КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

Маркина Инна Петровна

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – логопедам и воспитателям старших возрастных групп. Данное занятие  направленного на активизацию и закрепление словарного запаса по лексической теме «Весна» у старших дошкольников имеющих речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие75 КБ

Предварительный просмотр:

КРОД по формированию лексико-грамматических

средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна»

с детьми логопедической группы 1 года обучения

     Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель:

уточнение и закрепление знаний детей по теме «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

активизация словаря прилагательных и глаголов;

закрепление навыков словообразования и словоизменения согласование (существительных с прилагательными, существительных с глаголами, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением;

развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании;

развивать мелкую моторику, внимание, память и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

развитие координации речи с движением.

Оборудование:

предметная картинка «Солнышко»; картинки с изображением времен года, месяцев и сложных слов; мнемотаблицы примет весны; предметные картинки для речевых игр; схема для составления рассказа-описания; «Волшебный мешочек»; д/и  «Чего весной не бывает?».

Предварительная работа: 

наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание пальчиковых упражнений, рассматривание иллюстраций с изображением различных периодов, повторение названий весенних месяцев.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед:  К нам сегодня пришли гости.  Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им.

Упражнение на координацию речи с движением (У логопеда в руках картинка с изображением солнца).

Логопед: Посмотрите, кто ещё пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое, (Дети проговаривают четверостишье и раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед: Сядет тот, кто повторит слова:

Греет, светит, тает.

Деревья, почки, листочки.

Капает, журчит, бежит.

Скворец, ласточка, грач.

Сосульки, вода, лужа.

Теплая, яркая, солнечная.

Летят, пьют, кричат.

2. Постановка учебной цели

Логопед:  Посмотрите в окно, как ярко, тепло и приветливо светит солнышко, тает снег и сосульки, бегут ручейки. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наступила весна.

Логопед: А какая весна?

Дети: Ранняя  весна.

Логопед: Правильно. Сегодня  мы поговорим о  ранней весне  (Логопед выставляет картинку с изображением ранней весны).

3. Повторение изученного материала

Логопед: Вспомним, как называется первый месяц ранней весны? Как называется второй месяц весны? Третий? Какой месяц сейчас идет?

4. Дидактическая игра «Весенние приметы»

Логопед: Назовите приметы ранней весны  (Дети называют приметы ранней весны, логопед добивается полного ответа):

Весной…

  • солнце светит ярче,  становится теплее;
  • ночи стали короче, а дни длиннее;
  • снег тает, с крыш капают сосульки, бегут ручьи;
  • с юга возвращаются перелетные птицы;
  • почки на деревьях набухают;
  •  появляются первые цветы: подснежники и мать-и-мачеха;
  • дети надели весеннюю одежду;
  • вся природа просыпается от зимнего сна.

Логопед: Молодцы, вы правильно назвали приметы весны.

5. Самомассаж лица

Логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

 Светит яркое весеннее солнышко – ласковое поглаживание лица подушечками пальцев.

 Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев.

По утрам ещё иногда пощипывает морозец – пощипывание.

 А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание

6. Дидактическая игра  «Назови ласково» 

 Логопед:  Возьмите весенние картинки.  Назовем их  ласково.

Логопед – дети

капля – капелька

весна-веснушка

солнце – солнышко

ручей – ручеёк

лужа – лужица

облако-облачко

сосулька – сосулечка

трава-травка

7. Дидактическая игра   «Что делает? Что делают?»

Логопед: продолжаем играть с  этими же  картинками.  Ответьте на вопрос, что делает солнце?

Логопед – дети

солнце – светит, греет, пригревает

весна - наступила, пришла

лужа – разливается

ручей – бежит, звенит, журчит

сосулька – капает, ломается, тает

облако - летит, плывет

капля – капает, звенит, сверкает

трава - растет, зеленеет

Логопед:

Молодцы, ваши ответы радуют меня.

Положите картинки на край стола.

8. Пальчиковые упражнения

Логопед: Поиграем с пальчиками.

«Весеннее солнышко»

«Капель»

«Птица»

«На деревьях набухают почки»

9. Дидактическая игра «Скажи, какая? Какой? Какое?» 

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением.

Скажем что-нибудь весне, какая она?

Дети:

Весна зеленая, красивая, ранняя, поздняя, солнечная, теплая.

Логопед: Солнышко (какое?)-

Дети:  Солнышко яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое;

Логопед:  Снег (какой?)- 

Дети: Снег грязный, мокрый, темный, рыхлый, сырой…

Логопед:  Молодцы.

10. Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше»

11. Дидактическая игра «Угадай словечко»

Логопед:  Хлопните в ладоши, если услышите весеннее слово. Будьте очень внимательны!

Слова:  листопад, тает, вьюга, журчит, тёпло, холодно, снежинки, прилетают, мороз, капель, ледоход, метель, подснежник, снегопад, солнышко, первоцвет.

Логопед: Что означает слово…?  (дети отвечают на вопросы)

Логопед просит объяснить слова:

Ледоход-лёд идет (плывёт) по реке.

Подснежник-цветок растущий из-под снега.

Первоцвет-первый         цветок.

12. Дыхательное упражнение «Первоцветы»

Логопед: Выполним дыхательное упражнение.

Соберём лепестки первоцветов в бутоны (Дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.

Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

13. «Составь рассказ» (составление рассказа описания с опорой на схему).

Логопед: Составим рассказ о ранней весне. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме  (Логопед перечисляет схему).

1. Какое время года наступило?

2. Как светит солнце?

3. Какая погода?

4. Что происходит со снегом.

5. Что происходит с деревьями?

6.  Что происходит с птицами?

7. Что будут делать птицы?

8. Отношение к весне.

Логопед: Послушайте,  какой рассказ составлю я.

«Наступила теплая весна. Солнце светит ярко, становится теплее. Начал таять снег и сосульки. Бегут, журчат ручьи.  На деревьях набухают почки. С юга возвращаются перелетные птицы. Они будут вить гнёзда.  Я люблю весну».

Логопед:  Кто попробует составить свой рассказ о весне (Дети составляют рассказ о весне с опорой на схему).

Логопед:  Молодцы, хорошие  рассказы составили.

14. Игра «Чего весной не бывает?»

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, чего весной не бывает?

Дети:  Весной дети не лепят снеговика.

            Весной не загорают и не купаются.

            Весной нет листопада.

            Весной птицы не улетают.

            Весной не собирают урожай.

Логопед: Правильно.

15. Итог занятия

Логопед: О чем мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о ранней  весне.

Логопед: Понравилась вам играть? Какие игры вам понравились?

Логопед: В старину  весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой...

Пусть  каждый из вас на прощение попросит что-нибудь у весны. А ваши просьбы мы сложим  в волшебный мешочек.

Например, я попрошу у весны теплое солнышко. А ты Алёна?

(Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)

 Логопед: Ваши теплые и добрые слова о весне превратились в угощение.

16. Оценка деятельности детей

Логопед: Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы!