Проекты

Орешкина Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»

        ПРОЕКТ

«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»

        Разработала: Орешкина  Н.В.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

        Саранск, 2024

Информационная карта проекта

Название проекта

«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»

Тип проекта

 Интеллектуально -  творческий

По количеству участников

Коллективный

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Участники проекта

  • Дети  4-7лет.Музыкальный  руководитель.
  • Воспитатели и специалисты ДОУ
  • Родители

Автор проекта

Орешкина Н.В. музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №73»

Год создания

2024г.

Структура проекта

Проблема. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях современного социума. Современную рок - музыку, которая звучит повсюду (хотим мы этого или не хотим), слышат наши дети. Её ритмы сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания,  оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека.  Создавая условия для широкого ориентира в музыкальном искусстве, у детей можно  сформировать высокохудожественные музыкальные впечатления, познакомить с шедеврами классической музыки, способствующих  их  музыкальному общекультурному развитию.

Реализация данного проекта  в качестве палочки-выручалочки поможет для оптимизации методической  и воспитательно-образовательной работы современного детского сада, так как в нём соеденены:

  • классические традиции  и инновация;
  • типовое содержание процесса воспитания и обучения и современные реалии, связанные с введением ФГОС ДО и вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
  • привычные формы работы педагога и нетрадиционные формы организации их взаимодействия и деятельности с детьми, сотрудничества с родителями воспитанников.

       Основной характеристикой такого соединения  в социально-культурной и экономически неустойчивой  ситуации сегодня должны  стать такие качества методического и воспитательно-образовательного процесса, как целостность, адаптивность и гибкость.

       Сложность методической поддержки данного процесса сегодня состоит в том, что  требуется реализация данных задач через следующие аспекты социальной ситуации  развития ребёнка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия с взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношения ребёнка к миру, другим людям, себе.

       Обычно эти вопросы в рамках художественно-эстетического развития рассматривалось лишь частично. Компенсируя эту проблему в данном  проекте можно решить через реализацию совместной образовательной деятельности детей с родителями в рамках семейных мастер-классов,творческих мастерских и других инновационных форм педагогической поддержки семьи.

Актуальность.В дошкольных учреждениях при организации образовательной работы часто используется интегрированный подход, который позволяет:

  • обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие их развитию;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках непосредственно образовательной деятельности.

       Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненный под руководством Т.С.Комаровой на кафедре эстетического воспитания в МГГУ им.Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается по её мнению за счёт:

  • интеграции разных видов искусства и разнообразных, видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию;
  • формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и о взаимосвязи всех его составляющих.
  • более эффективного формирования эстетических качеств личности ребёнка.

 Данный проект поможет решить задачи воспитания и развития дошкольника, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные  интересы  через интеллектуальные игры и классическую музыку.

        Цель: формирование у детей эстетического восприятия через произведения классической музыки,приобщение к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи:

  • развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
  • формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной музыкой;  с  великими  композиторами - классиками;
  • воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров;
  •  познакомить  в процессе  слушания с  разными  жанрами   музыкальных  произведений  -    песня,  танец,  марш,   концерт,  симфонический  концерт,  опера,  балет;
  • развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения -  вступление, заключение, музыкальная фраза;
  • совершенствовать навык различия тембровых звучаний музыкальных инструментов - клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, баян;
  • знакомить в процессе слушания с понятием – исполнение музыкального произведения на каком - либо инструменте:  солист, дуэт, ансамбль, оркестр;  выразительные средства - мелодия, темп, ритм, тембр, профессиями пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина, художник и  др.

Реализация образовательного   ПРОЕКТА

«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»

Основные   направления

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

  1. Проведение ООД (организованной образовательной деятельности), вечеров досугов и развлечений с учётом задач, методов и приёмов, которые варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей:
  • Концерты – угадайки и викторины;
  • Тематические музыкальные вечера;
  • Музыкальные гостиные с участием музыкантов, исполняющих «живую» музыку на различных музыкальных инструментах.

1. Консультации:

  • Художественная ценность рекомендуемого репертуара;
  • Мировой музыкальной классики;
  • Формирование музыкально–эстетического сознания детей.
  1. Анкетирование родителей

2. Звучание музыки в повседневной жизни:

-Самостоятельная музыкальная деятельность детей;

- Слушание знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям;

- Музыкальный фон во время тихих игр.

  1. Практические занятия по обучению приёмам игры на различных инструментах

 (металлофон, цимбалы, ксилофон и другие).

2.Создание памяток для родителей на темы:

  • Какие музыкальные произведения слушать дома;
  • Как подготовить ребёнка к посещению концертных и театральных площадок;
  • Какой театр посетить (с указанием репертуара музыкальных театров).
  1. Интеграция с другими образовательными областями:
  • Изобразительная деятельность (иллюстрации к произведениям П.И. Чайковского, К.Сен – Санса, И. Штрауса и других композиторов);

- Чтение художественной литературы (подбор стихотворений и рассказов к «Детскому альбому» и фортепианному циклу «Времена года» П. Чайковского, а также к другим произведениям композиторов – классиков)

3. Организация   выставки    работ детского  художественного творчества

3.Проведение совместных вечеров – досугов с практическим показом работы по данному проекту:

  • Коллективное изготовление погремушек, барабанчиков, бубнов, тамбуринов из бросового материала;
  • Коллективное посещение концертных площадок.

           

Ожидаемые результаты по авторскому образовательному  

 ПРОЕКТУ

«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»»

Для детей: 

  • Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
  • Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
  • Накопление представлений  о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
  • Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
  • Создание атмосферы праздника во время посещений театров, концертов, слушая «живую         музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.
  • Осознанная радость и эмоциональность во время восприятия и исполнения музыки композиторов –классиков.        

        

Для педагогов:

  • Способствовать проявлению  положительных эмоций у детей  во время слушания классической музыки, и создание условий для этого.
  • Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;
  • Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами; 
  • Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.

Для родителей:

  • Видеть  и развивать  интерес у ребенка к  музыке композиторов классиков.

На уровне родителей дошкольников:

  • Повышение уровня ответственности родителей  за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.
  •   Видеть  и развивать  интерес у ребенка к  музыке композиторов классиков.

На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально – технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Планирование работы по авторскому  образовательному  проекту

«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»

Возрастная  группа обучающихся:  4-5 лет

№ п/п  

Тема

Цели и задачи

Музыкальный инструмент

Программные произведения

Музыкальный репертуар по программе

О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Сроки проведения

1.

Музыка выражает настроение, чувства, характер людей

Развивать интерес к музыке,

желание слушать её.

Проведение

Диагностирования

                         

                         

1-я

неделя

     

     С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Скрипка

 исполнение на скрипке педагогом Детской музыкальной школы №2

«Мамины ласки», музыка  А. Гречанинова

2-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Весело – грустно», музыка Л. Бетховена

3-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Пьеска», 

из «Альбома для юношества», музыка Р. Шумана

4-я

неделя

Музыка выражает настроение, чувтва, характер людей

Обогащать музыкальные вечатления,

Способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Мама» из «Детского альбома», музыка

П. Чайковского

1-я

Неделя

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Плакса, Злюка, Резвушка», музыка Д. Кабалевского

2-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Печальная история», музыка Д. Кабалевского

3-я

Неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Юмореска», музыка А. Дворжака

4-я

неделя

2.

Песня,

Танец,

Марш

Закреплять знания о жанрах музыки (песня, танец, марш)

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Марш» из «Детского альбома», музыка Л.Шульгина

1-я

неделя

     

   

Н

О

Я

Б

Р   Ь

Инструменты народного оркестра,

запись.

«Со вьюном я хожу», русская народная мелодия, обработка Н. Римского - Корсакова

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Итальянская полька», музыка С. Рахманинова

3-я

неделя

Инструменты народного оркестра,

запись.

«Ходила младёшенька по борочку», русская народная мелодия, обработка Н. Римского - Корсакова

4-я

неделя

Песня,

Танец,

Марш

Дать детям представление

о характерных особенностях 3 основных жанров:

ПЕСНЯ – напевная, плавная, паротяжная.

Учить сравнивать песниразные по характеру.

ТАНЕЦ – отрывистый, лёгкий, грациозный, подвижный, плавный, неторопливый.

Учить сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого (русская плясовая, полька, вальс, менуэт)

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Вальс», музыка А. Гречанинова

1-я

неделя

     

       

Д

Е

 К

А

Б

 Р

   Ь

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Вальс снежных хлопьев»,

 фрагмент

из балета «Щелкунчик», 

музыка П. Чайковского

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Камаринская, музыка

 М. Глинки

3-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

   «Марш деревынных солдатиков» (из «Детского альбома»), музыка П. Чайковского

4-я

неделя

 

Песня,

Танец,

Марш

МАРШ – жанр: чёткий, отчётливый, размеренный.

Развивать музыкально – слуховое представление, ладовое чувство, чувство ритма.

 Обучать детей игре на детских музыкальных инструментах.

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Колыбельная», музыка А. Гречанинова

1-я

неделя

     

     

       Я

Н

В

А

р  Ь

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Полька» (из «Детского альбома»), музыка П. Чайковского

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Марш» (из увертюры к опере «Сорока -  воровка»), музыка Дж. Россини

3-я

неделя

Камерный  оркестр,

запись.

«Менуэт», музыка П.Чайковского

4-я

неделя

 

3.

Природа

и

музыка

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного

(в повседневной жизни  и

искусстве), сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств:

Живописью

Поэзией

Музыкой

 Фортепиано 

(исполнение музыкального руководителя)

            «Бабочка»,

музыка

Э.Грига

    1-я

неделя

     

       Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Вокальное исполнение музыкального руководителя

«Ах ты, берёза», русская народная мелодия, обработка

Н. Римского - Корсакова

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Дождь и радуга», музыка С. Прокофьева

3-я

неделя

  Инструменты симфонического оркестра,

запись.

 «Ходит месяц над лугами», музыка

С. Прокофьева

   4-я

неделя

 

3.

Природа

и

музыка

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного

(в повседневной жизни  и

искусстве), сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств:

Живописью

Поэзией

Музыкой

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Дождь и радуга», музыка С. Прокофьева

(повторное слушание)

1-я

неделя

     

     

М

А

Р

        Т

Вокальное исполнение музыкального руководителя

«Веснянка», украинская народная мелодия, обработка

Г.Лобачёва

2-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

Жаворонок»,

Музыка М.Глинки

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Ходит месяц над лугами», музыка

С. Прокофьева

4-я

неделя

 

4.

Сказка

в

музыке

Учить детей понимать, какую сказку рассказывает музыка:

Добрую

Сердитую

Различать смену настроений, образов в одной сказке.

Скрипка

 (исполнение на скрипке педагогом Детской музыкальной школы №2.)

«Шествие гномов», соч. 54 (из цикла «Лирические пьесы»), музыка Э. Грига

1-я

неделя

     

     

А

П

 Р

 Е

 ЛЬ

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Лебеди», танец Лебедей, фрагмент из балета «Лебединое озеро», музыка П. Чайковского

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Океан – море синее», фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка Н.Римского -Корсакова

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Старый замок» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), музыка М. Мусоргского

4-я

неделя

 

4.

Сказка

в

музыке

Учить детей понимать, какую сказку рассказывает музыка:

Добрую

Сердитую

Различать смену настроений, образов в одной сказке.

Скрипка

 (исполнение на скрипке педагогом Детской музыкальной школы №2.)

«Шествие гномов», соч. 54 (из цикла «Лирические пьесы»), музыка Э. Грига

1-я

неделя

     

     

М

А  Й

       

       

       

       

       

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Лебеди», танец Лебедей, фрагмент из балета «Лебединое озеро», музыка П. Чайковского

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Океан – море синее», фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка Н.Римского -Корсакова

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Старый замок» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), музыка М. Мусоргского

4-я

неделя

Планирование работы по авторскому образовательному проекту  

«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»

Возрастная  группа обучающихся:  5 - 6 лет

№ п/п  

Тема

Цели и задачи

Музыкальный инструмент

Программные произведения

Музыкальный репертуар по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Сроки проведения

1.

Музыка выражает настроение, чувства, характер людей

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке,

музыкальную отзывчивость на её.

Инструменты симфонического оркестра, запись.

«Утренняя молитва»

 (из «Детского альбома»), музыка

П. Чайковского

1-я

неделя

     

     С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя)

«Музыка», музыка

Г. Струве

2-я

неделя

Сопрано в сопровождении органа,  запись

«Аве Мария», музыка

Ф. Шуберта

3-я

неделя

Клавесин,

 запись

«Соната» (Ре – мажор, №7), фрагмент, музыка И. Гайдна

4-я

неделя

Музыка выражает настроение, чувтва, характер людей

Дать детям представление о том, что музыка разных времён (как программная, так не программная) выражает чувства, настроения, переживания человека.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Тревожная минута» (из Альбома «Бирюльки»), музыка С.Майкопара

1-я

неделя

     

 

       О   К

Т

Я

Б

Р

  Ь

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Первая  утрата» (из «Альбома для юношества»), музыка Р.Шумана

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Реквием –Лакримоза (фрагмент)», музыка В.Моцарта

3-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Ноктюрн» (до-диез минор, соч. 19, №4), музыка

П. Чайковского

4-я

неделя

2.

Песня,

Танец,

Марш

Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений.

Систематически развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных движений.

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Полька» из Альбома «Бирюльки», музыка

Д. Львова - Компанейца

1-я

неделя

     

   

Н

О

Я

Б

Р

  Ь

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Марш», музыка Д.Шостаковича

2-я

неделя

Флейта, исполнение педагогом Детской музыкальной школы №2

«Колыбельная», музыка Г. Свиридова

3-я

неделя

Инструменты духового оркестра,

запись.

«Вальс- фантазия», музыка

М. Глинки

4-я

неделя

Песня,

Танец,

Марш

     

      Развивать чувство ритма.

Побуждать детей к танцевальному творчеству, применяя систему творческих знаний.

Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя)

«Во  поле  берёза стояла», русская народная песня, обработка Н. Римского - Корсакова

1-я

неделя

     Д

Е

К

А

Б

Р   Ь

Скрипка, исполнение педагогом Детской музыкальной школы №2

«Менуэт»  (фрагмент из цикла «Маленькая ночная серенада»), музыка

В. Моцарта

2-я

неделя

Струнный квинтет,

запись.

       

   «Свадебный  марш», музыка Ф. Мендельсона

3-я

неделя

 Инструменты симфонического оркестра,

запись.

Вальс

«На прекрасном  голубом Дунае», музыка И. Штрауса

4-я

неделя

 

Песня,

Танец,

Марш

Обучать детей игре

на музыкальных инструментах по слуху.

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Старинная французская песенка» (из «Детского Альбома»), музыка, П. Чайковского

1-я

неделя

     

     

      Я

Н

В

А

Р    Ь

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Вальс», №6, музыка

Ф. Шопена

2-я

неделя

Инструменты духового оркестра,

запись.

«Военный марш», музыка Г.Свиридова

3-я

неделя

Камерный

 оркестр,

запись.

«Колыбельная песенка» (из «Альбома пьес  для детей»), музыка Р.Шумана 

4-я

неделя

 

3.

Музыка рассказывает

 о животных

и птицах

 

Учить детей сравнивать произведения, изображающие животных  и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характерзвуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания).

Вокальное исполнение музыкального руководителя.

«Поёт – поёт соловушка», русская народная песня, обработка Г. Лобачёва

1-я

неделя

     

 

     Ф

Е

В

Р

А

 Л   Ь

Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя)

«Синичка», Музыка

М. Красёва

2-я

неделя

Инструменты духового оркестра,

запись.

«Жаворонок», музыка

М. Глинки

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра, фрагмент из оперы «Снегурочка»,

запись.

«Пляска птиц» (фрагмент из оперы «Снегурочка»), музыка Н.Римского - Корсакова

4-я

неделя

 

4.

Природа

 

И

музыка

 

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки:

различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучий той или иной картине природы, времён года, дня.

Фортепиано,

исполнение

музыкального руководителя.

«Утро», музыка

С. Прокофьева

1-я

неделя

     

     

М

А

Р

  Т

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Подснежник» (из цикла пьес «Времена года»), музыка П. Чайковского

2-я

неделя

Фрагмент балета «Золушка», 

запись.

«Фея Весны» (фрагмент из балета «Золушка»), музыка С. Прокофьева

3-я

неделя

     

 Фортепиано,

исполнение

музыкального руководителя.

«Дождик», музыка Г.Свиридова

4-я

неделя

 

5.

Сказка

в

музыке

Развивать музыкальное восприятие, образную речь детей, побуждая их сочинять «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различие интонаций, их смены.

Фортепиано,

запись

«Баба –Яга» (из Детского Альбома»), музыка  П. Чайковского

1-я

неделя

     

 

А

П    Р   Е  Л

Ь

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Избушка на курьих ножках» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), 

музыка ММусоргского

2-я

неделя

Фортепиано,

исполнение

музыкального руководителя.

«Мимолётное видение», (фрагмент из Альбома «Бирюльки»), музыка

 С. Майкопара

3-я

неделя

Фортепиано,

исполнение

музыкального руководителя.

«Танец эльфов» (из сборника «Лирические пьесы»), музыка

 Э. Грига

4-я

неделя

 

6.

Музыкальные инст рументы  

и

 игрушки

Закреплять и

Расширять представление детей о музыкальных инструментаи  их выразительных возможностях.

Совершенствовать навык различия звуков по высоте в пределах одной октавы.

Фортепиано,

запись

«Бой часов»  (фрагмент из балета «Золушка»), музыка С. Прокофьева

1-я

неделя

     

     

М

А

 Й

       

       

       

       

       

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

Симфоническая сказка «Петя и волк», (начало), музыка С.Прокофьева

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

Симфоническая сказка «Петя и волк», (продолжение), музыка С.Прокофьева

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Концерт для гобоя с оркестром»(ре - минор), музыка А.Вивальди

4-я

неделя

 

6.

Музыкальные инструменты

          и

  игрушки

Знакомить детей

с

возможностями

музыкальных

 инструментов.

Клавесин,

запись

«Бой часов»  (фрагмент из балета «Золушка»), музыка С. Прокофьева

1-я

неделя

     

     

И

 Ю  Н

  Ь

       

       

       

       

       

Орган,

запись.

