Проекты
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
ПРОЕКТ
«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»
Разработала: Орешкина Н.В.
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Саранск, 2024
Информационная карта проекта
Название проекта | «Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста» |
Тип проекта | Интеллектуально - творческий |
По количеству участников | Коллективный |
Продолжительность проекта | Долгосрочный |
Участники проекта |
|
Автор проекта | Орешкина Н.В. музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №73» |
Год создания | 2024г. |
Структура проекта
Проблема. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях современного социума. Современную рок - музыку, которая звучит повсюду (хотим мы этого или не хотим), слышат наши дети. Её ритмы сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека. Создавая условия для широкого ориентира в музыкальном искусстве, у детей можно сформировать высокохудожественные музыкальные впечатления, познакомить с шедеврами классической музыки, способствующих их музыкальному общекультурному развитию.
Реализация данного проекта в качестве палочки-выручалочки поможет для оптимизации методической и воспитательно-образовательной работы современного детского сада, так как в нём соеденены:
- классические традиции и инновация;
- типовое содержание процесса воспитания и обучения и современные реалии, связанные с введением ФГОС ДО и вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- привычные формы работы педагога и нетрадиционные формы организации их взаимодействия и деятельности с детьми, сотрудничества с родителями воспитанников.
Основной характеристикой такого соединения в социально-культурной и экономически неустойчивой ситуации сегодня должны стать такие качества методического и воспитательно-образовательного процесса, как целостность, адаптивность и гибкость.
Сложность методической поддержки данного процесса сегодня состоит в том, что требуется реализация данных задач через следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношения ребёнка к миру, другим людям, себе.
Обычно эти вопросы в рамках художественно-эстетического развития рассматривалось лишь частично. Компенсируя эту проблему в данном проекте можно решить через реализацию совместной образовательной деятельности детей с родителями в рамках семейных мастер-классов,творческих мастерских и других инновационных форм педагогической поддержки семьи.
Актуальность.В дошкольных учреждениях при организации образовательной работы часто используется интегрированный подход, который позволяет:
- обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие их развитию;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненный под руководством Т.С.Комаровой на кафедре эстетического воспитания в МГГУ им.Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается по её мнению за счёт:
- интеграции разных видов искусства и разнообразных, видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию;
- формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и о взаимосвязи всех его составляющих.
- более эффективного формирования эстетических качеств личности ребёнка.
Данный проект поможет решить задачи воспитания и развития дошкольника, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы через интеллектуальные игры и классическую музыку.
Цель: формирование у детей эстетического восприятия через произведения классической музыки,приобщение к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи:
- развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной музыкой; с великими композиторами - классиками;
- воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров;
- познакомить в процессе слушания с разными жанрами музыкальных произведений - песня, танец, марш, концерт, симфонический концерт, опера, балет;
- развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения - вступление, заключение, музыкальная фраза;
- совершенствовать навык различия тембровых звучаний музыкальных инструментов - клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, баян;
- знакомить в процессе слушания с понятием – исполнение музыкального произведения на каком - либо инструменте: солист, дуэт, ансамбль, оркестр; выразительные средства - мелодия, темп, ритм, тембр, профессиями пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина, художник и др.
Реализация образовательного ПРОЕКТА
«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»
Основные направления
Работа с детьми | Взаимодействие с педагогами | Взаимодействие с родителями |
| 1. Консультации:
|
|
2. Звучание музыки в повседневной жизни: -Самостоятельная музыкальная деятельность детей; - Слушание знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям; - Музыкальный фон во время тихих игр. |
(металлофон, цимбалы, ксилофон и другие). | 2.Создание памяток для родителей на темы:
|
- Чтение художественной литературы (подбор стихотворений и рассказов к «Детскому альбому» и фортепианному циклу «Времена года» П. Чайковского, а также к другим произведениям композиторов – классиков) | 3. Организация выставки работ детского художественного творчества | 3.Проведение совместных вечеров – досугов с практическим показом работы по данному проекту:
|
Ожидаемые результаты по авторскому образовательному
ПРОЕКТУ
«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»»
Для детей:
- Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
- Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
- Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
- Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
- Создание атмосферы праздника во время посещений театров, концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.
- Осознанная радость и эмоциональность во время восприятия и исполнения музыки композиторов –классиков.
Для педагогов:
- Способствовать проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и создание условий для этого.
- Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;
- Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами;
- Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
Для родителей:
- Видеть и развивать интерес у ребенка к музыке композиторов классиков.
На уровне родителей дошкольников:
- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.
- Видеть и развивать интерес у ребенка к музыке композиторов классиков.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально – технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Планирование работы по авторскому образовательному проекту
«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»
Возрастная группа обучающихся: 4-5 лет
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Музыкальный инструмент | Программные произведения | Музыкальный репертуар по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» | Сроки проведения | |
1. | Музыка выражает настроение, чувства, характер людей | Развивать интерес к музыке, желание слушать её. | Проведение Диагностирования |
| 1-я неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь | |
Скрипка исполнение на скрипке педагогом Детской музыкальной школы №2 | «Мамины ласки», музыка А. Гречанинова | 2-я неделя | |||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Весело – грустно», музыка Л. Бетховена | 3-я неделя | |||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Пьеска», из «Альбома для юношества», музыка Р. Шумана | 4-я неделя | |||||
Музыка выражает настроение, чувтва, характер людей | Обогащать музыкальные вечатления, Способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Мама» из «Детского альбома», музыка П. Чайковского | 1-я Неделя | О К Т Я Б Р Ь | ||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Плакса, Злюка, Резвушка», музыка Д. Кабалевского | 2-я неделя | |||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Печальная история», музыка Д. Кабалевского | 3-я Неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Юмореска», музыка А. Дворжака | 4-я неделя | |||||
2. | Песня, Танец, Марш | Закреплять знания о жанрах музыки (песня, танец, марш) | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Марш» из «Детского альбома», музыка Л.Шульгина | 1-я неделя |
Н О Я Б Р Ь | |
Инструменты народного оркестра, запись. | «Со вьюном я хожу», русская народная мелодия, обработка Н. Римского - Корсакова | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Итальянская полька», музыка С. Рахманинова | 3-я неделя | |||||
Инструменты народного оркестра, запись. | «Ходила младёшенька по борочку», русская народная мелодия, обработка Н. Римского - Корсакова | 4-я неделя |
Песня, Танец, Марш | Дать детям представление о характерных особенностях 3 основных жанров: ПЕСНЯ – напевная, плавная, паротяжная. Учить сравнивать песниразные по характеру. ТАНЕЦ – отрывистый, лёгкий, грациозный, подвижный, плавный, неторопливый. Учить сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого (русская плясовая, полька, вальс, менуэт) | Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Вальс», музыка А. Гречанинова | 1-я неделя |
Д Е К А Б Р Ь | ||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Вальс снежных хлопьев», фрагмент из балета «Щелкунчик», музыка П. Чайковского | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Камаринская, музыка М. Глинки | 3-я неделя | |||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Марш деревынных солдатиков» (из «Детского альбома»), музыка П. Чайковского | 4-я неделя |
| Песня, Танец, Марш | МАРШ – жанр: чёткий, отчётливый, размеренный. Развивать музыкально – слуховое представление, ладовое чувство, чувство ритма. Обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Колыбельная», музыка А. Гречанинова | 1-я неделя |
Я Н В А р Ь | |
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Полька» (из «Детского альбома»), музыка П. Чайковского | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Марш» (из увертюры к опере «Сорока - воровка»), музыка Дж. Россини | 3-я неделя | |||||
Камерный оркестр, запись. | «Менуэт», музыка П.Чайковского | 4-я неделя |
3. | Природа и музыка | Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного (в повседневной жизни и искусстве), сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств: Живописью Поэзией Музыкой | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Бабочка», музыка Э.Грига | 1-я неделя |
Ф Е В Р А Л Ь | |
Вокальное исполнение музыкального руководителя | «Ах ты, берёза», русская народная мелодия, обработка Н. Римского - Корсакова | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Дождь и радуга», музыка С. Прокофьева | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Ходит месяц над лугами», музыка С. Прокофьева | 4-я неделя | |||||
