Мониторинг и социометрия

Карасёва Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Мониторинг выявляет общее физическое развитие ребёнка; качество заботы ребёнка о своём здоровье; двигательную и физическую активность ребёнка; качество знаний правил здорового образа жизни и способность их реализации.

Вывод:

Мониторинг выявил наиболее высокий рост показателей в классе по шкалам «Интерес к спорту", "Занятия спортом", "Навыки личной гигиены", "Самообслуживание".Такие показатели достигнуты благодаря тому, что старшеклассники посещают спортивные секции в школе, участвуют в спортивных состязаниях и соревнованиях. двигательная активность находится на среднем уровне, подростки обладают знаниями о здоровом образе жизни, но не всегда им следуют. Это относится к правильному питанию. Положительным является то, что в классе нет подростков, имеющих никотиновую зависимость. за исключением одного.


Мониторинг выявляет осознание своего "я" (самооценка и самоуважение); социальную роль ребёнка и готовность к её выполнению в общении и взаимодействии с разными группами  людей; способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения.

Вывод:

Наиболее высокие показатели в самооценке и отношение к себе. Старшеклассники уважают себя и ценят, но недостаточно полно представляют свою социальную роль в дальнейшем. Недостаточно хорошо развита способность организовывать свою личную жизнь и умение взаимодействовать с людьми разного возраста. Потребность в соучастии и сотрудничестве со сверстниками отмечается у всех без исключения подростков.

Мониторинг выявляет: 

Эмоционально-психическую организацию личности;

        Понимание самих чувств и адекватность их выражения вербальными и         невербальными средствами;

Адекватность ответной реакции;

Самоконтроль и саморегуляция поведения.

Вывод:

Мониторинг показал, что старшеклассники умеют понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать эти знания в своём поведении. На среднем уровне находится  самоконтроль и саморегуляция поведения. Эмоционально-психическая организация личности находится на уровне среднем, недостаточной является инициативность в поведении и общении, взаимодействии с людьми.



Предварительный просмотр:

Мониторинг выявляет владение вербальными (словесными) и невербальными (иллюстрации, символы, мимика, жесты, язык тела и др.) средствами установления коммуникативного контакта;

владение техникой установления коммуникативного контакта;

поведение, общение и взаимодействие в семье; в группе; общения (со значимыми взрослыми, с участниками группы); с людьми в разных жизненных ситуациях и общественных местах ит.д.

Вывод:

Мониторинг показал, что  подростки класса избирательны в своих контактах. Большинство из них имеет свои предпочтения и свой круг общения. Владение средствами невербального общения недостаточно высокое, часто подростки общаются по своему настроению. Навыками речевого общения владеют, знают и соблюдают правила поведения с людьми разного возраста и разного пола.

Мониторинг выявляет понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека;

практическую готовность к бытовому и производительному труду (физическая, мотивационная: практические и академические знания и умения;

знания о профессиях.

Вывод:

Мониторинг показал, что практически все старшеклассниками обладают необходимыми навыками самообслуживания и владеют навыками простых трудовых операций. подростки понимают значимость труда в жизни человека и владеют информацией о профессиях. На достаточно высоком уровне развиты академические знания, за исключением двоих воспитанников. единственное, что не все воспитанники способны сконструировать своё будущее.

Мониторинг выявляет тенденцию развития мотивационно-потребностных установок воспитанников.

Вывод:

Мониторинг показал, что  мотивация к учебной деятельности в классе  высокая и мотивация, к труду тоже выше среднего уровня. Исполнение домашних дел, выполнение общественной деятельности  на более высоком уровне. Данная диагностика показала то, что многие подростки выполняют домашнюю работу, выполняют поручения старших , но их  активность в общественной  деятельности  несколько ниже. Старшеклассникам не хватает инициативы и целеустремлённости.

Мониторинг выявляет динамику изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять . 

Вывод:

Мониторинг показал, что  учащиеся класса хорошо могут разграничивать понятия «опасно» и «безопасно». С одной стороны, старшеклассники знают ПДД, правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. С другой стороны, всегда могут применить эти знания на практике.  Следует больше уделять внимание практической части и научить подростков вести себя в экстремальных ситуациях (умение оказать себе и другим первую помощь, умение вызывать милицию, скорую помощь, пожарную службу).



Предварительный просмотр:

Тест 1.

Тест 2.

1

Тест 1. С кем бы ты хотел(а) сидеть за одной партой? (Проводилось в апреле 2015г. в 8-а классе).

№п/п

Кто выбирает.

Кого выбирают.

Имя учащегося.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Д.Е.

3

1

2

2.

А.Ж.

1

2

3

3.

Ю.И.

3

1

2

4.

К.И.

1

3

2

5.

К.К.

1

2

3

6.

И.Н.

3

2

1

7.

С.П.

1

3

2

8.

В.П.

2

3

1

9.

М.Ю.

2

3

10.

Н.Ю.

2

1

3

3

11.

А.Ю.

3

2

Тест 2. Кого бы ты пригласил(а) на свой день рождения?

№п/п

Кто выбирает.

Кого выбирают.

Имя учащегося.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Д.Е.

1

2

3

2.

А.Ж.

2

1

3

3.

Ю.И.

3

1

2

4.

К.И.

1

3

2

5.

К.К.

2

1

3

6.

И.Н.

2

3

1

7.

С.П.

1

3

2

8.

В.П.

1

3

2

9.

М.Ю.

2

3

1

10.

Н.Ю.

2

1

2

3

11.

А.Ю.

1

3

2

Тест 3. С кем бы ты пошёл (а) в трудный и дальний поход?

№п/п

Кто выбирает.

Кого выбирают.

Имя учащегося.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Д.Е.

3

2

1

3

2.

А.Ж.

2

3

1

3.

Ю.И.

1

3

2

4.

К.И.

1

3

2

5.

К.К.

3

2

1

6.

И.Н.

3

2

1

7.

С.П.

2

3

1

8.

В.П.

1

3

2

9.

М.Ю.

1

3

2

10.

Н.Ю.

1

3

2

11.

А.Ю.

1

3

2

Тест 4. Кому бы ты мог (ла) доверить свою тайну?

№п/п

Кто выбирает.

Кого выбирают.

Имя учащегося.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Д.Е.

3

2

3

1

2.

А.Ж.

3

2

1

3.

Ю.И.

2

1

3

4.

К.И.

1

3

2

5.

К.К.

3

2

6.

И.Н.

2

3

1

7.

С.П.

1

3

2

8.

В.П.

1

2

3

9.

М.Ю.

1

3

2

10.

Н.Ю.

1

3

2

11.

А.Ю.

1

2

3

2

Анализ тестов выявил, что наибольшее количество положительных выборов получили: М. (1,2,4 тесты); С. (1,2,3 тесты); Е. (2,3,4 тесты); П. (1,3 тесты).

1и 3 тесты направлены на определение межличностных отношений в ученическом коллективе, 2 и 4 - дружеских симпатий.

Большинство воспитанников отдали предпочтение М., С., Д., В., показав своё доверие и признательность. В качестве товарища и приятеля хотели бы иметь также М и Е. бесспорными авторитетами по результатам всех тестов являются М., С. и Д. Это рассудительные, уравновешенные, спокойные,  честные, трудолюбивые, исполнительные и в меру общительные подростки. Они имеют разносторонние интересы, успешны в учёбе, спорте, труде и компьютерных играх. Их признают не только мальчики, но и девочки. Эти воспитанники не имеют вредных привычек и придерживаются здорового образа жизни.

Наибольшей симпатией у девочек пользуются М. и С. Внешне оба юноши привлекательны, физически развиты, а также обладают коммуникабельностью. М. - весёлый, доброжелательный, смешливый и всегда опрятный и аккуратный ученик. Е. - отзывчивый, справедливый, честный, добросовестный подросток, умеющий всегда помочь не только одноклассникам, но и взрослым в любой просьбе. Лидерство в группе имеет и П. Он обладает широкими познаниями в компьютерных программах и имеет успехи в учебной деятельности. Предпочтения были отданы и.П., который является самым добрым, бескорыстным, искренним подростком. Он имеет победы и значительные успехи в спортивной деятельности. обладает разносторонними познаниями, всегда интересен в общении. проявляет любознательность. И, в отличии от других ребят, его познавательная деятельность всегда в тонусе.

Незначительное количество выборов имеют Ю., К., К. Если говорить о мальчиках, то это объясняется осложнённым диагнозом воспитанников, оба они испытывают затруднения в коммуникативной деятельности, закрыты для общения и не всегда понятны сверстникам. Но в повседневной жизни ребята никак их не притесняют. Но их внешний облик и некоторая неряшливость и неопрятность отталкивает, особенно девочек. Если говорить о К., то нет авторитета у неё в силу негативных качеств личности, которые не нравятся её одноклассникам. Это - нечестность, жадность, неискренность. Девочки ей нередко указывают на эти недостатки, но она не прислушивается к мнению сверстниц, поэтому иногда остаётся в изоляции.

Не получил своих голосов ученик Н.И. Он поступил в класс в середине учебного года и вначале вызывал даже неприязнь у одноклассников. Это объяснялось его отрицательными чертами характера: нечестностью, раздражительностью, неуважением к сверстникам. Поэтому ребята показывали к нему справедливое недоверие. Кроме того. подросток имел вредную привычку и не скрывал этого.

Поэтому,  на конец года стояла задача - поднять социальный статус " пренебрегаемых " учащихся и активизировать положительные черты характера у изолированного подростка.  Благодаря участию Н.И. во многих общешкольных мероприятиях. где он показал себя с положительной стороны и защищал честь класса, отношение сверстников постепенно менялось и, в дальнейшем, он получит свои голоса от одноклассников. Таким образом, психологический микроклимат в группе можно уверенно охарактеризовать как положительный, потому что в классе комфортно всем воспитанникам. Никаких конфликтных ситуаций, ссор и неприязненных взаимоотношений не наблюдалось.



Предварительный просмотр:

Тест 3.

Тест 4.

