Конспект непосредственно-общеоброзовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Мясникова Галина Викторовна

Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г.Хвлынска

Мясникова Г. В.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с  использованием опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе  на тему:

«Необычные свойства воздуха».

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе  экспериментирования.

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Программное содержание:

1.Создать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.  Продолжать формировать  у детей представление о воздухе, его свойствах (воздух можно обнаружить, бывает тёплый и холодный, не имеет запаха,  служит в образовании грома, ветра, при нагревании нагревается и поднимается вверх). Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движущийся воздух, образование ветра – это результат неравномерного нагревания поверхности земли солнцем.

2.Предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности. Продолжать работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

3. Продолжать развивать речь, как средство общения. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение делать выводы.

4. Развивать наблюдательность, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать чуткость к художественному слову, умение выразительно читать стихи.  Закреплять умение  рисовать  восковыми мелками : апельсин, лук, духи.  Продолжать формировать умение внимательно слушать сказки. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:  вееры по количеству детей;  картинки(воробей, обезьяна, заяц, дятел, утка , хомяки), буквы для игры «Ребус» ; воздушный шар; музыка из кинофильма «Усатый нянь»; 3 баночки для игры « Угадай по запаху, что в них было»;  фонограмма «Шум дождя и грома»; бутылочка, монета, глубокий таз, термос с горячей водой; презентация сказки «Ветерок и воздух»; бумажные змейки, свеча, восковые мелки, бумага для рисования.

Предварительная работа:

Беседы о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. Беседы на тему: «Живая и неживая природа». Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. Заучивание стихов, песен. Опыты с воздухом. Наблюдения на прогулке за ветром, за температурой воздуха, игры с ветром.

Планируемый результат:

Дети имеют навыки опытно-экспериментальной деятельности. Сформированы знания о свойствах воздуха. Знакомы с правилами безопасности. Имеют представления о ветре, как результате неравномерного нагревания поверхности земли солнцем, имеют представления о том, что воздух участвует в образовании грома.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои  тёплые  улыбки. А теперь и друг друга мы согреем своими улыбками. Для этого давайте встанем в круг, поставим  руки на пояс и произнесём  слова: ««Влево, вправо повернись и друг другу улыбнись».

Воспитатель: ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?

Дети: солнышко

Воспитатель: правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг - друга и подарим тепло своим друзьям. ( Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг, с другом ), произнося слова:

«Солнышко, солнышко

Мы твои лучи

Быть людьми хорошими ты нас научи»

Воспитатель: Ребята, а вы любите превращения?

Дети: да.

Тогда закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!». Откройте глаза, посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию. А что делают в лаборатории?  (проводят разнообразные опыты, узнают много нового, интересного). А кто работает в лабораториях? (учёные)

Вот и мы с вами сейчас будем настоящими учёными. Подойдите к столам . оденьте шапочки учёных. Садитесь по удобнее. Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного очень важного для жизни вещества, название которого вы должны отгадать.

Игра «Ребус»

Воспитатель: Ребята, обратите, внимание на доску, здесь находятся картинки. Сколько их? (6). Вот столько и букв зашифровано в этом слове. Вам нужно по первым буквам этих картинок отгадать слово.

Воспитатель: Кто догадался, Какая первая буква? Правильно, Настя, это буква «В». Иди, найди эту букву у меня на столе, и помести её на доску.

(Таким образом отгадываются и остальные буквы)

Воспитатель: Какое же слово у нас получилось?  (воздух).

Правильно, это слово воздух.

А что вы можете рассказать о воздухе? ( воздух нужен чтоб дышать; он нужен людям, животным, растениям; он бесцветный, невидимый; воздух есть везде – в комнате, в почве, в растениях).

Дети читают стихи.

 

1.Непоседа невидимка.

 Над полями гонит дымку.

Низко вьётся над травой,

Носит запах луговой,

Нежным часто он бывает,

Но порой и с ног сбивает.

Нынче там он, завтра- тут…

Его воздухом зовут

 

2.Он - прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу  густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Про него мы говорим.

Мы всегда его вдыхаем-

Он ведь нам не обходим.

 

3.Воздух  нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать .

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

 

4. Для дыхания он нужен

С ветром, с вьюгой очень дружен

Окружает нас с тобой

Не поймать его рукой.

 

5.Мы без него не сможем жить,

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможем мы огня.

 

Воспитатель : Да, ребята вся наша планета окутана воздушным покрывалом.

 Мы без воздуха не сможем прожить и дня.

Наукой доказано, что без воды человек может прожить 10 дней, без пищи 40 дней. А вот без воздуха не проживёт и дня.

Опыт 1 : «Воздух можно обнаружить »

Воспитатель:  Ребята, чтобы   узнать  есть ли воздух  вокруг нас, нам нужно его почувствовать. Посмотрите на свои столы и подумайте с помощью какого предмета мы можем ощутить воздух? ( с помощью веера) . Правильно, давайте помашем веером на себя, друг на друга. Что вы ощущаете

Дети:  Движение воздуха

Воспитатель: Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на своей щеке.

Воспитатель: давайте сделаем вывод. Можно ли обнаружить воздух? С помощью чего можно обнаружить воздух?  (Воздух можно обнаружить. Мы его обнаружили с помощью веера).

Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.

Точно такая  же карточка ребёнком выставляется на доску.

Опыт 2 : « Воздух бывает тёплым и холодным»

Воспитатель: Ребята, а есть ли воздух внутри нас? Подышите на свою ладошку потихоньку. Что вы почувствовали?  (воздух). Он холодный или тёплый? (тёплый). А теперь  губы сложите трубочкой и подуйте на ладошку сильно. Какой воздух?  (холодный).  Какой воздух в холодильнике? В печке? Зимой? Летом?

Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?  (воздух бывает тёплый и холодный)

Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.

Точно такая  же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Егор карточку какого свойства воздуха ты поставил? Правильно.

Опыт 3. « Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель: Выпрямили все спинки и глубоко вдохнули воздух.  Что вы почувствовали? (воздух).  Имеет ли воздух запах?  (нет). Спрашиваю несколько детей. А бывает, что воздух пахнет  яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит костёр. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка.  Собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Хотите убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху, что было в баночке»  В баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать и зарисовать , что было в них. Сначала откроем  банку №1. ( подношу к детям, предлагаю понюхать, затем предлагаю зарисовать). Теперь проверим , что было в следующей банке № 2, что было в банке № 3.  А теперь, глядя на свои зарисовки скажите мне , что было в банке под №1. Скажи, Лера. Ребята вы все согласны с Лерой. Правильно в банке под №1 был апельсин. Что было в банке  под № 2?(лук).Что было в банке под№3? Молодцы все угадали правильно. Делаем вывод : имеет ли воздух запах? (нет). Но может присваивать запахи разных веществ и предметов. Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.

Точно такая  же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Соня, карточку какого свойства воздуха ты поставила?  Правильно.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть

Я всё дую, шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

 

 Воспитатель: Ну, не переживайте, ребята, что шарик ваш лопнул. У меня для вас есть сюрприз ( достаю воздушный шар). Давайте, поиграем с шариком. (Дети встают в круг и играют под музыку с шариком.

Опыт 4. « Подпрыгивающая монета».

Звучит фонограмма «Шум дождя и грома».

Воспитатель: Ребята, скорее возвращаемся на свои места.  Что вы слышали? (грозу, гром,  шум дождя). А  как вы думаете, участвует ли воздух в образовании грома?  Узнать это нам поможет следующий опыт.

Берём пустую бутылочку с длинным горлышком и ставим в глубокий таз. Намочим  ободок горлышка и положим сверху большую монету, которая полностью закрывает горлышко. Налить в таз тёплой воды.

Воспитатель: Что происходит с монетой? Как вы думаете, почему она подпрыгивает?

Дети: Воздух при нагревании расширяется и толкает монету вверх.

Воспитатель: При грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что производит громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод.  Воздух участвует в образовании грома.

Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.

Опыт 5. «Извивающая змейка».

Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные змейки. Подвесьте их за ниточку. Беру бумажную змейку и держу её над свечой. Почему моя змейка вращается, а ваши нет.

Потому что над свечой воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вращаться.

Воспитатель: В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Давайте с вами сделаем вывод:   Тёплый воздух заставляет вращаться змейку. Воздух образует ветер.

Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.

А сейчас я расскажу вам сказку «О ветерке и воздухе».

В небольшом домике жил был воздух. Был он домосед, и никуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в доме пахло яблочными пирогами, когда плохое- подгорелой кашей, а когда воздуху не здоровилось- лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто - то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху. «Кто это воет? »- спросил он. - Это я ветер! - А что ты воешь? - От огорчения. Я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах - рассказываю о своих путешествиях. - Как интересно, - сказал воздух, расскажи и мне, где ты бывал. - Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. - Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнётся. - Это здесь не шелохнётся, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? - удивился воздух. - Конечно есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра. А вы знаете?

Дети: Это солнце.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? (да).  Итак, ребята, что же такое ветер?  (это поток воздуха)

Почему он возникает? (солнце нагревает воздух и он поднимается к верху, а холодный воздух стремится на его место)

Можно ли назвать ветер путешественником? (да).

Воспитатель: Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Давайте вспомним , глядя на карточки о каких необычных свойствах воздуха вы сегодня узнали.

  1. Воздух можно обнаружить
  2. Воздух бывает тёплый и холодный
  3. Воздух не имеет запаха
  4. Воздух участвует в образовании грома
  5. Воздух образует ветер.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были настоящими учёными,  проводили опыты, делали правильно  выводы. Отгадали ребус. Делали красивые зарисовки.  Правильно отвечали на поставленные вопросы. А сейчас вы можете пойти и поиграть с воздушным шариком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г.Хвлынска

Мясникова Г. В.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с  использованием опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе  на тему:

«Необычные свойства воздуха».

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе  экспериментирования.

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Программное содержание:

1.Создать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.  Продолжать формировать  у детей представление о воздухе, его свойствах (воздух можно обнаружить, бывает тёплый и холодный, не имеет запаха,  служит в образовании грома, ветра, при нагревании нагревается и поднимается вверх). Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движущийся воздух, образование ветра – это результат неравномерного нагревания поверхности земли солнцем.

2.Предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности. Продолжать работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

3. Продолжать развивать речь, как средство общения. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение делать выводы.

4. Развивать наблюдательность, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать чуткость к художественному слову, умение выразительно читать стихи.  Закреплять умение  рисовать  восковыми мелками : апельсин, лук, духи.  Продолжать формировать умение внимательно слушать сказки. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:  вееры по количеству детей;  картинки(воробей, обезьяна, заяц, дятел, утка , хомяки), буквы для игры «Ребус» ; воздушный шар; музыка из кинофильма «Усатый нянь»; 3 баночки для игры « Угадай по запаху, что в них было»;  фонограмма «Шум дождя и грома»; бутылочка, монета, глубокий таз, термос с горячей водой; презентация сказки «Ветерок и воздух»; бумажные змейки, свеча, восковые мелки, бумага для рисования.

Предварительная работа:

Беседы о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. Беседы на тему: «Живая и неживая природа». Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. Заучивание стихов, песен. Опыты с воздухом. Наблюдения на прогулке за ветром, за температурой воздуха, игры с ветром.

Планируемый результат:

Дети имеют навыки опытно-экспериментальной деятельности. Сформированы знания о свойствах воздуха. Знакомы с правилами безопасности. Имеют представления о ветре, как результате неравномерного нагревания поверхности земли солнцем, имеют представления о том, что воздух участвует в образовании грома.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои  тёплые  улыбки. А теперь и друг друга мы согреем своими улыбками. Для этого давайте встанем в круг, поставим  руки на пояс и произнесём  слова: ««Влево, вправо повернись и друг другу улыбнись».

Воспитатель: ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?

Дети: солнышко

Воспитатель: правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг - друга и подарим тепло своим друзьям. ( Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг, с другом ), произнося слова:

«Солнышко, солнышко

Мы твои лучи

Быть людьми хорошими ты нас научи»

Воспитатель: Ребята, а вы любите превращения?

Дети: да.

Тогда закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!». Откройте глаза, посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию. А что делают в лаборатории?  (проводят разнообразные опыты, узнают много нового, интересного). А кто работает в лабораториях? (учёные)

Вот и мы с вами сейчас будем настоящими учёными. Подойдите к столам . оденьте шапочки учёных. Садитесь по удобнее. Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного очень важного для жизни вещества, название которого вы должны отгадать.

Игра «Ребус»

Воспитатель: Ребята, обратите, внимание на доску, здесь находятся картинки. Сколько их? (6). Вот столько и букв зашифровано в этом слове. Вам нужно по первым буквам этих картинок отгадать слово.

Воспитатель: Кто догадался, Какая первая буква? Правильно, Настя, это буква «В». Иди, найди эту букву у меня на столе, и помести её на доску.

(Таким образом отгадываются и остальные буквы)

Воспитатель: Какое же слово у нас получилось?  (воздух).

Правильно, это слово воздух.

А что вы можете рассказать о воздухе? ( воздух нужен чтоб дышать; он нужен людям, животным, растениям; он бесцветный, невидимый; воздух есть везде – в комнате, в почве, в растениях).

Дети читают стихи.

1.Непоседа невидимка.

 Над полями гонит дымку.

Низко вьётся над травой,

Носит запах луговой,

Нежным часто он бывает,

Но порой и с ног сбивает.

Нынче там он, завтра- тут…

Его воздухом зовут

2.Он - прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу  густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Про него мы говорим.

Мы всегда его вдыхаем-

Он ведь нам не обходим.

3.Воздух  нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать .

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

4. Для дыхания он нужен

С ветром, с вьюгой очень дружен

Окружает нас с тобой

Не поймать его рукой.

5.Мы без него не сможем жить,

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможем мы огня.

Воспитатель : Да, ребята вся наша планета окутана воздушным покрывалом.

 Мы без воздуха не сможем прожить и дня.

Наукой доказано, что без воды человек может прожить 10 дней, без пищи 40 дней. А вот без воздуха не проживёт и дня.

Опыт 1 : «Воздух можно обнаружить »

Воспитатель:  Ребята, чтобы   узнать  есть ли воздух  вокруг нас, нам нужно его почувствовать. Посмотрите на свои столы и подумайте с помощью какого предмета мы можем ощутить воздух? ( с помощью веера) . Правильно, давайте помашем веером на себя, друг на друга. Что вы ощущаете

Дети:  Движение воздуха

Воспитатель: Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на своей щеке.

Воспитатель: давайте сделаем вывод. Можно ли обнаружить воздух? С помощью чего можно обнаружить воздух?  (Воздух можно обнаружить. Мы его обнаружили с помощью веера).

Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.

Точно такая  же карточка ребёнком выставляется на доску.

Опыт 2 : « Воздух бывает тёплым и холодным»

Воспитатель: Ребята, а есть ли воздух внутри нас? Подышите на свою ладошку потихоньку. Что вы почувствовали?  (воздух). Он холодный или тёплый? (тёплый). А теперь  губы сложите трубочкой и подуйте на ладошку сильно. Какой воздух?  (холодный).  Какой воздух в холодильнике? В печке? Зимой? Летом?

Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?  (воздух бывает тёплый и холодный)

Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.

Точно такая  же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Егор карточку какого свойства воздуха ты поставил? Правильно.

Опыт 3. « Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель: Выпрямили все спинки и глубоко вдохнули воздух.  Что вы почувствовали? (воздух).  Имеет ли воздух запах?  (нет). Спрашиваю несколько детей. А бывает, что воздух пахнет  яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит костёр. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка.  Собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Хотите убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху, что было в баночке»  В баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать и зарисовать , что было в них. Сначала откроем  банку №1. ( подношу к детям, предлагаю понюхать, затем предлагаю зарисовать). Теперь проверим , что было в следующей банке № 2, что было в банке № 3.  А теперь, глядя на свои зарисовки скажите мне , что было в банке под №1. Скажи, Лера. Ребята вы все согласны с Лерой. Правильно в банке под №1 был апельсин. Что было в банке  под № 2?(лук).Что было в банке под№3? Молодцы все угадали правильно. Делаем вывод : имеет ли воздух запах? (нет). Но может присваивать запахи разных веществ и предметов. Найдите у себя на столе карточки, обозначающие это свойство.

Точно такая  же карточка ребёнком выставляется на доску. Скажи , Соня, карточку какого свойства воздуха ты поставила?  Правильно.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть

Я всё дую, шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

 Воспитатель: Ну, не переживайте, ребята, что шарик ваш лопнул. У меня для вас есть сюрприз ( достаю воздушный шар). Давайте, поиграем с шариком. (Дети встают в круг и играют под музыку с шариком.

Опыт 4. « Подпрыгивающая монета».

Звучит фонограмма «Шум дождя и грома».

Воспитатель: Ребята, скорее возвращаемся на свои места.  Что вы слышали? (грозу, гром,  шум дождя). А  как вы думаете, участвует ли воздух в образовании грома?  Узнать это нам поможет следующий опыт.

Берём пустую бутылочку с длинным горлышком и ставим в глубокий таз. Намочим  ободок горлышка и положим сверху большую монету, которая полностью закрывает горлышко. Налить в таз тёплой воды.

Воспитатель: Что происходит с монетой? Как вы думаете, почему она подпрыгивает?

Дети: Воздух при нагревании расширяется и толкает монету вверх.

Воспитатель: При грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что производит громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод.  Воздух участвует в образовании грома.

Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.

Опыт 5. «Извивающая змейка».

Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные змейки. Подвесьте их за ниточку. Беру бумажную змейку и держу её над свечой. Почему моя змейка вращается, а ваши нет.

Потому что над свечой воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вращаться.

Воспитатель: В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Давайте с вами сделаем вывод:   Тёплый воздух заставляет вращаться змейку. Воздух образует ветер.

Дети ищут нужные карточки с этим свойством воздуха. Один ребёнок выставляет карточку на доску.

А сейчас я расскажу вам сказку «О ветерке и воздухе».

В небольшом домике жил был воздух. Был он домосед, и никуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в доме пахло яблочными пирогами, когда плохое- подгорелой кашей, а когда воздуху не здоровилось- лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто - то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху. «Кто это воет? »- спросил он. - Это я ветер! - А что ты воешь? - От огорчения. Я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах - рассказываю о своих путешествиях. - Как интересно, - сказал воздух, расскажи и мне, где ты бывал. - Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. - Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнётся. - Это здесь не шелохнётся, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? - удивился воздух. - Конечно есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра. А вы знаете?

Дети: Это солнце.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? (да).  Итак, ребята, что же такое ветер?  (это поток воздуха)

Почему он возникает? (солнце нагревает воздух и он поднимается к верху, а холодный воздух стремится на его место)

Можно ли назвать ветер путешественником? (да).

Воспитатель: Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Давайте вспомним , глядя на карточки о каких необычных свойствах воздуха вы сегодня узнали.

  1. Воздух можно обнаружить
  2. Воздух бывает тёплый и холодный
  3. Воздух не имеет запаха
  4. Воздух участвует в образовании грома
  5. Воздух образует ветер.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были настоящими учёными,  проводили опыты, делали правильно  выводы. Отгадали ребус. Делали красивые зарисовки.  Правильно отвечали на поставленные вопросы. А сейчас вы можете пойти и поиграть с воздушным шариком.