Подолинская Ольга Николаевна

Подолинская Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

В гостях у

царицы Осени.

(конкурсная программа для первоклассников)

2013г.


Действующие лица:

Ведущий (учитель)                                                          Для «Репки»

Три Глашатая                                                  1) дед

Шуршик                                                           2) бабка

Царица Осень                                                  3) внучка

Сентябринка                                                    4) Жучка

Октябринка                                                     5) кошка

Ноябринка                                                       6) мышка

Ученики (со стихами)

Белочки

Ёжик

Зал украшен осенними листьями. В центре трон. Под мелодию из к/ф «Осенний марафон» входят ведущий и 3 глашатая.

Ведущий.

Сказка, сказка, прибуатка!

Рассказать её не шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в серёдке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто – ни стар, ни мал –

Под конец не задремал!

Друзья! Сегодня. В последний день осени, мы с вами  отправимся в необыкновенное путешествие – в прекрасную страну-сказку, на праздник царицы Осени. В дорогу мы возьмём ценный багаж: шутки и смех, песни и пляски, иначе нас просто не пустят в сказочное осеннее царство. Поприветствуем наши команды (по 5 человек от класса, заранее готовят название и девиз)

Попасть в сказку можно, сказав волшебные слова:

Раз, два, три! Двери в сказку отвори!

Глашатай1.

 Вот художник, так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Несет она нам урожай

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает,

Но не касается елей и сосен,

Потому что это...

Глашатай 2.

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем,

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

Глашатай 3.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат.

В тучах редко просинь-

Наступила осень.

Ученик  1.

 Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защищать от ветра шалого

Лесную праздную красу.

Зима, красавица суровая!

Ты подожди, ты не спеши!

Деревья жёлтые, багровые

Так праздничны, так хороши!

Ученик 2.

И о тебе, зима, сверкающей,

Мы тоже будем песни петь.

Ты подожди, ведь мы пока ещё

Хотим на осень поглядеть.

Очень нравится нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться,

По душе нам твой пёстрый наряд.

Ученик 3.

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
Праздник урожая –
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая!

Песня «Осень постучалась к нам…»

Ведущий.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу-

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы шуршит.

Кто б ты ни был, заходи

И гостей повесели! (открывается дверь)

Ну, смелей! Мы ждём гостей!

С ними праздник веселей!

(Входит мальчик с корзинкой в руках, костюм расшит листьями, на голове шапочка в виде жёлудя)

Шуршик.

Меня к вам направила Осень.

Просила доставить она

Загадки, подарки. Скоро

Надеется здесь быть сама!

Ведущий.

Корзину с подарками видим.

А кто же ты сам такой?

Поверь, мы тебя не обидим.

Как звать тебя, гость дорогой?

Шуршик.

Ш-ш-шур-шик!

Ведущий.

Какое странное имя. Впервые слышу я.

Шуршик.

На самой крепкой ветке дуба

Я в тесном жёлуде сидел.

Пришла пора, и я оттуда

На кучу листьев полетел.

Я  по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал.

И старый дуб до слёз смеялся

И Шуршиком меня назвал.

Ведущий.

Вот теперь понятно, почему тебя так зовут. А ты знаешь, Шуршик, что Осень прислала в этой корзинке?

Шуршик.

Конечно!

Здесь загадки не простые,

Здесь загадки, как живые!

Отгадаете загадку-

В миг увидите отгадку!

Конкурс 1. «Отгадай загадку»

1. В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

2. В золотой клубочек

Спрятался клубочек. (Жёлудь)

3. Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину-

Увидишь сердцевину

Из плодов он твёрже всех.

Называется….

4. Любопытный красный нос

По макушку в землю врос .

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.  (Морковь)

5. Летом в огороде-

Свежие, зелёные. .

А зимою в бочке-

Жёлтые, солёные.(Огурец)

6. На плетне зелёный крюк.

          На крюку висит сундук.

         В сундуке пять ребят

         Смирно рядышком сидят.

         Вдруг раскрылся сундук-

        Все рассыпались вокруг! (Горох)

7. Был зелёным плод-

Не просился в рот.

Положили в лёжку-

Он сменил одёжку:

Красную надел-

Для еды поспел. (Помидор)

8. Красна, а не калина;

Горька, а  не осина;

Кругла, а не лукошко;

Хвост есть, а не кошко. (Редис)

9. Весною повисло,

Всё лето кисло.

А сладким стало-

На землю упало. (Яблоко)

Ведущий.

Овощи все полезны и вкусны. Особенно они хороши, когда выращены своими руками. Я надеюсь, что каждый из вас был летом хорошим помощником старших – трудился на даче: поливал овощи, полол грядки, собирал урожай.

Конкурс 2 «Музыкальный». Вспомнить песни, в которых есть название овощей, фруктов, ягод.

Ведущий. - Ребята, а что потом делают с собранными овощами? Правильно, везут на овощехранилище. А ещё что? консервируют, маринуют, солят на зиму. А что солят? (Ответы детей: капусту, огурцы, помидоры). Правильно. А зачем? … Потому что зимой мы вырастить ничего не можем и человек, таким образом, создаёт запасы на зиму.

Ведущий.

Кто любит музыку и песни,

Тому живётся интересней.

А ну-ка, дети, в круг вставайте

И дружно танец начинайте. (Танец маленьких утят)

Ведущий.

Мы и пели, и плясали,

И загадки отгадали,

А Осень что-то не идёт..

Дорогу, видно, не найдёт!

А, может, Шуршика, послать

Пропажу-Осень поискать?

Шуршик.

Не надо, Скоро будет тут,

Ведь Осень знает- дети ждут!

Ведущий.

Давайте песенку споём

 Песней Осень позовём.

Песня «Осень, милая, шурши!»

Глашатай 1.

В платье пёстро-золотистом

Осень к нам явилась в зал,

Как прекрасная царица,

Открывающая бал.

Под торжественную музыку входит в зал Осень.

Глашатай2.

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что на праздник принесла?

Осень.

Принесла я вам муки.

Глашатай 3.

Значит, будут пироги!

Осень. Принесла вам гречки.

Глашатай 1.

Каша будет в печке!

Осень. Принесла вам овощей.

Глашатай 2.

И для супа, и для щей!

Осень. Рады ли вы грушам?

Глашатай 3.

Мы их впрок насушим.

Осень. А уж яблоки, что мёд!

Глашатай 1.

На варенье и компот.

Осень. Принесла я мёду полную колоду.

Глашатай 2.

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и груши принесла.

Глашатай 3.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень. Дождику вы рады?

Глашатаи (хором)

Не хотим, не надо!

Ведущий.

Не зови, ты, Осень,

Нас побегать под дождём.

Мы промокнуть не желаем,

Мы под крышей подождём.

(Выбегает «дождик», поливает всех из лейки конфетти)

Ведущий.

Ребята, а кого ещё не хватает на празднике? 

