Адаптация детей к ДОО

Иванова Светлана Фрунзевна

Консультация для педагогов и родителей о профилактике дезадаптации детей к ДОО от воспитателя Потехиной О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как пройти адаптацию к ДОО74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация профилактики дезадаптации детей к ДОО

Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы – к воде, птицы – к воздуху. Человек – к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т.д.), т.е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации (Д.Б. Эльконин).

Свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Так называемая физиологическая адаптация – это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакция требует усиления функции. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация. Если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется состояние физиологической адаптации нового качества. Если же адаптационные возможности организма превышаются, то функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Это форма патологической адаптации.  При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает реакция, называемая стрессом. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в этой реакции, различают болевой, психический (или эмоциональный) стрессы.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет

  • изменение поведенческих реакций ребенка,
  • расстройство сна и аппетита.

В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е.Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Е.И.Морозова отмечала: ”Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка”.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Появился даже термин ”адаптационной” болезни, потому что некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.

Цель моей работы, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, я вижу в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и струдниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

Адаптация процесс не односторонний. Он может быть успешным только в том случае, если и родители и педагоги действуют сообща. Родители готовят детей к детскому саду, начиная не менее чем за месяц до поступления. Педагоги, в свою очередь устанавливают доверительные отношения с ребенком и родителями в период совместного пребывания на начальном этапе адаптации.  

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организама происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Адаптационный процесс делится на следующие периоды:

  1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
  2. Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения.  В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения Светлана:  и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
  3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. По характеру и особенностям течения первых двух периодов можно классифицировать адаптацию по степени тяжести:

Легкая степень адаптации: К двадцатому дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней. вес без изменений. Признаки невротических реакций и деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации: нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительнее. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество Светлана:  тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель.

Тяжелая степень адаптации: Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям – избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. Иногда тяжелая степень адаптации проявляется в частых и повторных респираторных заболеваниях – более 3 раз сроком более 10 дней. ребенок не растет и не прибавляет в весе. Невротические реакции: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление прятаться от взрослых, истерические реакции, тремор (дрожание) подбородка, пальчиков.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

Для облегчения протекания адаптационного периода, можно порекомендовать следующую поэтапную схему постепенного вхождения ребенка в группу:

1 этап – прием детей, ознакомительный период  (1половина дня, утренняя прогулка).

Ребенок приходит в ДОО на 1-2 часа, минуя завтрак и не доводя время до обеда, так как прием пищи в незнакомых условиях  может являться стрессом. Рациональнее всего приходить просто на прогулку, когда дети уже позавтракали. Хорошо, если мама с малышом поиграют в группе, то есть ребенок познакомится с обстановкой,  исследует предметную среду в спокойной обстановке вместе с близким человеком, которому он доверяет.  Не рекомендуется приводить ребенка на начальном этапе адаптации к моменту приема детей в группу, так как при этом создается тревожная обстановка, ребенок «заражается» негативными эмоциями других детей.

2 этап – продолжается ознакомительный период (2 половина дня).

После того, как ребенок начнет хорошо ориентироваться на площадке и в группе, когда у него возникнут доверительные отношения с педагогами, необходимо несколько дней приводить его в послеобеденное время, к моменту, когда остальных детей забирают родители (16-18 часов). Мама обращает внимание ребенка на то, что ВСЕ детки ВСЕГДА из сада уходят домой, никто не остается здесь один. это необходимо для того, чтобы у ребенка не сформировался страх, что кого-то могут оставить  здесь, забыть.

 3 этап – расставание с близкими (1 половина дня).

На этом этапе ребенка можно оставлять в группе одного, только по договоренности, подробно рассказывая, что он будет делать и когда мама вернется. Это происходит, как и на первом этапе, во время утренней прогулки. Постепенно, когда ребенок согласится зайти сам с детьми в группу, можно предложить ему пообедать. Воспитатели при этом не настаивают на приеме пищи, но предлагают и поощряют, если это происходит. Мама в течение всего этого времени должна быть доступна настолько, чтобы в течение 10-15 минут могла прийти. При успешном нахождении ребенком в саду самостоятельно уже более 2 часов, если ребенок при этом хорошо обедает, можно приводить ребенка на полдня, начиная с завтрака.

4 этап – завершающий (полный день).

Этот завершающий этап начинается тогда, когда ребенок захочет спать вместе с остальными детьми и когда он сможет заснуть. С этого момента можно говорить о собственно адаптации как таковой, начинает вестись адаптационная карта ребенка, где фиксируются поведенческие реакции,

Важно подчеркнуть, что:

  1. Временные границы каждого этапа не могут быть жестко регламентированы. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  2. Каждый новый этап необходимо начинать с середины недели, а не с понедельника.  
  3. На время адаптации не нужно чтобы ребенок расставался с любимым предметом ни дома, ни в саду. То есть, целесообразно носить с собой либо игрушку, горшок, подушку – тот предмет, который вызывает у ребенка чувство комфорта.
  4. Если ребенок длительное время не может отпустить маму, можно порекомендовать оставить игрушку воспитателю до завтра, и на следующий день тоже. Таким образом, находя игрушку на следующий день, малыш научится доверять педагогу и детскому саду в целом.

 


Приложение №1.

Определение социальной адаптации ребенка в ДОУ.

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: 

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • социальные контакты ребенка;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит ребенка.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.

Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ:

1. Эмоциональное состояние ребенка

(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

(+1) Иногда задумчив, замкнут.

(-1) Легкая плаксивость, хныканье.

(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.

(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.

(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

(+2) Сон спокойный.

(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

(-3) Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.

(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.

(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.

(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.

(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ

Таблица 1

 

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

1

Легкая

До 5 дней -

1 неделя

+12…+8

А1 и П1 высокий

А1 и П2

2

Средняя

До 15 дней - 3 недели

+7…0

А1 и П3 средний

А2 и П2

3

Усложненная

До 25 дней - 5 недель

-1…-7

А2 и П4 сложный

А3 и П3

4

Дезадаптация

Более 5 недель

-8…-12

А3 и П4 дезадап-

А4 и П4 тация