ТРИЗ для родителей

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий, повторяющихся ежедневно, и инстинктивно чувствуют, когда наступает время еды и сна.

Перед нами встаёт задача ознакомления детей со временем. Планомерная работа по ознакомлению со свойствами времени начинается ещё в младшей группе. Мы поставили перед собой цель сформировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Как мы ощущаем время? Можем мы увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус? Нет. Время невидимка? Если это так, тогда попытаемся найти его следы. Мы их видим: седина человека, сезонные изменения в природе, смена дня и ночи, старинные предметы и т.д. и т.п. мы слышим следы времени: ночные и дневные звуки, по-разному поют птицы весной и летом, возрастные изменения голоса у людей. Мы трогаем следы времени: кожа ребёнка и бабушки, листья деревьев весной и осенью т.д. нюхаем и пробуем на вкус: кислое молоко, например. Таким образом время-невидимка оставляет следы на объектах природного рукотворного мира.

      Затем я подвожу детей к тому, что время можно измерить. И измерить его можно не только секундами, минутами, часами, но и более крупными единицами. Это календарное время, части суток, периоды природного времени. В словарь вводится понятие «кусочек времени». Для отработки данного понятия используется «Календарная матрёшка». В этой матрёшке и живут «кусочки времени».

      Самая большая матрёшка- «год», меньше- «время года», ещё меньше- «месяц», следующая- «неделя», затем- «сутки», ещё меньше- «часть суток», следующая- «час», предпоследняя- «минута» и самая маленькая матрёшка «секунда». Таким образом,

      Времена года запомнить помогают матрёшки, которым мы дали имя «времена года».

              

     Знакомя детей со свойствами времени, мы в первую  очередь формируем понятие однонаправленности и необратимости. Это наиболее очевидные свойства времени, которые легко воспринимаются. Систематизируются знания детей о сутках, временах года, даётся количественная характеристика мер времени, формируются представления о временных отношениях в пределах суток и года.  Нахождение на небосводе Луны и Солнца мы прослеживаем с помощью морфологической таблицы. Также с помощью морфотаблицы закрепляется понятие о днях недели. Каждый день недели, это гномик.

Закрепить знания о частях суток помогают такие признаки как: цвет, звук, действие.

 

     Сам процесс смены частей суток и времён года мы объясняем с помощью модели, выполненной из глобуса и настольной лампы. Знакомство с часами как прибором, фиксирующим время, осуществляется с помощью системного оператора.

    Для закрепления знаний о свойствах времени мы используем приём фантазирования. Поскольку время однонаправлено и необратимо, то смена действий любого характера происходит последовательно. Поэтому следующее свойство, последовательность, мы изучаем, знакомясь с эталонами календарного времени. Здесь мы расширяем понятия «прошлое», «будущее», «настоящее». Сначала мы прослеживаем этапы жизни или существования объектов природного и рукотворного миров в обратном порядке от настоящего времени до прошлого.

    Такое свойство времени, как относительность, помогают понять волшебники времени: «Волшебник быстрых и медленных минут», «Машина времени ВСЕХ волшебников времени напиши.

    Специально организованное обучение ведёт к тому, что представления о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематическими, осознанными, развивается чувство времени.

Использованная литература: