музыкальное воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Учимся, играем, творим!

 

 

Э.Х.Кельдибекова-музыкальный руководитель.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок», город Лянтор, Россия.

 

 

    Проблема специального образования сегодня является, одной из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “ Об образовании” дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений развития, абилитацию и реабилитацию, социальную адаптацию.

   В настоящее время происходит активный поиск эффективных форм коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, который связан с проведением целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в общество.

  Я проработала музыкальным руководителем в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья больше десяти лет. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно подобрать ключик к его сердцу. В процессе общения с таким ребёнком наблюдаются следующие проблемы:

·        боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

·        речевые нарушения или отсутствие речи;

·        замкнутость, неактивность  детей;

·        скованность, нарушение координации движений

·        неустойчивость внимания и памяти у дошкольников и т.п.

    Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке,  развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия),  речевой деятельности.

    Однако, по моему мнению, наиболее действенным фактором в развитии речевой деятельности ребёнка, его психических, физических возможностей,  является театрализация.

   Театр, в который мы играем с детьми помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, проверить себя.

   Главное и самое важное на моих занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим  и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

    Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. В этом нам помогают занятия по технике речи ( как это необходимо для детей логопатов!). Вот с каких слов начинаются наши упражнения:  Чтобы чётко говорить,

                        Чтоб красиво говорить,

                        Надо гласные все звуки

                        Широко произносить.

                        И согласных ты не бойся,

                       Ты о них побеспокойся.

   Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

    Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко,  понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

   Повторение выученных фраз из монологов или диалогов героев представления способствует автоматизации звуков. Недавно наблюдала, как дети, готовясь к очередной репетиции, самостоятельно хором повторяли понравившиеся фразы одного из героев сказки, при этом получали большое удовольствие от совместной деятельности.

   Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

    В создании игрового образа особенно велика роль эмоционального переживания. Нужно объяснить ребёнку, что громко и выразительно сказать свои слова, этого мало, необходимо почувствовать переживания своего героя и передать это в мимике, жестах, словах, голосе. Мы с ребятами вспоминаем жизненные моменты, когда они испытывали радость, огорчение, страх, обиду. Это помогает детям более эмоционально передавать внутреннюю сущность своего героя.

  Эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле игры-драматизации приравниваются к подвижным играм,  так как дети являются активными участниками  театрального действия.

  Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.  Малыши смеются,  когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними,  могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

    Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся героем. Способность к такой идентификации позволяет оказывать влияние на эмоционально-нравственное развитие  детей.

   Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

   Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение,  которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

  Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.  

   Спектакль, театральная постановка дают возможность ребёнку почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет. При этом он начинает понимать, что театр-это прежде всего труд всего коллектива взрослых и детей.

   Силами наших детей в этом учебном году были поставлены такие спектакли, как «Репка», «Три  поросёнка», «Колобок на новый лад», «Теремок» по пьесе С.Я.Маршака и др.

     Работа по театрализации ведётся совместно с логопедами, психологами,  инструкторами по физической культуре, воспитателями, что помогает превратить спектакль в яркое, запоминающееся зрелище. Большую помощь специалисты оказывают  и в изготовлении кукол, атрибутов для разных видов театров (пальчикового, театра би-ба-бо, театра ложек,  киндер театра, театра марионеток). Совместная творческая направленность специалистов нашего детского сада дарит радость, удовлетворение от работы с детьми.

  Хотелось бы отметить особое отношение родителей к нашим занятиям. Они отмечают положительную динамику у своих детей: повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

    Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким, они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя! А это значит, что мы делаем нужное и полезное дело.