Учитель года

Лалыкина Мария Александровна

Технология-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_uchitel.docx31.71 КБ
PDF icon Методический семинар1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевский)

Заканчивая школу, каждый человек сталкивается с выбором кем стать. Вот и я окончив 11 класс, не раздумывая поступила в Нижегородский педагогический университет. Вопрос с выбором специализации не стоял, я точно знала, что хочу быть учителем технологии, как моя мама. Спустя 5 лет, я стояла на пороге школы, в которой когда-то училась, но уже в другой роли, роли – учителя. Вот уже 15 лет, я работаю в школе и, к счастью, не было такого момента, чтобы я пожалела о том, что стала учителем.

Учитель - самая мирная, нужная и самая беспокойная профессия. Она требует зрелости с самого первого шага, бодрости до последнего и мужества на всём пути.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко

«В человеке должно быть всё прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Немалая роль в осуществлении этого мудрого чеховского афоризма принадлежит урокам технологии. Уроки технологии - это уроки жизни. Их главная цель подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Шить одежду, заниматься рукоделием - это древние ремёсла, которым всегда учили с детства. Каждая девушка мечтала о дружной семье, любви и душевном покое, взаимопонимании и добром отношении друг к другу, об уюте и теплоте в доме.

С детства, я видела, как мама шила, вязала, вышивала - как из простого отреза ткани появляется красивое платье или блузка, которая была в единственном экземпляре, как из кусочка меха появлялась игрушка, как на кусочке канвы оживают цветочные поля. Мама учила меня тому, что умеет сама - не скрою, было трудно, но всегда интересно и увлекательно.

Учитель – человек, не только получивший специальное педагогическое образование, но и мыслитель, который ощущает на себе всю ответственность за судьбу доверенного ему лица.

 Профессия учителя, на  мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики! Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениям и систематизации материала, более тщательным формулировкам основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов.

Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развития личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта. И на сколько я, педагог, приближусь к ней, зависит не только от меня, от моих способностей и желания, но и от желания творить вместе со мной моих учеников.

Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправлять их на разностороннее развитие и совершенствование личности; формирование ее мировоззрения, способностей, потребностей в социально значимой деятельности. Современный ученик предъявляет к учителю новые требования для формирования и реализации своих личностно-ориентированных компетенций. Инновационная направленность моей деятельности, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут. В этом случае приблизится к линии горизонта не будет возможности. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение. И только в этом случае ученики захотят постигать новое вместе с учителем.

 Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: опыт коллег, жизненные ситуации, книги, встречи, путешествия дают мне возможность почувствовать, кто я.  Я каждый день учу ребят умению учиться. Это та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил.

Работа в школе - это очень большая ответственность. Мои ученики очень разные. Они занимаются по одним и тем же учебникам, читают одни и те же книги, обсуждают одни и те же школьные и классные новости, телевизионные передачи, события в стране и в мире. Но с каждым днем я все больше и больше убеждаюсь в том, что все они отличаются друг от друга. Отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Дети по-разному включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них у каждого свой индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения.

Дети – это цветы нашей жизни. Счастье, когда они завязаны одним делом.

Перед учителем технологии в большей степени чем перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача – не только сообщить ученикам определенные знания, но главное, научить полученные знания применять на практике. Этому во многом способствует не прерывная связь урока и внеурочной деятельности. Они могут углублять, расширять и совершенствовать полученные знания на практике.

На мой взгляд, и, по моему убеждению, обращение к истокам рукоделия – вот то решение, которое необходимо принять не только школе, учителю, но и родителям. Опыт рукоделия бабушек, мам, родных и знакомых благотворно сможет повлиять на все стороны и формы отношения человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие; на его мировоззрение, на патриотическую и семейную ориентацию, на интеллектуальный потенциал, в комплексе поможет сформировать личность ребенка.

      Важное место в деятельности каждого педагога занимает рефлексия, умение обдумывать собственный опыт. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы.

Проводимая работа по самосовершенствованию – очень важна для меня, так как она способствует личному росту, росту профессионального мастерства. В любви к детям, в стремлении совершенствоваться, в заинтересованности в конечном результате –заложены причины успеха моей педагогической деятельности.

Учитель не может состояться без любви к детям и своей профессии. Самый хороший специалист, лишённый таких качеств – это плохой учитель. Я не мыслю себя без моих девчонок. Они разные - старательные и пассивные; усидчивые и динамичные; способные и неспособные. Но я люблю их со всеми недостатками, на моих занятиях всегда царит доброжелательная атмосфера, стараюсь найти время для общения с каждой ученицей.

На своих уроках я учу вести ровную строчку, конструировать, моделировать, кроить простые вещи, обрабатывать изделия, знакомлю с разными видами рукоделия. Забочусь о закреплении знаний и умений, уделяю больше внимания повторению пройденного материала, каждое занятие стараюсь связывать с предыдущим и последующими уроками. Продумываю необходимые пути и формы связи с общеобразовательными дисциплинами

С первых дней своей педагогической работы задавала и задаю себе вопросы: как увлечь? как заинтересовать? как научить? Искала и ищу на них ответы. И знаю точно, что необходимо заинтересовать обучающихся. Они должны видеть результаты своего труда.

Мы привыкли к современному ритму жизни. Все течет, все меняется, и мы перестраиваемся в соответствии с учебным планом. В программе не стало общественно - полезного производительного труда. Количество часов уменьшилось, уроки труда стали называться уроками технологии. Был введен в программу проектный метод обучения, и я начала снова учиться. Учила детей и училась сама.

Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Для того, чтобы у обучающихся развивался творческий потенциал, формировалась уверенность в своих силах, способность решать творческие задачи - я всегда с ними рядом. Если они довольны своей работой, радуются - это для меня самая высокая награда. Значит это моё призвание, источник счастья.

Первый год я веду кружок «Креативное рукоделие». Занятия проводятся по блокам, то есть дети, посещающие кружок, выполняют изделия в разной технике. Очень им нравится декоративные поделки для украшения интерьера. Любят делать подарки своим родным и близким. На занятиях всегда доброжелательное отношение друг к другу. Во время работы развивается эмоциональный отклик на красоту.

В этом году мои ученики стали участниками «Выставка декоративно – прикладного творчества», проходившей в фойе школы. Они помогают мне проводить мастер классы для обучающихся начального звена, участвуют в неделях технологии. Принимают участия в школьной и районной олимпиадах по технологии.

Подвести итог моей педагогической работе хотелось бы пословицей: «Наука и труд, дивные всходы дают», следовательно, напрашивается вывод: научить шить красиво, аккуратно можно.

Мастерство приходит лишь через долгий и неустанный труд, великое терпение, умение преодолеть «сопротивление материала». Одним такое ремесло дано природой, а другим нет. Но теперь я могу утверждать с уверенностью, что научиться этому можно. Во-первых, искренне хотеть. Во-вторых, накапливать знания. В-третьих, ко всем старым и новым знаниям подходить творчески, сравнивать, отбирать соединять. В-четвертых, а это главное - работать много, не падая духом при неудачах. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Учитель как никто другой способен помочь детям стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Как тут не вспомнить высказывания П. А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создаётся что - то красивое, необычное. Ум ребёнка на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела рука, тем умнее ребёнок, подросток».


Предварительный просмотр: