Урок-конференция " Спор стихий"

Фентисова   Лилия Анатольевна

Данный урок был проведен в форме ролевой игры. Дети выступали в роли стихий: воздуха, воды, солнца.   На конференцию прибыла "планета Земля", "Окружающий мир",, корреспонденты известных газет. Основнаяые проблемаы на конференции - защита окружающей среды, сохранение жизни на планете Земля. Ребята знакомились также с экологическими организациями, стоящими на защите окружающей среды, решали экологические задачи, создавали в группах экологические знаки по охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konferentsiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

                                                     Конспект урока во 2 «А» классе

Тема урока:  «Взаимодействие сил природы и их защита»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ролевая игра «Пресс-конференция»

Цель:  дать первоначальные представления об экологии как науки бережного отношения человека к окружающей природе.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;
  • Формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Взаимодействие сил природы и их защита»
  • Создать условия для развития у учащихся умения преобразовывать учебную информацию;
  • Содействовать развитию  общеучебных умений формулировать проблему, выдвигать гипотезу, находить доказательства, использовать  научную информацию из дополнительных источников, рассуждать, вести совместную работу, дискуссировать.
  • Воспитывать желание практически использовать полученные знания.

Оборудование:  мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийные презентации, глобус,  карточки с заданиями для создания экологических знаков природы, , мультимедийная физминутка, учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

 - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

 - интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

 - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

 - оценивать совместно одноклассниками результат своих действий,

- уметь выполнять учебные действия

Познавательные УУД:

осуществлять поиск нужной информации, пользоваться моделями и схемами, понимать информацию, представленную различными способами,

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,

строить небольшие сообщения в устной форме.

- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

 - проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

 - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные УУД:

 принимать участие в работе группами;

 - допускать существование различных точек зрения;

 - договариваться, приходить к общему решению;

 - использовать в общении правила вежливости.

Ход урока

  1. Настрой на урок:

       Доброе утро уважаемые гости. Сегодня у нас не обычный урок окружающего мира, а ролевая игра - «Пресс-конференция», на которой ребята систематизируют свои знания по пройденной теме. Итак, слово Окружающему миру.

Слайд 1

    II.Введение в тему.  Актуализация.

  Окружающий мир:

 Здравствуйте земляне!  По просьбе нашей планеты Земля я собрал Вас на   пресс-конференцию, на которой нам предстоит обсудить истинное положение дел на планете. Тема нашей конференции «Взаимодействие сил природы и их защита»

Прошу Вас, госпожа Земля занять почетное место в президиуме. Разрешите мне также  представить наших гостей:   духов   стихий: духа Воды, Воздуха, Солнца, юных экологов и представителей  прессы.  Итак,

( духи в одеждах-накидках и надписях на них занимают места в президиуме)                                                                            

  Слово имеет планета Земля.

 III.Создание проблемной ситуации

Земля: Я приветствую Вас, земляне. Но вынуждена сообщить Вам, жителям    моей планеты, что  природа  на Земле  находится в опасности: воздух, почва, вода загрязнены.  Леса, улицы, дворы полны пыли. Я  бью тревогу и  считаю, что необходимо поговорить о  том, как обстоят дела на нашей с вами планете и наметить пути  оздоровления. Вот цель моего присутствия на конференции.

 Окр.мир: Вы совершенно правы. Однако хотелось бы выяснить, что вообще знают юные земляне о взаимодействии сил природы  на  планете. Наши юные экологи получили задание собрать материал  об этом. Господа Духи, кто из Вас первым хотел бы обратиться к ним?

Слайд 2

Дух Солнца: Я! Я важнее всех, потому что я – центральная и единственная звезда солнечной системы, вокруг меня вращаешься и ты, Земля.

Слайд 3

Дух Воды: « Нет, нет. Разрешите мне, так как я считаю, что без меня не обойтись на Земле».

Слайд 4

Дух Воздуха: « Извините, но Вы не совсем правы, я считаю, что без меня вообще нет жизни»

Слайд 5  

Земля:   Прошу Вас, не спорьте.  Давайте лучше послушаем сообщения наших юных экологов.

Корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс»: Да, да, интересно, что Вы нам сообщите, ну,  к примеру, что вы можете рассказать нам о солнце?

  1. Проверка домашнего задания. Самостоятельный поиск знаний из дополнительных источников.
  2. ( экологи - в пилотках, с эмблемами)

 1-группа экологов показывает презентацию «Солнце»

Из дополнительных источников мы узнали, что

Солнце — самая мощная и долговечная машина, которая посылает тепло, необходимое для жизни на Земле.

Солнце дает  свет, благодаря чему на Земле есть жизнь для растений.

Благодаря Солнцу происходит смена времен года, смена дня и ночи.

