В помощь воспитателям

Гвоздева Юлия Сергеевна

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospit_muz.docx13.83 КБ
Файл organizatsiya_prazdnikov.docx30 КБ
Файл razvlechenie.docx19.43 КБ
Microsoft Office document icon rol_vospitatelya_na_muz.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя

на музыкальных занятиях

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Музыкальный руководитель

Воспитатель

- составляет план занятий в соответствии с возрастом детей и внедряемой методики

- вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.

-  вписывает в тетрадь взаимодействия необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально-дидактических игр в группе

-осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя

- ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы

- ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях

- обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы

- участвует в обсуждении

- обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к детям на музыкальном занятии

- подготавливает детей к занятию

- следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия

- обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и лестницам

-следит за соблюдением порядка в музыкальном зале

- помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности на занятии

- подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам

- обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях

- оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий

- обращается к музыкальному руководителю, знакомит  с материалами



Предварительный просмотр:

Организация и проведение праздников, мероприятий, развлечений, утренников.

«Без праздников не бывает детства!»

Работа по подготовке праздников, мероприятий, развлечений, утренников.

Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздники же в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

 Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

Цели организации праздника.

         Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.         Один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.

Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Идея праздника.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, Осенины — это праздник урожая, День Матери праздник мам, бабушек. Идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.

Этапы работы по организации праздника.

Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:

 

1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

2. Работа над сценарием

3. Предварительное знакомство детей с темой утренника

4. Репетиции

5. Работа с родителями

6. Проведение утренника

7. Подведение итогов

8.Последействие праздника.

 Работа над сценарием.

Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать либо по готовому сценарию, либо сам написать его, подбирая произведения для инсценировок, стихи, переклички (или монтаж) и музыкальные произведения к данному сценарию, хореографическую часть. Адаптация сценария к детям - это творческая и сложная работа, нацеленная на то, чтобы подготовка представления не была чрезмерно сложной и доставила удовольствие как детям, так и взрослым. Важно помнить, что сценарий, так или иначе, отражает эстетические взгляды, стиль профессиональной деятельности педагогов.  При составлении сценария необходимо обеспечить:

 - яркое и торжественное начало праздника;

 - развертывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъема;

 - кульминация, в которой вручаются подарки и др.

Важным моментом в сценарии является метод «закольцовки» сюжета: т.е. – с чего начался основной сюжет праздника, тем он и должен закончиться. При составлении, работе над сценарием необходимо разделить его условно на эпизоды, выделить в каждом из них основную задачу, которую должны решать вводимые персонажи вместе с детьми. Каждый герой должен появиться «зачем-то», «для чего-то», а не просто так. Ведущему легче будет сориентироваться в ходе праздника, если он сумеет выстроить точную схему действия, последовательность эпизодов, постепенность достижения главной цели праздника. В таком случае, он легко сможет в случае чего исправить положение, умело подвести героев к нужному исходу.

В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

 Подготовка к празднику.

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.

         Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего    понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.

Хореографические и вокальные композиции,  сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

 Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

 За 1 месяц  начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

 Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

 После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов;

- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

- над образом;

- над отдельными эпизодами.

         Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

 При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:

- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

- развивать художественно-эстетический вкус;

- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

         Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.

Роль ведущего на музыкальных праздниках.

Успех проведения праздника  во многом зависит от ведущего. Ведущий должен обладать высокой культурой, быть находчивым, веселым, знающим детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться, хорошо ориентироваться в сценарии.Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

 Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

         На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: «Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)

 На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант).

         Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

  Проведение праздника.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

- говорить не громко (не кричать);

- ходить спокойно (не бегать);

- помнить для чего мы находимся в зале;

- смело показывать свои способности;

- заботиться друг о друге (не обижать);

- помогать друг другу (не смеяться);

- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

-не отвлекаться на родителей. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

 На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

 Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью.

Подведение итогов.

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

 Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений

-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;

-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;

-праздничное оформление зала.

  Что дает праздник родителям?

Детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.  

          Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.

Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство.

 Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

- воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;

- родители готовят костюмы для своего ребенка, мелкие атрибуты;

- активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;

- родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;

- участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

 Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

 Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты. Время подготовки и проведения праздников весьма благоприятно для работы с родителями. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда инициативу проявляют родители, когда именно они ищут общения с музыкальным

руководителем, педагогом, прислушиваются к рекомендациям.

 Вывод.

         Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.

 



Предварительный просмотр:

Развлечения

Консультация для воспитателей

Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение.

Программа «От рождения до школы» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у иего нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Бывают развлечения и спортивного характера, воспитывающие выдержку, волю, смелость, находчивость и ловкость. Но развлечения, связанные с искусством, в большей мере способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей. Такие развлечения могут строиться на основе какого-то одного вида искусства (литературные, музыкальные, изобразительные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства. Одни развлечения — чисто зрелищные, рассчитанные только на восприятие их детьми. Эти развлечения проводятся взрослыми, детям в данном случае отведена пассивная роль. В других, активно-действенных, дети сами являются исполнителями, активными участниками.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, показанные артистами, подготовленные работниками детского сада, учениками соседних школ, родителями. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной возрастной группы, либо для всех групп детского сада одновременно.

Многие поэтические музыкальные произведения, подобранные по темам, например о природе родного края, могут составить содержание лирических концертов («Березонька моя», «Рябинушка», «Скворушка прощается», «Здравствуй, зимушка-зима!»), на которых дети еще раз встретятся со стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям большую радость. Песня, исполненная воспитателем, вызывает у детей желание петь ее, подражая ему, причем петь не только на занятиях.

Умелое композиционное построение концерта в соответствии с жанром, выразительное исполнение, красочное оформление значительно усиливают его эстетическое воздействие на детскую аудиторию. Театрализованные концерты «Мешок смеха», «Путешествие в страну сказок», «Неуловимые» и т. п. поднимают настроение, развивают чувство юмора, пробуждают активную готовность к деятельности. На таких концертах дети-зрители легко, с готовностью становятся участниками: охотно отвечают на вопросы, соревнуются. В основе таких представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы персонажей спектакля несут определенную идейно-нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание с героями, желание дать собственную оценку их поступкам. Ребенок не может пассивно воспринимать интересное представление, даже если содержание хорошо ему знакомо. Репертуар театрализованных представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни. Такие сказки, как «Теремок», «Репка», «Красная Шапочка», «Зайкина избушка» и др., дети могут смотреть много раз, не уставая; им нравится, когда добро побеждает, и любые драматические коллизии имеют хороший конец. Само действие динамично развивающегося сюжета держит зрителей в приятном напряжении.

Выбор вида театрализованного зрелища зависит от возраста детей. Самые маленькие очень любят мягкую образную игрушку. Небольшие сценки с медвежонком, собачкой, зайкой всегда радуют малышей, как правило, вызывают у них положительные эмоции. С хорошими образными игрушками можно разыгрывать театрализованные представления и для более старших детей. Схематичные, статичные плоские фигурки настольного театра вряд ли целесообразно показывать малышам, зато старшие дошкольники с их помощью лучше воспримут сказку, а затем смогут использовать фигурки настольного театра для самостоятельной театрализованной деятельности. Теневой, кукольный театр и другие виды театрализованных постановок всегда вызывают интерес у детей, развивают воображение.

Организация концертов, театрализованных представлений для детей требует большой подготовки, отработанности каждого номера. Только тогда они могут быть показаны детям. Кукольные спектакли по мотивам сказок «Репка», «Теремок» и др. можно показывать всем детям. Для малышей эти спектакли будут просто интересным развлечением, а более старших, хорошо знающих текст сказок, они будут побуждать к самостоятельной художественной деятельности. Не все, конечно, получится у них так, как у взрослых, но творческие стремления детей надо всячески поддерживать.

Таким образом, различные виды зрелищных развлечений имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а также для формирования интересов детей, развития у них творческой активности.

К зрелищным видам развлечений относятся и такие, которые связаны с использованием технических средств: диапроектора, портативной киноустановки, телевизора. Просмотры диапозитивов, диафильмов, мультипликационных фильмов, телевизионных передач увлекают детей. Следует только осторожно подходить к выбору репертуара и рациональному планированию подобных развлечений. Не требующие длительной и специальной подготовки, они порой преобладают в общей системе развлечений, чего не должно быть.

Из других технических средств, рекомендуемых к использованию, можно назвать электрофоны, магнитофоны и радио. Поскольку записи на грампластинке или магнитной ленте, а также радиопередачи дети слушают без опоры на зрительные образы, малышам трудно их воспринимать. Поэтому подобные развлечения можно рекомендовать лишь детям, начиная со средней группы, и после предварительной подготовки к слушанию. Хорошее качество записи, высокий художественный уровень исполнения музыкальных и литературных произведений, доступных детям, ставят эти развлечения в ряд наиболее ценных для эстетического воспитания дошкольников.

Особое значение имеют те развлечения, в которых дети сами принимают участие как исполнители. Это могут быть детские концерты, драматизации, целые театрализованные представления, музыкальные и литературные игры, аттракционы, развлечения с красками и карандашами.

Все эти развлечения ценны тем, что в них раскрываются способности ребят, преодолевается их робость, развивается активность, формируются творческие качества личности.

Основу таких развлечений составляет, как правило, литературный и музыкальный материал, отвечающий требованиям программы, т. е. репертуар концерта, содержание драматизации, спектакля детского кукольного театра должны быть знакомы детям. И лишь некоторая таинственность, неожиданность организации создают особую атмосферу вокруг этой детской деятельности. Выступления детей — это развлечение не только для самих участников, но и для зрителей — младших товарищей, сверстников.

В детских концертах соединяются различные виды (номера) художественной деятельности. Здесь и танцы (сольные, коллективные), и художественное чтение, и пение (сольное или хоровое), и игра на музыкальных инструментах. Дети исполняют то, что знают и умеют. Подготавливая детский концерт как развлечение, воспитатель должен учитывать интересы и исполнительские возможности каждого ребенка. Важно, чтобы все дети были заинтересованы и могли принять активное участие в концерте.

Детские концерты, так же как и подготовленные для них взрослыми, могут состоять из номеров, объединенных одной темой. Иногда это концерты импровизации, возникающие внезапно по инициативе нескольких детей. Исполнительский уровень здесь, конечно, не всегда достаточно высокий, но в данном случае ценно проявление самостоятельности, творческой активности ребят.

Удачной формой детских развлечений являются различные театрализованные представления. Драматизации сказок, стихотворений, песен, музыкально-игровых композиций должны быть простыми по сюжету и действию, включать короткие монологи и в основном диалоги действующих лиц. Это позволит многим детям быть не только внимательным зрителем, но и увлеченным участником-исполнителем.

Во время подготовки представления воспитатель должен создать спокойную, творческую обстановку, избегать чрезмерного назидания. Иногда он может сам включиться в драматизацию, чтобы помочь детям почувствовать верный тон и ритм игрового действия.

Представления детского кукольного театра реже, чем драматизации, используются в качестве развлечений, но это не совсем правильно. Хотя, конечно, руководство этим видом детской театрализованной деятельности требует дополнительных знаний по технике вождения кукол и организации сценического действия.

Среди доступных детям видов кукольного театра — театр игрушек, пальчиковый и перчаточный. Кроме того, дети любят разыгрывать представления в теневом театре, на фланелеграфе, с плоскими и объемными фигурами настольного театра. Уверенное управление персонажами, выразительное произнесение текста и само действие доставляют удовольствие как «артистам», так и зрителям.

Особенностью театрализованных развлечений является то, что все они требуют дополнительного внешнего оформления. Их зрелищность, театральность заставляют участников с помощью воспитателя или вполне самостоятельно готовить костюмы, декорации, атрибуты, необходимые по ходу действия. Все это становится важным средством эстетического воспитания детей.

Среди многочисленных детских развлечений определенное место занимают увлекательные игры с элементами соревнования между отдельными детьми или целыми группами. Такие игры обычно организует и проводит воспитатель, но активными участниками их являются дети. Здесь могут быть литературные, музыкальные и художественные викторины и конкурсы, игры подвижные и спокойные, хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную), аттракционы.

Игры, забавы непродолжительны по времени, но помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать веселое, приподнятое настроение.

Интересными могут быть также развлечения с красками и карандашами, в процессе которых в занимательной форме происходит знакомство с материалами, помогающими передать окружающий мир в цвете, многообразии его форм. Этот вид развлечений без «дидактического нажима» позволяет ребенку свободно действовать со знакомыми материалами, воспитывает образное видение, художественное чутье и эстетический вкус. Например, составить из набора аппликативных форм красивый букет, быстро соединить в кружки-цветы разного цвета лепестки, имеющиеся у каждого ребенка, нелегко, но интересно.

Развлечения с красками и карандашами предварительно подготавливаются воспитателем, проводятся с учетом возрастных возможностей дошкольников. При выборе развлечений педагогу необходимо помнить, что большинство из них требует литературной разработки сценария (последовательного раскрытия темы, логического перехода от одной части действия к другой и т. д.), а также продуманного оформления помещения, где происходит действие.

Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.



Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия и роль воспитателя

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

        На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое).

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

Нравственное - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Виды музыкальной деятельности:

  1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для  раннего  и  младшего возраста доступнее вокальная  форма  звучания. Более  старшие дети слушают инструментальную музыку, приветствуется наличие фонограмм. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности  (темп, динамика, регистр)   и  именами  композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения;
  2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка);
  3. Музыкально-ритмические  движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, движений, необходим  показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать  сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации  чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен;
  4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов;

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

  1. Музыкально-ритмические движения:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног;
  2. Слушание музыки;
  3. Пение и песенное творчество;
  4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах);
  5. Танец;
  6. Игра (не всегда).

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Однако, непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом;
  2. Воспитатель перебивает исполнение;
  3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

  1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми;
  2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании;
  3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.;
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре);
  3. Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал;
  4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте;
  5. Повторяет с детьми слова песен;
  6. Повторяет движения танцев;

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем:

  1. Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий;
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски);
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми;
  • Продумывание внесения музыки в быт;
  • Беседы об активности воспитателя на муз. Занятиях;
  1. Групповые консультации:
  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника;
  • Обдумывание сюрпризных моментов;
  • Обсуждение различных вопросов;
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей);
  • Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию);
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию);
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку).

Такое взаимодействие является важной составляющей частью работы педагогического коллектива ДОУ и  способствует целостному и гармоничному развитию личности ребенка.