Осень: Проходит быстро месяц,
За днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.
Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?

Дети: Да!

Ученик.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

Листьям время опадать,

Птицам- время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру – в трубах завывать.

Солнцу – стынуть, тучам – литься,

Нам с тобой – идти учиться!

Конкурс 3. Из разрезной азбуки как можно быстрее составить название осенних месяцев.

(Вбегает девочка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка – Сентябринка).

Сентябринка: 

Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка – серебринка
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам

Ведущий.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Конкурс «Урожай собирай» (Задание: из разрезной азбуки за 1 мин. собрать как можно больше слов, обозначающих фрукты и овощи)

(Сценка «Овощи»)

1 ученик.

Над лугами рассвело,

Спрятались туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке…(На сцене сидят дети в костюмах и с картинкой своего овоща. Рассказывают о себе и показывают картинку) 

Арбуз.

Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный , твёрдый,

Но зато внутри - веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком!

Капуста.

Ну а я, кочан капустный,

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите, хоть солите,

Поступайте , как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Морковки.

Мы нарядны и стройны

И , конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее  были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки. По зубам!

Лук.

Не морковь я,

Нет, я злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

 Я на грядке самый злой!

Огурец.

Я превосходный огурец –

Зелёный, крупный, сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на этой грядке!

Петрушка.

А что вы скажете о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост? Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –петрушка!

Подсолнух.

Я не занёсся высоко,

Я нос не задираю…

Вы думаете. Мне легко

Кормить воронью стаю?

Вороны надо мной снуют,

 Клюют без передышки…

А где же семечки возьмут

Вот эти ребятишки?

Игра «Собери семечки» 

От каждого класса участвуют по 3 мальчика. В центре в обруче стоит мальчик в костюме подсолнуха. За 1 мин. собрать с пола как можно больше семечек, вороны не дают этого делать, бегают.

Осень: Ребята, а о каком овоще даже придумали сказку? (Репка)

Давайте расскажем эту сказку по-новому!

Автор: (учитель за автора)

Возле дома огород.
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна.
“На зарядку, на зарядку становись!”

Дед:

У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.

Автор:

Лопату берёт,
Идёт в огород.

Бабка

А у бабки без зарядки,
Слава богу всё в порядке!

Автор:

Рот разевает сладко зевает

Внучка:

Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.

Автор:

На лавку садится –
Заплетает косицу.
(Выходят жучка и кошка)

Жучка:

Поиграем лучше в прятки!

Кошка:

Обойдёмся без зарядки.

Автор:

Жучка за кошкой,
Кошка – в окошко.
Выходит мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле,
В лапках гантели.

Мышка:

Раз и два! И три – четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!

Автор:

Бегает, прыгает,
Лапками дрыгает.

Дед:

Ох, умаялся с утра… (Уходит)

Бабка:

Да и мне на печь пора.
(Уходит или садится на лавочку)

Звучит музыка. Слышим слова: “На зарядку, на зарядку становись!”

Автор:

На крылечке снова дед.
Видит репу в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки –
Репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.

Дед:

Эх, бульдозер бы сюда,
Без него – совсем беда!

Автор:

Тянет – потянет –
Вытянуть не может.

Дед:

Где ты бабка?

Бабка:

Я сейчас!
Ай да репка удалась!

Автор:

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!

Автор:

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Внучка:

Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки.

Автор

Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Жучка:

Разбудить придётся кошку.
Пусть потрудится немножко!

Автор:

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Бабка:

Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка:

Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами.

Автор:

Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка:

Чем топтать без толку, грядку –
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Автор:

Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Дед и бабка:

Влево – вправо, влево – вправо –
Получается на славу!

Мышка:

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!

Автор:

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут,
Вытянули репку.

Учитель: - К чему призывает сказка?

Дети: - Заниматься зарядкой, быть сильными .

Ведущий.  (Конкурс «Собери картошку») -Сейчас проверим, какие вы сильные и ловкие. Нужно собрать картошку и перенести её с грядки на кухню. Один член команды переносит картошку из мешка к стулу  столовой ложкой , второй должен попасть ею в кастрюлю (каждой команде по 10 картофелин). Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и точнее.

Осень:

 А вот и  моя вторая дочка – встречайте.

 Октябринка.

Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка
Много дел и у меня
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.

Осень.

Дочь моя вторая, Октябринка золотая!
Покажи свое уменье и представь свои творенья!

Ученик.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Ученик.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Песня «Осень-листопад»

 Конкурс 4 « Собери листья» (по принципу разрезанных картинок нужно за 1 минуту собрать изображение листьев) 

Ученик.

Земля остыла, улетели птицы,

Закончился в природе листопад.

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь уж укрывает голый  сад.

Пруды замёрзли, и слегка

Ледком подёрнулась река.

(Выходит “Ноябринка” на голове корона из листьев, в руках блестящие султанчики).

 Ноябринка.

Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчёлка и жучок,
Замолчал в углу сверчок..

Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”. Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Ведущий: Давайте представим, что нас ждёт в ноябре,  разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа – ветер. (Обращается к тем, что сидят слева.) Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети (громко): Кап-кап-кап-кап! и хлопают.

Ведущий: (к детям, что справа): А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): У-у-у-у и руки поднимают вверх раскачиваясь.

Ведущий: Ну, а теперь все вместе!

Дети: Кап-кап-кап-у-у-у-у!

Ведущий: (обращаясь к Ноябринке): Ну что, Ноябринка, похоже?

Ноябринка: Похоже, еще как похоже! Спасибо!

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

Конкурс 5 «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»

У каждого члена команды по 2 листа А4. Поочерёдно перекладывая их, нужно добраться из одного края зала в другой. Следующий участник начинает двигаться только после того, как предыдущий пересёк финишную черту.
Ноябринка.

Я – последний месяц осени. Природа и всё живое готовится к зиме, запасает. Вот  и белочка, и зайчик, и ёжик об этом расскажут.

Глашатай 1.

Листики падают, осень пришла,

Рыжие белочки, как у вас дела?

Белочки.

Мы набрали шишек для своих детишек.

Листьев полное дупло - будет нам зимой тепло.

Насушили ягод, чтоб хватило на год.

И орехи есть у нас, и грибов большой запас.

Будем в шубках новых жить в лесах сосновых,

Шубки серенькие мы надеваем для зимы.

Глашатай 2.

Белка молвила ежу:

Белка.

Ты бездельник, я гляжу.

Без работы не сиди, за грибами в лес иди.

Не страшна зима для нас, если есть грибов запас.

Ёжик.

Взялся я за труд всерьёз,

На спине грибов принёс.

Да, да, да, так, так, так.

На спине грибов принёс.

Глашатай 3.

Серый зайчик скачет, скачет по кустам.

И мелькает, словно мячик, тут и там.

Зайчик.

Будем в шубках новых жить в лесах сосновых.

Шубки беленькие мы надеваем для зимы.

Конкурс «Одень зверюшек» (раскрасить зимний наряд для зайчика, белочки, лисички) 

Игра «Помоги белочке» 2 команды по 3 человека

 Детям дают картонные грибы по 10 шт с дырочками. Их нужно достать из корзинки, нанизать на верёвку, кто быстрее, тот и выиграл.

Ведущий.

Нынче день такой хороший,

Весь от листьев золотой.

По пустым аллеям парка

Мы пройдём не торопясь,

Пусть танцует в платье ярком

Осень свой прощальный вальс!

Танец Осени.

Осень.

Тороплюсь я закончить дела:

Старательно землю дождём полила,

Про птиц не забыла – на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила вам разные фрукты сначала.

Потом вас грибами в лесу угощала,

Арбузами, дынями и виноградом,

Надеюсь, что  осени вы были рады!

Песенка «Что нам осень принесет?» 

Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед.

Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!

Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!

Конкурс 6 «Дегустатор»  Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

Глашатай 1.

Нам нравится осень. Мы осени рады.

Спасибо тебе говорим за наряды.

Но осень кончается, и вот

В гости к нам зима идёт.

Песня «Три белых коня»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Осень. Спасибо, ребята, повеселилась я с вами, но и устала я очень. Ребята, пора мне немного отдохнуть, уступить очередь матушке-Зиме. А на память я хочу каждому подарить подарок на память о себе (печенье в виде листочков, яблоки)


песня «Здравствуй, осень!»

Слова В.Маслова

музыка Ю.Слонова

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Осень время сбора урожая.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких яблок налитая.

Видишь осень, как мы потрудились,

Как всё лето в поле мы трудились.

В огороде тоже всё в порядке –

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много мёда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем!

песня «Осень постучалась к нам»

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку, засыпает сад.

А рябина-ягода, словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек

В лужицах, как лодочки листики кружат

Серые, холодные, тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную, по стеклу стучит.

«Что нам осень принесет»

Слова: Л. Некрасова,

Музыка: З. Левина

Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

— Яблоки румяные, сладкий мед,

Яблоки румяные, сладкий мед.

Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

— Разных овощей полный огород,

Разных овощей полный огород!

Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

— Золотого хлебушка на весь год,

Золотого хлебушка на весь год!

       Про осень

Слова: Л. Палий, Б. Будар

 
Нет на свете лучше должности
Чем подарки раздавать.
Осень, славная художница,
Очень любит рисовать.

Осень добрая и мудрая,
И дожди ей нипочём.
Красит осень поле хмурое
Светлым солнечным лучом.

Выплывает солнце ясное,
Сев на облако верхом,
Облетают листья красные
Мчатся с ветром кувырком,
Мчатся с ветром кувырком.

И друг другу улыбаются
Люди праздничной земли,
Это снова начинается
Праздник молодой зари,
Праздник молодой зари.

Лучше нет на свете праздника,
Барабан скорей ударь!
По планете ходит радостный
По планете ходит радостный
Молодой октябрь, молодой октябрь!

Осенние дорожки

(Композитор: О. Полякова
Автор слов: В. Орлов)

1.
За осенними тучами где-то,
Журавлиный затих разговор.
На дорожке где бегало лето
Разноцветный улёгся ковёр.

Припев:
Осенние дорожки,
Остывает синева,
Трёт ладошкой о ладошку
Тополиная листва.

2.
Воробьи, загрустив за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.

ДОЖДЬ В ЛАДОШКАХ

(Текст: Аркадия Вайнера)

1.  Я подставлю ладошки дождю
И наполню небесной водой,
Из ладошек воды отопью,
К небесам, прикоснувшись душой.

Припев:
Дождь в ладошках, луч в ладошках,
Ловят Павлик и Серёжка,
Вероника и Алёнка,
Под дождём смеются звонко!
Дождь в ладошках, луч в ладошках,
Разливает небо ложкой,
Для сердец вода живая,
Загляни в неё, мечтая.

2.  Я подставлю ладошки дождю,
В них купается луч озорной,
В отраженье своё посмотрю
И умоюсь чудесной водой.

Припев:

3.  Тёплый дождик щекочет мне нос,
Я промокнуть, совсем не боюсь,
Он мне светлую сказку принёс,
Он хороший, я с ним подружусь.

Припев:

Текст песни «Осень милая, шурши»  

1.  Осень очень хороша,  

 Хороша, хороша!

 Осень ходит не спеша,

 Ходит не спеша.

 Есть у осени наряд

 Золотой, золотой!

 Удивляет всех подряд

 Осень красотой.

 Припев: (2 раза)

Осень милая, шурши

Листьями вокруг.

Провожать не спеши

Журавлей на юг!

 2 . Осень долго не грустит,

 Не грустит, не грустит.

 Даже если снег летит,

 Снег с дождём летит.

 Мокрым стал её наряд,  

 Стал он тоньше, чем был.

 Всё равно огнём горят

 Ягоды рябин!

 Припев: (2 раза)




1. В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

2. В золотой клубочек

Спрятался клубочек.

3. Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину-

Увидишь сердцевину

Из плодов он твёрже всех.

Называется….

4. Любопытный красный нос

По макушку в землю врос .

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.  

5. Летом в огороде-

Свежие, зелёные. .

А зимою в бочке-

Жёлтые, солёные.

6. На плетне зелёный крюк.

          На крюку висит сундук.

         В сундуке пять ребят

         Смирно рядышком сидят.

         Вдруг раскрылся сундук-

        Все рассыпались вокруг!

7. Был зелёным плод-

Не просился в рот.

Положили в лёжку-

Он сменил одёжку:

Красную надел-

Для еды поспел.

8. Красна, а не калина;

Горька, а  не осина;

Кругла, а не лукошко;

Хвост есть, а не кошко.

9. Весною повисло,

Всё лето кисло.

А сладким стало-

На землю упало

 Мы команда-огурцы

Все ребята- молодцы.

Хоть мы малы и зелены,

Но мы дружны, и тем сильны.

Будем мы играть красиво.

В нас судите справедливо.

.


        Мы команда-огурцы

Все ребята- молодцы.

Хоть мы малы и зелены,

Но мы дружны, и тем сильны.

Будем мы играть красиво.

В нас судите справедливо.

Мы команда-огурцы

Все ребята- молодцы.

Хоть мы малы и зелены,

Но мы дружны, и тем сильны.

Будем мы играть красиво.

В нас судите справедливо.

Мы команда-огурцы

Все ребята- молодцы.

Хоть мы малы и зелены,

Но мы дружны, и тем сильны.

Будем мы играть красиво.

В нас судите справедливо.



Предварительный просмотр:

На Google Диске произошла ошибка. Обновите страницу. Если это не помогло устранить проблему, свяжитесь с нами.

Чтобы узнать больше о Google Диске, посетите наш справочный центр.


Приносим извинения за доставленные неудобства.
- Команда Google Диска



Предварительный просмотр:

День Знаний.

«Первый раз в первый класс»

Подолинская О.Н. 2013 


Дети входят в класс под песню «Первоклашка» и рассаживаются по местам.

Родители тоже находятся в классе.

Оборудование и наглядность:

На внутренней части доски рисунок паровозика и ж/д пути со станциями, конверт- письмо от Мудрой Совы,  Мудрая сова, Винни-Пух, Ослик Иа-Иа, Пятачок.

Наружная часть доски украшена осенними листьями, растяжкой «Здравствуй, школа!», плакат «Первый раз в первый класс!», створки соединяет замок.

Пакетик с потайной стенкой для оценок(2,3, 4,5),фонограмма песен «Первоклашка», «Голубой вагон», «Маленькая страна».

 Проектор, презентация «День знаний»

Ход   урока.

Учитель.  Здравствуйте , дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня настоящий праздник! Этот день для вас очень важный : вы пришли учиться в школу. Школа станет для вас вторым домом, здесь вы многому научитесь, найдёте много новых друзей. Я желаю вам удачи, успехов! Посмотрите вокруг – это наш класс, в котором мы будем учиться целых четыре года, а учителем вашим буду я. Меня зовут ….

 Я очень рада видеть вас

 И сегодня в этот час

 Я поведу с собою вас.(пауза, фонограмма «Маленькая страна»)

          За морями, за горами

          Есть волшебная страна.

        В ней много разных испытаний

        И чудес она полна.

        Мы будем путешествовать по ней много дней.

        Что это за страна?

          Нам предстоит узнать.

          Нужно ключ к замку подобрать,

          Открыть замок и название страны прочитать.

Учитель:  Вы мне поможете читать все, что будет встречаться на нашем пути? Но сначала давайте подберем ключ к этому замку. У меня есть 3 ключа (большой, средний и маленький). Как вы думаете, этот подойдет? (большой ключ)

Дети: -Нет.

Учитель: -А кто может объяснить, почему?

Учитель: -Тогда наверное этот? (маленький)

Дети: -Нет.

Учитель: -Значит, последний?

Дети: -Да!

Учитель: -Внимание, открываю! (раскрываю створки доски). (Слайд1)

                                        Страна знаний!

Дети читают: Страна знаний.

Учитель: - Итак, мы будем путешествовать по стране знаний. А как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся? (фонограмма «Голубой вагон», слайд2)

Дети: -На поезде!

Учитель: -Да, но вот только у нас нет билетов, да и вагончиков у этого электровоза нет. Где же их взять?

- А вспомнила, с утра пришло письмо. Вот оно (снимаю с доски конверт или слайд 3).

- «Дорогие ребята, приглашаю вас в первое лесное путешествие в бескрайнюю Страну Знаний. Вы побываете на 5 полянах. Там вас будут ждать герои из сказки «Винни-Пух и все, все, все». Они приготовили для вас задания и хотят провести свои уроки. По Стране Знаний могут путешествовать только школьники. Надеюсь, что ваше путешествие будет интересным и полезным.

Мудрая Сова»

- А кто такие школьники?

Дети: -Это те, кто учится в школе.

Учитель: -А как по-другому их можно назвать?

Дети: -Ученики!

Учитель:           - Верно! Ученики учатся на уроках. И нам с вами сегодня предстоит узнать, что же такое урок и какими бывают уроки в стране Знаний. Мудрая Сова с ветки дуба будет за всеми наблюдать (прикрепляю к доске картинку Мудрой Совы или слайд 3). С первым правилом на уроке мы уже познакомились. Как нужно приветствовать учителя в начале урока?

Дети:                  - Стоя, кивком головы.

Учитель:            - Правильно. А теперь повторяйте все движения за мной.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Что бы стать учеником,

Нужно знать вам вот о чем.

На уроке ты сидишь тихо-тихо словно мышь.

Спинка прямо у тебя,

Это делайте как я. (Показать)

Ручки мы вот так кладем (Показать)

И заданий дальше ждем.

Если хочешь ты сказать,

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать. (Показать)

Вы запомнили запомнили,  друзья? (пауза)

Что,  попробуем?

Дети: -Да!

Учитель: -Чтобы ехать на поезде, нужны билеты. Где же нам их взять? (ответы детей). Кто загадку отгадает, тот и получит билет. (Слайд 4)

Стоит веселый, светлый дом,

Ребят проворных много в нем,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Дети:- Школа.

Учитель: -Мы загадку отгадали. Давайте посмотрим, что еще есть в конверте. Что это?

(учитель достает вырезанные из бумаги вагончики).

Дети: -Это вагончики.

Учитель: -Да, это билеты на поезд в виде вагончиков, но электровоз у нас такой красивый, а они все белые. Что делать?

Дети: -Надо их раскрасить.

Учитель: -Точно.

(Раздаю вагончики).

Учитель: -Дети, положите перед собой вагончики.  Раз мы отправляемся в страну знаний, то и вагончики нужно раскрасить по-особому. Возьмите  сначала синий карандаш. Покажите как вы умеете держать карандаши.  (Показать, как правильно держать)

Одну часть мы заштрихуем. Не раскрасим, а будем наносить штрихи, то есть проводить наклонные линии наискосок, справа налево. (Показываю, дети повторяют).  Отлично получается! В нижней части вагона штриховку сделаем наоборот - слева направо. (Дети выполняют задание).

Учитель: -Какие ученики у меня в классе! Молодцы! Теперь серединка вагона. Берем зеленый карандаш. Мы здесь проведем прямые линии сверху вниз, не отрывая руки, чтобы получилась ломаная линия. ( Показываю на своем вагончике).

Учитель: -Теперь настала очередь колес. Нам нужен черный карандаш. Посмотрите, как будто спираль. В центр вставлю карандаш и веду его по кругу. Попробуйте.

- Устали?  Теперь немного отдохнем.

Физ-пауза (слайд 5).

Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Ручки к солнышку подняли,

На мысочки мы привстали.

Теперь на корточки присели,

В тишине мы посидели

И за партой дружно сели.

Учитель: -Ваши вагончики почти готовы. Переверните их другой стороной. Чтобы отправиться, машинисту нужны точные сведения о пассажирах: фамилия и  имя каждого.

- Итак, вагончики готовы. ( Родители прикрепляют их на ватман с изображением путей)

Учитель.

Нарядные, парадные, такие ненаглядные!

Причёсанные с бантиками девочки сидят.

И мальчики отличные, такие симпатичные,

Такие аккуратные на нас сейчас глядят!

Приготовились! Наш поезд отправляется!

                       1 станция КОНСТИТУЦИОННАЯ (слайд 6-11)

Учитель.  С чего начинается Родина? На этот вопрос можно найти множество ответов, но я с твердой уверенностью могу сказать, что Родина – это наш дом, школа, друзья, замечательный поселок, в котором мы живем. И конечно  огромная, великая и прекрасная страна.

Есть в мире много разных стран,

Но мне милее всех одна.

Скажите, как она зовется?

Великая моя страна?

Дети. Россия.    

Учитель. Россия, Российская федерация - это ее официальное имя, и имя это записано в самом главном документе страны – в Конституции. (Слайд 7, изображение карты России).  

 Учитель. Чтобы люди в нашей стране  жили свободно и счастливо, чтобы всегда были  порядок и справедливость, мы должны  соблюдать правила, обязательные для всех, жить по основному закону  нашего государства.  

А какой основной закон вы знаете?

(Ответы детей).

Учитель.  Конституция – основной закон страны, который определяет устройство государства, законы, права и обязанности граждан. В Конституции  даны ответы на такие вопросы: кто может быть президентом, депутатом, чем они должны заниматься и многое другое. (Слайд 8)

Подготовленные дети читают (слайд 9).

1. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года.

2. Граждане России имеют право:

на свободу и личную неприкосновенность;

 на достойную жизнь, на образование;

 на медицинское обслуживание;

 на труд, на жилище;

 на мирную жизнь.

3. Каждый гражданин России обязан:

соблюдать законы нашего государства;

выполнять правила, обязательные для всех,

учиться и трудиться;

беречь и охранять природу;

защищать Родину.

Учитель.  Ребята! Скажите, о каком конституционном праве идет речь в этих  четверостишьях? (Слайд 10-12)

1. Сегодня праздник у меня

В школу я иду с цветами

А рядом мамочка моя

Мы с нею школьницами стали.

Ответ.  Право на образование.

2. Если заболею вдруг,

Помощь мне окажет врач

Вылечит он мой недуг,

Скажет ласково «Не плачь»

Ты здоров, и я здоров.

Нам нельзя без докторов.

Ответ.  Право на медицинское обслуживание.

3. Рады  мама, папа, брат.

 И я тоже очень рад.

 У нас в семье веселье,

 Поздравьте с Новосельем!

 Ответ.  Право на  жилище.

Учитель. Молодцы, отлично справились с заданием. Давайте вспомним, что же такое конституция? Что в нем прописано? Зачем она нужна? Наш класс-это тоже маленькое государство, в котором также действуют законы и правила, по которым всем нам предстоит жить 11 лет. Прежде чем отправиться дальше, давайте послушаем ребят, подготовивших стихотворения к 20-летию Конституции РФ.                                        

                                          Мы знаем о законе мало,

                                          Не больше всех иных,

                                          Мы знаем, делать нужно то,

                                          Что благо для других.

                                           Человеку много нужно,

                                          Чтобы счастливо прожить!

                                           Нужен дождь и даже лужи,

                                           Нужно с кем-нибудь дружить.

                                           Нужен ветер, нужно море.

.

                                         Нужно море и леса,

                                         Нужно счастье, нужно горе

                                         И родные голоса.

                                         Невозможно без природы,

                                         Без синеющих небес.

                                           Хорошо иметь свободу,

                                            Мир загадок и чудес.

                                            Чтобы жить на белом свете,

                                            Чтоб остался рядом друг,

                                            Надо главное заметить,

                                            Всё почувствовать вокруг.

                         2 станция "СТИХОТВОРНАЯ» (слайд 13)

Учитель:    Как вы думаете, а кто из героев сказки о Винни-Пухе любил сочинять стихи?   (Сам Винни-Пух)

- Ребята, кто-то же из вас получал от Мудрой Совы задание выучить стихотворение. Выходите, пусть вас все услышат. А мы проверим, как вы справились с заданием.

Дорогие малыши!

Знаем, вы готовились

Рассказать свои стихи

Вы уже настроились?

(Дети читают четверостишья)

1.Принимает часто школа

Ребятишек в первый класс,

Но сегодня день особый:

МЫ ПРИШЛИ! Встречайте НАС!

2.Мы сегодня гордо шли

По осенним улицам.

Лишь посмотрит кто на нас –

Сразу залюбуется! 

 3. Мы сегодня выступаем                            

Перед вами первый раз

Мы сегодня представляем

Целиком наш первый класс!

4. Я сегодня рано встал,

Поскорей портфель достал.

Должен с нынешнего дня

Быть порядок у меня.

5. Настали дни чудесные,

Мы ходим в 1-й класс

И много интересного

Узнаем в первый раз.

6. У нас заботы важные –

Мы школьники теперь.

И есть у нас у каждого

Тетради и портфель.

7. Я тороплюсь, я в школу мчусь. Ура!

Я школьник! Я учусь!

И вот мой класс, мой первый класс,

Я буду в нём учиться!

Даю вам слово – из меня

Учёный может получиться.

8.Не буду я лениться,
Все буду успевать.
Хочу я научиться
Читать, писать, считать.

9.Буду умным и веселым,
Делать добрые дела,
Чтоб меня вторая школа
Как родного, приняла.

10.Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.

11.Теперь-то жизнь другая
Наступит у меня.
Ой, мама дорогая!
Какой же взрослый я!

3 станция  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (Слайд 14-17)

Учитель:        

- Здесь нас поджидает Ослик Иа-Иа, какие же задания он нам придумал?

ЗАДАНИЕ 1  Из каких геометрических фигур составлен петушок?

ЗАДАНИЕ 2                            Задачи

№1

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою лисой.

Сколько гостей пришло к медведю?

№2

Две ромашки-желтоглазки,

Три весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

№3

К серой мудрой сове на урок

Прилетело 6 сорок,

А одна сорока

Опоздала на урок.

Сколько в классе теперь учеников?

№4

Росла одна берёза,

На ней восемь ветвей.

На каждой по апельсину.

Сколько росло апельсинов?

(На берёзе апельсины не растут)

№5

Пять ворон на лавку сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

Учитель:    Вы все хорошо потрудились, давайте немного отдохнем.

( все движения показываю детям) (Слайд 18)

Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Ручки к солнышку подняли,

На мысочки мы привстали.

Теперь на корточки присели,

В тишине мы посидели

И за партой дружно сели.

4 станция "КНИЖНАЯ" (слайд 19)

- На этой станции нас встречает Пятачок. Он желает узнать, кто лучше всех знает сказки, а,точнее, сказочных персонажей.

1. Друг Чебурашки (ГЕНА)

2. Как звали 3-х поросят (НИФ-НИФ, НАФ-НАФ, НУФ-НУФ)

3. Баба с костяной ногой (ЯГА)

4. Кто ездил на печи по деревни (ЕМЕЛЯ)

5. Враг Буратино (КАРАБАС  БАРАБАС)

6. Луковый мальчик (ЧИПОЛЛИНО)

7. Пёс из Простоквашино . (ШАРИК)

8. Кто исполнял желание Емели. ( ЩУКА)

9. Кто работал у Попа за щелчки. (БАЛДА)

10. Толстенький человечек с мотором (КАРЛСОН)

5 станция "ИГРОВАЯ"(слайд 20)

 На последней станции нас ждёт Кролик на цветочной поляне. Здесь мы сыграем ещё в одну игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать, когда нужно: «Это я, это я , это все мои друзья!»

Потренируемся…

-Кто компанией весёлой каждый день шагает  в школу?

-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

-Кто зимой мороза не боится, на коньках летит , как птица?

-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

-Кто из вас, из малышей ходит грязный до ушей?

-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

-Кто из вас хочу узнать , любит петь и танцевать?

Учитель: -Молодцы, ребята, вы отвечали правильно и дружно. Вот такими дружными и отзывчивыми мы и должны быть. А кто ещё не умеет быть таким, мы все вместе научим. А теперь нам пора возвращаться на вокзал. (Фонограмма «Голубой вагон»)

Учитель: -Вот мы и вернулись обратно на первую станцию. Посмотрите, какой длинный у нас получился поезд. Наши вагончики непростые, у них есть потайной кармашек. Как думаете, для чего он? В него мы посадим ваше первое тренировочное задание, посмотрите, какое?!

-  Мудрая Сова прислала нам с вами вот таких совят. Как вы думаете для чего?

(Учитель раздаёт детям вырезанные раскраски-совята) 

- Наверное, мы с вами должны раскрасить их и дать имя. Согласны? А завтра вы посадите свою сову в свой вагончик. Договорились?

(На доске появляются слова: МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЕСТРА, БРАТ, Я. Дети, умеющие читать, выполняют задание. Выборочное чтение).

Учитель: -Как можно назвать эти слова одним словом?

Дети: -Родственники, семья.

Учитель: Очень хорошо! Они будут вам помогать учиться, поддерживать вас, радоваться каждой вашей удаче. И мы с вами будем лучшими учениками.

Ну, что уважаемые родители вы готовы помогать  своим первоклассникам учиться?

Мы должны с вас взять обещание. Если вы согласны со мной, произносите слово “Да!”.

А вы, ребята, повернитесь к своим родителям и послушайте, что они вам обещают.

Детям в учёбе поможем всегда,
Чтобы детьми была школа горда. ДА!

Нас не пугает задач чехарда,
Формулы вспомнить для нас ерунда. ДА!

Клянёмся детей не бить никогда,
Только слегка пожурить иногда. ДА!

Будем спокойны, как в речке вода,
Мудрыми будем, как в небе звезда. ДА!

Будем вставать по утрам в холода,
Чтобы успеть и туда и сюда. ДА!

Вкусные блюда будем готовить всегда,
Баловать сладким детей иногда. ДА!

Когда ж завершиться учёбы страда,
Вместе с детьми погуляем тогда. ДА!

Учитель: - Мы сегодня стали одной большой дружной семьёй, чтобы вместе трудиться, преодолевать затруднения, помогать друг другу, уважать и помогать членам большой школьной семьи под названием 1А.

Вот на такой радостной ноте наш праздничный урок заканчивается.

Завтра мы продолжим наше путешествие.  До свидания!

Родителям вот что хочу я сказать:

Трудно ребенка сейчас воспитать.
Многое нужно для этого знать,
Любить его надо и понимать.
Как похвалить его, как пожурить,
Серьезно, иль с юмором с ним говорить,
Детям всегда вы должны помогать,
Каждое утро их в школу собрать.
Напутствие доброе вовремя дать,
Сказочку на ночь им почитать.
А в выходной всей семьей прогуляться,
Чтобы с ребенком своим пообщаться.
Собрания классные все посещать,
Их, по возможности, не пропускать.
А самое главное, без сомнения,
Желаю огромного всем вам терпения.

1.Использован материал из методической газеты для учителей начальной школы «Начальная школа» №15 2010г. (Материал «Первый раз в первый класс!» Любови Колычевой, учителя МОУ «Фатежская СОШ№2», Курская область)

2.Костоварова Ж.Ю., учитель начальных классов Наро – Фоминской сош №1

3.Филиппова Н.В.   учитель начальных классов     МАОУ «СОШ №83»\




Предварительный просмотр:

Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"

Цели праздника:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

                  Звучит песня "Если хочешь много знать..." 
Учитель 
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Монтаж 1.
1. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами, 
Подружились сказки с нами. 

2. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.

3. Любим светлый, чистый класс,
Это раз! 
Здесь читаем мы слова, 
Это два! 
Ну, а в третьих, я Катюшке 
Сам уже пишу записки. 
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!» 

4. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины, 
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки! 

5. Я с этой книжкой первый раз 
Пришел в свой первый светлый класс. 
Я эту книжку полюбил, 
Я в ней все буквы изучил, 
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» 

6. Февраль месяц за окном стоит,
Метель и вьюга за окном кружится.
А нам  с тобой сегодня предстоит
С любимой Азбукой проститься.

7. Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

8.Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
 

9. Разбудите меня ночью, 
В самой серединочке. 
Расскажу вам алфавит 
Без одной запиночки. 

10. Тысячу слов в минуту нынче
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку,
Одним махом проглочу.

11. Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.

Учитель.  Наши первоклассники запомнили все буквы и хотят поблагодарить свою первую книгу и попрощаться с ней, но не забывать её, потому что эти буквы нам пригодятся всегда и везде. Они нужные, сильные. Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали, благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге.  Праздник уже начался, а самого главного гостя, Азбуки – нет. Давайте, ребята, позовём её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждём тебя.

Выходит Азбука.

Азбука:

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда 
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром, 
Про свет тепло и газ

Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?

Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

Танец «Шишки-елки» (Баба-яга)
Баба-Яга. Фу-фу! Русским духом пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Ведущая. Здравствуйте, бабуля - красатуля!

Баба-Яга. Здравствуйте, коли не шутите. Зачем собрались? Дело пытаете, аль от дела лытаете?
Ведущая. Дело пытаем.
Баба-Яга. Ну, коль дело, ладно! Терпеть лодырей и бездельников не могу! На питание только и годятся. 
Ведущая. Мы не лодыри. Мы прочитали свою первую книжку – азбуку. И сегодня с ней прощаемся и знакомимся с новой книгой – литературное чтение.
Баба-Яга. Это хорошо! А я сейчас посмотрю, чему вы научились. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.
2. Черный Ивашка, деревянная рубашка

Где носом поведет, там заметку кладет.
3. У меня чудесный дом. Все, что нужно есть в нем.

А живут в доме том: книжки, ручки и альбом.
4. Стоит веселый светлый дом.

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.
5. Долгожданный дан звонок – это кончился …
6. Должен он пораньше встать, чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, все ль в порядке, в ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник: «Кто же это?» - …
7. Когда приходим мы в свой класс, она встречает первой нас.

Она добра, хоть и бывает строгой, в мир знаний открывает нам дорогу.

Кто это, назовите!
8. У каждой девчонки и у мальчишки есть эта книжка – заветная книжка.

Читают и ныне, читали и в старь, чудесную книжку с названьем - ….
Молодцы! Умеете отгадывать загадки.
Ведущая. Бабулечка-красатулечка, для тебя и всех ребят, мы споем частушки.
Дети поют частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.

Припев:

Елочки-сосёночки 
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Припев:

Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это 
Нужно азбуке сказать!

Припев.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Припев:

Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – 
Эти буквы мы поем!

Припев:

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Припев:

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я теперь любую  книжку
Одним махом “проглочу”!

Припев:

С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг – 
Уважаю с детства труд!

Припев:

 Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Катей в ЗАГСе мы теперь
Сможем расписаться!

Припев.

Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Припев:

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Припев.

Не печалься, азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке

Баба Яга:

Молодцы ребята складно поют про буквы, да вот знают ли их Давайте проверим.

1. Вот два столбика наискосок, 
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….

2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла….

3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?

4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….

5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…

Учитель. Видишь, Баба-Яга, ты ребят не провела. Уходи скорей, Яга, разболелась голова. 

Монтаж 2.

 1. Тридцать три родных сестрицы, 
Писаных красавицы. 
На одной живут странице 
И по всюду славятся. 

2. К нам сейчас они спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться! 

3. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ 
Прикатили на еже. 
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О 
Дружно вылезли в окно! 

4. Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья!

Учитель. А знаете, ребята, какая история однажды произошла в Азбуке?
Сценка “Азбука”

Автор:

Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Буква Я:

Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Автор: Говорят ей:

Буквы: Встань на место!

Автор: Отвечает:

Буква Я:

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною - 
Недоразумение! Недоразумение – 
Не более, не менее!

Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.

Буква С: “Срам!”

Автор: Сердито ЭС сказала!

Все кричат.

Буквы: Воображала!

Автор: Проворчала П:

Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”

Автор: Я затопала ногами.

Буква Я:

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Автор:

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Буква А:

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

Буква Я:

Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Автор:

Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!

Автор: Как зальется буква ХА:

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Автор:

Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!

Буква Я:

Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -

Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!

Все участники инсценировки расходятся, а Буква "Я" подходит к учителям и взволновано говорит.
Буква Я 
Я знаю, я знаю, я слышала все.
Я – якорь на яхте в реке Лимпопо.
 Ведущий
Постой, не волнуйся и так не спеши,
Ты нам по порядку все расскажи.

Буква Я
На яхте пиратской я в море плыла,
Я слышала все, я все поняла.
Там был ужасный и злой Бармалей.
Он Азбуку хочет отнять у детей.
Он буквы решил у ребят утащить
И в страшной реке Лимпопо утопить.
В зал вбегают Бармалей и Пираты.

Бармалей
Кто тут вспомнил Бармалея?
Я ужасный Бармалей.
Никого не пожалею,
Даже маленьких детей.

^ Пираты
Больно умные вы стали,
Не боится нас никто,
Чтоб вы книжки не читали –
Все буквы сбросим в Лимпопо.

Буква Я
Как же так? Да разве ж можно
Нас всех взять и утопить?
Ведь без нас на свете просто
Невозможно будет жить!

Бармалей 
Ерунда! Я вот, представьте,
Не читаю, не пишу,
И без букв противных ваших
Я прекрасно проживу.
Баста! Хватит говорить!
Мой приказ – всех утопить!

^ Пираты хватают буквы, то есть ребят, участвующих в сценке "Буква Я", и уводят с собой. Буква "Я" прячется среди ребят.

Буква Я 
Ну нет! Такому не бывать!
Надо буквы выручать!
Только как в огромном море
Их нам с вами отыскать?
Ой, я одна не справлюсь!

Входит Почтальон Печкин.
Печкин
Телеграмма! Телеграмма! 
(Читает.)
Срочно! Срочно! Помогите!
От погибели спасите!
Помогите нам, ребята,
Мы на острове Пиратов.
Плыть к нам очень нелегко
Вдоль по речке Лимпопо.
Ждет вас много испытаний,
Ждет немало вас заданий,
Чтоб вы нас смогли найти,
Высылаем план пути.
(Печкин достает из сумки большую карту.)
Коль не справитесь за час,
Бармалей утопит нас.

Ведущий 
Ну что, друзья, поможем буквам?
Ну тогда смелей вперед!
(Показывает на карте, куда надо плыть.)
Впереди пролив Загадок
Нас по плану с вами ждет.

Звучит музыка или шум ветра, плеск волн. Входит Вопросительный знак.

Я в проливе Загадок
Рад вас видеть, рад вам всем.
Вам задам сто тыщ вопросов:
Кто? Откуда? И зачем?
Да, загадывать загадки
Я, друзья, большой мастак.
Вы меня узнали, братцы?
Вопросительный я знак.
Что стряслось? Беда какая?
Я помочь готов всегда.

Буква Я 
Бармалей украл все буквы,
Наша помощь им нужна.
Вопросительный знак
Знаю я, что вам поможет.
Вы должны с собою взять
Что-то важное, такое...
Не могу я вам сказать.
Я вам должен буду только
Лишь загадки загадать.
Ну а вы в ответ мне букву
Будете должны назвать.
Буквы в слово соберутся,
Без которого в пути,
Дети вряд ли обойдутся,
Чтоб товарища спасти.
(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.

^ Дети. Буква "Р"

Вопросительный знак 
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.

Дети. Буква "Ж".

Вопросительный знак
С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.

^ Дети. Буква "Д"

Вопросительный знак
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...

Дети. Букву "У".

Вопросительный знак. 
Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.

^ Дети. Буква "А".

Вопросительный знак
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.

Дети. Буква "Б".

Вопросительный знак. 
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами 
В слово буквы все собрать.
Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба
Вопросительный знак. 
Получилось слово "дружба".
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.

Песня «Дружба крепкая»
Ведущий. 
Что ж, за помощь вам спасибо,
Мы же дальше поплывем.
 (Показывает на карте.)
Дальше остров необычный 
Буквоешки мы найдем.
Буква Я. 
Что за остров необычный?
Кто же это буквы ест?
Выходит Буква, вся перевязанная бинтами.
Буква. 
Это грозный Буквоешка –
Всех он съест в один присест.
Обглодал он все словечки,
Не оставил ничего
И теперь сидит на печке,
Вы не трогайте его.
Может быть, смельчак найдется
Наши буквы починить?
А иначе очень трудно
Будет вам по морю плыть.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.
На листе написано:
 Удачи вам ребята! Счастливого пути!  (написаны узнаваемые элементы букв, нужно дописать их, чтобы получилась полная фраза)

Буква. 
Я удачи вам желаю
И счастливого пути!
И подруг моих, я знаю,
Вы сумеете спасти.


Буква Я. 
Посмотрите, посмотрите,
Это что там впереди?
Реку камни перекрыли,
Как же нам вперед пройти?
Это вредные пираты
Нам преграды создают.
Что же делать? Неужели
Наши буквы пропадут?

Ведущий. 
Я скажу вам, как нам быть,
Как сквозь валуны проплыть.
Надо кубики вот эти
Правильно расположить.
(Подходит к столам с кубиками.)
Буквы пусть в слова сольются,
А словечки – в предложенье,
И магическая фраза
Нам откроет пусть движенье.
Ребята из кубиков складывают фразу:
"Знания – сила" или "Дружба горы может сдвинуть".


Ведущий. 
Мы смогли подвинуть камни
И продолжить путь вперед,
Нас волшебный остров Сказок
Впереди, ребята, ждет.

Буква Я. 
Здравствуйте, вы кто, ребята?
Я узнать вас не могу.
Сказочные герои (Кот в туфельках от  Золушки, Буратино со сломаннцм носом, Мальвина в красной шапочке). 
Это злобные пираты
Перепутали все тут.
Буквы многие украли,
Сказки все перемешали.
Перепутали названья
И героев всех.
Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать смех.
Золушка – жена Кощея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.
Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.

Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.

  1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
  2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
  3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
  4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
  5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
  6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
  7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
  8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
  9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
  10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
  11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
  12. Свеколка. (Репка.)

Сказочные герои. 
Вот спасибо вам, ребята,
Навели у нас порядок.
И за это ключ – подсказку
Вам дают герои сказок.
Сказочные герои вручают палочку из свернутой в рулон бумаги. Дети разворачивают и читают. 
"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну а вы домой вернетесь».

Ведущий. 

Нам до острова Пиратов
Остается так немного.
Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.
Выходят Пираты. Танцуют.

Бармалей. 
Ну что ж, друзья мои, пираты,
Пора нам к делу приступить.
Не забыли? Мы хотели
Эти буквы утопить!
Входят ребята, Буква "Я".
Бармалей. 
Я ужасный Бармалей!
Ненавижу я детей
Дружных и активных,
Добреньких, противных.
Вы зачем сюда приплыли?
Что вы здесь у нас забыли?

Буква Я. 
Буквы наши отпускайте,
Вы их мучить перестаньте.
Если буквы вы бы знали,
Книжки б разные читали.

Бармалей. 
Не нужны нам ваши книжки.
Все девчонки и мальчишки
Скоро буквы позабудут –
И пиратами все будут.
Ведущий. 
Нам без палочки волшебной,
Видно, тут не обойтись.
Ну-ка, Бармалей, сейчас же
Ты хорошим становись!

Дотрагивается до Бармалея.
Бармалей. 
Я... хорошим, добрым буду,
Буду книжки я читать.
А мальчишек и девчонок
Я не буду обижать.

Ведущий. 
Ну что же, зло мы победили,
Спасли все буквы, и теперь
В огромном океане Знаний
Для вас всегда открыта дверь.
Исполняется песня «Если добрый ты".

Азбука. 
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
Вручение Удостоверений. 
Монтаж 3.

  1. Мы прочтем любые книжки, 
    Разберемся в словаре. 
    Потому что всюду буквы, 
    Те же, что и в Азбуке.

    2. Под Российским небосводом
    Книгу любят и хранят.
    Пусть же крепнет с каждым годом,
    Дружба книги и ребят!

    3. Мы теперь читаем сами, 
    Знаем слоги и слова.
    Скажем Азбуке спасибо – 
    Расставаться нам пора!

4. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим

Звучит музыка. Выходит Книга для чтения

Книга для чтения: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся. Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи 
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!

Чтение. Здравствуйте, ребята! Я вас заждалась! И не я одна. Со мной мои верные спутники и помощники: «Русский язык» и «Волшебные…»  На нашей почте накопилось много телеграмм от литературных героев. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться от героев, каких сказок пришли телеграммы на ваш праздник и кто автор этих сказок. Поможете

Учитель. О чем речь! Ребята надежные, что хочешь, отгадают!
Чтение, Русский язык по очереди читают телеграммы:
1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)


Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро.)


Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)


Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. ( «Муха-цокотуха», К.Чуковский.)


Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)

Игра «Подскажи словечко». 

Лежебока рыжий кот 
Отлежал себе …(живот) 

Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (зуб) 

В реке большая драка 
Поссорились два…(рака) 

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф) 

И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам)
Азбука. За вас я, ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужна, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы помочь тем, кому ещё предстоит познакомиться со мной - будущим первоклассникам.   Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшей учебе! (уходит)
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И целый год мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Ученик.

Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)

- Слово предоставляем родителям

Учитель.  Мы заканчиваем праздник «Прощание с азбукой». А кем становится азбука для каждого из нас? Она становится верным другом, помощником, учителем. Из этой первой книги мы узнали обо всех буквах нашего алфавита. А помогли вам в этом учитель, родители и даже бабушки.  Не секрет, что иногда, а кому-то и всегда бабушки помогают делать уроки. Также не секрет, что бабушки настолько любят своих внуков, что готовы сесть вместе с ними за парту. И таких бабушек мы хорошо знаем. Вот они.
На сцену выходят две бабушки.
Сценка Е. Смолина «Бабушки и внуки»
Первая бабушка. Здравствуй, голубушка моя. Пойдём гулять в парк.

Вторая бабушка. Да что ты, я ещё уроки не сделала.

Первая бабушка. Какие уроки?

Вторая бабушка. Сейчас модно делать уроки за внуков. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, непедагогично.

Первая бабушка. Почему это не педагогично? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю. Если что – меня спрашивай, у меня большой опыт.

Вторая бабушка. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»

Первая бабушка. Так, хорошо.

Вторая бабушка. «…И днём, и ночью пёс учёный…»

Первая бабушка. Какой ещё пёс?

Вторая бабушка. Ну, я не знаю, какая у него порода, может, доберман-пинчер?

Первая бабушка. Да не пёс, а кот учёный! Поняла?

Вторая бабушка. А-а, поняла, поняла! Ну, я тогда сначала начну: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём, и ночью кот учёный… с авоськой ходит в гастроном».

Первая бабушка. С какой авоськой? В какой гастроном? Учи стихотворение снова. 

Вторая бабушка. Ой, у меня ещё столько уроков! Один внук в шестом классе, а другой – в первом. Его учительница просила в школу кассу принести. 

Первая бабушка. Какую кассу? Из магазина, что ли? Ты меня в это дело не впутывай!

Вторая бабушка. Ну, при чём тут магазин? Касса – это алфавит. Ладно, я её сама сделаю, а ты помоги решить задачу.

Первая бабушка. Так… (берёт учебник, читает.) «С ванной соединены две трубы…» Запомни, чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе то, о чём в ней говорится. «С ванной соединены две трубы» - ты представила?

Вторая бабушка. Да-да, представила.

Первая бабушка. «…Через одну трубу вода вливается, через другую выливается». Представила?

Вторая бабушка. Представила! (убегая.) Представила-а-а-а!
Учитель. 

Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!

Песня «Неразлучные друзья»