        Таким образом, по данной методике диагностируется структура подростковой группы и характер отношений между сверстниками. Выявляются традиционные диагностические показатели: УБВ - уровень благополучия взаимоотношений; ИИ - индекс изолированности.

        Обработка и анализ социометрического исследования: первичная информация каждого социометрического исследования - социометрический выбор, который фиксируется в ходе самого исследования в таблице.

        Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы - число полученных выборов, число взаимных выборов. Результаты описанных экспериментов представляются в виде социограммы.

        Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. 

К ним относятся:

  • социометрический статус подростка в систем межличностных отношений;
  • уровень благополучия взаимоотношений (УБК);
  • коэффициент взаимности (КВ);
  • индекс изолированности (ИИ).

        Социометрический статус подростка в системе межличностных отношений определяется путём подсчёта полученных им выборов. Подростки могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырёх статусных категорий:

1 - "звёзды" (5 и более выборов); к ним относятся Д., М., С.,В. (  четыре человека);

2 - "предпочитаемые" (3-4 выбора); один человек - Н.

3 - "принятые" (1-2 выбора); к ним относятся Ю., А., К., Н., К. (пять человек);

4 - "не принятые" (0 выборов); один человек - И.

Уровень благополучия взаимоотношений.

        УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Так как получилось одинаковое соотношение  - УБВ средний.

Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в %. Это ведущий для воспитателя показатель, так как он выражает сплочённость, привязанность, дружбу между подростками. Получилось 5 выборов к общему числу, что составляет 45%. КВ=40% И ВЫШЕ - СВЕРХВЫСОКИЙ .

В целом, психологический микроклимат в группе можно характеризовать как благоприятный. Наличие одного "непринятого" учащегося объясняется  приходом уже в середине учебного года и не сложившимися ещё взаимоотношениями с ним. К концу учебного года подросток обрёл своё место в ученическом коллективе.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к содержанию курса кружка "Риторика".

Программа является пропедевтическим курсом школьного риторического образования, концепция и программа которого разработаны профессором Т.А.Ладыженской. В содержание внесены изменения, связанные с коррекционной направленностью. Большинство воспитанников имеют системное недоразвитие речи, дисграфию и дислексию, а также испытывают затруднения при общении и установлении межличностных отношений, поэтому овладение устной и письменной речью в дальнейшем помогает учащимся в коммуникативной деятельности и социализации.

Основными целями программы являются:

  • ознакомление с речевым этикетом (словесная вежливость), особенностями общения в различных бытовых ситуациях;
  • использование потенциальных возможностей воспитанников в совершенствовании устной речи;
  • формирование представлений о значении общения (для чего нужна речь), видах общения, речевой ситуации, речевой деятельности.

Главные задачи программы:

  • способствовать овладением воспитанниками словом не только как средством общения, но способом влияния на собеседника, как положительно, так и негативно;
  • дать представление о наиболее употребительных устных и письменных жанрах в соответствие с возрастом учащихся;
  • совершенствовать невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения); активировать средства выразительности у воспитанников устной речи (интонация, темп, скорость речи, громкость звучания, тембр);
  •   способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении учеников с ОВЗ в разных речевых ситуациях.

Содержание программы включает межпредметные связи с русским языком, чтением, СБО, имеет элементы сотрудничества с логопедом и психологом школы.

Занятия проводятся еженедельно в течение 30-35 минут. На каждом занятии проводятся речевая  разминка, которая включает ряд упражнений:

  • дыхательные (гимнастика);
  • артикуляционные;
  • фонетические (не запутайся в звуках);
  • дикционные (чистоговорки, скороговорки, считалки).

Большая часть времени уделяется практике:

  • риторическому анализу устных и письменных текстов (обсуждение трёх вопросов: что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно, т.е., что у него получилось);
  • риторическим задачам (описание всех значимых компонентов речевой ситуации);
  • риторические игры.

В программе можно выделить два смысловых блока: первый - "Общение"(5-6 классы) , второй - "Речевые жанры"(7-8 класс). Блок "Общение" даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие существуют виды общения и риторические действия. В этот блок входят темы, связанные с культурой речевого поведения, в частности речевого этикета (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности  и  извинения, разговор по телефону, этикет взаимоотношений, деловой этикет, этикет в дружбе). Основные понятия первого блока: общение (для чего нужна речь), виды общения, речевая ситуация, речевая деятельность, речевой этикет.  Блок "Речевые жанры" даёт представление о тексте - его признаках, различных разновидностях (устных и письменных), - речевых жанрах, таких, как письмо, поздравление, благодарность, объявление, словарная статья, рассказ и т.п.). Основные понятия второго блока: текст, речевые жанры.

Основные речевые знания и умения:

для воспитанников 5-6 классов знания:

  • понятие о риторике и для чего люди общаются;
  • чем различаются устное и письменное общение;
  • словесное и несловесное общение;
  • в чём проявляется вежливость;
  • способы выражения (этикетные формы).

умения:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;
  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.
  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
  • соотносить вербальные и невербальные средства общения.

для воспитанников 7-8 классов знания:

  • понятие о тексте и заголовке, ключевые (опорные) слова, абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста;
  • этикетный диалог, его особенности;
  • разговорная речь с элементами художественной речи, сказочная история.

умения:

  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • определять по заголовкам, о чём говорится в тексте, выделять опорные слова;
  • придумывать заголовки к тексту;
  • распознавать этикетный диалог, оценивать речевое поведение собеседников, их словесную вежливость; вести словесный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости;
  • сочинять на основе данного сюжета, рисунка, опорных слов и других элементов текста сказочные истории; произносить считалки.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка в 5 классе.

№п/п

дата

Тема.

Цели.

Форма и методы.

1.

Сентябрь

Наука риторика.

ознакомление с общими понятиями кружка; коррекция слухового восприятия на основе выполнения упражнений опосредованного запоминания; развитие познавательных интересов.

рассказ, работа с иллюстративным материалом

2.

Сентябрь

Речевая ситуация.

Формирование понятия об особенностях общения в разных ситуациях; коррекция эмоциональной сферы на основе адекватного реагирования; воспитание основ словесной вежливости.

Моделирование ситуаций.

3.

Сентябрь.

Речевые роли.

Разъяснение о типовых коммуникативных целях; коррекция слухового восприятия;

развитие навыков ведения диалога.

Беседа с элементами обсуждения.

4.

Октябрь.

Для чего люди общаются.

Формирование представлений о значимости устного общения; коррекция функции обобщения на основе упражнений группировки; воспитание ответственности за свои слова.

Анкетирование, сюжетно-ролевая игра.

5.

Октябрь.

Для чего мы говорим?

формирование понятий о речи как средства воздействия на мысли, чувства и поведение людей; коррекция зрительного внимания на основе игры; развитие навыков общения.

Решение ситуативных задач, деловая игра.

6.

Октябрь.

Устная речь.

формирование представления о двух формах речи - устной и письменной; коррекция функции сравнения на основе упражнений сходства-отличия; активизация познавательного интереса.

Беседа-сообщение.

7.

Октябрь.

Речь краткая и подробная.

Ознакомление с лаконичной речью и её отличием от подробной; коррекция логического мышления на основе решения проблемных ситуаций; развитие навыков анализа.

Информационная беседа с элементами деловой игры.

8.

Ноябрь

Громко-тихо.

дать понятие о значении громкости речи в зависимости от ситуации и от содержания высказываний; коррекция эмоциональной сферы; обучение основам управления своим голосом.

Анализ речевых ситуаций, игровые упражнения.

9.

Ноябрь.

Быстро-медленно.

Формирование представлений о темпе речи; коррекция эмоциональной сферы; воспитание уважительного отношения к собеседнику.

Диалог, анализ речевых ситуаций.

10.

Ноябрь.

От чистоговорки к скороговорке.

Дать преставление об устном народном творчестве; коррекция речи на основе выполнения дыхательных упражнений; активизация познавательного интереса.

Практикум.

11.

Декабрь.

Узнай по голосу.

Формирование представлений о тембре голоса; коррекция коммуникативных способностей через элементы тренинга; развитие навыков саморегуляции.

Практикум.

12.

Декабрь.

Несловесные средства общения.

Уточнение представлений о мимике и телодвижениях; коррекция образного мышления на основе работы с пословицами; воспитание навыков самообладания.

Сюжетно-ролевые игры.

13.

Декабрь.

Как вести себя во время разговора.

Отработка моделей общения; коррекция активного словаря на основе пересказа; воспитание основ этикета.

Беседа-рассуждение, практикум.

14.

Январь.

Неподготовленная речь.

Формирование понятий о роли речи в жизни человека; коррекция устной речи на основе составления рассказа; развитие навыков анализа.

Беседа-сообщение.

15.

Январь.

Приёмы подготовки речи.

Дать понятие о приёмах подготовки; коррекция слуховой памяти на основе опосредованного запоминания; воспитание ответственности и обязательности.

Решение ситуативных задач.

16.

Февраль.

Комплимент (похвала).

Уточнение понятия о комплименте; коррекция застенчивости; воспитание основ доброжелательности и приветливости.

Беседа-сообщение.

17.

Февраль.

Какой ты слушатель?

формирование представлений о значении слухового  восприятия; коррекция произвольного внимания; воспитание основ уважения к собеседнику.

Тестирование

18.

Февраль.

Ты - слушатель.

отработка моделей речевого поведения; коррекция негативных черт характера - несдержанности; воспитание основ словесного этикета.

Беседа на основе прочитанных рассказов и детских впечатлений.

19.

Март.

Правила общения.

Формирование понятий о словесной вежливости; коррекция слуховой памяти на основе опосредованного запоминания; воспитание основ речевого этикета.

Беседа нравственного характера.

20.

Март.

Тон и интонация.

Обучение использованию интонации в зависимости от речевого жанра; коррекция эмоционального состояния; воспитание искренности и доброжелательности к своему собеседнику.

Информационная беседа.

21.

Март.

Можно ли общаться без слов?

Формирование умения адекватно воспринимать невербальную информацию; коррекция мыслительных процессов; развитие навыков анализа.

