3.1. Использование современных образовательных технологий

Балакаева Екатерина Николаевна

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

Игровая педагогическая технологияорганизация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Эту последовательную деятельность по: отбору, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности она проводит в системной работе по обучению детей калмыцкому языку с детьми всех возрастных групп.

imageВ работе с детьми  дошкольного возраста Екатерина Николаевна активно используются разные виды игр:

  • Народные подвижные и малоподвижные игры
  • Дидактические игры:

 словесные игры,

игры с предметами,

настольно-печатные игры и др.

Екатерина Николаевна автор нескольких настольно-печатных игр, широко используемых не только среди дошкольных учреждение г. Элисты, но и всей республики.

С данным опытом работы Балакаева Е.Н. не раз выступала и демонстрировала опыт работы в рамках деятельности городских и республиканских мероприятий.

Особое место занимает ознакомление детей с народными играми.

В своей работе Балакаев Е.Н. знакомит детей со следующими видами калмыцких народных игр:

  1. Игры с альчиками: «Собери альчики», «Передача альчиков» «Отгадывание» и т.д.
  2. Игры, знакомящие с трудовой деятельностью калмыков: «Загони овец в кошару», «Пастух и отара», «Ловкий наездник», «Табунщики» и др.
  3. Игры на основе подражания домашним и диким животным  и птицам: «Собака», «Заяц»,  «Барашек» ,  «Волк», «Волк и жеребята»  и пр.
  4. Игры с предметами быта, национальной одежды и др.: «Серебряный пояс», «Шапочка», «Бросание сидельной подушки»,  «Кружение вокруг колышка» и др.
  5. Без предметные игры: «Прятки», «Догонялки» «Хвост дракона», «Нападение» и др.

 Народные игры широко используются на занятиях калмыцкого языка, а также в работе с родителями воспитанников.

Так,  в течение 2022-2023 года ею были проведены:

  1. Открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности для родителей:
  • второй младшей группы №9 по использованию скозочно-игрового подхода при организации занятий по калмыцкому языку;
  • старшей группы №4 с этнокультурным компонентом воспитания и обучения по ознакомлению детей с народными играми;
  • подготовительной к школе группы №8с этнокультурным компонентом воспитания и обучения с использованием авторских настольно-печатных игр по обогащению представлений детей о родном крае.
  1. imageПодготовлен и проведен физкультурный досуг, совместно с инструктором по физической культуре, «Семейная  Джангариада», с участием родителей подготовительных к школе групп №8 и №12, по калмыцким народным играм.
  2. Видео-показ на общем родительском собрании  МКДОУ по теме «Оздоровительный и развивающий потенциал калмыцких народных игр».
  3. Ежедневное использование народных игр в образовательной деятельности детей, с целью приобщения к национальной игровой культуре, оздоровления и укрепления детей ДОО.

Отчеты о деятельности педагога в данном направлении работы публикуются на официальном сайте ДОО, социальных сообществах дошкольной организации и сайте самого педагога.

 

imageСРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ПО МЕТОДИКЕ Г.А.КИТАЙГОРОДСКОЙ.

Метод Г. А. Китайгородской, который также называют методом «Активизации резервных возможностей личности и коллектива», нельзя назвать новым, т.к. он был разработан свыше 35 лет назад, однако он считается исключительно новаторским и уже ставшим классическим в области интенсивного обучения.

imageИз всего арсенала возможностей данной методики  в работе по обучению детей калмыцкому языку используются средства активизации словаря, это:

  • Эмоции
  • Жесты
  • Пропевки
  • Ритмизации
  • Ассоциации

Данные средства являются вспомогательным инструментарием для запоминания детьми лексического материала и используются на первоначальном этапе работы педагога в ознакомлении с новой темой.

 

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

 

Мнемотехника – (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Педагогом активно используются мнемотехнические приемы:

  • Мнемокарточки -это небольшие изображения, которые отображают ту или иную разговорную ситуацию либо  отображают слова или грамматические конструкции
  • imageМнемодорожки – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветной форме, она несёт обучающую информацию.
  • Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ.

 

Элементы технологии УДЕ используются на занятиях педагога дополнительного образования  при крупноблочной подачи изучаемых тем родного языка: «Времена года», «Дом. Семья. Продукты питания. Посуда», «Дикие животные и птицы. Домашние животные и птицы» и др.

При таком подходе используется принцип совместимости и одновременности, который позволяет достичь положительных результатов  в освоении детьми материала не через механическое заучивание, а через логическое понимание, осмысливание  и многократное блочное повторение.

.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Понимая значимость использования ИКТ технологий в дошкольном детстве Балакаевой Е.Н.  были разработаны дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, на основе лексического материла изучаемого детьми по программе «Бичкдүдин садт хальмг кел дасхлһна көтлвр», под научным руководством к.п.н. Эрендженовой В.К., 2010г. по темам:

  • imageНаадһас.
  • Теңгрин бәәдл.
  • Намр.
  • Хавр.
  • Үвл.
  • Зун.
  • Зер-земш. Темсн.
  • Ишкә гер дотр.
  • Өрк-бүл.
  • Хот-хол.
  • Ааһ –сав.
  • Герин мал.Шовуд.
  • Зерлң аң. Шовуд.

Практика работы показала, что при использовании ИКТ, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  • imageИспользование ИКТ предоставляет возможность индивидуализации обучения, у ребенка есть возможность самому регулировать темп и количество решаемых игровых обучающих задач, соответственно, в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по обучению калмыцкому  языку позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная памяти

Опыт работы по данной теме был апробирован и представлен   в рамках работы ГМО НСО г.Элисты, в работе мартовских педагогических чтений в 2014 году.

В 2017 году была издана статья по теме «ИКТ – технологии в обучении детей калмыцкому языку» в материалах республиканских IV Кензеевских педагогических чтений  «Десятилетие детства: защита семьи и оказание содействия детям»

 

ТЕХНОЛОГИЯ  МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

image

Музейная педагогика является инновационной технологией, воссоздающая в специально организованной предметно-пространственной среде традиции прошлого родного народа.  Это способ реального погружения ребенка в мир народного быта, практически отсутствующего в реальном современном окружающем мире ребенка.

imageВ рамках реализации данной технологии в кабинете калмыцкого языка создан мини–музей «Кибитка».  Её внешний вид и внутреннее убранство соответствует традиционному бытованию калмыцкого народа, это: куклы в национальных одеждах, национальная деревянная посуда, мебель (сундуки, стол, кровать), национальная посуда, пища: пиалы, бортха, боорцоги, бөөриги и др.

В своей работе Балакаева Е.Н.  использует не только создание мини – музеев, но и посещения национального музея им. Н.Н.Пальмова детьми, родителями и сотрудниками детского сада.

 

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Широко используются  в организации воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при проведении непосредственно образовательной деятельности.

В  качестве  основного  принципа  организации  работы  дошкольников  выступает  личностно – ориентированная  модель  взаимодействия  педагога  с  детьми.  Вся педагогическая  деятельность  построена  на  следующих  педагогических  принципах:

  • Принцип  природосообразности,  ориентирует  детей на  весь  образовательный  процесс  на  внутренний  мир  ребенка.
  • imageПринцип  развивающего  обучения  позволяет  педагогу  давать  детям  задания  на  достаточно  высоком  уровне  трудности,  чтобы  выполнение  их  требовало  некоторого  усилия,  активной  умственной  деятельности (при  этом  учитываются  индивидуальные  и  возрастные  характеристики  детей).
  • Принцип  индивидуального  подхода  к  детям.  Дети  различаются разным  уровнем  развития – одни  быстро  находят  ответы,  другим  нужно  основательно  подумать,  чтобы  прийти  к  правильному  заключению.

 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

image В работе Балакаева Е.Н. применяет следующие  здоровьесберегающие технологии:

 

  • Физминутки
  • Динамические паузы
  • Пальчиковые игры
  • Малоподвижные игры
  • Подвижные игры
  • Физкультурные досуги и др.

 

imageТаким образом, Балакаевой Е.Н., системно и эффективно внедряются современные педагогические технология направленные на реализацию поставленных задач по обучению детей дошкольного возраста калмыцкому языку.