Главные вкладки
Элективные курсы
программы элективных курсов, факультативов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_elektivnye_kursy.pdf | 173.61 КБ |
shkola_russkogo_yazyka_5_klass.pdf | 586.01 КБ |
shkola_russkogo_yazyka_6_klass.pdf | 418.02 КБ |
programma_odarennye_deti.pdf | 437.42 КБ |
proba_pera.pdf | 519.34 КБ |
rabochaya_programma_10b_elektiv_russkiy.pdf | 420.32 КБ |
rabochaya_programma_11b_elektiv_russkiy.pdf | 319.8 КБ |
ritorika_5_klass.pdf | 599.16 КБ |
serebryanyy_vek_v_literature_i_isskustve.pdf | 1005.65 КБ |
zolotoy_vek_russkoy_literatury.pdf | 423.24 КБ |
sozdanie_sistemy.chesnokova.docx | 29.63 КБ |
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut._programma.doc | 110.5 КБ |
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_0.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педсовет
Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний
Слайд 1
Постоянное повышение требований к уровню общего образования обострило проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
Слайд 2.
К особенностям неуспевающих учащихся относятся:
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- несформированность элементарных организационных навыков
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Хотелось бы показать возможные пути предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Работу с неуспевающими учащимися я провожу в несколько этапов.
Слайд 3.
Первый этап – диагностический. Его цель – выявить причины стойкой неуспеваемости, определить тип неуспевающего школьника, проанализировать ошибки в работах учащихся.
Слайд 4.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития, часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе;
- прогулы.
В первую очередь необходимо определить, с какими же истоками неуспеваемости мы имеем дело. Для этого может быть использована психолого - педагогическая типология общего отставания в учении:
Слайд 5.
1 тип . Низкая интенсивность учебной деятельности. ( Ученик просто не работает).
2 тип . Низкая эффективность учебной деятельности. (Ученик затрачивает значительные усилия на выполнение учебных занятий, но не справляется с ними).
3 тип . Сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. (От переживания неудач к равнодушию).
После диагностики ученика на выявление уровня усвоения программного материала по предмету составляем «Карту грамотности», которая помогает увидеть истинную картину общеучебных умений и навыков учащихся.
Слайд 6.
В «Карте грамотности» по вертикали располагается список учащихся, а по горизонтали ставится дата проведения контрольного или проверочного диктанта, перечисляются номера орфограмм, в которых были допущены ошибки, а в клетке против фамилии ученика, допустившего ошибку, ставится знак «-». Если в последующих диктантах ученик не допускает ошибочного написания, то ставится знак «+».
Дата | 18 сентября (вход) | 10 октября | 28 октября |
№ орф. | №1 | №4 | № 17 |
Иванов П. | - | - | - |
Рыбкина О. | - | - | - |
Скворцов С. | - | - | - |
Ушаков Т. | - | - | - |
«Карта грамотности » позволяет отследить относительную успешность школьника и выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
Слайд 7.
Второй этап – методико – отборочный.
Его цель – отбор методов, приемов, средств, направленных на повышение мотивации учебного труда, познавательной активности и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы формирую разнообразный дидактический материал по темам, составляю различного рода тексты, разрабатываю памятки, правила – алгоритмы, схемы, таблицы.
Разрабатываем «Дневник грамотности».
Слайд 8.
На первой странице каждый ученик с низким уровнем знаний из «Карты грамотности» класса переносит те номера орфограмм, в которых при поведении контрольных и проверочных диктантов он допускал ошибку.
Например:
дата | 18 сентября вход) | 10 октября | 28 октября |
№ орф. | №1 | №4 | № 17 |
Гуреев К. | - | - | - |
Далее работа ведется следующим образом:
Да | № орф.
| Допущенная ошибка | Работа над ошибкой |
10.10. |
№1 |
Ум алять (малый)
| Безударная гласная в корне проверяется ударением. Например: Пок азался (кажется) |
«Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной работы самими учениками. Каждое слово учеником проговаривается и объясняется его написание.
При работе с дневником грамотности необходима систематическая его проверка.
Слайд 9.