3. | Природа и музыка | Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного (в повседневной жизни и искусстве), сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств: Живописью Поэзией Музыкой | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Дождь и радуга», музыка С. Прокофьева (повторное слушание) | 1-я неделя |
М А Р Т | |
Вокальное исполнение музыкального руководителя | «Веснянка», украинская народная мелодия, обработка Г.Лобачёва | 2-я неделя | |||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | Жаворонок», Музыка М.Глинки | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Ходит месяц над лугами», музыка С. Прокофьева | 4-я неделя |
4. | Сказка в музыке | Учить детей понимать, какую сказку рассказывает музыка: Добрую Сердитую Различать смену настроений, образов в одной сказке. | Скрипка (исполнение на скрипке педагогом Детской музыкальной школы №2.) | «Шествие гномов», соч. 54 (из цикла «Лирические пьесы»), музыка Э. Грига | 1-я неделя |
А П Р Е ЛЬ | |
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Лебеди», танец Лебедей, фрагмент из балета «Лебединое озеро», музыка П. Чайковского | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Океан – море синее», фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка Н.Римского -Корсакова | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Старый замок» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), музыка М. Мусоргского | 4-я неделя |
4. | Сказка в музыке | Учить детей понимать, какую сказку рассказывает музыка: Добрую Сердитую Различать смену настроений, образов в одной сказке. | Скрипка (исполнение на скрипке педагогом Детской музыкальной школы №2.) | «Шествие гномов», соч. 54 (из цикла «Лирические пьесы»), музыка Э. Грига | 1-я неделя |
М А Й
| |
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Лебеди», танец Лебедей, фрагмент из балета «Лебединое озеро», музыка П. Чайковского | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Океан – море синее», фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка Н.Римского -Корсакова | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Старый замок» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), музыка М. Мусоргского | 4-я неделя |
Планирование работы по авторскому образовательному проекту
«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»
Возрастная группа обучающихся: 5 - 6 лет
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Музыкальный инструмент | Программные произведения | Музыкальный репертуар по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» | Сроки проведения | ||
1. | Музыка выражает настроение, чувства, характер людей | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на её. | Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Утренняя молитва» (из «Детского альбома»), музыка П. Чайковского | 1-я неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь | ||
Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя) | «Музыка», музыка Г. Струве | 2-я неделя | ||||||
Сопрано в сопровождении органа, запись | «Аве Мария», музыка Ф. Шуберта | 3-я неделя | ||||||
Клавесин, запись | «Соната» (Ре – мажор, №7), фрагмент, музыка И. Гайдна | 4-я неделя | ||||||
Музыка выражает настроение, чувтва, характер людей | Дать детям представление о том, что музыка разных времён (как программная, так не программная) выражает чувства, настроения, переживания человека. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. | Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Тревожная минута» (из Альбома «Бирюльки»), музыка С.Майкопара | 1-я неделя |
О К Т Я Б Р Ь | |||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Первая утрата» (из «Альбома для юношества»), музыка Р.Шумана | 2-я неделя | ||||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Реквием –Лакримоза (фрагмент)», музыка В.Моцарта | 3-я неделя | ||||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Ноктюрн» (до-диез минор, соч. 19, №4), музыка П. Чайковского | 4-я неделя | ||||||
2. | Песня, Танец, Марш | Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений. Систематически развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных движений. | Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Полька» из Альбома «Бирюльки», музыка Д. Львова - Компанейца | 1-я неделя |
Н О Я Б Р Ь | |
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Марш», музыка Д.Шостаковича | 2-я неделя | |||||
Флейта, исполнение педагогом Детской музыкальной школы №2 | «Колыбельная», музыка Г. Свиридова | 3-я неделя | |||||
Инструменты духового оркестра, запись. | «Вальс- фантазия», музыка М. Глинки | 4-я неделя |
Песня, Танец, Марш |
