Материал участника конкурса "Воспитатель года 2016"

Борисова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

F:\воспитатель 2016\триз технологии\ae2f9f4a20781277fddea55b067d07a9.jpg

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное

учреждение «Детский сад «Медвежонок»  

Представление опыта работы

 программы кружка  

по теме

«Развитие мышления с использованием                                    ТРИЗ-технологий

«Путешествие в Котландию».

воспитатель:

Борисова Ольга Владимировна

                                   

                                                   с. Чеускино, 2015г.

Пояснительная записка

Актуальность.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. И сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими.

Одна из наиболее популярных инновационных педагогических технологий, адаптированная к дошкольному детству является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г.С. Альтшуллером.  Теория ТРИЗ, положенная в основу данного опыта работы, является базой для развития творческого потенциала детей, избавляющая мышление от ненужных штампов. Её задачи дают свободу выбора в последовательности действий, достижения результата, овладения приемами логических рассуждений.

И чем раньше начинается обучение таким приемам, тем более успешно и умело дети будут ориентироваться в постоянно растущем потоке информации.  Необходимо научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуация. Роль логики при этом невозможно переоценить. Логической составляющей в детском саду уделяют незначительное внимание, хотя в программе Т.И. Бабаевой «Детство» в каждом разделе образовательной области имеются различные упражнения на решение логических задач. Чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.

Особенности программы.

Работая по данной теме, мною было выявлено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития творческих способностей дошкольников, что привело к созданию программы: «Путешествие в Котландию». Программа является модифицированной, за основу был взят опыт работы педагогов ДОУ Т.Н. Тихоновой, И.Ю. Юркиной и д.р. Отличительной чертой данной программы является и возрастной ценз обучающихся, т.к. она рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

 Новизна данной программы заключается в комплексном использовании занимательного материала, системе специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого, обучающего и развивающего результата.

Цель программы: Формирование у детей элементарного логического мышления используя ТРИЗ технологию.

 Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2. Развивать:

  • умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
  • потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

3. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

4. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству через информационный поток.

В структуре изучаемой программы выделяются основные этапы применения игр с элементами ТРИЗ:

1этап - серия игр, направленных на выделение разнообразных свойств, качеств, функций объектов; игры, развивающие операции анализа и синтеза.

2 этап - серия игр, способствующих развитию операций сравнения и обобщения объектов по существенным признакам.

3 этап - серия игр на классификацию и сериацию.

Формы и приёмы работы: 

Все занятия объединены одной идеей -  путешествиями с героями живущие в замечательной стране «Котландия». Для проведения совместных и индивидуальных занятий используются специально подобранные игры, упражнения, задания.  

Такие как, групповые занятия, включающие в себя:

  • развивающие игры логико-математического содержания;
  • словесно-логические упражнения;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • рассматривание и беседу по картинке;
  • раскрашивание «умной» картинки;
  • использование литературных текстов;
  • интеллектуальные викторины.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия, например,

1. Разминка -  проходит в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем. Позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.

2.  Основное содержание занятия -  представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
3. Физминутка - позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

4. Закрепление нового материала - дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

5. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Учебный план:

  №

      тематика и основное содержание разделов

количество занятий

группы

1

Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина; форма;

2

все

2

Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств);

2

все

3

Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри — снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);

2

все

4

Упражнения на формирование приёмов умственных действий сериации, классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза;

5

все

5

Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение;

5

все

6

Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение;

5

все

7

Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

5

все

 
                                                Ожидаемый результат:

Ребенок овладеет основными логическими операциями ТРИЗ технологии:

  • будет способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • ребенок научится находить закономерности в явлениях, сумеет их описывать;
  • расширится словарный запас, научится при помощи суждений делать умозаключения;
  • разовьются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления;
  • овладеют навыками сотрудничества, научатся работать в паре и микро группе;
  • разовьются индивидуальные способности ребенка;
  • смогут доказать свою точку зрения.

Программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста в течении двух лет. Возрастные группы: вторая младшая (3- 4 года) и средняя (4- 5 лет).

Сроки реализации программы – два года.

Режим занятий – 1 занятие в 2 недели во второй половине дня продолжительностью в соответствии с возрастом.

                              Методическое обеспечение:

  • Методические пособия «Развиваем логику».
  • Сборник логических задач «Логическая азбука».
  • Настольные игры.
  • Демонстрационный материал ТРИЗ.

Список использованной литературы:

  1. Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002.№2;   
  2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений;
  3. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.
  4. Береславский Л.Я. «Азбука логики» -М., 2001г.
  5. Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.,1999г.
  6. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996г.
  7.  Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004г.
  8. Михайлова З.А. Игровые занимательные для дошкольников. -М., 1990г.
  9. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание    2005г. №8 с.48.
  10. Моисеева Г. «Пальчиковые игры - упражнения» // Дошкольное воспитание 2000 г. № 10 с.45;
  11. Синицына Е. Логические игры и задачи -М., 2004г.


Предварительный просмотр:

В департамент образования и молодежной политики                                                                  оргкомитет Конкурса «Педагог года -2016»

П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Е

на Борисову Ольгу Владимировну, воспитателя второй младшей группы                        

Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного                       бюджетного учреждения «Детский сад «Медвежонок», с. Чеускино.

Ольга Владимировна увлеченный человек, коммуникабельный, обладает многогранностью интересов. Об этом говорят разнообразные темы самообразования: «Исследования в природе», «Формирование общения дошкольников через сюжетно-ролевую игру», «Развитие речи старших дошкольников используя мнемотаблицы».    

Является активным участником образовательной деятельности учреждения. входит в состав рабочих групп, участвовала в разработке программ ДОУ, программы «Преемственность», программы «Игроград», программа кружка «Путешествие в Котландию».  Делится опытом с коллегами, для этого организовала и провела семинар-практикум «Игра – это интересно». По мнению Ольги Владимировны сюжетно - ролевая игра будет является   подлинно социальной практикой для ребёнка, и его реальной жизни в обществе сверстников живо и интересно прошел мастер–класс «Путешествие в Котландию» - формирование логического мышления через игры ТРИЗ.

Педагог обладает высоким творческим потенциалом, организаторскими способностями. Принимает активное участие в общественной жизни ДОУ и поселка. В составе коллектива участвует в поселковых конкурсах самодеятельного творчества посвященным таким темам как: День народного единства (коллектив занял I место), День рождение поселка, День Матери (I место). Является активным членом профсоюза.

Ольга Владимировна имеет доверие и признание родителей. Родители с удовольствием приходят на мероприятия различного уровня в группе (спортивные соревнования, интеллектуальные игры, поход в бор за дедом Морозом или на соревнования с Бабой Ягой). При проведении образовательной деятельности использует пространство всей группы, много внимания уделяет двигательной активности детей. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. В данный момент реализует и совершенствует программу кружка - «Путешествие в Котландию», названа по одноименному названию логической игры.  Программа   разработана на основе психолого-педагогических исследований Мухиной В.С, Выготского В.В., Н.Н. Поддьякова и Л.Я Береславского.  Теоретическая новизна заключается в том, что позволяет расширить и уточнить имеющиеся в отечественной психологии и педагогике представления о механизмах и условиях развития логического мышления в комплексном использовании занимательного материала. Программа имеет развивающую направленность и включает различные компоненты.

       Заведующий                                                                                                Е.В. Царева.



Предварительный просмотр:

В судьбе нет случайностей;

человек скорее создает,

 нежели встречает свою судьбу.

 А. Вильмен.

Моя судьба - быть воспитателем.

"Судьба" - очень сложный и неоднозначный термин. Можно ли слепить, как из сырой глины, свою жизнь? Кто  ее творит?  Мне кажется, что  тут  прав французский писатель: «Человек». Но,  на  мой взгляд, гораздо важнее знать то, как  сложится  судьба,  какой  след  оставит  человек  на  земле.  Путей  выбора  у  каждого   огромное  множество. В  определенный  момент  времени эта  проблема  встала  и  передо  мной.

Вспоминая  свои школьные  годы,  я  могу  точно сказать,  что  никогда  не  имела  желания   стать педагогом.  Была  неактивна, инициативы  не проявляла, в пионерских сборах просто  участвовала, на  линейках  стихи  не  читала, но любила быть вожатой. Нравилось быть и  няней у чужих малышей. Я училась в третьем классе, а мамы мне доверяли своих чад. Судьба!?  Да, судьба.

История профессиональной деятельности начиналась с серии случайностей, которые перешли в закономерность.  Поступила в педагогическое училище, хотя хотела в медицинское. Понравились девочки, с которыми ехали поступать в окружной центр на одной «Ракете» (такой был вид водного транспорта). Училась с  удовольствием,  сдавала  экзамены, проходила   педагогическую практику. Работа в школе привлекла только после  нее. Первоклашки меня очаровали своей любознательностью, нежностью и еще тем, что воспринимали мир с открытыми глазами…Незаметно пролетело пять лет.  

Из года в год я  развивалась, обогащала себя новыми знаниями, анализировала, менялась. Время шло…очередной вираж, и я уже в детском саду.  Я -  воспитатель  подготовительной группы. Все закружилось, забурлило. Я - вожатая у малышей - так вот откуда начало!

Я не работаю в детском саду - я в нем живу… В этом уютном доме я чувствую себя легко и свободно. Мне доставляют радость ежедневные встречи с моими воспитанниками. Но не думайте, что каждый день - это праздник. Бывает и очень трудно, ведь я  имею дело с разными характерами. Иногда кажется, что из ситуации нет выхода, но стоит ребенку  улыбнуться и все, я  понимаю, что правильное решение есть всегда. Не зря же дети, забывшись, называют  меня мамой. Разве это не высший балл доверия? Каждый ребенок - это личность, а не объект, любая деятельность – это творческий процесс, а не работа, и каждое огорчение не результат, а причина для серьёзного размышления. Я искренне отношусь к своим воспитанникам и верю, что у моей профессии большое будущее.

ФГОСы, программы, проекты, планы - это неотъемлемая часть педагогической деятельности. Планирование  занимает много личного  времени, рабочего, а ведь  хочется больше находиться с детьми, играя вместе, учиться мыслить, проявлять доброту, познавать.  Но без планирования нельзя, необходимо продумать все до мелочей: методы, особенно формы работы. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой.  Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Что именно он является первым толчком к его развитию, неотъемлемым компонентом пути к достижению успеха.

         То есть из всего вышесказанного могу подвести итог, что в первую очередь человек формирует свою личность сам, а значит, и «создает свою судьбу». Я горжусь тем, что я работаю  воспитателем в детском саду!  Значит, я выбрала профессию или все - таки  профессия выбрала меня – однозначно  правильно! Вот что значит судьба!!!

Борисова Ольга Владимировна.



Предварительный просмотр:

В департамент образования и молодежной политики

 оргкомитет Конкурса

«Педагог года 2016»

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А      К О Н К У Р С А Н Т А                                                             «Педагог года - 2016»

в номинации

«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения-2016»

на Борисову Ольгу Владимировну, воспитателя

1.Борисова Ольга Владимировна: родилась в Волгоградской области хуторе Захоперский, 26 мая 1964 года. Окончила социально-педагогическую академию имени Д.И. Менделеева- 2010, по специальности социальная педагогика.

2. Борисова Ольга Владимировна в НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок» работает с 05.03.1996 года, стаж в занимаемой должности – 20 лет.

Ольга Владимировна грамотный, инициативный, не равнодушный к своему делу педагог. Учет возрастных особенностей в сочетании с индивидуальным подходом обеспечивает эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие каждого воспитанника группы, позволяет формировать познавательную активность воспитанников.   На своих занятиях создает эмоционально-положительную атмосферу, используя игровые технологии. Обучение на занятиях происходит через различные формы и методы подачи знаний детям: сказки, проблемные ситуации, ребусы и пиктограммы.

 Педагог находится в творческом постоянном поиске. Практическая деятельность педагога базируется на знаниях педагогики и психологии. Ольга Владимировна знает и применяет в образовательном процессе современные методы педагогической диагностики.  Дети умеют логически мыслить, рассуждать, доказывать.  

Свою деятельность строит, исходя из интересов воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности и уровень развития.

Использует все имеющиеся ресурсы для того, чтобы понять и оценить динамику продвижения в развитии каждого воспитанника.  Для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода Ольга Владимировна совместно со специалистами разработала на каждого воспитанника карты индивидуального образовательного маршрута.  Педагог внедряет в образовательный процесс современные развивающие игровые технологии с учетом индивидуальных потребностей, интересов и особенностей воспитанников. Отношения с воспитанниками строит на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с его индивидуальными особенностями. Воспитывает в каждом ребенке позитивное чувство собственной индивидуальности.

Ольга Владимировна активно взаимодействует с родителями воспитанников. По данным опроса удовлетворенность родителей взаимодействием Ольги Владимировны с детьми составляет 100%.

 Ольга Владимировна является председателем комиссии по распределению симулирующих выплат.

Борисова Ольга Владимировна Награждена Почетной грамотой Министерства образования за творческий подход к воспитанию детей дошкольного возраста, ее труд отмечен грамотами и благодарностями за добросовестный труд, профессионализм в работе различного уровня.

Заведующий                                                                                                                 Е.В. Царева