Разрабатываем памятку «Работа над ошибками». Дело в том, что если ошибка не объясняется, а просто исправляется, ученик в 80% случаев допускает её повторно.
- Выпиши слово с ошибкой.
- Определи, в какой части слова допущена ошибка.
- Определи орфограмму.
- Если есть, подбери проверочное слово.
- Графически выдели орфограмму.
- Подбери свой пример на данную орфограмму, выдели ее.
- Сгруппируй слова с ошибками по орфограммам.
Разрабатываем памятку «Как выполнять домашнее задание», правила– алгоритмы, ведём записи в тетрадь -помощницу с 5 по 11 класс.
Слайд 10.
Третий этап – тренировочно - технологический.
Цель данного этапа заключается в том, чтобы неуспевающие школьники научились грамотно и осознанно писать, безошибочно находили в слове «опасное место», обосновывали и доказывали свой вывод.
На данном этапе могут быть эффективными, на мой взгляд, следующие задания:
Слайд 11.
1.Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и букву в нем.
2.Письмо с комментарием, позволяющее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению учебного материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений на разных этапах урока. Учитель диктует предложения и объясняет все орфограммы.
3.Списывание текста
4. Попутное повторение (повторение изученной орфограмм).
По каждой слабо усвоенной орфограмме проводятся ежеурочные упражнения с ключевыми словами , со словарными словами , работа по подбору проверочных слов.
5.Формулировка правил с опорой на ключевые слова, что приводит к постепенному запоминанию.
6. Использование сознательно – ассоциативного метода.
7.Различные виды диктантов.
8. Диктант «Проверяю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктовки объясняем орфограмму и только потом слабые учащиеся вставляют нужную букву. Обычно в группу таких учеников включаю 1-2 сильных.
9. Самопроверка по готовому образцу.
10. Взаимопроверка. Если слабый ученик понял, усвоил способ действия какой – либо орфограммы, ему можно поручить проверить работу по данной орфограмме другого неуспевающего ученика. Такая работа – лучший способ закрепления учебного материала, а так же эффективный способ переменить статус и вселить уверенность в возможность успешного учения.
11.Диктант «Найди слова». Диктую текст, а затем даю задание подчеркнуть слова на изучаемую орфограмму. Такие диктанты должны быть небольшие по объему, но насыщенные изучаемой орфограммой.
12.Разнообразные творческие работы (мини-сочинение, рассказы, конструктор текста)
13.Тестирование.
14.Использование игровых упражнений ребусов, кроссвордов.
Слайд 12.
Также для слабоуспевающих учащихся есть разнообразные виды работ, которыми можно заменить сложную самостоятельную или домашнюю работу.
Слайд 13.
При выполнении любых заданий следует помнить, что мотивация деятельности и поведения неуспевающего школьника, пожалуй, одно из основных условий успешности. Учитель должен поддерживать таких ребят. Для этого можно использовать следующие фразы: «У тебя это замечательно получается», «У тебя обязательно получиться», «Ты же помнишь, как надо делать» . Положительное воздействие на отстающих учеников также оказывает одобрительная оценка одноклассников. Стараюсь закреплять за каждым сильным учеником 1-2 слабоуспевающих, чтобы повторить правило перед уроком или стихотворение наизусть.
Слайд 14.
Четвертый этап – итогово – контрольный .
Его цель – проверить уровень ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
На этом этапе проводятся разные виды контрольных , проверочных, тестовых работ.
Слайд 15.
Следует учитывать, что время ликвидации пробелов в знаниях зависит от типа неуспевающего ученика и уровня стойкой неуспеваемости. Успешно решить данную проблему, на мой взгляд, помогут решить следующие рекомендации:
- Сопоставлять каждого ребенка только с ним самим, отслеживая его относительную успешность.
- Темп работы – индивидуальный.
- Создавать атмосферу комфортности: «Мы это сделаем вместе».
- Начинать опрос со слабого учащегося.
- Спрашивать слабых, предупредив об этом заранее.
- Любому заданию – уровень сложности.
- Упражнения выстраивать в соответствии с правилом Дистервега: от простого к сложному.
- Любой ответ, даже отрицательный, принимать положительно.
- Больше оценок – меньше отметок! (Дитя растет не от еды, а от радости)
- Анализ контрольного диктанта начинать с продвижения слабых, о неудачах – строго индивидуально!
- Урок должен заканчиваться до звонка.
Слайд 16.
Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Пусть всем нам поможет в работе мысль великого писателя Льва Николаевича Толстого о том, что важно не то, где мы находимся, а то, куда движемся.
Слайд 17.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». А одной из актуальных проблем нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Слайд 18.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6»
Рассмотрен на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ «СШ№6»
Протокол № ____ «______________________»
«_____» _____________2022 г. ________________Ф.И.О.
«_____» _________2022 г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
по подготовке учащихся к конкурсам по русскому языку и литературе
на 2022-2023 учебный год
Ф.И.О. учащихся _________________________________________
Класс 10
Ф.И.О. учителя Чеснокова О.В.
г. Нижневартовск
2022-2023 г
Пояснительная записка
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.
Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней.
Конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Данная программа предназначена для занятий с одарёнными учащимися 10 класса. Она включает в себя возможности получения учащимися знаний по русскому языку и литературе для участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных занятия на учебный год.
Цели работы:
- разработка системы работы по подготовке учащихся к конкурсам по русскому языку и литературе, создание условий для предметного развития;
- повышение интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Задачи:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла;
- выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла;
- развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления;
- формирование творческой активности обучающихся;
- развитие способности к нахождению аналогий;
- способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения программа реализуется за один учебный год.
Режим занятий. При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Особый цикл занятий - обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам. Также уделяется внимание работе по литературоведению, созданию собственных монологических высказываний.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных занятия на учебный год (по 1 учебному часу в неделю).
Основные методы и технологии
В системе подготовки к конкурсам и олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов.
1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи;
2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.
3. Мозговой штурм: обсуждение решений.
4. Подсказка.
5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей в решении сложных лингвистических задач.
6. Консультация преподавателя.
Дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи;
- эвристические задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Способ проверки ожидаемых результатов
Ожидаемые результаты – это реализованные задачи, поставленные в программе работы с одарёнными детьми:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла;
- выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла;
- развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления;
- формирование творческой активности обучающихся;
- развитие способности к нахождению аналогий;
- способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Способ проверки ожидаемых результатов
- тестирование;
- участие в олимпиадах, конкурсах, проектах.
Содержание курса обучения
Данный образовательный маршрут разработан для обучающихся 10 класса, регулярно участвующих в конкурсах и олимпиадах гуманитарного направления. К таким конкурсам и олимпиадам можно отнести следующие: «Всероссийская олимпиада школьников», Общероссийская предметная олимпиада по русскому языку «Олимпус», Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе «Кириллица», Международная игра-конкурс «Русский медвежонок», областной конкурс сочинений «Великий язык великой нации», Филологическая олимпиад школьников по русскому языку и литературе», ШНПК и т.д. Кроме того, можно отметить участие в проектах, в конкурсах чтецов, в конкурсах творческих работ. Безусловно, участие в конкурсах различного уровня требует от обучающихся подготовки.
При подготовке учащиеся работают с литературоведческими понятиями, с разделами языкознания, создают собственные творческие работы (сочинения разных типов, стилей и жанров), учатся выразительному чтению художественных произведений.
Можно выделить ряд понятий, над которыми необходимо работать с учащимися при подготовке к олимпиадам: орфоэпическая норма, семантика слова, этимология слова, морфемный анализ, морфологический анализ, словообразовательный анализ, исторические чередования в корне, синхронный и диахронический перевод, синтаксическая система языка, историческое языкознание и другие. С целью подготовки учащихся 10 классов к предметной олимпиаде, необходимо обязательно включать в систему уроков задания олимпиадного уровня, которые вызывают особый интерес к лингвистике. Например, при изучении раздела «Русский язык среди народов мира» целесообразно предусмотреть задания по морфемному, морфологическому анализу слова, так как при изучении именно этого раздела программой предусмотрена работа по данным видам анализа слова.
На этапе попутного повторения на уроках регулярно предусматривать задания по орфоэпическому, морфологическому анализу слова, предлагая для анализа слова со сложным орфоэпическим строением, при этом распределяя задания дифференцированно.
Каждый изучаемый раздел предусматривает уроки по культуре речи, на которых необходимо предлагать задания по определению выразительных средств текста. Важно делать упор на умение анализировать языковой материал, находить закономерности, классифицировать языковые единицы и явления.
Проблемным остаётся материал за рамками программы: перевод древнерусского текста, определение семантики слова с учётом исторических процессов в языке, изучение исторического языкознания. В рамках школьной программы с учётом двух часов уроков русского языка в неделю невозможно уделить достаточно внимания этим сложным темам. Данный материал рассчитан на учащихся с повышенным уровнем знаний, требует нестандартного мышления, что выражается в способности находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Это требует серьёзной проработки в течение всего учебного года или хотя бы одного полугодия, целесообразно изучение исторического языкознания на занятиях факультативного курса для заинтересованных учащихся, способных осмыслить древнерусский текст с учётом его специфики и умеющих переводить подобные тексты. В данном случае продуктивным будет обращение к письменным памятникам, которые отражают в написании, с одной стороны, уже отжившие элементы фонетической и грамматической системы, звуки и формы, исчезнувшие в языке, но продолжающие сохраняться в письменности по традиции, с другой - звуки и формы живой речи. Современные говоры являются одним из важнейших источников. Изучение современных говоров также позволит выявить и объяснить многие закономерности развития языка.
Также необходимо запланировать в рамках изучения исторической грамматики интегрированные занятия с преподавателями истории и иностранных языков.
Определенная часть работы по подготовке к олимпиадам может и должна осуществляться на уроках русского языка: практикум по лексикографии, решение эвристических задач, выполнение творческих заданий. Со словарями разных типов необходимо работать систематически, из урока в урок.
Готовясь к литературным конкурсам и олимпиадам, необходимо вести систематическую работу с литературоведческими понятиями, с изобразительно-выразительными средствами, с тропами. Работать над комплексным анализом текстов, анализом прозаического и поэтического текстов. Обучающимся необходимо более подробно знакомиться с биографией и творчеством писателей и поэтов, знать историко-культурную ситуацию, литературный материал; работать над образами литературных героев, давать им характеристику.
Участвуя в конкурсах сочинений, учащиеся должны показать знание и умение композиции создаваемого монологического высказывания, жанровых особенностей, базовых характеристик жанров, авторского восприятия тематики и проблематики; использование разнообразия синтаксических конструкций, тропов, стилистических фигур и т.д.; умение редактирования собственного текста.
Работая над подготовкой к конкурсу чтецов, необходимо учитывать выбор текста произведения. Учащиеся, декламируя художественный текст, должны показать глубину проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
В соответствии с содержанием курса был разработан учебно-тематический план на 34 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема | Форма работы, виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения |
1-2 | Подготовка к олимпиадам. История языка. Откуда есть пошла славянская письменность. | Тестовые задания. | Знания истории языка. | Тестирование по теме. | |
3 | Использование различных видов лингвистических словарей. | Тренировочные упражнения. | Умения работы и использование словарей. | Презентация лингвистических словарей. | |
4 | Лексика. | Тестовые задания, тренировочные упражнения. | Знание развития лексической системы языка. | Выполнение олимпиадных заданий. | |
5 | Фразеология. | Тестовые задания, подготовительные и тренировочные упражнения. | Знание фразеологизмов. | Выполнение олимпиадных заданий. | |
6 | Фонетика. | Тестовые задания, подготовительные и тренировочные упражнения. | Знание развития фонетической системы языка. | Выполнение олимпиадных заданий. | |
7 | Орфоэпия. | Тестовые задания, подготовительные и тренировочные упражнения. | Знания орфоэпических норм русского языка. | Выполнение олимпиадных заданий | |
8 | Словообразование | Тестовые задания, подготовительные и тренировочные упражнения. | Умение словообразовательного разбора, знание способов словообразования. | Выполнение олимпиадных заданий. | |
9 | Лексика. | Тестовые задания, тренировочные упражнения. | Знание развития лексической системы языка. | Выполнение олимпиадных заданий. | |
10 | Морфология. | Подготовительные и тренировочные упражнения. | Знание частей речи и их грамматических признаков. | Выполнение олимпиадных заданий. | |
11 | Синтаксическая система русского языка. | Подготовительные и тренировочные упражнения. | Знание синтаксической системы русского языка. | Выполнение олимпиадных заданий. | |
12 | Комплексный анализ текста. | Анализ текста, творческие задания. | Умение комплексного анализа текста. | Составление учащимися зданий для комплексного анализа текста. | |
13 | Подготовка к литературнотворческим конкурсам (создание сочинений разных жанров, типов и стилей). Знакомство с критериями оценивания творческих работ. Работа над 1 критерием - соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса. | Знакомство с критериями оценивания творческих работ. Работа над 1 критерием. | -понимание тематики конкурса; - знание литературного материала, входящего в тематику. | Написание сочинения, соответствующего критериям конкурсного оценивания. | |
14 | Знакомство со 2 критерием - формулировка темы сочинения. | Работа над 2 критерием. | -оригинальность формулировки -соотнесенность с тематикой конкурса; -адекватность выбранному жанру; - соответствие темы содержанию. | ||
15 | Знакомство с 3 критерием - соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра). | Работа над 3 критерием. | - наличие признаков выбранного жанра; - соответствие выбранного жанра и содержания. | ||
16 | Знакомство с 4 критерием - композиция сочинения. | Работа над 4 критерием. | - наличие композиции и вычленяемых элементов композиции; -цельность композиции; -логичность расположения элементов композиции; -соразмерность элементов композиции относительно друг друга; -соответствие композиции выбранному жанру -соответствие композиции содержанию. | ||
17 | Знакомство с 5 критерием - авторское восприятие тематики и проблематики сочинения. | Работа над 5 критерием. | -заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах; -соотнесенность содержания работы с интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом конкурсанта; - глубина восприятия литературного материала; - личная интерпретация литературного материала. | ||
18 | Знакомство с 6 критерием - художественность сочинения. | Работа над 6 критерием. | -богатство лексики; -разнообразие синтаксических конструкций; -использование тропов; -использование стилистических фигур. | ||
19 | Подготовка к НОУ. Знакомство со структурой исследовательской работы. | Подготовка и участие в НОУ. | |||
20-21 | Работа над введением (определение актуальности, цели, задач) | Систематизация, отбор необходимой информации. | Определение актуальности, цели и задач исследовательской работы. | ||
22-23 | Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы. | Работа над практической и теоретической значимостью работы. | Определение практической и теоретической значимости работы. | ||
24-25 | Знакомство с методами исследования. | Работа с методами научного исследования. | Выбор методов исследования. | ||
26-27 | Работа со списком использованной литературы. | Работа с источниками: словари, научные труды, научные статьи. | Составление списка использованной литературы. | ||
28 | Подготовка к конкурсам чтецов. Знакомство с параметрами оценивания. | Выразительное исполнение конкурсного текста. | Подготовка и участие. | ||
29 | Выбор текста конкурсного произведения. | Работа над жанровым разнообразием текстов. | |||
30 | Работа над речью. | Речевые упражнения, выразительное чтение, использование скороговорок. | |||
31 | Артистизм исполнения. | Тренировочные упражнения. | |||
32 | Работа над глубиной проникновения в образную систему и смысловую структуру текста. | Работа с текстом. | |||
33-34 | Развитие речи. Работа с типами, стилями и жанрами речи. | Упражнения и задания на определение типов, стилей и жанров текста. | Создание собственных монологических высказываний, текстов определённого типа, стиля и жанра речи. | Участие в конкурсах творческих работ, сочинений. |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ «СШ№6»
А.П.Сущая
Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку и литературе
ученицы ……….. класса МБОУ «СШ №6» ФИО______________________________________________________________
Учитель Чеснокова О.В..
Цели индивидуальной работы | 1. Создание условий для поддержки и развития творческого потенциала учащегося, целенаправленной подготовки его к участию в олимпиадном движении. 2. Создание условий для ликвидации возможной односторонности в познаниях, дисбаланса в личностном развитии. | ||
Задачи индивидуальной работы | Учитель | Ученик | |
1.Создать условия для углубления и расширения теоретических знаний по предмету, освоения дополнительных методов решения лингвистических задач, поиска нестандартных решений. 3. Создать условия для выработки у учащегося необходимых общеучебных умений и навыков. 4. Осуществить подбор и применение дифференцированных методов обучения, содействующих развитию одарённости учащегося, качественному и полному усвоению учебного материала. 5.Использовать индивидуальные психолого-педагогические приёмы в работе с ребёнком для предотвращения возможных умственных и психологических перегрузок. 6. Содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»). 7. Поддерживать и развивать самостоятельность в учении. 8. Создать условия для развития и углубления филологических способностей учащегося. 9. Формировать у учащегося самостоятельные умения и навыки учебной деятельности (умение отбирать и использовать материал в новых условиях); умение работать с научной литературой и использовать ее в подготовке к олимпиадам, конкурсам. | 1.Углублять знания, совершенствовать умения и навыки по русскому языку и литературе. 2. Освоить дополнительные методы решения лингвистических задач, методы анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования учебного материала. 4. Совершенствовать навыки поиска нестандартных подходов к решению возникших проблем. 5. Совершенствовать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. 5. Совершенствовать умения и навыки составления устного высказывания. 6. Совершенствовать умения и навыки написания отзыва. 7. Подготовиться к участию в республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе. | ||
Содержание учебной деятельности | Русский язык | Русская литература | |
Особенности заданий по фонетике. | Ритм и рифма. Виды рыфмы. | ||
Особенности заданий по лексике. | Строфика. | ||
Особенности заданий по фразеологии | Стихотворные формы и виды. | ||
Орфоэпия | Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста. | ||
Особенности заданий по морфемике. | Создание поэтического произведения по заданной рифме. | ||
Особенности заданий по словообразованию. | Расширение культурнога кругозора учащейся. Выработка умения понимать концепцию художественного произведения, его элементов. | ||
Особенности заданий по морфологии | |||
Особенности заданий по синтаксису словосочетания и простого предложения. | |||
Используемые виды деятельности |
| ||
Используемые технологии развития мыслительной деятельности учащихся |
| ||
Источники дополнительной информации | Литература | Интернет - источники | |
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1994.- 384 с. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.- М.: Провещение, 1994.- 222 с. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.- 255 с. Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11 класс/ Сост. Г.М. Вялкова и Т.А. Чернова.- М.: ВАКО, 2008.-192 с. Русский язык в задачах и ответах/ Б.Ю. Норман.-Мн.,2009.-384 с. Олимпиады по русскому языку и литературе/Е.Е.Долбик- Мн.,2007.-304 с. | 1.http://moipk.minsk-region.edu.by 5. http://festival.1september.ru 6. http://www.odardeti.ru/ | ||
Планируемые результаты индивидуальной работы | Учитель | Ученик | |
1.Совершенствование методического мастерства в работе с высокомотивированными и одарёнными учащимися. 2.Формирование более продуктивной технологии обучения высокомотивированных и одарённых учащихся. 3.Обеспечение конкурентоспособности учащихся на районной олимпиаде по русскому языку и литературе. | 1. Высокорезультативное выступление на районной олимпиаде по русскому языку и литературе. 2. Формирование более продуктивного подхода к решению заданий. 3.Овладение эффективными способами самостоятельного поиска верного решения, умениями составлять устное высказывание. 4.Накопление достаточного количества дополнительного опорного материала для написания отзыва. 5. Повышение качества знаний по русскому языку и литературе. | ||
График индивидуальных занятий с учителем | 1 полугодие | 2 полугодие | |
еженедельно, понедельник, 12.35, библиотека | еженедельно | ||
Заключение о результативности работы |