Солнечные лучи дают энергию. Без солнца  прекратился бы великий круговорот воды в природе, иссякли реки и ручьи, засохли травы на лугах, хлеба в полях, пожелтели бы и высохли леса. Вся суша превратилась бы в великую пустыню.   

Все:  Если Солнца нам не светит, значит, жизни нет на свете!

Дух Солнца: Вот слышите?

Корреспондент газеты «Смена»:  Хотелось бы послушать и о Воде. Что интересного вы узнали?

2-группа экологов показывают презентацию «Вода»

А мы хотим сообщить следующее:

  1. Поверхность планеты Земля на 3/4 покрыта водой. Что было бы, если на Земле не стало бы рек, морей, океанов? Что бы стало с нами? В этом случае жизнь на нашей планете не могла бы даже возникнуть. Только благодаря воде возникла жизнь на Земле. Не будь её, не было бы и нас.
  2. Все живое на Земле – растения, животные, человек – не могут жить без воды. В среднем в живых организмах вода составляет 8/10 массы тела. Например, тело человека на 70% состоит из воды, мозг – на 90%, а кровь – на 95%. Недостаток воды приводит к сбою в работе органов, и человек может заболеть. Без воды человек умирает через несколько дней.
  3. Человек широко использует воду в жизни: для приготовления пищи, выращивания сельскохозяйственных растений, производство электроэнергии, производство предметов быта, например для производства 1 тонны стали требуется 280 тонн воды, 1кг бумаги – 700 литров воды, 1 автомобиля – 50 тонн воды, синтетики – 500 тонн.
  4. Вода имеет большое значение как средство закаливания организма человека и укрепления его здоровья, средство гигиены.

Все: Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без… воды

Дух Воды: Естественно, как же без меня обойтись!

Корреспондент газеты « Житьё-бытьё»  Ну, и, конечно, расскажите нам про Воздух.

3-группа экологов показывают презентацию «Воздух»

Мы провели свое исследование.

  1. Без воздуха нет жизни на Земле. Всё живое – растения, животные, человек – живут, потому что дышат. Например, человек без воздуха может продержаться 1-2 минуты, есть тренированные люди, которые могут задерживать дыхание на 5-7 минут.
  2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли – защищает поверхность нашей планеты от солнечного излучения, сохраняет тепло.
  3. Пребывание человека на воздухе закаляет организм, укрепляет его здоровье.
  4. Движение воздуха – ветер – очищает наши города от выхлопных газов машин, от выброса газов из заводских труб. Энергию ветра человек использует для передвижения на парусных судах по воде. Ветер вращает ветряные мельницы и ветряки. Ветер переносит семена растений и помогает им расселяться.

Все:  

Воздух мы  не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.

Дух Воздуха: Бесспорно!

Окр.мир: Я с интересом прослушал ваши сообщения и думаю, что наши духи довольны вашими знаниями о них и прекратят свой спор.  Ведь юные экологи убедительно рассказали о важности каждого из Вас. О вашей взаимосвязи. Не так ли?

Слайд 6  

Окр. мир: Однако, смею напомнить, что тема нашей конференции как раз о Вашей защите.

Корреспондент газеты «Смена»:  Да, да. Я принесла Вам  телеграмму от жителей нашего города. Разрешите,  я зачитаю ее.

Окр. мир: Пожалуйста.

Корреспондент газеты «Смена»: 

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Помогите!».

Земля: Вот как раз об этом я и хотела поговорить с Вами, земляне. Духи стихий  поведайте всем о ваших бедах.

Духи вместе: Да, да!

Дух Солнца: Парниковый эффект, который создают различные выбросы в атмосферу,  ядовитые облака, тучи закрывают меня от Земли или наоборот озоновые дыры, через которые мои лучи становятся вредными для человека.

Слайд 7  

Дух Воздуха: а я предъявляю человеку свои претензии:

Лесные пожары,  выхлопные газы автомобилей, дым из труб кочегарок и заводов, дым сигарет и многое другое  - это все угрожает мне.

Слайд 8  

Дух Воды:

Человек загрязняет меня сточными водами промышленных и коммунальных предприятий. Это уничтожает мои растения и убивает рыб и животный мир.

Слайд 9

Окр. мир: от такой информации голова кругом идет. Что делать? Как решать эти проблемы? Необходимо сделать перерыв, чтобы собраться с мыслями.

 Физкульминутка

Земля:  Господа духи  хотели бы побольше внимания уделить  существующим проблемам и просят Вас помочь решить экологические  задачи.

(Каждой команде духи  дают текст задачи, после обсуждения которого дети предлагают свои варианты решения,  составляют запрещающие знаки по охране природы и демонстрируют х.

  1.  Работа с текстом в группах.  Коллективное обсуждение. Творческая работа в группах.

Задача 1. Промышленные предприятия и транспорт загрязняют воздух. Это загрязнение наносит непоправимый вред всему живому на земле. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?

-Никогда не сжигать производственный и технический мусор, а также пластик, резину или другие химические производные.

    -Сажать деревья,                                                                                                                                -Ставить воздушные фильтры на трубы предприятий, выбрасывающих смог в воздух                                                                                                                       -Выключать двигатели машин, работающие при длительной стоянке,  переходить на электромобили,                                                                                                                                   - Не курить в общественных местах. Отказаться  от использования аэрозольных баллончиков, газовых дезодорантов и лаков.                                                                                                    

Задача 2. Промышленные предприятия загрязняют реки, сбрасывая использованную воду назад. Из-за этого гибнут в реках водные растения и животные. 1литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?

-Не делайте перерасхода чистой воды. Экономьте воду, выключайте ее во время чистки зубов или когда она уже вам не нужна, чините протекающие краны.

-Не загрязнять водоемы, Отправляясь на природу, не выбрасывайте мусор в водоемы. Этот мусор остается в воде, растворяется и становится очередным загрязнителем. Всегда забирайте мусор с собой и уничтожайте его в принятых для этого местах.

-Не стирайте в реках или озерах одежду при помощи порошка или других моющих средств. Заботьтесь о чистоте водоемов!

Задача 3. Человек активно ведет вырубку лесов, истребляет животных и птиц, ведет беспрерывную добычу полезных ископаемых. Строятся шахты, бурятся скважины, прокладываются дороги к местам добычи.…Всё это разрушает землю. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?

-Остатки присутствия человека не только портят внешний вид полян и опушек, но и могут служить источником болезни и смерти множества диких животных и птиц.

-Нельзя жечь костры в лесу.

-Если отправляетесь куда-нибудь на природу, обязательно возьмите с собой побольше пакетов и мешков для мусора, чтобы собрать за собой все, что может повредить экологии.

-Всегда убирайте за собой весь мусор и по возможности старайтесь очищать поляны и леса от мусора, оставленного другими.

       Корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс»:  Да, тема загрязнения атмосферы волнует сегодня многих. Создаются  различные организации, стремящиеся помочь природе, защитить ее от варварского с ней обращения, такие  как Гринпис. Гринпис переводится с английского как «зеленый мир»— это общественная независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете.

 Корреспондент газеты «Смена»:  …Ширится движение юных экологов.  В Белгородской области прошёл слёт юных экологов.  29 учащихся школ собрались в Губкинском городском округе на практический тур регионального этапа Всероссийского слёта юных экологов. И мы с вами тоже можем многое сделать, чтобы хоть немного помочь природе.                                                                                            

  Корреспондент газеты « Житьё-бытьё»  Хотелось бы послушать, что именно вы, юные экологи могли бы сделать сами, чтобы помочь своей планете? Подумайте. Ведь все начинается с вашего дома, класса, школы.    Станем ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? Что мы должны  продолжать делать, чтобы наша планета оставалась  всегда цветущей и красивой?

          (Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)

   Например.

 1. Участвовать в экологических акциях. 2. Не ломать ветки деревьев, не топтать и не рвать цветы. 3.Не вырезать надписи на деревьях. 4.Сажать цветы и кустарники. 5. Заботиться о птицах. 6.Не разорять птичьи гнезда. 7. Не разорять муравейники. 8.Не забирать из  леса домой животных. 9. Не засорять водоемы. 10.Убирать мусор. 11. Не жечь костры в лесу. 12. Не  лить зря воду. 13.Уход за комнатными растениями, открытие птичьей столовой, экологические рейды, уборка снега, уборка мусора, экологические праздники и многое другое.

VI.Итог урока.

Окр.мир: Ну, вот, Земля, и подошла к концу наша конференция.  Юные экологи сами подвели итог и приняли решение. Пока они предлагают делать то, что в их силах. Довольна ли ты?

Земля:  Конечно, молодое поколение подает надежды. Я надеюсь, что   многое изменится в вашем отношении к окружающему миру, к моим стихиям, которые дают Вам жизнь.  

Окр.мир: Какие у вас предложения, ребята?

Д. Собрать на следующую конференцию тех, кто должен отвечать за охрану наших стихий.

Уч-ль: Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от  каждого из нас.

VII. Рефлексия. (Девочка-эколог читает стихотворение)

Надолго ль хватит нам воды,

 Коль растворен в ней яд?

 Надолго ль хватит тех лесов,

 Где топоры стучат?

 Спасти поля, леса, луга

 И чистую гладь рек – всю Землю

 Можешь только ты,

 Разумный человек !

Все:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть вода не иссякнет!

И планета – жива!

Урок:

заставил задуматься…

навел меня на размышления…

привлек меня тем…

показался интересным…

взволновал…

Уч-ль: Благодарю вас за проведенную пресс-конференцию и предлагаю вам самим оценить свою работу на ней.

( Дети показывают на  разноцветных  веерах свои отметки: красный цвет – «5», зеленый  «4», синий – «3», желтый – «Сомнение»)