Подготовка к ГИА

Надежина Александра Андреевна

Тесты для самоподготовки к ГИА

http://physik.ucoz.ru/index/testy/0-10

 

Демоверсия ГИА 2011

 

Лабораторные работы ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornye_raboty_gia-9.doc128 КБ
Microsoft Office document icon demonstracionnyy_variant.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

Образцы выполнения лабораторных работ.

Комплект №1. Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №1.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;

2) запишите формулу для расчета плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;

4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования №1 в составе:

  1. весы учебные рычажные;
  2. мензурка (погрешность ±1 мл);
  3. сосуд с водой;
  4. стальной цилиндр на нити.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.


Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки для определения объема тела:

 2) ρ = m/V;

3) m = 156 г;  V = V2 – V1 = 20 мл  = 20 см3;

4) ρ = 7,8 г/см3 = 7800 кг/м3.

 

Комплект №2. Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр №2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования №2 в составе:

  1. латунный цилиндр массой 170 г;
  2. сосуд с водой;
  3. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (погрешность 0,1 Н).

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.


Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки:

 

2) Р1 = mg;   Р2 = mg – Fвыт;  Fвыт= Р1 – Р2 ;

3) Р1 = 1,7 Н; Р2 = 1,5 Н;

4) Fвыт= 0,2 Н.


Комплект №3. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один груз. Для определения веса груза воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;

3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины;

4) запишите численное значение жесткости пружины.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования №3 в составе:

  1. штатив лабораторный с муфтой и лапкой;
  2. пружина жесткостью (40 ± 1) Н/м;
  3. 1 груз массой (100 ± 2) г;
  4. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (погрешность 0,1 Н);
  5. линейка длиной 20-30 см с миллиметровыми делениями.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.


Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки:

 

2) Fупр = mg = Р;  Fупр = kx; => k = Р/x;

 3) x = 25 мм = 0,025 м (измерение считается верным, если приведено в пределах от 23 до 27 мм,  погрешность определяется главным образом погрешностью отсчета). P=1H (измерение считается верным, если приведено в пределах от 0,9 до 1,1 Н);

 4)  Н/м  (значение считается верным, если приведено в пределах от 33 до 48 Н/м). 


Комплект №4. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;

3) укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы  трения скольжения при движении каретки по поверхности рейки;

4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования

 При выполнении задания используется комплект оборудования №4 в составе:

  1. каретка массой (100 2) г;
  2. 1 груз массой (100  2) г;
  3. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (погрешность 0,1 Н);
  4. направляющая рейка.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания. 


Образец возможного выполнения

1)  Схема экспериментальной установки:

 

2) Fтяги = Fтр (при равномерном движении);

 Fтр = μN;  N=P  => Fтр =μP  => μ =  Fтяги /P;

3) Fтяги = 0,4 Н;  P= 2,0 Н;

4)  μ = 0,2.

Комплект №5. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета электрического сопротивления;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;

4) запишите численное значение электрического сопротивления.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования №5 в составе:

  1. источник тока (4,5 В);
  2. резистор 12 Ом, обозначенный; 
  3. реостат;
  4. амперметр (погрешность измерения 0,1А);
  5. вольтметр (погрешность измерения 0,2 В);
  6. ключ и соединительные провода.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.


Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки:

2) I = U/R;  R = U/I;

3) I = 0,2 А; U = 2,4 В;

4) R =  12 Ом.

Комплект №5 (2вар.). Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный  соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А. Определите работу электрического тока в резисторе в течение 5 минут.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

4) запишите численное значение работы электрического тока.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования №5 в составе:

  1. источник тока (4,5 В);
  2. резистор, 6 Ом, обозначенный;
  3. реостат;
  4. амперметр (погрешность измерения 0,1 А);
  5. вольтметр (погрешность измерения 0,2 В);
  6. ключ и соединительные провода.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.


Образец возможного выполнения

 1) Схема экспериментальной установки:

2) А = U·I·t;

 3) I = 0,5 А; U = 3,0 В; t = 5 мин = 300 с;

4) А =  450 Дж.


Комплект №5(3 вар.). Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный , соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;

4) запишите численное значение мощности электрического тока.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования №5 в составе:

  1. источник тока (4,5 В);
  2. резистор, 12 Ом, обозначенный;
  3. реостат;
  4. амперметр (погрешность измерения 0,1 А);
  5. вольтметр (погрешность измерения 0,2 В);
  6. ключ и соединительные провода;

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания. 


Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки:

2) Р = U·I; 

3) I = 0,2 А; U = 2,4 В; 

4) Р =  0,48 Вт. 


