Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников

 

Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром. Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь.  Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Формировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу;, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.

Именно это послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста». Для более эффективной передачи красоты окружающего природного мира в детских работах, из многочисленных видов изобразительного искусства было выбрано одно направление: нетрадиционная техника рисования, так как она создаёт ситуацию успеха у воспитанников, формируя при этом устойчивую мотивацию к творческой деятельности. Все художественные техники, изучены и апробированы с детьми нашего дошкольного учреждения.

«Пальчики – палитра», «Рисование ладошкой». «Оттиск печатками». «Восковые мелки + акварель». «Граттаж». «Монотипия». «Тычок жёсткой полусухой кистью»«Набрызг». «Пластилинография».

Результатом данной работы с детьми дошкольного возраста является развитие познавательного интереса и речевой активности, различных видов мышления, мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, а так же формируется интерес к окружающему миру и природе. Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, можно достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

«Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает все: люди , вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги» А.С. Макаренко