Свойства материалов

Познавательное развитие(конспект)

                  для детей старшей группы

                     «Свойства материалов»

Воспитатель ВКК: Кондаурова Любовь Акимовна

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Свойства материалов»

 

Цель: -формирование у детей представления о свойствах металла и дерева.

Задачи:

- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева в сравнении друг с другом;

- продолжать развивать у детей умение решать несложные проблемные задачи;

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов;

- ввести в активный словарь детей слова: металл, дерево, металлический, деревянный.

Материалы: две коробки разного цвета, карандаш, гвоздь, записки с загадками, простые и цветные карандаши, карточки.

Для опытов: деревянная и металлическая дощечка, молоток, гвозди, деревянные палочки, баночки с водой.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь, как кот, пригревшийся на солнышке (глаза закрыты, губы растянуты в улыбке). Улыбнитесь от всей души (широко открытые глаза, широкая улыбка). Ах! Как я рада видеть вас счастливыми!

- Смотрите, нам почтальон принес две посылки. Что же лежит внутри? Как можно это узнать? (открыть, посмотреть, понюхать, потрясти и послушать).

(воспитатель открывает посылки)

- Ой! Оказывается, здесь есть записки-подсказки. Послушайте, о чём в них говорится:

Загадки:

Серый Ивашка Металлический Антошка Деревянная рубашка. Он на очень длинной ножке. Где носом поведет, по головке постучишь -

Там след кладет. Что-нибудь да смастеришь. Что это? (карандаш) А это что? (гвоздь)

- Ну, вот и они, Гвоздь и Карандаш: «Здравствуйте, ребята!»

- Ребята Карандаш с Гвоздем давно дружат. Даже, кажется, что они чем-то похожи. Как вы думаете, чем?

Рассуждения вместе с детьми: гвоздь и карандаш одинаковые по толщине; они оставляют за собой след; круглые, положишь на стол - упадут; опасные, баловаться с ними нельзя; они продаются в магазине; они полезны и нужны людям.

- Все правильно, ребята. Вы очень внимательны. А еще Карандаш и Гвоздь великие спорщики и каждый из них уверен, что он лучше. Как разрешить их спор?

- Верно. Проверить их свойства.

- Я предлагаю вам провести ряд экспериментов – опытов и приглашаю вас в наш исследовательский центр.

- Из какого материала сделан карандаш? Гвоздь?

- Возьмите в руки деревянный карандаш и металлический гвоздь (саморез). Приложите их к разным щекам. Что вы чувствуете?

- Как можно обозначить тепло и холод? Нарисуйте это на карточке.

Как вы думаете, можно ли забить гвоздь в деревянную дощечку. Как вы думаете, почему? (дерево мягкое)

- Попробуем то же самое проделать с карандашом и металлической пластинкой (ничего не вышло). Почему, как вы считаете? (металл твердый)

- Зарисуйте этот вывод.

- Ребята, а что произойдет, если бросить в воду металлический предмет?

(металл тяжелый, он тонет) Обозначьте это свойство металла в следующей карточке. Теперь опустите в воду деревянную палочку.

- Что вы видите? (она не утонула – плавает) Почему? (дерево легкое, оно не тонет)

- А сейчас давайте попробуем сломать гвоздь пополам. У кого получилось? Что можно сказать о прочности железа? (очень прочное)

- Возьмите спичку и сделайте то же самое. Что произошло со спичкой? Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, оно ломается). Зарисуйте этот вывод в карточке.

- Ну, вот мы и закончили наши эксперименты. Получилось ли у нас разрешить спор Карандаша и Гвоздя, как вы думаете? Кто же из них лучше?

- Молодцы, ребята. Большую работу мы проделали, пора отдохнуть и поиграть.

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

игра «Мягкое и твёрдое».

- Я называю мягкий предмет вы прыгаете, если твёрдый, то хлопаете. (подушка, кубики, одеяло, варежки, молоток, пальто, ваза, перо, коньки, цыплёнок)

- Ой! Ребята, пока мы играли, смотрите, что произошло. Карандаш и Гвоздь отправились в путешествие. Шили они шли и попали на реку. Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег, освежимся». А Гвоздь приуныл.

- Как вы думаете, почему? (Он боится утонуть, потому что металл тяжелый)

- Что же делать друзьям?

(Предположения: 1. Карандаш может перевезти Гвоздь на себе.

2. Они могут сделать плот: бревна сколотить гвоздями.

- Верно. Ну, вот наши друзья уже на другом берегу. Они устали, проголодались. Решили уху сварить. Как вы думаете, кто начал костер разводить? (Костер начал разводить Гвоздь, т. к. он не боится сгореть, он только нагреется)

- Что нужно Гвоздю, чтобы разжечь огонь? (Спички, дрова, дерево)

- Костер они развели, надо рыбу на уху наловить. Кто пошел к реке?

(Предположения: 1. Карандаш - он не боится утонуть. 2. Им надо идти вдвоем, потому, что удочка должна быть легкая - деревянная, а крючок тяжелый – металлический).

- Сварили они уху, поели, решили дальше идти. Что нужно сначала сделать? (затушить костёр) Кто должен пойти за водой? Кто будет тушить костёр?

- Двинулись друзья дальше в путь. Идут по лесной тропинке, не заметили ежика. Карандаш наступил – ногу проколол, а Гвоздь наступил - хоть бы что ему. Почему? (Карандаш мягкий, а гвоздь твердый)

- Не может идти Карандаш - больно ему. Говорит тогда Гвоздь: "Давай я тебя понесу, я выдержу, ведь я. какой? (прочный). А Карандаш смог бы? - Долго еще искали приют себе Гвоздь и Карандаш. Решили они себе дом построить. Как вы думаете, из какого материала будет дом?

- Ребята, скажите, что в доме может быть деревянным? (стол, стул, пол). - Что в доме может быть металлическим?

- Построили друзья дом, стали в нём жить – поживать, да добра наживать.

Сегодня мы с вами убедились, что несмотря на внешнее сходство железа и дерева, они имеют различные свойства. Какие (ответы детей)

Вы молодцы! Теперь пойдёмте в группу и поищем железные и деревянные предметы.