Для педагогов

 

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап - учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно по - этому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе ДОУ и школы

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап - учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно по - этому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих совместных этапов в дошкольном образовательном и общеобразовательном учреждении:

Основные формы работы со школой в ДОУ:

  1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
  2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  3. взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;
  4. проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.);
  5. проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Построение работы педагога–психолога в данном направлении должно осуществляться согласно основным видам деятельности: психодиагностика, корекционно–развивающая деятельность, психопрофилактика, психологическое консультирование, просвещение

Основные мероприятия по реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования в деятельности педагога-психолога


п/п

Мероприятие

Цель

1.

Оформление стендов в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

2.

Размещение рекомендаций для родителей, будущих первоклассников в папках психолога в группах

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

3.

МонМониторинг готовности выпускников ДОУ к школьному обучению

Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению

4.

Развивающие занятия для воспитанников подготовительных групп
(в течение года)

Подготовка детей к школьному обучению

5.

Выступление на родительских собраниях

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе

6.

Проведение консультаций группового и индивидуального плана для родителей

Повышение родительской компетентности

7.

Проведение семинаров – практикумов с элементами тренинга

Практическая подготовка родителей

8.

Семейные конкурсы

Формирование сплоченности у родителей и детей

9.

Коррекционно-развивающие занятия для детей

Профилактика и коррекция поведения

10.

Творческая мастерская

Обогащение впечатления детей о школьной жизни.

 Основные формы работы  с родителями

Индивидуальные консультации психолога в рамках комплексного психологического обследования ребенка

И   Индивидуальные обучающие консультации по вопросам содержания, форм и     м   стимуляции развития, подбора адекватных средств общения с ребенком, методам игрового взаимодействия с ним

Групповые тематические семинары и тренинги психотерапевтической направленности

Тематические лекции и семейные конкурсы

Стендовая информация

Основные пути взаимодействия с семьей:

Систематическая пропаганда психолого-педагогических занятий

Практическая дифференцированная помощь семье в воспитании ребенка

Обмен положительным опытом среди родителей

Активное вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития:

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Советы психолога родителям

Что же должен уметь ребенок к 1 сентября?

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми. При чем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики , слушать и петь песни Шаинского, Чичкова и других наших прекрасных композиторов : все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Рекомендации учителям начальных классов

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

6. Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей

обязательность – для обеспечения охраны и здоровья ребенка, его полноценного развития все родители должны овладеть определенным комплексом знаний и умений

Принципы сопровождения семьи

избирательность – определение знаний и умений, необходимых родителям в зависимости от уровня их психолого-педагогической культуры, от особенностей условий семейного воспитания

 углубленность - овладение родителями технологией воспитательной деятельности и презентация ее другим семьям

Расширение социальных контактов семьи

Разработка индивидуальной образовательной программы для ребенка, исходя из его потребностей

Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах сотрудничества с семьей

Задачи сотрудничества с семьями

Просвещение родителей по вопросам воспитания и образования с учетом индивидуальных потребностей ребенка

Формирование у детей представлений о повседневной жизни в школе

Беседы о школе, о Дне знаний.

Мастерская «Сделаем подарок первоклассникам»

Посещение школы

Игра в школу, игра – фантазия на тему «Школа»

Знакомство с литературными произведениями о школе

Придумывание смешных историй о школьной жизни

Занятия коррекционно – развивающего плана: «Хозяин своих чувств», «Выбирая, думай, что будет потом», «Важное слово «нет»»…

Семейные конкурсы: «Герб моей семьи», «костюм для первоклассника»…

Преемственность в работе детского сада и школы

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе».

Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе.

Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники  дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

  1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
  2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  3. проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;
  4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  5. проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);
  6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни “розовой” водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

  1. чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками;
  2. рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;
  3. раскрашивайте рисунок карандашам то густо,то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;
  4. возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);
  5. затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;
  6. научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;
  7. лепите из пластилина, вяжите –это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;
  8. купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти);
  9. не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами;
  10. покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;
  11. не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физическими силами и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла. Перед школой установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравиться. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, а подшучивать над ним нужно очень осторожно.

Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия – они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда –это физическое закаливание, зарядка, в выходной день – лыжи коньки, прогулки вместе с родителями,

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20 – 25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

Школьная готовность – это и готовность, способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще – она –то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко – порой, даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой – не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Полезно обратить внимание и на то ,как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные “почивать на лаврах”. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех “ рецептов” нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: “Давай-ка сделаем зто еще лучше, ты ведь умеешь”. Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Функциональное и психологическое развитие детей дошкольного возраста. Готовность к школьному обучению

Проблема готовности ребёнка к школе волнует человечество уже не одно десятилетие. психологи доказывали преимущества более раннего начала обучения. Однако жизнь корректирует многое, в том числе и школьное образование: до сих пор в большинстве школ России нет условий для обучения шестилеток, да и родители понимают, что шестилетнему и не совсем здоровому ребенку (а таких детей большинство) не по силам учебные нагрузки, и переносят начало обучения на год (“пусть подрастет, окрепнет”). Правильно ли это? И не случайно Министерство образования России приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее обучение. При этом ребенку, поступающему в школу, в сентябре должно быть не менее 6,5 лет. Но для некоторых детей и в этом возрасте ещё рано садиться за школьную парту.

Влияет ли возраст на адаптацию к школе? Быть может, чем старше ребенок, тем меньше у него будет трудностей? Эти вопросы часто задают и учителя, и родители. К сожалению, однозначно ответить на них невозможно по причине отличия паспортного и биологического возраста, несоответствие функциональной и психологической зрелости организма и комплекса учебных и внеучебных нагрузок.

Рассматривая проблему подготовки детей к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школе и школьному обучению. Речь идет о готовности ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.

Такой комплекс нагрузок ребёнок может получить либо в детском саду, либо обучаясь в предшколе. В течение нескольких последних лет устроить ребёнка в детский сад становиться всё проблематичнее, нет свободных мест, а у многих родителей нет материальных средств для того, чтобы возить в детский сад. В результате этих причин до 50% детей остаются не охваченными дошкольными учебными заведениями. И родители стараются отдать своих детей пораньше в первый класс, что не всегда положительно сказывается на здоровье и успехе детей.

Под предшкольным образованием понимается образование детей старшего дошкольного возраста, а проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном общем образовании. Внимание к вопросу подготовки детей к поступлению в первый класс связано с желанием государства создать необходимые условия для более успешной адаптации детей к новым условиям школьной жизни. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В данном случае необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом и в первую очередь

со стороны государства:

  1. увеличение процента охвата детей дошкольным образованием, не посещающих ДОУ,

со стороны педагогов:

  1. создание условий для построения преемственности дошкольного и начального образования;

со стороны родителей:

  1. обеспечение доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения;
  2. объединение усилий образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5,5-7 лет. 

“Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни без нравственными… что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать … материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье”. (Е.Н.Водолазова)

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный период, как для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к обучению, мы организовали целенаправленные развивающие занятия с детьми 5-5,5–6-6,5 лет, которые помогут им при поступлении в первый класс, так как “неготовым” детям гораздо труднее адаптироваться к школе, чем детям, которые прошли определённый курс готовности к школьному обучению.

Если говорить о системе подготовки, то она должна быть многоплановой, а занятия с ребёнком – ступеньками к школе с учётом их психофизиологических закономерностей развития, в противном случае развитие не будет стимулироваться, а может затормозиться. Поэтому важно помнить о том, что “только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он способен обучаться” (тезис Л.С. Выготского)

Ребенок готов к обучению не только с рождения, но и до этого момента. А остальное зависит от того, чему мы хотим его научить, как это делаем, какие требования предъявляем.

Американцы тестировали ... годовалых детей (?!), чтобы определить возможные трудности обучения детей в школе. Кому-то это может показаться странным, даже нелепым: слишком большой период отделяет годовалого ребенка от школы, но причины многих школьных трудностей действительно надо искать в раннем возрасте: в особенностях беременности и родов, первых Месяцев жизни и в здоровье малыша. От того, как он родился, как рос и развивался до школы, зависит многое, почти все. Бесспорно, чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем легче будет ему приспособиться ко всем изменениям, которые связаны с началом обучения, к неизбежным трудностям, тем легче он преодолеет их.