Развивать чувство ритма. Побуждать детей к танцевальному творчеству, применяя систему творческих знаний. | Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя) | «Во поле берёза стояла», русская народная песня, обработка Н. Римского - Корсакова | 1-я неделя | Д Е К А Б Р Ь | ||
Скрипка, исполнение педагогом Детской музыкальной школы №2 | «Менуэт» (фрагмент из цикла «Маленькая ночная серенада»), музыка В. Моцарта | 2-я неделя | |||||
Струнный квинтет, запись. |
«Свадебный марш», музыка Ф. Мендельсона | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | Вальс «На прекрасном голубом Дунае», музыка И. Штрауса | 4-я неделя |
| Песня, Танец, Марш | Обучать детей игре на музыкальных инструментах по слуху. | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Старинная французская песенка» (из «Детского Альбома»), музыка, П. Чайковского | 1-я неделя |
Я Н В А Р Ь | |
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Вальс», №6, музыка Ф. Шопена | 2-я неделя | |||||
Инструменты духового оркестра, запись. | «Военный марш», музыка Г.Свиридова | 3-я неделя | |||||
Камерный оркестр, запись. | «Колыбельная песенка» (из «Альбома пьес для детей»), музыка Р.Шумана | 4-я неделя |
3. | Музыка рассказывает о животных и птицах |
Учить детей сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характерзвуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). | Вокальное исполнение музыкального руководителя. | «Поёт – поёт соловушка», русская народная песня, обработка Г. Лобачёва | 1-я неделя |
Ф Е В Р А Л Ь | ||
Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя) | «Синичка», Музыка М. Красёва | 2-я неделя | ||||||
Инструменты духового оркестра, запись. | «Жаворонок», музыка М. Глинки | 3-я неделя | ||||||
Инструменты симфонического оркестра, фрагмент из оперы «Снегурочка», запись. | «Пляска птиц» (фрагмент из оперы «Снегурочка»), музыка Н.Римского - Корсакова | 4-я неделя | ||||||
4. | Природа
И музыка |
Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучий той или иной картине природы, времён года, дня. | Фортепиано, исполнение музыкального руководителя. | «Утро», музыка С. Прокофьева | 1-я неделя |
М А Р Т | ||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Подснежник» (из цикла пьес «Времена года»), музыка П. Чайковского | 2-я неделя | ||||||
Фрагмент балета «Золушка», запись. | «Фея Весны» (фрагмент из балета «Золушка»), музыка С. Прокофьева | 3-я неделя | ||||||
Фортепиано, исполнение музыкального руководителя. | «Дождик», музыка Г.Свиридова | 4-я неделя | ||||||
5. | Сказка в музыке | Развивать музыкальное восприятие, образную речь детей, побуждая их сочинять «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различие интонаций, их смены. | Фортепиано, запись | «Баба –Яга» (из Детского Альбома»), музыка П. Чайковского | 1-я неделя |
А П Р Е Л Ь | |
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Избушка на курьих ножках» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), музыка ММусоргского | 2-я неделя | |||||
Фортепиано, исполнение музыкального руководителя. | «Мимолётное видение», (фрагмент из Альбома «Бирюльки»), музыка С. Майкопара | 3-я неделя | |||||
Фортепиано, исполнение музыкального руководителя. | «Танец эльфов» (из сборника «Лирические пьесы»), музыка Э. Грига | 4-я неделя |
6. | Музыкальные инст рументы и игрушки | Закреплять и Расширять представление детей о музыкальных инструментаи их выразительных возможностях. Совершенствовать навык различия звуков по высоте в пределах одной октавы. | Фортепиано, запись | «Бой часов» (фрагмент из балета «Золушка»), музыка С. Прокофьева | 1-я неделя |
М А Й
| |
Инструменты симфонического оркестра, запись. | Симфоническая сказка «Петя и волк», (начало), музыка С.Прокофьева | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | Симфоническая сказка «Петя и волк», (продолжение), музыка С.Прокофьева | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Концерт для гобоя с оркестром»(ре - минор), музыка А.Вивальди | 4-я неделя |
6. | Музыкальные инструменты и игрушки | Знакомить детей с возможностями музыкальных инструментов. | Клавесин, запись | «Бой часов» (фрагмент из балета «Золушка»), музыка С. Прокофьева | 1-я неделя |
И Ю Н Ь
| |
Орган, запись. | Симфоническая сказка «Петя и волк», (начало), музыка С.Прокофьева | 2-я неделя | |||||
Кастаньеты, запись. | Симфоническая сказка «Петя и волк», (продолжение), музыка С.Прокофьева | 3-я неделя | |||||
Гобой, запись. | «Концерт для гобоя с оркестром» (ре - минор), музыка А. Вивальди | 4-я неделя |
Планирование работы по авторскому образовательномупроекту
«Классическая музыка, как средство формирования музыкальной культуры и социального опыта детей дошкольного возраста»
Возрастная группа обучающихся: 6 - 7 лет
№ п/п | Тема | Цели и задачи | Музыкальный инструмент | Программные произведения | Музыкальный репертуар по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» | Сроки проведения | ||
1. | Музыка выражает настроение, чувства, характер людей | Знакомить детей с характерными особенностями интонаций музыки разных эпох и стилей: Старинной музыкой; Музыкой венских классиков; Композиторов –романтиков Музыкой русских классиков | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Весёлый крестьянин», музыка Р.Шумана | 1-я неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь | ||
Флейта, исполнение педагогом Детской музыкальной школы №2 | «Шутка» (из оркестровой сюиты си – минор), музыка И.Баха | 2-я неделя | ||||||
Скрипка, педагогом Детской музыкальной школы №2 | «Мелодия», музыка Х. Глюка | 3-я неделя | ||||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Элегия» (ми-бемоль минор), музыка С.Рахманинова | 4-я неделя | ||||||
Музыка выражает настроение, чувтва, характер людей | Развивать музыкальные способности детей: Ладовое чувство; Музыкально-слуховые представления; Чувство ритма; Формировать певческие навыки: Пропевание ярких запоминающихся мелодий (в удобном детям диапазоне) Учить детей соотносить характер на программной музыки с цветом в напредметном рисовании: Передавать настроение музыки в цветовых пятнах | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Грустная песня», музыка Г.Свиридова | 1-я неделя |
О К Т Я Б Р Ь | |||
Флейта, Клавесин, запись | «Соната для клавесина и флейты», музыка В.Моцарта | 2-я неделя | ||||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Раздумье», соч. 33 №2 музыка Ф.Шопена | 3-я неделя | ||||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Юмореска», музыка А.Дворжака | 4-я неделя | ||||||
2. | Песня, Танец, Марш | Учить сравнивать жанры, разные по характеру. Учить детей различать черты песенности танцевальностии маршевости в музыке . | Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Танец», музыка Д. Шостаковича | 1-я неделя | Н О Я Б Р Ь | |
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Марш», музыка С.Прокофьева |
2-я неделя | |||||
Клавесин, запись | «Марш», муз Г. Персела | 3-я неделя | |||||
Вокальное исполнение с аккомпанированием на фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Колыбельная»,музыка В. Моцарта | 4-я неделя |
Песня, Танец, Марш |
Дать детям представление о том, что песня, танец, марш (иногда в преображённом виде) встречаются в других произведениях (в программной и не программной музыке разных жанров) | Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Старинный танец», музыка Г.Свиридова | 1-я неделя | Д Е К А Б Р Ь | ||
Флейта с Фортепиано, запись | «Итальянская полька», музыка С.Рахманинова | 2-я неделя | |||||
Струнный квинтет, запись. |
Полька «Трик -трак», музыка И.Штрауса | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Марш» (из увертюры к опере «Сорока – воровка»), музыка Дж. Россини | 4-я неделя |
| Песня, Танец, Марш | Дать детям представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша). Побуждать детей к творчеству, применяя систему творческих заданий. | Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Песня Сольвийг», музыка, Э.Грига | 1-я неделя |
Я Н В А Р Ь | |
Фортепиано, запись. | «Ноктюрн», музыка, Э.Грига | 2-я неделя | |||||
Фортепиано (исполнение музыкального руководителя) | «Боевая песенка», музыка Д.Кабалевского | 3-я неделя | |||||
Запись фрагмента оперы «Пиковая Дама». | «Марш» (из оперы «Пиковая Дама»), музыка П.Чайковского | 4-я неделя |
3. | Музыка рассказывает о животных и птицах | Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер. Учить детей передавать в танцевальных, образных движениях – пантомиме – характерные черты образов персонажей, изображаемых в музыке. Развивать творчество в музыкально- ритмических движениях. Развивать образную речь детей, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств выражения музыки. | Запись фрагмента оперы «Скака о царе Салтане». | «Белка», (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»), музыка Н.Римского - Корсакова | 1-я неделя |
Ф Е В Р А Л Ь | ||
Вокальное исполнение с аккомпанированием на фор-но (исполнение музыкального руководителя) | «Песня жаворонка», музыка П.Чайковского | 2-я неделя | ||||||
Инструменты духового оркестра, запись. | «Соловей», музыка А. Алябьева | 3-я неделя | ||||||
Инструменты симфонического оркестра, фрагмент из оперы «Снегурочка», запись. | «Полёт шмеля» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»), музыка Н.Римского – Корсакова | 4-я неделя | ||||||
4. | Природа
И музыка |
Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, живописи. | Камерный ансамбль, запись. | «Весна» из цикла «Времена года», музыка А.Вивальди | 1-я неделя |
М А Р Т | ||
Запись «Детского Большого хора», 1979г. | 2-я неделя | |||||||
Фрагмент оперы «Хаванщина», запись. | «Рассвет на Москве – реке», вступление к опере «Хаванщина», музыка М.Мусоргского | 3-я неделя | ||||||
Фортепиано, исполнение музыкального руководителя. | «Вечером, Ночью» пьесы из цикла «Фантастические пьесы», музыка Р.Шумана | 4-я неделя | ||||||
5. | Сказка в музыке | Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение - интонационная окраска). | Фортепиано, исполнение музыкального руководителя | «Шествие гномов», соч. 54 (из цикла «Лирические пьесы»), музыка Э. Грига | 1-я неделя |
А П Р Е Л Ь | ||
Запись фрагмента балета. | «Лебеди» (из балета «Лебединое озеро»), музыка П.Чайковского | 2-я неделя | ||||||
Фрагмент оперы «Хаванщина», запись. | «Океан – море синее», (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»), музыка Н.Римского - Корсакова | 3-я неделя | ||||||
Фортепиано, исполнение музыкального руководителя. | «Старый замок» (из цикла пьес «Картинки с выставки»), музыка М.Мусоргского | 4-я неделя |
6. | Музыкальные инструменты игрушки | Закреплять и расширять представление детей о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях. Продолжать знакомить с музыкальными произведениями в исполнении на различных музыкальных инструментах: Флейта; Гобой; Труба; Духовой оркестр; Орган. | Фортепиано, запись | «Шутка», музыка И.Баха | 1-я неделя |
М А Й
| |
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Неаполитанский танец», (фрагмент из балета «Лебединое озеро»), музыка П.Чайковского | 2-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | Марш «Прощание Гладиаторов», музыка Х. Блакенбурга | 3-я неделя | |||||
Инструменты симфонического оркестра, запись. | «Партита», музыка И.Баха | 4-я неделя |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Анкета – опрос для родителей
(о значении музыки для своего ребёнка)
- Какое значение вы придаёте привитию музыкальной культуры
В развитии своего ребёнка:
- Считаю важным компонентом развития ребёнка
- Особого значения не придаю
- Не задумываюсь над этим вопросом
- Другое
- Каков интерес Вашего ребёнка к музыке:
- Постоянно говорит о том, что делали на ООД (занятии)
- Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю
- Интереса не проявляет
- Другое
- Как Вы приобщаете ребёнка к музыке:
- Посещаю вместе с ним концерты
- Слушаю дома классическую музыку вместе с ребёнком
- Беседую с ребёнком о музыке
- Считаю, это должны делать в дошкольном учреждении
- Предполагаю отдать ребёнка в музыкальную школу
- Другое
- Какие условия созданы для домашнегомузицирования:
- Есть музыкальный инструмент
- Есть фонотека с классическим и детским песенным репертуаром
- Нет специальных условий
- Другое
Список используемой литературы:
1.Веракса Н. Е. (и другие). Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)
«От рождения до школы»// издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г.
2.Ветлугина Н.А. (и другие). Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание»//3-е издание, испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1989г.
3.Жучкова Г.Н. Авторская программа "ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА" //Москва, издательство «Гном – Пресс», 1997г
4.Радынова О.П. Авторская программа «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» (с методическиеми рекомендациями). Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации //Москва, 1999г.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
ПРОЕКТ
«Народные праздники и семейные традиции»
Разработала: Орешкина Н.В.
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Саранск, 2025
Информационная карта проекта
Название проекта | «Народные праздники и семейные традиции» |
Тип проекта | Познавательно-творческий |
По количеству участников | Коллективный |
Продолжительность проекта | Долгосрочный |
Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы |
Автор проекта | Орешкина Наталья Владимировна , музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №73» |
Год создания | 2025г. |
Структура проекта
Проблема. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками.В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, семейного воспитания.
Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых. Сегодня, как никогда, у нашего народа, в том числе и у юных его представителей, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? Проект помогает ответить на некоторые из этих вопросов. И прежде всего это касается различных сторон жизни и культуры народа: его самосознания, языка, традиционно-бытовых сторон жизни.
Сложность методической поддержки данного процесса сегодня состоит в том, что требуется реализация данных задач через следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношения ребёнка к миру, другим людям, себе.
Обычно эти вопросы в рамках художественно-эстетического развития рассматривалось лишь частично. Компенсируя эту проблему в данном проекте можно решить через реализацию совместной образовательной деятельности детей с родителями в рамках семейных мастер-классов,творческих мастерских и других инновационных форм педагогической поддержки семьи.
Актуальность. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
В дошкольных учреждениях при организации образовательной работы часто используется интегрированный подход, который позволяет:
- обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие их развитию;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Высокая результативность при этом обеспечивается за счёт:
- интеграции разных видов искусства и разнообразных, видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию;
- формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и о взаимосвязи всех его составляющих.
- более эффективного формирования эстетических качеств личности ребёнка.
Данный проект поможет решить задачи воспитания у дошкольников уважения к культуре, истории и своей семье, формирования знания о народных праздниках и семейных традициях.
Наряду с современными технологиями образования, как бы это
несовременно звучало, незаменимый и уникальный материал, имеющий
развивающий и воспитательный потенциал содержится в народной педагогике.
Средства народной педагогики способствуют передаче народных традиций,
социального опыта, норм поведения, способствует укреплению национального
самосознания, формирования гендерной и гражданской идентичности.
Источники народной педагогики высоко гуманистичны, незаметно воздействуя
на сознание и поведение ребенка, они открывают детям нравственные ценности
народа: трудолюбие, милосердие, любовь к человеку, к природе, к родной
земле.
Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только
радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой
частью развития этнокультурного опыта, познавательного интереса, творческих
способностей. Педагоги отмечают, что используемые в работе с детьми
средства народной педагогики затрагивают эмоциональную сферу ребенка что
созвучно с его возрастными особенностями, а значит достигнет цели.
К средствам народной педагогики используемых в работе с детьми
дошкольного возраста можно отнести
- фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные
песни, колыбельные, сказки, пестушки, потешки);
- народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и
животных необходимые, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о
взаимодействии человека с другими людьми, с природой);
- народные игры;
- быт и трудовые поручения как средство воспитания позволяют увидеть
педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации
(напомнить ребёнку о его обязанности, о том, что надо первым поздороваться
со старшими и т.д.).
- народные праздники, участвуя в которых, дети усваивают обычаи
народа, нравственные ценности, учатся общаться с людьми разного возраста, и
статуса;
Постановка проблемы.
Включение народного фольклора в образовательную деятельность
положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском
народном искусстве: музыке, песнях, танцах, обычаях русского народа.
Наблюдая за детьми во время проведения народных праздников, при
знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми
музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому
процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают
представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной
жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к
бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам,
истории народа.
Цель: Повышение роли семейных традиций и праздников в нравственном воспитании ребёнка, укрепление семейных связей
Задачи:
1.Укрепление семейных традиций, формирование понимания их значения,
2. Развитие творческих способностей,
3.Повышение педагогической компетентности родителей,
4.Воспитание любви к родительскому дому и семье
6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые
навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора;
7. Учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих
хозяина (хозяйку). Мужа (жену);
8. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну;
9. Создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к
традициям своего народа и людям труда;
10. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по
приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта,
прогнозирование результата.
2. Создание благоприятных условий реализации проекта.
3. Знакомство и обсуждение проекта с педагогами и родителями.
II Основной этап
1.Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми.
2.Подборка музыкального и методически- игрового материала.
3.Изучение народных праздников: Совместное с родителями и детьми изучение народных праздников, их истории и традиций (например, Масленицы, Пасхи).
4.Вовлечение родителей: Активное участие родителей в подготовке праздников, создание совместных творческих проектов, например, семейных газет или открыток.
5.Практическая деятельность: Организация совместных мероприятий – чаепития, народные игры, изготовление поделок, рассказывание сказок, связанных с праздниками.
6.Создание семейных традиций: Развитие собственных уникальных семейных ритуалов, например, чтение книг на ночь, пение колыбельных, ведение семейного фотоальбома..
III. Заключительный этап
Подведение результатов работы:
1.Педагогический мониторинг (выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества).
2. Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа (обобщение опыта работы).
Ожидаемые результаты:
- Систематизация знаний о семейных праздниках и традициях.
- Развитие творческих способностей детей и родителей.
- Укрепление детско-родительских отношений и повышение уровня доверия в семье.
- Осознание детьми важности семьи и её места в обществе.
- Формирование у детей положительного отношения к народной культуре и традициям.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА:
План мероприятий в соответствии с годовым планом ДОУ
Дата | Название мероприятия | |
Сентябрь 1 неделя | Анкетирование сотрудников «Готовность педагогов к приобщению дошкольников к русской народной культуре» | |
Сентябрь 1 неделя | Организация мини-музеев на тему «Русское народное творчество» | |
Сентябрь 2 неделя | Анкетирование родителей «Приобщение детей к русской культуре» | |
Сентябрь 2-4 неделя | Обсуждение проекта. Сбор информации | |
Сентябрь 4 неделя | Картотека «Народные традиции» | |
Октябрь 1 неделя | Презентация проекта | |
Октябрь 3-4 неделя | Осенние праздники с включением народных игр, русской пляски и народных сказок | |
Октябрь 4 неделя | Картотека «Русские народные игры» для знакомства дошкольников 5-7 лет с народными играми | |
В течении года | Консультации для родителей на сайт ДОО, страницу ВК, стенд «Наши праздники» | |
В течении года | Знакомство детей с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, колыбельными | |
Ноябрь 1 неделя | Консультация для родителей «Малые формы фольклора» | |
Ноябрь 3 неделя | Физкультурный досуг «Русские народные игры» в старшей группе | |
Ноябрь 4 неделя | Фольклорный праздник «День Матери» | |
Декабрь 2 неделя | Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста» | |
Декабрь 3 неделя | Краеведческий материал по Мордовии. Как заинтересовать дошкольников» | |
Январь 1-3 неделя | Открытые мероприятия «Рождественские колядки» | |
Январь 2 неделя | «Русская горница» | |
Январь 3 неделя | Обмен опытом. Открытые мероприятия. Познавательное развитие. «Русская береза – символ Родины моей» | |
Февраль 1 неделя | Консультация для родителей «Фольклор в жизни ребенка» | |
Февраль 4 неделя | Физкультурный праздник «Наши папы – богатыри» | |
Февраль 4 неделя | Изготовление ростовой куклы масленицы на конкурс «Краса-Масленица 2026» | |
Март 1 неделя | Праздник Масленица | |
Март | Продуктивные виды деятельности «При солнышке тепло – при матушке добро» | |
Апрель 1 неделя | Обмен опытом. Открытые мероприятия. Познавательная деятельность «Бабушкин сундук» | |
Апрель 2 неделя | Обмен опытом. Открытые мероприятия. Продуктивная деятельность «Светлый праздник Пасхи» | |
Апрель 3 неделя | Обмен опытом. Открытые мероприятия. Познавательная деятельность «Хлеб – всему голова» | |
Апрель 2-3 неделя | Обмен опытом. Открытые мероприятия «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами фольклора» | |
Апрель 3 неделя | Развлечение «Деревенские посиделки» | |
Май | Презентация итогов проекта |
Планируемые результаты:
- Дети имеют представление о традициях и праздниках русского народа.
- Дети улучшили свои знания о русском народном творчестве, используют их в
активной речи;
- У детей сформировано уважение к традициям своего народа, понимание своих
национальных ценностей;
- Родители привлечены к участию и проведению народных праздников и игр;
- У детей старшего дошкольного возраста сформирован устойчивый интерес к
- народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами
фольклора;
- Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
- Познакомлены с предметами быта, одеждой, промыслами;
- Дети эмоционально откликаются на звучание народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- У детей усовершенствованы воображение, творческие и актерские способности
Список используемой литературы
1. Нормативно - правовые ресурсы:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Декларация прав ребенка от 20.11.1959
• Конвенция о правах ребенка с 15.09.1990
• Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
2. Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №42»;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи;
4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О.Л.Князева, М.Д.Маханева.. СПБ «Детство-Пресс»;
5. Программа «Истоки, воспитание на социокультурном опыте»;
6. Музыкальное воспитание в детском саду Зацепина М.Б.;
7. Музыкальные шедевры Радынова О.П.;
8. Истоковедение: Издательский дом «Истоки», Агафонова И.Н.,
Князева, Н.А.;
9. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет.
В.Н.Косарева.
Дыбина.О.В. «Что было о…» Игры – путешествия в прошлое
предметов «Сфера»;
10. «Русские народные праздники» Картушина.М.Ю.;
11. Путешествие в историю русского быта Короткова М.В.;
12. Народный календарь Миронов.В.А..

