Мои последние открытые уроки

Казаков Александр Владимирович

Открытые  уроки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_uro1_peshka.docx16.83 КБ
Файл otkrytyy_urok_rokirovka.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК.

Тема:  Место  пешки  в  начальном  положении,  ход  пешки,  взятие.

                                                                         24  декабря  2017 г.

Задачи  занятия:   

1.  Образовательная:  повторить  и  закрепить  базовые  знания,  связанные  с  доской  и  шахматными  фигурами.  Повторить  названия  фигур  и  расстановку  начальной  позиции.  Познакомить  детей  с  пешкой,  обьяснить  такие  понятия  как  «ход  пешкой»,  «взятие  пешкой».  Обьяснить  особые  ходы  пешкой  -  правило  взятия  на  проходе  и  правило  превращения  пешки.  

2.  Воспитательная:  комплексное  формирование  основ  шахматной  культуры,  уважение  к  партнёру,  к  коллективу.

3.  Развивающие:  раскрытие  творческих  способностей,  развитие  познавательной  активности,  фантазии,  логического  мышления.

Оборудование  занятия:   настенная  магнитная  демонстрационная  доска,  настольные  доски,  компьютер.

План  занятия.

1.  Организационный  момент:                     2-3  мин.

           - приветствие;

           - проверка  присутствующих;

           - объявление  темы  и  задач  занятия.

2.  проверка  домашнего  задания:                 3-5  мин.

           - проверка  выполнения  задания;

           - комментарии  к  домашнему  заданию.

3.  Основная  часть  (ход  урока).                    20-25  мин.  

   «Пешки  ходят  прямо,  бьют  наискосок»  - таков  пешечный  девиз.  Важно  что  пешки  движутся  не  просто  прямо,  но  и  всегда  только  вперёд.  Поэтому  ходы  пешками  очень  ответственны – назад  не  вернёшь.  Каждая  пешка  может  дойти  до  конца  доски.  Белые  пешки  до  восьмой  горизонтали,  черные  до  первой.  За  один  ход  пешка  может  пойти  только  на  одно  поле  вперёд  по  вертикали.  И  только  один  раз  в  партии  каждая  пешка  может  прыгнуть  на  два  поля  вперёд  (например  с  поля  е 2  на  поле  е 4)  -  в  начальном  положении.  В  начальной  позиции  у  шахматистов  по  восемь  пешек.  Белые  располагаются  на  второй  горизонтали,  черные  на  седьмой.  Бьёт  пешка  наискосок  -  по  диагонали  на  одно  поле  и  занимает  место  взятой  фигуры.  Трудность  с  ходами  пешек  только  одна – правило  взятия  на  проходе.  Если  пешка  из  начальной  позиции  прыгает  через  поле,  которое  держит  под  боем  неприятельская  пешка,  то  пешка  соперника  может  побить  прыгнувшую  пешку  (по  желанию).  Если  пешка  доходит  до  крайней  горизонтали,  то  она  обязательно  превращается   ( по  вашему  выбору)  в  любую  фигуру  вашего  цвета,  кроме  короля.

    В  середине  занятия  проводим  физпаузу:

                   Ну-ка,  пешки,  поиграем

                   Головой  мы  повращаем

                   Вправо-влево,  а  потом

                   3-4  -  приседаем,

                   Наши  ножки  разомнём.                

Методика  проведения  урока.

   Пешки – самый  многочисленный  «род  войск»  на  шахматной  доске.  Великий  французский  шахматист  Филидор  называл  пешку  душой  шахмат,  поскольку  от  умения  обращения  с  пешками  во  многом  зависит  исход  сражения.  Пешки  ходят  прямо,  а  бьют  наискосок.  И  только  вперёд  и  ходят  и  бьют.  В  ходе  дидактической  игры  «Съешь  клубничку»  можно  организовать  изучение  материала  по – разному:

  1.  учитель  вызывает  ученика  к  доске,  тот  под  диктовку  расставляет  нужную  позицию  (клубничку  можно  обозначить  любой  яркий  магнит  либо  фигура)  и  по  очереди  съедают  все  неприятельские  фигуры  и  пешки,  добираясь  до  клубнички.

   2.   можно  вызывать  учеников  к  доске  по  очереди;  каждый  делает  по  одному  ходу.

   3.   ученики  расставляют  позиции  на  своих  досках  и  решают  задания.

Завершение  урока.

  Подводим  итоги  и  даю  домашнее  задание:

         Белая  пешка  стоит  на  поле  g 2,  клубничка  находится  на  поле  с 8,

        чёрные  фигуры  находятся  на  полях  f 3,  e 4,  d 5,  e 6,  d 7.

         Нужно  съесть  клубничку.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК.

Тема:    Рокировка:  практическое  занятие.

                                                                                28  января  2018 г.

   Задачи  занятия.

   1.  Образовательная:  повторить,  что  такое  шах  и  мат.  Ввести  понятие  об  особом  ходе - рокировке .  обьяснить,  когда  можно  и  когда  нельзя  рокировать.  закрепить  полученные  знания  с  помощью  дидактических  упражнений.

   2.  Воспитательная:  воспитание  навыков  волевой  регуляции  характера,  формирование  основ  шахматной  культуры.

    3.  Развивающая:   формирование  логического  мышления, умственных  и  аналитических  способностей.

Оборудование  занятия:  настольные  шахматные  доски  и  фигуры,  настенная  магнитная  демонстрационная  шахматная  доска,  компьютер.

План  занятия.

1.  Организационный  момент.                         2-3  мин.

           - приветствие;

           - проверка  присутствующих;

           - обьявление  темы  и  задач  занятия.

2.  Проверка  домашнего  задания.                    3-5  мин.

            - проверка  выполнения  задания;

            - комментарии  к  домашнему  заданию.

3.  Основная  часть  (ход  урока).                      20-25  мин.    

  Рокировка  -  особенный  ход,  который  белые и  чёрные  могут  сделать  всего  один  раз  за  партию.  Во  время  рокировки  передвигаются  сразу  две  фигуры – король  и  ладья.

   Рокировка  делается  следующим  образом.  Вы  берёте  своего  короля  и  переставляете  на  два  поля  вправо  или  влево,  а  затем  берёте  ладью  

( если  рокировка  выполняется  вправо,  то  правую,  если  в  влево,  то  левую),  перенося  её  через  короля  и  ставите  на  соседнее  поле  рядом  с  королём.

   Рокировка  бывает  длинной  и  короткой.  Если  король  рокируется  с  ближней  ладьёй – это  короткая  рокировка,  а  если  с  даоьней,  то  это  длинная  рокировка.

   Правило  пяти  «если»:

1.  Если  король  и  та  ладья,  с  которой  король  хочет  сделать  рокировку,  ещё  ниразу  не  ходили.

2.  Если  между  королём  и  этой  ладьёй  нет  никаких  фигур,  ни  своих  ни  чужих.

3.  Если  король  не  находится  под  шахом.

4.  Если  король  после  рокировки  не  попадает  под  шах.

5.  Если  во  время  рокировки  король  не  проходит  битое  поле.  

   В  середине  занятия  проводится  физ-пауза.  Выполняются  лёгкие  гимнастические  и  дыхательные  упражнения.

Методика  проведения  урока.

   Урок  начинается  с  повторения.  Дети  отвечают  на  вопросы:

- Какова  цель  игры  в  шахматы?

- Что  такое  мат  и  чем  он  отличается  от  шаха?

   Далее  объясняется,  что  каждым  холлом  в  шахматах  можно  переставить  на  доске  только  одну  фигуру.  Единственное  исключение,  которое  нам  

Было  известно – это  превращение  пешки  в  фигуру.  Но  во  время  превращения  пешка  уходит  с  шахматной  доски,  а  на  её  место  становится  любая  фигура  того  же  цвета,  кроме  короля.  Но  в  шахматах  есть  ещё  один  особенный  ход,  который  совершают  одновременно  две  фигуры  и  при  этом  обе  они  остаются  на  доске.  Это  рокировка,  белые  и  чёрные  фигуры  могут  совершать  его  всего  один  раз.

Заключение.

   Подводятся  итоги  занятия,  отмечаются  успехи  детей  в  изучении  учебного  материала.

Домашнее  задание.

   1.  Белый  король  находится  под  шахом.  Могут  ли  белые  сделать  рокировку?

   2.  Могут  ли  чёрные  сделать  рокировку,  если  их  ладья  находится  под  боем?

   3.  могут  ли  белые  сделать  рокировку ,  если  их  король  сделал  ход?

   4.  Могут  ли  чёрные  сделать  рокировку,  если  обе  ладьи  имели  ходы?