Занятие по ФЦКМ «Проказница Зима».

Петрова Валентина Николаевна

Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой зимой.             Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

- Учить замечать происходящие изменения в природе и конкретизировать знания о признаках зимы.

- Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

 -Углублять знания о растениях, животных и природных явлениях.

 -Обучать составлению простых предложений по образцу;

  -Стимулировать проявления речевой активности.

 

2. Коррекционно – развивающие:

 -Способствовать речевому развитию, обогащать активный словарный запас воспитанников.

 -Развивать интерес к миру природы.

 - Развивать творческую активность, используя доступные средства выразительности (жесты, мимика, движение)

3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать желание любоваться красотой зимней природы.                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ftskm_prokaznitsa_zima.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ФЦКМ «Проказница Зима».

Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой зимой.             Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

- Учить замечать происходящие изменения в природе и конкретизировать знания о признаках зимы.

- Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

 -Углублять знания о растениях, животных и природных явлениях.

 -Обучать составлению простых предложений по образцу;

  -Стимулировать проявления речевой активности.

2. Коррекционно – развивающие:

 -Способствовать речевому развитию, обогащать активный словарный запас воспитанников.

 -Развивать интерес к миру природы.

 - Развивать творческую активность, используя доступные средства выразительности (жесты, мимика, движение)

3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать желание любоваться красотой зимней природы.                    

Ход занятия

В: - Ребята, послушайте стихотворение русского поэта А.С.Пушкина

Вот ветер, тучи нагоняя,                                                                                           Вдохнул, завыл, - и вот сама                                                                                                             Идёт волшебница зима.                                                                                                    Пришла, рассыпалась; клоками                                                                                          Повисла на суках дубов;                                                                                                          Легла волнистыми коврами                                                                                            Среди полей вокруг холмов.                                                                                            Брега с недвижною рекою                                                                                       Сравняла пухлой пеленою;                                                                                                Блеснул мороз. И рады мы                                                                                           Проказам матушки зимы.

- Ребятки, подумайте и скажите, о чём говорится в этом стихотворении?             Какая главная примета зимы? Всё кругом покрыто снегом. Давайте сейчас поиграем в снежки!

Игра со «снежком». (Подбор определений и глаголов).

- Что зимой лежит на земле? (Снег)

- Ребята, а что можно сказать о снеге? Снег какой? (Воспитатель кидает «снежок» каждому ребенку)

(Дети: пушистый, белый, мокрый, холодный, мягкий, сверкающий...)

- А что снег может делать? (Воспитатель кидает снежок каждому ребенку)

(Дети: кружиться, блестеть, таять, летать, сверкать, ложиться, хрустеть. Переливаться...)

- Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется». Обрядила она ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно, а внизу под ними, словно детишки, разные кустики, да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

В: - А вы знаете, почему с приближением зимы некоторые птицы улетели в тёплые края? (ответы детей)

В: - Некоторые птицы питаются только насекомыми или растениями. А зимой для них нет еды, т.к. насекомые спрятались кто - куда, а растения спят под снегом. Вот птицы и улетели туда, где нет зимы. Уж очень холодно бывает зимой в наших краях.

                                                               

 Ребята, давайте поиграем.(Координация речи с движением)

Белый  снег  пушистый                (руки перед собой.  Движения  кистями  рук)

В воздухе кружится                         ( кружатся вокруг себя)

И на землю тихо                         ( медленно опускаются на корточки)

падает, ложится.

- А давайте-ка расскажем про то, как звери к зиме готовятся.(Настольный театр)

В: - По завалам, по оврагам,                                                                                           Шёл Медведь хозяйским шагом.                                                                                                                                  И спросил он у зверей:                                                                                                                  Медведь: - Отвечайте звери мне,                                                                                                     Вы готовы ли к зиме?                                                                                                                                    В: - Что ответили лисицы?                                                                                                             Лисицы: - Мы связали рукавицы                                                                                                    Рукавицы новые, новые, пуховые.

В: - А вот пришли и заиньки                                                                                                    Зайки: - А у нас есть валенки                                                                                                               Что нам вьюга, да метель!                                                                                                               Хочешь, Мишенька, примерь!                                                                                                                     В: - Вот и Белочка пришла                                                                                                             Белка: - Я орешков припасла!                                                                                                          Высоко моё дупло                                                                                                                                    В нём и сухо и тепло!                                                                                                                               В: - Вылез ёжик из листвы                                                                                                                      Ёж: - Про меня забыли вы?                                                                                                                 Здесь в кустах моя избушка                                                                                                                        А в избе – грибов кадушка!)                                                                                                                  В: - Обошел Медведь весь лес                                                                                                                   И в берлогу спать залез                                                                                                                         Лапу в пасть засунул он                                                                                                                                      И увидел сладкий сон                                                                                                                       Стынут ветви у берёз                                                                                                                                По ночам трещит мороз                                                                                                                                 Ну, а Мишке всё равно,                                                                                                                            Он в берлоге спит давно!

В: - Некоторые животные впадают в зимнюю спячку. Почему так происходит? Для чего нужен такой длительный отдых?

Летом, когда в лесах и на полянках распускается много цветов, появляются ягоды, грибы и другие вкусности, животные с удовольствием едят всё, что хотят. Хищникам тоже легче искать добычу. И догонять её проще – снега и льда нет. Холода тоже нет, а значит, в норках животные прячутся редко. Зимой всё гораздо сложнее. Можно, конечно, запастись ягодами и грибочками. Но вдруг запасы найдёт и съест кто-нибудь или часть случайно испортится? Тогда всю зиму не протянуть. А вылезешь из норки – холодно, ничего не растёт и мало кто бегает. Поэтому и решили некоторые животные действовать вот как. Нужно летом хорошо побегать, запасы насобирать и принести в норку, да и поесть хорошо. А потом устроиться в тёпленьком местечке и уснуть до весны. Вот они всю зиму и спят.

Развитие дыхания и силы голоса.

- Ребята , я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на «снежки».

- А вы умеете правильно дуть?

- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем.

Дети дуют на свои «снежки».

- Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

- Покажите голосом, как ветер усиливается.

- Как вьюга затихает.

- Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом. (Дети « греют» руки теплой воздушной струей).

В: - Давайте рассмотрим картинку, как дети играют зимой, и чем занимаются.

Картинка про зимние развлечения. С помощью вопросов воспитателя, дети составляют небольшой рассказ по картинке.

Пришла волшебница Зима                                                                                                        Покрыла землю белым снегом.                                                                                                    Стоят замёрзшие дома                                                                                                                       Под голубым морозным небом.                                                                                                            И как ей рада детвора!                                                                                                                               Зимою столько развлечений:                                                                                                         Серёжа на катке с утра,                                                                                                                            В снежки играют Саша с Женей.                                                                                                                  А я слеплю снеговика                                                                                                                           Пускай стоит под зимним солнцем.                                                                                                          Весной растает, а пока                                                                                                                            Ему прохожий улыбнётся.

                                                                                                                              Итог занятия                                                                                                                                   В: - О каком времени года мы говорили на занятии?                                                                                                            

Д: - О зиме.

В: - Вы любите зиму?

Д: - Да.

Зима, зима, как ты прекрасна!

Снежком укрыла землю всю.

Мы любим зиму не напрасно,

Как лето, осень и весну!

- А теперь давайте нарисуем картинку про зиму.

(дети идут рисовать)