Проигрывание речевых ситуаций.

22.

Апрель.

Вежливое общение.

Уточнение понятия вежливость; коррекция пассивного словаря на основе активизации в речи новых терминов; воспитание основ этикета.

Тестирование, дидактические упражнения.

23.

Апрель.

Что такое вежливость?

Формирование представлений о значении воспитанности в социуме; коррекция эмоциональной сферы; воспитание основ уважительного отношения к людям.

Беседа нравственного характера, анкетирование.

24.

Апрель.

Вежливо-невежливо-грубо.

Дать представление о роли слова в общении; коррекция негативных качеств личности - несдержанности; Воспитание основ нравственного поведения.

Проигрывание речевых ситуаций, практикум.

25.

Апрель.

Добрые слова - добрые дела.

формирование представлений о значении доброты для человека; коррекция негативных черт характера - неприязни; воспитание основ нравственного поведения.

Беседа нравственного характера.

26.

Май.

А ты вежлив?

Диагностика личностных качеств воспитанников; коррекция негативных качеств характера; развитие навыков самоанализа.

Тест-беседа, выбор ситуаций.

27.

Май.

Проверь себя.

Развитие навыков адекватного поведения в определённых ситуациях; коррекция необъективной самооценки; воспитание основ речевого этикета.

Работа с анкетой, дидактические упражнения.

28.

Май.

Итоговые задачи и игры.

Развитие навыков полемического общения; коррекция мышления на основе развития  навыков анализа; Воспитание основ вежливого общения.

Тестирование, игровые ситуации.



Предварительный просмотр:

Правовое воспитание школьников.

        Формирование правового сознания и правового поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности. Законодательство — один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью правоохранительных органов. Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Основным источником права является Конституция, раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, о собственности, о предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды, административное, семейное, уголовное. В этом проявляется регулирующая функция права. Воспитательная функция исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук: педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым, юриспруденция — от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры. Защитная, охранительная функция права оберегает закон, права граждан от нарушений и преступлений. Она исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом. Центральной для педагогики является воспитательная функция права. Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность: общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Подростки и юноши нередко пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и тайно идут на правонарушение.         Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием — гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает школьнику понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Например, привычная ложь, мелкий шантаж, обман товарища и коллектива в школьные годы расчищают дорогу к припискам, взяточничеству, обсчету, воровству, мошенничеству во взрослой жизни. Неуважение к товарищу, учителям и родителям ведет к нарушению нрав и оскорблению достоинства личности. Безалаберное, нерадивое отношение к труду порождает нарушения трудовой дисциплины и законов о труде. Пьянство способствует совершению преступлении и правонарушений. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, обязательно возникает отклоняющееся от правовых норм, нарушающее' их поведение. Оно порождает преступное сознание и извращенную антиобщественную мораль. И наоборот. Высоконравственное сознание стимулирует общественно ценное поведение, гарантирует от правонарушений.
        Важнейший элемент правового сознания — нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правового поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Чувство страха возникает в человеке, утратившем совесть, преступившем закон, осознавшем неотвратимость наказания. И хотя это чувство не представляет собой социально-духовной ценности, оно способно удерживать молодежь.         Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление, Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правовом поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры. Она включает в себя: знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбы с правонарушениями.
        Определяющим элементом системы правового воспитания школьников является цель правового воспитания подрастающего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая среди них — формирование гражданина правового государства. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. В его сознании образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравственности облегчают ему понимание норм права, которое в свою очередь способствует более глубокому осознанию нравственных истин. Наконец, правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность школьников, стремление вести активную борьбу с правонарушениями.
        Осознание цели правового воспитания помогает педагогически осмыслить его место в целостном воспитательном процессе, осознать взаимосвязи с другими видами детской деятельности. Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуправление, производительном труде.
Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Он впитывает все это с молоком матери и приходит в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей.
        Младшие школьники и подростки продолжают свое «правовое образование» на более организованной морально-правовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан. В воспитании их морально-правовых чувств огромную роль играют музыка и изобразительное искусство — разучивание песен о Родине, изображение жизни общества в рисунках. Школьники этого возраста, участвуя в гражданских отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм. Поэтому уже младшим подросткам необходима нравственно-правовая профилактика, разъяснение ситуаций, когда их поведение стоит на грани правонарушения, когда эгоизм, избалованность, распущенность, разгильдяйство могут причинить вред другому человеку или нанести ущерб общественному достоянию. Это особенно важно потому, что у школьника, который еще не несет юридической ответственности, накапливается опыт безнаказанного поведения.
        Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, этику и психологию семейной жизни, дающую представление о семейном праве. Правовое воспитание школьников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старшеклассники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Школьники знакомятся с жизнью трудовых коллективов, их правами и обязанностями, участием в управлении государством. Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, полиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые старшеклассники, нарушающие закон, приобретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресечения. В целях предотвращения правонарушений среди старшеклассников с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравственно-правового воспитания. Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, которые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредоточивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной литературы. Существует немало высокохудожественных приключенческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к романтике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предостерегающий от противоправного поведения.
        Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование у детей прочной нравственно-правовой эмоциональной основы. Нравственные чувства есть та почва, на которой произрастает нравственное сознание. В формировании правового сознания большую роль играет также отработка представлений о праве, которая приводит к усвоению школьниками правовых понятий. В результате учащиеся старших классов получают возможность осмыслить правовые аспекты своей разнообразной общественной деятельности. Осуществление правового воспитания, требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании, создающих почву для правонарушений.
        Значительное число детей, которые живут в неполных семьях, с родителями, имеющими алкогольную зависимость, уже от рождения получают подорванную генетическую основу развития организма. Как правило, они предоставлены самим себе, часто попадают в стрессовые ситуации, легко поддаются негативным явлениям, встают на путь правонарушений. Часть подростков и юношества из так называемых «благополучных семей» допускают в своем поведении отклонения от норм нравственности, совершают правонарушения и преступления, причины которых коренятся в недостатках, ошибках воспитания, в педагогической запущенности. Дети в таких семьях воспитываются эгоистами, усваивают психологию иждивенчества, вещизма, вседозволенности, прав без обязанностей, удовлетворения потребностей в отрыве от личного труда, не приучаются к контролю за своим поведением, в распущенности усматривают свободу личности. В школе и семье эти молодые люди приучаются к двойной морали, к лицемерию. Они неплохо учатся, участвуют в общественной работе, пишут сочинения на патриотические темы, выступают с «правильными» речами, вежливы с окружающими. В свободное же от «формальной» жизни время предаются удовлетворению своих подлинных интересов: курят, употребляют спиртное, наркотики, токсические вещества, исповедуют культ сильного человека, сквернословят, проявляют безответственность в поступках. Это размывает их нравственное сознание, создает атмосферу привычного безнравственного поведения, подталкивает к правонарушениям и преступлениям. В сознании этой части детей мера потребления перестала увязываться с мерой труда в учебе, быту, на производстве.
        Существенной причиной правонарушений среди школьников является противоречивость положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения; с другой — из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью, доверием народа. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм. Осуществлению правового воспитания школьников противодействует также устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных родителей, других взрослых людей. Неустойчивость, противоречивость правового сознания и поведения подростков и юношей обусловлены также склонностью поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к «романтическому» приключению. Все эти. обстоятельства требуют внимательного их учета в правовом воспитании.

        Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.



Предварительный просмотр:

Введение в методическую тему.

Школьные годы имеют решающее значение в становлении гражданственности личности учащегося с ОВЗ. Именно в эти годы формируются взгляды и убеждения, дисциплинированность, правдивость. честность, принципиальность, требовательность к себе и друг к другу. Правовая культура человека формируется во время обучения. Многие ученики часто не знают элементарные правовые положения или знают. но не соблюдают.

Одной из поставленных задач является формирование чёткого понимания у подростков  об уголовной ответственности за тяжкие преступления именно с 14 лет, за остальные - с 16 лет, административной - с 16 лет, частичная ответственность по гражданскому праву - с 15 лет.  Иногда подростки думают, что за правонарушения могут предстать перед судом только при совершеннолетии.

Правовая культура - сложное психологическое явление, отражающее важные стороны личности воспитанника коррекционной школы. Трудности заключаются и в том, что курс предмета обществознания начинается только в 8 классе и многие юридические понятия формируются достаточно долго.

Для воспитание основ правовой культуры у подростков необходимо: во-первых, привить правовые знания и умения пользоваться ими; во-вторых, сформировать правильное отношение к праву; в-третьих, закрепить эти полученные знания и умения в поведении и дальнейшей деятельности воспитанников в ситуациях, имеющих правовое содержание. От того, насколько полно и качественно привиты и сложены у учащихся  нравственные взгляды и убеждения, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте, зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться, характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности), готовность исполнять юридические нормы.

Под влиянием окружающей жизни и в результате воспитания у школьников появляются представления о том, что можно делать, а чего -  нельзя, о добре и зле, о простых. но необходимых правилах взаимоотношений между людьми.

Основными целями и задачами ставились:

  • формирование начальных нравственных понятий и убеждений;
  • формирование основ нравственно-ценностной ориентации личности подростка;
  • развитие навыков адекватного правового поведения;
  • формирование основ нравственно-правового поведения;
  • развитие зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности;
  • формирование представлений об общепринятых нормах и правилах поведения в социуме;
  • развитие умений сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе.

Для этого по рабочей программе 7 класса проводились воспитательно-коррекционные занятия:

в разделе "Духовно-нравственное воспитание"

  • "Думай о хорошем, говори о хорошем, поступай хорошо";
  • "Отдавая, не ожидай чего-то взамен";
  • "Контроль над мыслям, словами, чувствами, делами";
  • "Прежде, чем сделать, подумай";
  • "Основные обязанности гражданина России";
  • "Происхождение морали";
  • "Неконфликтность,  толерантность, уважение";
  • "Как избежать конфликта?";
  • "Хорошие мысли ведут к хорошим поступкам";
  • "Культура поведения в семье";

в разделе "Основы гражданского и правового воспитания":

  • "Правила и нормы поведения. Правила поведения в школе";
  • "Что такое Кодекс? Виды кодексов. Кодекс товарищества";
  • "Что такое закон?";
  • "Закон и справедливость";
  • "Единство прав и обязанностей";
  • "Царство Закон";
  • "Царство Беззаконие";
  • "В гостях у мадам Декларация";
  • "Что мы знаем о правах человека?";
  • Викторина "По праву я хочу всё знать!";
  • "ООН и всеобщая декларация прав человека";
  • "Труд и человек. Зачем нужно трудиться?"
  • "Правила поведения на уроке, на самоподготовке";
  • "Знакомство с Уголовным Кодексом";
  • "Прав и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте";
  • "Семейный кодекс";
  • "Моральная и юридическая ответственность";
  • Итоговое занятие:"Мои дела и поступки как человека и гражданина".

Изучение личности воспитанника является необходимым звеном правового воспитания, которое неразрывно связано с нравственным просвещением.  Важно объективно оценивать общий уровень  сформированности  нравственных и гражданских качеств учащихся в старших классах. Приступая к планированию работы по правовому воспитанию, необходимо составить характеристику класса воспитанников. Важно выявлять и анализировать типичные проявления и индивидуальные особенности нравственного мира подростков. Правовое воспитание невозможно без  этической грамотности школьников.

Изучение личности учащихся в процессе нравственного и правового воспитания - это анализ проявления в  их деятельности и поведении усвоенных норм морали. Они выражаются в отношении подростков к социуму, Родине, к труду, к  правдивость, ответственность, долг,  совесть, товарищество, добросовестность, коллективизм.  В силу нарушений в эмоционально-волевой сфере затрудняется формирование таких необходимых качеств школьников, как принципиальность. решительность, настойчивость, способность к сочувствию и сопереживанию.

Главный показатель морали человека и его правовой культуры в дальнейшем - его дела, поступки. Даже внешне одинаковые поступки, реакции подростков могут быть вызваны совершенно противоположными мотивами и, следовательно, имеют далеко не адекватную моральную и правовую основу.

Наиболее распространённый метод  диагностики, используемый в нравственно-правовом воспитании, можно считать опросы. Формы опроса: простейшие вопросники, анкетирование, тесты.

Устные опросы:

Для выявления правовых знаний об отношении подростка к закону можно поставить перед ним следующие вопросы:

  • Нужны ли правила и законы в жизни?
  • Уважаешь ли ты существующие законы в стране?
  • Как ты понимаешь: "Конституция - основной закон страны?
  • Как бы ты хотел(а), чтобы люди относились к друг к другу?

Все полученные ответы объединяются в группы по содержанию и подсчитывается количество ответов по каждой группе.

Схема обработки.

Что значит уважать законы?

Хорошо их знать

Иметь дома сборники законов

Следовать им

Рассказывать о них другим

Не нарушать их

и т.д.

9

5

10

4

11

Для выяснения представлений учащихся о том, какого человека можно назвать законопослушным? и почему? можно провести опрос.

Схема обработки.

Кого можно назвать законопослушным гражданином?

Защищает слабых.

Помогает соседям.

Соблюдает правила дорожного движения.

Сообщает о правонарушениях в полицию.

Пишет жалобы в прокуратуру и т.п.

10

5

11

4

4

Письменные опросы.

Диагностика отношения подростка к законам и их соблюдению.

Цель:  изучить особенности ценностного отношения подростков к праву и правовой культуре.

Для достижения обозначенной цели используется методика "Неоконченные предложения". воспитатель приглашает подростка к беседе. Он начинает предложение, а учащийся его заканчивает первым пришедшим в голову предложением.

  1. Гражданин своей страны - это...
  2. Для меня закон - это...
  3. Я иногда нарушаю правила, потому что...
  4. Когда человек совершает правонарушение, то...
  5. Когда меня обижают, то я...
  6. Если в моей семье случается беда, то мы ...
  7. Если бы у меня была волшебная палочка, то я ...
  8. Если человек не знает законы, то ...
  9. Правонарушения совершают только те подростки, которые ...
  10. Когда я попадаю в опасную ситуацию, то...
  11. Иногда можно не знать законы, потому что ...
  12. Когда к нам приходит участковый, то я ...

Результаты оформляются в таблицу:

Направленность отношения.

№ предложения.

Суждения( комментарии) воспитанников.

Отношение к закону.

2,11.

Отношение к их исполнению.

3,8

Отношение к правонарушениям.

4,9

Отношение к опасным ситуациям.

5,6,10

Направленность стремлений к  правовой культуре.

1,7, 12

Диагностика проводится по определённым методикам, в том числе методикам С.Розенцвейга, А.Беллак, С.Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач ( о чём уже упоминалось).

Практическое задание.

1. Понимать свой статус гражданина.

Класс 7-а: количество 11 человек.

2013-2014 учебный год.

Задание.

Результат выполнения (%).

Верно

Неверно

1. Из нескольких вариантов выбрать:

  • герб своей страны;
  • герб своего города;
  • флаг своей страны.

99%

81%

100%

1%

19%

-

2. Написать или назвать:

  • название своей страны, столицу;
  • что такое Конституция РФ;
  • кто является главой государства;
  • основные права гражданина.

81%

81%

72%

72%

19%

19%

28%

28%

81  % подростков данного класса понимают свой статус гражданина;

 18 % - недостаточно осознают;

1  % - плохо понимают свой статус.

2.Ориентироваться в понятиях: "долг", "ответственность", "свобода".

Опросный лист.

1 п/п

Долг - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным):

Правильный ответ (%).

1.

Хорошо учиться.

2.

Любить свою родину.

3.

Правильно питаться.

4.

Любить классическую музыку.

5.

Соблюдать правила для учащихся школы.

6.

Беречь природу.

7.

модно одеваться.

8.

Уважать старших.

1 п/п

Ответственность - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным):

Правильный ответ (%).

1.

Соблюдать график дежурства.

2.

Выполнять домашние задания.

3.

Всегда улыбаться.

4.

Выполнять свои обязанности.

5.

Отвечать за свои слова и поступки.

6.

Регулярно посещать дискотеку.

7.

Своевременно возвращать взятые вещи.

8.

Дарить подарки на день рождения.

1 п/п

Свобода - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным):

Правильный ответ (%).

1.

Целый день играть за компьютером.

2.

Самому выбирать профессию.

3.

Употреблять пиво.

4.

Курить в общественных местах.

5.

Посещать только те уроки, которые нравятся.

6.

Самому определять место жительства.

7.

Дружить с теми, с кем хочется.

8.

Приходить в любое время в гости.

___72__ %    подростков 7-а класса ориентируется в понятиях "долг", "ответственность", "свобода".

___90_ %    подростков 8-а класса ориентируется в понятиях "долг", "ответственность", "свобода".

3. Владеть навыками адекватного социального поведения. Тестовые задачи (по методике Рене Жиля).

Класс: 7-а. Количество: 11человек.

Учебный год: 2013-2014.

№ п/п

Содержание задания.

Правильные ответы (%).

1.

Ты оказался в кампании незнакомых людей, разных по возрасту. Что ты сделаешь, чтобы тебе не было скучно?

2.

Идущий тебе навстречу прохожий неожиданно схватился за сердце и упал. Твои действия.

3.

Ты ехал в автобусе без проездного билета. В это время к тебе подошёл кондуктор. Твои действия.

4.

Ты зашёл в супермаркет для того, чтобы купить модную обувь. Увидев огромное количество обуви на прилавках, ты теряешься и хочешь посоветоваться с продавцом. Но она в это время разговаривает с другим продавцом, не обращая на тебя внимания. Твои действия.

63  % подростков 7-а класса владеют навыками адекватного социального поведения.

82   % подростков 8-а класса владеют навыками адекватного социального поведения.

В работе по правовому воспитанию неоценимую помощь оказывают методики Н.Е.Щурковой и Н.П.Капустина.

Методика "Ценностные ориентиры" (для подростков 15-16 лет).

 Проведено в 8-а классе: май 2015 года.

Количество: 11 человек.

Цель: определение отношения старшеклассников у предлагаемым ценностям.

Ценности

Балл

Ценности

Балл

1.Верность поставленной цели

17.Великодушие

2.Способность к состраданию

18.Готовность придти на помощь.

3.Участливость

19.Святость.

4.Чувство надёжности, безопасности

20.Честность

5.Убеждённость

21.Смирение

6.Стремление сотрудничать с другими.

22.Инициативность и находчивость

7.Мужество

23.Жизнерадостность.

8.Упорство в достижении цели

24.Доброта

9.Активное отношение к жизни

25.Любовь

10.Справедливость

26.Преданность в дружбе.

11.Вера

27.Послушание

12.Верность

28.Терпение

13.Чувство товарищества

29.Миролюбие

14.Способность прощать

30.Настойчивость

15.Дружелюбие

31.Положительное восприятие окружающего.

16.Вежливость

32.Долг по отношению к обществу.

Подсчёт результатов по значимости оценок:

очень значимы - 4 балла; значимы - 3 балла; не очень значимы - 2 балла; неприемлемы - 1 балл; непонятны - 0 баллов.

Выводы по классу: наибольшее количество выборов получили те ценности. которые наиболее понятны подросткам: чувство товарищества, дружелюбие, вежливость. честность, доброта, преданность в дружбе. на втором месте по количеству принятия - справедливость и любовь, затем - верность и долг перед обществом,  на 4 месте - стремление сотрудничать с другими и положительное восприятие окружающего. Менее всего понятны подросткам более сложные нравственно-этические категории - святость, великодушие. Категория "оптимизм" (в оригинале) заменена мною на жизнерадостность (более понятную воспитанникам). Трудно подросткам признать необходимость способности прощать для себя, смирение, терпение, послушание, способность сострадания, о чём свидетельствует небольшое количество выборов учащимися. Это объясняется и нарушениями у многих воспитанниках в эмоционально-волевой сфере, когда на первом месте стоит позиция самого подростка.