Главные вкладки

    Система физического воспитания в детском саду с детьми с общим недоразвитием речи

    Дементьева Валентина Михайловна

    Цели, задачи физвоспитания на логопедических группах, система занятий, схема планирования, отличия от физкультурных занятий в общеобразовательных группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_fizicheskogo_vospitaniya.docx44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система физического воспитания

    в детском саду

    с детьми с общим недоразвитием речи

    (из опыта работы)


    В соответствии с программой обучения и воспитания цель физического воспитания с детьми с ОНР (дизартрия) такая же, как и в обычных группах:

    1. Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития.

    В связи с этой целью я поставила следующие задачи:

    1. Образовательные

    Научить детей двигательным навыкам и умениям, соответствующим возрастным требованиям образовательного стандарта.

    1. Развивающие

    Активизировать и стимулировать развитие двигательных функций, которые не соответствуют возрастной норме, способствовать развитию высших психических процессов, обеспечивающих двигательный акт.

    1. Коррекционные

    Закреплять словарный запас, умение называть предметы по обобщающему слову.

    Развитие координированных движений во взаимодействии с речью.

    Совершенствовать мелкую и общую моторику.

    Способствовать снятию мышечного напряжения.

    Формировать речевое дыхание (длительность и сила выдоха).

    1. Воспитательные

    Сформировать представления о здоровом образе жизни, приобщить ребенка к физической культуре, воспитывать желание заниматься спортом.

    На основе вышеперечисленных задач мной разработана система физического воспитания в нашем детском саду.

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    1 занятие – классическое

    2 занятие – классическое

    3 занятие – подвижные игры на улице

     1 занятие – классическое

    2 занятие – сюжетное или игровое

    3 занятие – подвижные игры на улице

    1 занятие – классическое

    2 занятие –

    Оздоровительно-валеологическое, на тренажерах,

    Занятие – беседа по видам спорта

    3 занятие – подвижные игры на улице

    1 занятие – классическое, занятие тренировка

    2 занятие – развлечение,

    по секторам, диагностическое,

    самостоятельное по карточкам

    3 занятие – подвижные игры

    В систему моей работы входит разработка перспективных коррекционных планов. Разработаны планы в средней, старшей, подготовительной группах. В младшей группе план в стадии разрабатывания. Эти планы могут работать в рамках любой физкультурной программы

    I

    Н

    Е

    Д

    Е

    Л

    Я

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Я

    Лексическая тема

    Задачи занятий

    Содержание занятий

    Развивающая среда

    Совместная деятельность

    (задачи логопеда на неделю)

    Овощи, огород

    Коррекционные задачи на моем занятии

    Коррекционная работа на занятии

    Непосредст-

    венно на этом

    занятии для коррекционной работы

    Подвижные игры

    II

    Н

    Е

    Д

    Е

    Л

    Я

    О

    К

    Т

    Я

    Б

    Р

    Я

    Позитивные моменты:    

    1. Выделены  задачи учителя-логопеда на месяц
    2. Месяц поделен на 4 темы
    3. Прописана вся коррекционная работа инструктора по физо
    4. Указана развивающая среда в группе и в физкультурном зале
    5. Предусмотрено закрепление задач по физо в совместной деятельности детей и воспитателя.

    Все планирование построено в соответствии с лексической темой.

    В разных возрастных логопедических группах работа по физическому воспитанию, отражённая в перспективных планах отличается некоторыми моментами.

    1. Организация физкультурных занятий.

    Формы коррекционной работы

    Группа

    Общие

    Отличительные

    Младшая

    Средняя

    1. Подвижная  игра, связанная с темой учителя-логопеда
    2. Пальчиковая игра
    3. Упражнение на дыхание
    1. Отсутствует упражнение на дыхание
    2. Добавляется музыкальная игра со словами, где дети,   имитируя различные явления природы и движения животных,  ориентируются в пространстве.

    1. Пальчиковая игра проводится с каучуковым мячом, массажным, эспандером, чередуясь через 2 месяца в стихах
    2. Упражнение на дыхание и подвижная игра чередуются через неделю

    Формы коррекционной работы

    Группа

    Общие

    Отличительные

    Старшая

    подготовительная

    1. Пальчиковая игра проводится по показу взрослого или ребенка, например, покажи: огурец, помидор – по теме «Овощи»

    1. Добавляется 4 комплекса на фито-мячах,  меняются через 2 месяца, это способствует
    2. Созданию условий для гармоничной тренировки вестибулярного аппарата
    1. Улучшению координационных движений, восстановлению нарушенной статики

    Остановимся более подробно на организационных моментах в средней логопедической группе. Как уже говорилось выше, на физкультурное занятие накладывается коррекционный план (см. приложение №2). Задачи прописаны понедельно, каждой неделе соответствует своя тема.

    На основе логопедических задач и темы недели корректируются дополнительные задачи на физкультурное занятие, которые решаются через пальчиковые игры, упражнения на дыхание и подвижные игры, специально разработанные по темам. Так же используются каучуковые мячики «Ежики», эспандеры. Они помогают:

    1. разнообразить выполнение пальчиковых игр, упражнений,
    2. стимулируют работу нервных окончаний пальцев и «волшебных точек», расположенных на ладони,
    3. укрепляют мелкую мускулатуру мышц
    4. Стимулируют работу речевых клеток в коре головного мозга

    Что бы не происходило наслоения одного материала на другой на разных видах занятий, пальчиковые игры в стихах помогает подобрать учитель-логопед.

    Упражнения на дыхание подбираются так же по задачам учителя-логопеда и используются в течение всего занятия. Таким образом, решается сразу 2 задачи:

    1. Восстановление дыхания после интенсивной нагрузки на занятии (бег, игра, ОВД)
    2. Решение логопедических задач (длительность, глубина, сила вдоха и выдоха)

    Так же занятие в средней группе отличается от обычного занятия дополнительной подвижной игрой, игры разработаны специально для этих занятий, они отвечают теме недели. Эти игры:

    1. Помогают расширять и закреплять словарный запас
    2. Решают поставленные логопедические задачи, направленные не грамматический строй речи
    3. Развивают ловкость, смелость, координацию.

    Важно, что дополнительный материал коррекционной работы не увеличивает время проведения занятия и не выбивается из циклограммы, разработанной на группу благодаря тому, что

    1. Детей в группе 12 – 15 человек
    2. В средней группе занятие 20 – 25 минут, в 25минут укладываемся
    3. Присутствие воспитателя на занятии
    4. В систему работы заложена информация предстоящего занятия, педагог знает заранее, чем он будет заниматься
    5. Держится темп занятия

    Коррекционная работа проходит в 1 части занятия, после, ОВД и + подвижная игра к основным играм, а так же в 3 части занятия (см приложение № 3)

    1. Организация утренней гимнастики:

    На утренней гимнастике в 1 и 3 части так же используются дополнительно упражнения на дыхание и пальчиковые упражнения, упрощенные без дополнительного оборудования, например по теме «фрукты» показ пальцами рук яблока, лимона, банана и т.д. (см. приложение № 4)

    1. Индивидуальная работа с детьми

    Особого внимания требует индивидуальная работа с детьми, имеющими недостатки речевого развития. Как уже было определено выше, у таких детей  низкая степень сформированности двигательных навыков, снижена функция саморегуляции, контроля, автоматизации движений и низкая обучаемость. Все это сопряжено с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятие, внимание, память). Индивидуальная работа с детьми поставлена следующим образом. В конце каждого месяца проводится диагностическое занятие, на котором воспитатели фиксируют результат каждого ребенка в журнал. Учитывается сформированность двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой. Затем инструктор проводит консульт-пункт, где корректируется индивидуальная работа с детьми на последующий месяц; рассматриваются задачи и подвижные игры; изменяется  развивающая среда группы, в соответствии с задачами физического воспитания; обсуждаются игровые занятия на улице на каждую неделю. Эта форма работы дает положительный результат при проведении последующих физкультурных занятий.

    Такая форма работы имеет ряд положительных моментов. Проводится в свободное и удобное для детей и воспитателей время в течение дня, целенаправленно и адресно, корректируемая инструктором по физо. К концу учебного года, при переходе из одной группы в другую можно проследить позитивную динамику физического развития детей средней логопедической группы, логопедических групп. (см приложение № 5)

     

    Вывод:

       Физическая система, соответствующая возможностям детей, способствует своевременному развитию и созреванию всех физиологических структур детского организма. Благоприятно сказывается на состоянии физического здоровья, повышается активность детей, увеличивается интенсивность характера их деятельности, обеспечивающая совершенствование выносливости и тренированности организма. Совершенствуется общая и мелкая моторика, улучшается координация движений и ориентировка в пространстве. Способствует снятию мышечного напряжения. Появляется вера в себя и желание заниматься спортом.

    Существенным показателем эффективности физкультурно-коррекционной работы с детьми является участие детей в городских спортивных соревнованиях. Из 17 команд, заняли 8 место. Дети выпускаются в массовые школы с определенным багажом физических качеств.