семей учащихся.

Составление социального паспорта семей.

Родительское собрание на тему «Культура поведения: понятие и содержание»

Привлечение родителей к сотрудничеству. Формирование единых педагогических требований к культуре поведения.

Встреча родителей с психологом.

Формирование отношения к процессу воспитания ребенка.

Открытый классный час на тему: «Поведение в общественном транспорте»

Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя»

Совместная подготовка к выступлению на «Празднике урожая»

Вовлечение родителей в процесс воспитания. Расширение культурно-воспитательного пространства.

Фотоконкурс «Профессии моей семьи»

Создание ценностных ориентаций.

Обогащение семейной жизни опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов.

Обеспечение плодотворного сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.

Родительское собрание по теме «Анализ результатов работы и коррекция  плана на следующий учебный  год».

Связь с родителями, рефлексия деятельности.

После внедрения программы совместной деятельности родителей и школы, было проведено тестирование на выявление знаний детьми правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях.

По данному тестированию мы получили очень хорошие результаты. Меньше 10% ответов были неверными. Большинство учащихся давали правильные ответы. Таким образом, можно сказать, что знания норм культуры поведения находятся на высоком уровне.

Кроме того, в ходе регулярных наблюдений был замечен явный прогресс и в усвоении практических навыков культуры деятельности и общения (что, несомненно, является следствием проведенных на практике форм работы в процессе реализации разработанной программы).

Следует отметить, что для достижения устойчивых положительных результатов в ходе реализации данной программы было обеспечено выполнение ряда обязательных условий. А именно:

  • родители являются равноправными участниками процесса развития детей;
  • формы взаимодействия построены на диалоговой основе;
  • осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к семьям;
  • систематически и целенаправленно оказывается разнообразная психолого-педагогической поддержки семьям;
  • установлен эффективный контроль, основанный на диагностике, и поэтапном анализе процессов обучения и воспитания детей,
  • осуществляется своевременная коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Возможность тиражирования

 

В наше время наряду с невероятным прогрессом человечества в сторону новых информационных технологий наблюдается регресс в развитии отношений в системе «Человек-человек». В частности, культура поведения большинства наших соотечественников далеко не соответствует тем канонам, которые складывались веками, и оставляет желать лучшего.

Воспитание культуры поведения – целенаправленный двусторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек культурного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Исходя из опыта моей работы, я делаю следующий вывод: уровень культуры поведения младших школьников напрямую зависит от:

– культуры поведения родителей;

– эффективного сотрудничества семьи и школы;

– систематичности работы.

Отсюда следует, что для того, чтобы повысить культуру поведения в начальных классах, требуется совместная работа школы и родителей, а также организация контроля произошедших изменений в поведении младших школьников.

Данные работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для классных руководителей начальной школы, родителей, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Важно помнить, что подобная работа должна носить не эпизодический характер, она должна быть регулярной и систематической.