Комплект №6. Используя собирающую линзу, экран и линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте солнечный свет от удаленного окна. В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;

3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;

4) запишите численное значение оптической силы линзы.

Правильный ответ:

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования №6 в составе:

  1. линза собирающая;
  2. экран на подставке;
  3. линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.


Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки (изображение удаленного источника света (окна) формируется практически в фокальной плоскости):

2) D = 1/F;

3) F = 60 мм = 0,06 м;

4) D = 1/0,06 ≈ 17 (дптр).


Комплект №7. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;

3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № 7 в составе:

  1. штатив с муфтой и лапкой;
  2. метровая линейка (погрешность 5 мм);
  3. шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см;
  4. часы с секундной стрелкой (или секундомер).

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1) Рисунок экспе ри мен тальной ус та нов ки:

2), 3).

Длина
нити
 l (м)

Число
колебаний
n

Время
колебаний
t (c)

Период
колебаний
T= t/n (с)

1

1

30

60

2

2

0,5

30

42

1,4

3

0,25

30

30

1

4) Вывод: при уменьшении длины нити период свободных колебаний нитяного маятника уменьшается. 



Предварительный просмотр:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ (2012 год)

К каждому из заданий 1-18 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

1. На рисунке приведены графики зависимости пути и скорости тела от времени. Какой график соответствует равноускоренному движению?

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4


2. На рисунке представлен график зависимости скорости автомобиля, движущегося прямолинейно по дороге, от времени. В какой промежуток времени равнодействующая всех сил, действующих на автомобиль, равна нулю?

1. от 0 до 2 с

2. от 2 до 4 с

3. от 4 до 7 с

4. от 0 до 7 с


3. Снаряд, импульс которого р был направлен вертикально вверх, разорвался на два осколка. Импульс одного осколка р1 в момент взрыва был направлен горизонтально (рис. 1). Какое направление имел импульс р2 второго осколка (рис. 2)?

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4


4. Математический маятник колеблется между положениями 1 и 3 (см. рисунок). В положении 1

1. кинетическая энергия маятника максимальна, потенциальная энергия минимальна

2. кинетическая энергия маятника равна нулю, потенциальная энергия максимальна

3. кинетическая и потенциальная энергия маятника максимальны

4. кинетическая и потенциальная энергия маятника минимальны


5. Алюминиевый шар, подвешенный на нити, опущен в крепкий раствор поваренной соли. Затем шар перенесли из раствора поваренной соли в дистиллированную воду. При этом сила натяжения нити

1. не изменится

2. увеличится

3. уменьшится

4. может остаться неизменной или измениться в зависимости от объёма шара


6. Деревянную коробку массой 10 кг равномерно тянут по горизонтальной деревянной доске с помощью горизонтальной пружины. Удлинение пружины - 0,2 м. Коэффициент трения равен 0,4. Чему равна жёсткость пружины?

1. 20 Н/м

2. 80 Н/м

3. 200 Н/м

4. 800 Н/м


7. На рисунке приведён график зависимости температуры некоторого вещества от времени. Первоначально вещество находилось в жидком состоянии. Какая точка графика соответствует началу процесса отвердевания вещества?

1. А

2. Б

3. В

4. Г


8. В сосуд налили 1 кг воды при температуре 90 °С. Чему равна масса воды, взятой при 30 °С, которую нужно налить в сосуд, чтобы в нём установилась температура воды, равная 50 °С? Потерями энергии на нагревание сосуда и окружающего воздуха пренебречь.

1. 1 кг

2. 1,8 кг

3. 2 кг

4. 3 кг


9. На рисунке изображены точечные заряженные тела. Тела А и Б имеют одинаковый отрицательный заряд, а тело В - равный им по модулю положительный заряд. Каковы модуль и направление равнодействующей силы, действующей на заряд Б со стороны зарядов А и В?

1. F = FА + FB, направление 1

2. F = FА+FB, направление 2

3. F = FА-FB; направление 1

4. F = FА-FB; направление 2


10. На рисунке представлен график зависимости напряжения U на концах резистора от силы тока I, текущего через него. Сопротивление R резистора равно

1. 0,04 Ом

2. 0,05 Ом

3. 20 Ом

4. 24 Ом


11. В катушку, соединённую с гальванометром, вносят магнит. Сила индукционного тока зависит
А) от скорости перемещения магнита
Б) от того, каким полюсом вносят магнит в катушку.
Правильный ответ

1. только А

2. только Б

3. и А, и Б

4. ни А, ни Б


12. Чему равен угол падения луча на границе вода - воздух, если известно, что угол преломления равен углу падения?

1. 90°

2. 60°

3. 45°

4. 0°


13. Какую силу тока показывает амперметр?

1. 0,67 А

2. 2,14 А

3. 3 А

4. 5 А


14. Ниже приведены уравнения двух ядерных реакций. Реакция α-распада –
А) 92U239 → 93Np239 + -1e0
Б) 4Be7 → 2He3 + 2He4 

1. только А

2. только Б

3. и А, и Б

4. ни А, ни Б


15. В мензурку налита вода. Укажите значение объёма воды, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

1. 70 мл

2. (70±15) мл

3. (80±5) мл

4. (80±15) мл


Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

Термоэлементы

Рассмотрим цепь, составленную из проводников, изготовленных из разных металлов (см. рисунок). Если места спаев металлов находятся при одной температуре, то тока в цепи не наблюдается. Положение станет совершенно иным, если мы нагреем какой-либо из спаев, например спай а. В этом случае гальванометр показывает наличие в цепи электрического тока, протекающего всё время, пока существует разность температур между спаями а и b.

Цепь, состоящая из железного и двух медных проводников и гальванометра

Величина протекаемого тока приблизительно пропорциональна разности температур спаев. Направление тока зависит от того, какой из спаев находится на участке цепи, где более высокая температура. Если спай а не нагревать, а охлаждать (поместить, например, в сухой лёд), то ток потечёт в обратном направлении.
Описанное явление было открыто в 1821 г. немецким физиком Зеебеком и получило название термоэлектричества, а всякую комбинацию проводников из разных металлов, образующих замкнутую цепь, называют термоэлементом.
Важным применением металлических термоэлементов является их использование для измерения температуры. Термоэлементы, используемые для измерения температуры (так называемые термопары), обладают перед обычными жидкостными термометрами рядом преимуществ: термопары можно использовать для измерения как очень высоких (до 2000 °С), так и очень низких температур. Более того, термопары дают более высокую точность измерения температуры и гораздо быстрее реагируют на изменение температуры.

16. Термоэлемент – это…

1. замкнутая цепь, состоящая из комбинации проводников из разных металлов

2. замкнутая цепь, состоящая из комбинации металлических проводников и гальванометра

3. явление протекания электрического тока в замкнутой цепи, состоящей из разных металлов

4. явление протекания электрического тока в замкнутой цепи, состоящей из разных металлов, при возникновении разности температур спаев


17. В термоэлементе происходит преобразование…

1. химической энергии в энергию электрического тока

2. энергии электрического тока в химическую энергию

3. внутренней энергии в энергию электрического тока

4. энергии электрического тока во внутреннюю энергию


18. При нагревании спаев термопары из меди и константана до температур 100 °С и 300 °С через гальванометр проходит электрический ток (см. рисунок).

На каком из рисунков показания гальванометра правильно отражают направление и величину силы тока для новой разности температур?

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 19-21) необходимо записать ответ в указанном в тексте задания месте.
Ответом к каждому из заданий 19-21 будет некоторая последовательность цифр. Впишите в таблицу внизу задания цифры - номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры в ответах к заданиям 19-20 могут повторяться.

19. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

ПРИМЕРЫ

А. физическая величина
Б. единица физической величины
В. прибор для измерения физической

1. кристаллизация
2. паскаль
3. кипение величины
4. температура
5. мензурка

А

Б

В


20.В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмена атомами при трении не происходило? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться..

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

А. количество протонов на шёлке
Б. количество протонов на стеклянной линейке
В. количество электронов на шёлке

1. увеличилось
2. уменьшилось
3. не изменилось

А

Б

В


21. В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица.
Таблица 

Вещество

Плотность в твёрдом состоянии, г/см3

Удельное электрическое сопротивление (при 20 °С), Ом•мм2

алюминий

2,7

0,028

константан (сплав)

8,8

0,5

латунь

8,4

0,07

медь

8,9

0,017

никелин (сплав)

8,8

0,4

нихром (сплав)

8,4

1,1

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера (в порядке возрастания).

1) При равных размерах проводник из алюминия будет иметь меньшую массу и большее электрическое сопротивление по сравнению с проводником из меди.
2) Проводники из нихрома и латуни при одинаковых размерах будут иметь одинаковые электрические сопротивления.
3) Проводники из константана и никелина при одинаковых размерах будут иметь разные массы.
4) При замене никелиновой спирали электроплитки на нихромовую такого же размера электрическое сопротивление спирали уменьшится.
5) При равной площади поперечного сечения проводник из константана длиной 4 м будет иметь такое же электрическое сопротивление, что и проводник из никелина длиной 5 м.

Ответ: