Занятие по ФЦКМ «Проказница Зима».
Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой зимой. Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
- Учить замечать происходящие изменения в природе и конкретизировать знания о признаках зимы.
- Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
-Углублять знания о растениях, животных и природных явлениях.
-Обучать составлению простых предложений по образцу;
-Стимулировать проявления речевой активности.
2. Коррекционно – развивающие:
-Способствовать речевому развитию, обогащать активный словарный запас воспитанников.
-Развивать интерес к миру природы.
- Развивать творческую активность, используя доступные средства выразительности (жесты, мимика, движение)
3. Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать желание любоваться красотой зимней природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ФЦКМ «Проказница Зима».
Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой зимой. Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
- Учить замечать происходящие изменения в природе и конкретизировать знания о признаках зимы.
- Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
-Углублять знания о растениях, животных и природных явлениях.
-Обучать составлению простых предложений по образцу;
-Стимулировать проявления речевой активности.
2. Коррекционно – развивающие:
-Способствовать речевому развитию, обогащать активный словарный запас воспитанников.
-Развивать интерес к миру природы.
- Развивать творческую активность, используя доступные средства выразительности (жесты, мимика, движение)
3. Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать желание любоваться красотой зимней природы.
Ход занятия
В: - Ребята, послушайте стихотворение русского поэта А.С.Пушкина
Вот ветер, тучи нагоняя, Вдохнул, завыл, - и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
- Ребятки, подумайте и скажите, о чём говорится в этом стихотворении? Какая главная примета зимы? Всё кругом покрыто снегом. Давайте сейчас поиграем в снежки!
Игра со «снежком». (Подбор определений и глаголов).
- Что зимой лежит на земле? (Снег)
- Ребята, а что можно сказать о снеге? Снег какой? (Воспитатель кидает «снежок» каждому ребенку)
(Дети: пушистый, белый, мокрый, холодный, мягкий, сверкающий...)
- А что снег может делать? (Воспитатель кидает снежок каждому ребенку)
(Дети: кружиться, блестеть, таять, летать, сверкать, ложиться, хрустеть. Переливаться...)
- Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется». Обрядила она ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно, а внизу под ними, словно детишки, разные кустики, да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
В: - А вы знаете, почему с приближением зимы некоторые птицы улетели в тёплые края? (ответы детей)
В: - Некоторые птицы питаются только насекомыми или растениями. А зимой для них нет еды, т.к. насекомые спрятались кто - куда, а растения спят под снегом. Вот птицы и улетели туда, где нет зимы. Уж очень холодно бывает зимой в наших краях.
Ребята, давайте поиграем.(Координация речи с движением)
Белый снег пушистый (руки перед собой. Движения кистями рук)
В воздухе кружится ( кружатся вокруг себя)
И на землю тихо ( медленно опускаются на корточки)
падает, ложится.
- А давайте-ка расскажем про то, как звери к зиме готовятся.(Настольный театр)
В: - По завалам, по оврагам, Шёл Медведь хозяйским шагом. И спросил он у зверей: Медведь: - Отвечайте звери мне, Вы готовы ли к зиме? В: - Что ответили лисицы? Лисицы: - Мы связали рукавицы Рукавицы новые, новые, пуховые.
В: - А вот пришли и заиньки Зайки: - А у нас есть валенки Что нам вьюга, да метель! Хочешь, Мишенька, примерь! В: - Вот и Белочка пришла Белка: - Я орешков припасла! Высоко моё дупло В нём и сухо и тепло! В: - Вылез ёжик из листвы Ёж: - Про меня забыли вы? Здесь в кустах моя избушка А в избе – грибов кадушка!) В: - Обошел Медведь весь лес И в берлогу спать залез Лапу в пасть засунул он И увидел сладкий сон Стынут ветви у берёз По ночам трещит мороз Ну, а Мишке всё равно, Он в берлоге спит давно!
В: - Некоторые животные впадают в зимнюю спячку. Почему так происходит? Для чего нужен такой длительный отдых?
Летом, когда в лесах и на полянках распускается много цветов, появляются ягоды, грибы и другие вкусности, животные с удовольствием едят всё, что хотят. Хищникам тоже легче искать добычу. И догонять её проще – снега и льда нет. Холода тоже нет, а значит, в норках животные прячутся редко. Зимой всё гораздо сложнее. Можно, конечно, запастись ягодами и грибочками. Но вдруг запасы найдёт и съест кто-нибудь или часть случайно испортится? Тогда всю зиму не протянуть. А вылезешь из норки – холодно, ничего не растёт и мало кто бегает. Поэтому и решили некоторые животные действовать вот как. Нужно летом хорошо побегать, запасы насобирать и принести в норку, да и поесть хорошо. А потом устроиться в тёпленьком местечке и уснуть до весны. Вот они всю зиму и спят.
Развитие дыхания и силы голоса.
- Ребята , я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на «снежки».
- А вы умеете правильно дуть?
- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем.
Дети дуют на свои «снежки».
- Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.
- Покажите голосом, как ветер усиливается.
- Как вьюга затихает.
- Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом. (Дети « греют» руки теплой воздушной струей).
В: - Давайте рассмотрим картинку, как дети играют зимой, и чем занимаются.
Картинка про зимние развлечения. С помощью вопросов воспитателя, дети составляют небольшой рассказ по картинке.
Пришла волшебница Зима Покрыла землю белым снегом. Стоят замёрзшие дома Под голубым морозным небом. И как ей рада детвора! Зимою столько развлечений: Серёжа на катке с утра, В снежки играют Саша с Женей. А я слеплю снеговика Пускай стоит под зимним солнцем. Весной растает, а пока Ему прохожий улыбнётся.
Итог занятия В: - О каком времени года мы говорили на занятии?
Д: - О зиме.
В: - Вы любите зиму?
Д: - Да.
Зима, зима, как ты прекрасна!
Снежком укрыла землю всю.
Мы любим зиму не напрасно,
Как лето, осень и весну!
- А теперь давайте нарисуем картинку про зиму.
(дети идут рисовать)
