консультация для родителей" Формирование у родителей гендерной компетенции"
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании.
« Формирование у родителей гендерной компетенции»
( Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «ЦРР-детский сад « Солнышко» п. Чернянка, Белгородской обл.»
С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом общества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций , не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением.
Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями , которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
Общеизвестно, что присущая ребенку -дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца дляподражания, затем происходит более глубокое « приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.
Очень важно в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие , отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная ассимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является « мать одиночка» или бабушка.
У мальчиков, воспитанных тоько матерью, наблюдается развитие, «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность . Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой « компенсаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.
Тесная змоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниами , порой осложняя их, а сильный материнский гнет может стимулировать неправильное увлечение ребенка.
Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают , как вести себя и как строить отношения с представителями другого пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношениематери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.
Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряженные, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью.Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить , подрывает его самоуважение. Было установлено , что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени , чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровестников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.
Очевидно, что для того , чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 3-4 в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими , осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекции или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания,которые включают широкий круг вопросов социального , психолого-педагогического и даже исторического плана.