Симфоническая сказка

«Петя и волк», (начало), музыка С.Прокофьева

2-я

неделя

   

 Кастаньеты,

запись.

Симфоническая сказка «Петя и волк», (продолжение), музыка С.Прокофьева

3-я

неделя

Гобой,

запись.

«Концерт для гобоя с оркестром» (ре - минор), музыка А. Вивальди

4-я

неделя

Планирование работы по авторскому  образовательномупроекту

  «Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»

Возрастная  группа обучающихся:    6 - 7 лет

№ п/п  

Тема

Цели и задачи

Музыкальный инструмент

Программные произведения

Музыкальный репертуар по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Сроки проведения

1.

Музыка выражает настроение, чувства, характер людей

Знакомить детей с характерными особенностями интонаций музыки разных эпох и стилей:

Старинной музыкой;

Музыкой венских классиков;

Композиторов –романтиков

Музыкой русских классиков

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Весёлый крестьянин»,

музыка Р.Шумана

1-я

неделя

     

   С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Флейта, исполнение педагогом Детской музыкальной школы №2

«Шутка»

 (из оркестровой сюиты си – минор), музыка И.Баха

2-я

неделя

Скрипка, педагогом Детской музыкальной школы №2

«Мелодия», музыка Х. Глюка

3-я

неделя

Фортепиано

(исполнение музыкального руководителя)

«Элегия» (ми-бемоль минор), музыка С.Рахманинова

4-я

неделя

Музыка выражает настроение, чувтва, характер людей

  Развивать музыкальные способности детей:

Ладовое чувство;

Музыкально-слуховые представления;

Чувство ритма;

Формировать певческие навыки:

Пропевание ярких запоминающихся мелодий (в удобном детям диапазоне)

Учить детей соотносить характер на программной музыки с цветом в напредметном рисовании:

Передавать настроение музыки в цветовых пятнах

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Грустная песня», музыка

Г.Свиридова

1-я

неделя

     

 

       О

       К

Т

Я

Б

Р

        Ь

Флейта, Клавесин,

запись

«Соната для клавесина и флейты»,

музыка В.Моцарта

2-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Раздумье», соч. 33 №2

музыка Ф.Шопена

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Юмореска»,

музыка

А.Дворжака

4-я

неделя

2.

Песня,

Танец,

Марш

Учить сравнивать жанры, разные по характеру.

Учить детей различать черты 

песенности

танцевальностии

маршевости         в музыке

.

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Танец»,

музыка

Д. Шостаковича

1-я

неделя

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Марш»,

музыка С.Прокофьева

 

   2-я

неделя

Клавесин,

запись

«Марш», муз

Г. Персела

3-я

неделя

Вокальное исполнение с аккомпанированием на фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Колыбельная»,музыка  В. Моцарта

4-я

неделя

Песня,

Танец,

Марш

     

Дать детям представление о том, что песня, танец, марш (иногда в преображённом виде) встречаются в других произведениях (в программной и не программной музыке разных жанров)

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Старинный танец», музыка Г.Свиридова

1-я

неделя

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Флейта с Фортепиано, запись

«Итальянская полька», музыка С.Рахманинова

2-я

неделя

Струнный квинтет,

запись.

       

Полька  «Трик -трак», музыка И.Штрауса

3-я

неделя

 Инструменты симфонического оркестра,

запись.

 «Марш» (из увертюры к опере «Сорока – воровка»), музыка

Дж. Россини

4-я

неделя

 

Песня,

Танец,

Марш

Дать детям представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша).

Побуждать детей к творчеству, применяя систему творческих заданий.

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Песня Сольвийг», музыка, Э.Грига

1-я

неделя

     

     

Я

Н

В

А

Р

Ь

Фортепиано, запись.

«Ноктюрн», музыка, Э.Грига

2-я

неделя

Фортепиано (исполнение музыкального руководителя)

«Боевая песенка»музыка Д.Кабалевского

3-я

неделя

Запись фрагмента оперы 

«Пиковая Дама».

«Марш»

 (из оперы «Пиковая Дама»), 

музыка П.Чайковского

4-я

неделя

 

3.

Музыка рассказывает

 о животных

и птицах

 Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений,

характер.

Учить детей передавать в танцевальных, образных движениях – пантомиме – характерные черты образов персонажей, изображаемых в музыке.

Развивать творчество в музыкально- ритмических движениях.

Развивать образную речь детей, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств выражения музыки.

Запись фрагмента оперы «Скака о царе Салтане».

«Белка», 

(фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»), музыка Н.Римского - Корсакова

1-я

неделя

     

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя)

«Песня жаворонка», музыка

П.Чайковского

2-я

неделя

Инструменты духового оркестра,

запись.

«Соловей», музыка

А. Алябьева

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра, фрагмент из оперы «Снегурочка»,

запись.

«Полёт шмеля» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»), музыка Н.Римского – Корсакова

4-я

неделя

 

4.

Природа

 

И

музыка

 

Развивать образную речь в поисках  и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, живописи.

Камерный ансамбльзапись.

«Весна» из цикла «Времена года», музыка

А.Вивальди

1-я

неделя

   

  

     

М

А

Р

Т             

Запись  «Детского Большого хора», 1979г.

2-я

неделя

Фрагмент  оперы «Хаванщина»,  запись.

«Рассвет на Москве – реке», вступление к опере «Хаванщина», музыка М.Мусоргского

3-я

неделя

Фортепиано,

исполнение

музыкального руководителя.

«Вечером, Ночью» пьесы из цикла «Фантастические пьесы», музыка Р.Шумана

4-я

неделя

 

5.

Сказка

в

музыке

Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки

(темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение  -

интонационная окраска).

Фортепиано,

исполнение

музыкального руководителя

«Шествие гномов», соч. 54  (из цикла «Лирические пьесы»), музыка  

Э. Грига

1-я

неделя

     

 

       А

П   Р   Е        Л   Ь

Запись фрагмента балета.

«Лебеди» (из балета  «Лебединое озеро»),  музыка

П.Чайковского

2-я

неделя

Фрагмент  оперы «Хаванщина»,  запись.

«Океан – море синее», (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»), музыка

 Н.Римского - Корсакова

3-я

неделя

Фортепиано,

исполнение

музыкального руководителя.

«Старый замок» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), музыка

 М.Мусоргского

4-я

неделя

 

6.

Музыкальные инструменты  игрушки

Закреплять и

расширять представление детей о музыкальных инструментах и  их выразительных возможностях.

Продолжать знакомить с музыкальными произведениями в исполнении на различных музыкальных инструментах:

Флейта;

 Гобой;

Труба;

Духовой оркестр;

Орган.

Фортепиано,

запись

«Шутка», музыка

И.Баха

1-я

неделя

     

     

М

А

 Й    

       

       

       

       

       

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Неаполитанский танец», (фрагмент из балета «Лебединое озеро»), музыка

П.Чайковского

2-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

Марш

 «Прощание Гладиаторов», музыка

Х. Блакенбурга

3-я

неделя

Инструменты симфонического оркестра,

запись.

«Партита», музыка

И.Баха

4-я

неделя

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Анкета – опрос  для родителей

 (о значении музыки для своего ребёнка)

  • Какое значение вы придаёте привитию музыкальной культуры

В развитии  своего  ребёнка:

  1. Считаю важным компонентом развития ребёнка
  2. Особого значения не придаю
  3. Не задумываюсь над этим вопросом
  4. Другое
  • Каков интерес Вашего ребёнка к музыке:
  1. Постоянно говорит о том, что делали на ООД (занятии)
  2. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю
  3. Интереса не проявляет
  4. Другое
  • Как  Вы приобщаете ребёнка к музыке:
  1. Посещаю вместе с ним концерты
  2. Слушаю дома классическую музыку вместе с ребёнком
  3. Беседую с ребёнком о музыке
  4. Считаю, это должны делать в дошкольном учреждении
  5. Предполагаю отдать ребёнка в музыкальную школу
  6. Другое
  • Какие условия созданы для  домашнегомузицирования:
  1. Есть музыкальный инструмент
  2. Есть фонотека с классическим и детским песенным репертуаром
  3. Нет специальных условий
  4. Другое

Список используемой литературы:

1.Веракса Н. Е. (и другие). Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  (ФГОС)

            «От рождения до школы»// издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г.

2.Ветлугина Н.А. (и другие). Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание»//3-е издание, испр. и  доп. – Москва: Просвещение, 1989г.

3.Жучкова Г.Н.  Авторская программа "ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА//Москва, издательство «Гном – Пресс», 1997г

4.Радынова О.П.   Авторская программа «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» (с методическиеми рекомендациями). Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации //Москва, 1999г.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»

C:\Users\Метод2\Desktop\russkie-prazdniki-v-kartinkah-15.jpg

        ПРОЕКТ

«Народные праздники и семейные традиции»

        Разработала: Орешкина  Н.В.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

        Саранск, 2025

Информационная карта проекта

Название проекта

«Народные праздники и семейные традиции»

Тип проекта

Познавательно-творческий

По количеству участников

Коллективный

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Участники проекта

Дети  подготовительной к школе группы

Автор проекта

Орешкина Наталья Владимировна , музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №73»

Год создания

2025г.

Структура проекта

       Проблема. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками.В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, семейного воспитания.

Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых. Сегодня, как никогда, у нашего народа, в том числе и у юных его представителей, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? Проект помогает ответить на некоторые из этих вопросов. И прежде всего это касается различных сторон жизни и культуры народа: его самосознания, языка, традиционно-бытовых сторон жизни. 

       Сложность методической поддержки данного процесса сегодня состоит в том, что  требуется реализация данных задач через следующие аспекты социальной ситуации  развития ребёнка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия с взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношения ребёнка к миру, другим людям, себе.

       Обычно эти вопросы в рамках художественно-эстетического развития рассматривалось лишь частично. Компенсируя эту проблему в данном  проекте можно решить через реализацию совместной образовательной деятельности детей с родителями в рамках семейных мастер-классов,творческих мастерских и других инновационных форм педагогической поддержки семьи.

   

         Актуальность. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

В дошкольных учреждениях при организации образовательной работы часто используется интегрированный подход, который позволяет:

  • обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие их развитию;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках непосредственно образовательной деятельности.

       Высокая результативность при этом обеспечивается за счёт:

  • интеграции разных видов искусства и разнообразных, видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию;
  • формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и о взаимосвязи всех его составляющих.
  • более эффективного формирования эстетических качеств личности ребёнка.

 Данный проект поможет решить задачи воспитания у дошкольников уважения к культуре, истории и своей семье, формирования знания о народных праздниках и семейных традициях.

   Наряду с современными технологиями образования, как бы это

несовременно звучало, незаменимый и уникальный материал, имеющий

развивающий и воспитательный потенциал содержится в народной педагогике.

Средства народной педагогики способствуют передаче народных традиций,

социального опыта, норм поведения, способствует укреплению национального

самосознания, формирования гендерной и гражданской идентичности.

Источники народной педагогики высоко гуманистичны, незаметно воздействуя

на сознание и поведение ребенка, они открывают детям нравственные ценности

народа: трудолюбие, милосердие, любовь к человеку, к природе, к родной

земле.

    Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только

радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой

частью развития этнокультурного опыта, познавательного интереса, творческих

способностей. Педагоги отмечают, что используемые в работе с детьми

средства народной педагогики затрагивают эмоциональную сферу ребенка что

созвучно с его возрастными особенностями, а значит достигнет цели.

      К средствам народной педагогики используемых в работе с детьми

дошкольного возраста можно отнести

- фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные

песни, колыбельные, сказки, пестушки, потешки);

- народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и

животных необходимые, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о

взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

- народные игры;

- быт и трудовые поручения как средство воспитания позволяют увидеть

педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации

(напомнить ребёнку о его обязанности, о том, что надо первым поздороваться

со старшими и т.д.).

- народные праздники, участвуя в которых, дети усваивают обычаи

народа, нравственные ценности, учатся общаться с людьми разного возраста, и

статуса;

        Постановка проблемы.

          Включение народного фольклора в образовательную деятельность

положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском

народном искусстве: музыке, песнях, танцах, обычаях русского народа.

Наблюдая за детьми во время проведения народных праздников, при

знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми

музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому

процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают

представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной

жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к

бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам,

истории народа.

        Цель: Повышение роли семейных традиций и праздников в нравственном воспитании ребёнка, укрепление семейных связей

Задачи:

1.Укрепление семейных традиций, формирование понимания их значения,

2. Развитие творческих способностей,

3.Повышение педагогической компетентности родителей,

4.Воспитание любви к родительскому дому и семье        

6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые

навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора;

7. Учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих

хозяина (хозяйку). Мужа (жену);

8. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну;

9. Создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к

традициям своего народа и людям труда;

10. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по

приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта,

прогнозирование результата.

2. Создание благоприятных условий реализации проекта.

3. Знакомство и обсуждение проекта с педагогами и родителями.

II Основной этап

1.Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми.

2.Подборка музыкального и методически- игрового материала.

3.Изучение народных праздников: Совместное с родителями и детьми изучение   народных праздников, их истории и традиций (например, Масленицы, Пасхи).

4.Вовлечение родителей: Активное участие родителей в подготовке праздников, создание совместных творческих проектов, например, семейных газет или открыток.

5.Практическая деятельность: Организация совместных мероприятий – чаепития, народные игры, изготовление поделок, рассказывание сказок, связанных с праздниками.

6.Создание семейных традиций: Развитие собственных уникальных семейных ритуалов, например, чтение книг на ночь, пение колыбельных, ведение семейного фотоальбома..

III. Заключительный этап

Подведение результатов работы:

1.Педагогический мониторинг (выявить уровень сформированности  знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества).

2. Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа (обобщение опыта работы).

   Ожидаемые результаты:

  • Систематизация знаний о семейных праздниках и традициях.

  • Развитие творческих способностей детей и родителей.
  • Укрепление детско-родительских отношений и повышение уровня доверия в семье.
  • Осознание детьми важности семьи и её места в обществе.
  • Формирование у детей положительного отношения к народной культуре и традициям.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА:

План мероприятий в соответствии с годовым планом ДОУ

        

Дата

Название мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Анкетирование сотрудников «Готовность педагогов к приобщению дошкольников к русской народной культуре»

Сентябрь

1 неделя

Организация мини-музеев на тему «Русское народное творчество»

Сентябрь

2 неделя

Анкетирование родителей «Приобщение детей к русской культуре»

Сентябрь

2-4 неделя

Обсуждение проекта. Сбор информации

Сентябрь

4 неделя

Картотека «Народные традиции»

Октябрь

1 неделя

Презентация проекта

Октябрь

3-4 неделя

Осенние праздники с включением народных игр,

русской пляски и народных сказок

Октябрь

4 неделя

Картотека «Русские народные игры» для знакомства

дошкольников 5-7 лет с народными играми

В течении года

Консультации для родителей на сайт ДОО, страницу

ВК, стенд «Наши праздники»

В течении года

Знакомство детей с русскими народными песнями,

потешками, прибаутками, колыбельными

Ноябрь

1 неделя

Консультация для родителей «Малые формы фольклора»

Ноябрь

3 неделя

Физкультурный досуг «Русские народные игры» в

старшей группе

Ноябрь

4 неделя

Фольклорный праздник «День Матери»

Декабрь

2 неделя

Развитие эмоционально-нравственной сферы и

навыков общения у детей дошкольного возраста»

Декабрь

3 неделя

Краеведческий материал по Мордовии. Как

заинтересовать дошкольников»

Январь

1-3 неделя

Открытые мероприятия

«Рождественские колядки»

Январь

2 неделя

«Русская горница»

Январь

3 неделя

Обмен опытом. Открытые мероприятия.

Познавательное развитие. «Русская береза –

символ Родины моей»

Февраль

1 неделя

Консультация для родителей «Фольклор в жизни ребенка»

Февраль

4 неделя

Физкультурный праздник «Наши папы – богатыри»

Февраль

4 неделя

Изготовление ростовой куклы масленицы на

конкурс «Краса-Масленица 2026»

Март

1 неделя

Праздник Масленица

Март

Продуктивные виды деятельности «При

солнышке тепло – при матушке добро»

Апрель

1 неделя

Обмен опытом. Открытые мероприятия.

Познавательная деятельность «Бабушкин

сундук»

Апрель

2 неделя

Обмен опытом. Открытые мероприятия.

Продуктивная деятельность «Светлый

праздник Пасхи»

Апрель

3 неделя

Обмен опытом. Открытые мероприятия.

Познавательная деятельность «Хлеб – всему

голова»

Апрель

2-3 неделя

Обмен опытом. Открытые мероприятия

«Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста средствами фольклора»

Апрель

3 неделя

Развлечение «Деревенские

посиделки»

Май

Презентация итогов проекта

Планируемые результаты:

  • Дети имеют представление о традициях и праздниках русского народа.
  •  Дети улучшили свои знания о русском народном творчестве, используют их в

           активной речи;

  •  У детей сформировано уважение к традициям своего народа, понимание своих

            национальных ценностей;

  •  Родители привлечены к участию и проведению народных праздников и игр;
  • У детей старшего дошкольного возраста сформирован устойчивый интерес к
  • народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами

          фольклора;

  • Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
  • Познакомлены с предметами быта, одеждой, промыслами;
  • Дети эмоционально откликаются на звучание народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • У детей усовершенствованы воображение, творческие и актерские способности

Список используемой литературы

1. Нормативно - правовые ресурсы:

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции федерального закона

от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

• Декларация прав ребенка от 20.11.1959

• Конвенция о правах ребенка с 15.09.1990

• Федеральная образовательная программа дошкольного образования;

2. Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №42»;

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи;

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О.Л.Князева, М.Д.Маханева.. СПБ «Детство-Пресс»;

5. Программа «Истоки, воспитание на социокультурном опыте»;

6. Музыкальное воспитание в детском саду Зацепина М.Б.;

7. Музыкальные шедевры Радынова О.П.;

8. Истоковедение: Издательский дом «Истоки», Агафонова И.Н.,

Князева, Н.А.;

9. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет.

В.Н.Косарева.

Дыбина.О.В. «Что было о…» Игры – путешествия в прошлое

предметов «Сфера»;

10. «Русские народные праздники» Картушина.М.Ю.;

11. Путешествие в историю русского быта Короткова М.В.;

12. Народный календарь Миронов.В.А..