Методическая копилка

Мартынова Надежда Викторовна

В детском саду "Боровичок" воспитатель Мартынова Надежда Викторовна провела для педагогов  научно-практический семинар по материалам собственного исследования

тема "Развитие экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект научно-практического семинара для педагогов ДОУ

(по материалам собственного исследования)  

тема «Развитие экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Цель: систематизация знаний и ознакомление педагогов с новыми исследованиями в области педагогики и психологии по развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста,  совершенствование педагогического мастерства,

Предварительная работа: НОД с экспериментальной деятельностью с последующим анализом структуры занятия-экспериментирования, разработка сценария семинара, подготовка презентации по теме исследования.

Ход работы:

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Введение в тему

Об экспериментировании как важнейшей детской деятельности писали многие ученые прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский. Они подчеркивали, что экспериментирование лежит в основе всякого знания, без него «любые понятия превращаются в сухие абстракции» [А.И. Иванова].

В дошкольном возрасте  экспериментирование следует рассматривать в качестве ведущего вида деятельности, наравне с игрой. Экспериментирование является одним из первых видов деятельности доступных ребенку уже в раннем возрасте. Детское экспериментирование легко сочетается с другими видами детскойдеятельности, являясь то их составной частью, то вбирая их в разные этапы экспериментирования.

Детское экспериментирование в своем становлении проходит несколько этапов, постепенно развиваясь, усложняясь, превращаясь в самостоятельный вид деятельности. Ребенку старшего дошкольного возраста доступно умение выделять и формулировать проблему, ставить перед собой цель, отбирать материалы и средства для ее решения, он способен анализировать, фиксировать схематически с помощью символов этапы работы и результаты деятельности, презентовать свои открытия окружающим, т.е. старшим дошкольникам способны к самостоятельной организации и реализации экспериментирования.

Экспериментирование может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

-мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

-воображение (что происходит с льдинкой в помещении? полетит ли перышко, если на него подуть?)

-внимание и память, речь (запомню – дома расскажу маме);

-мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.

В педагогической литературе, при изучении материалов по обобщению педагогического опыта встречается много формулировок обозначения видов детской деятельности: исследование, экспериментальная, опытно-экспериментальная, экспериментально-исследовательская деятельность.

Задание педагогам: «Определите соотношение всех этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные».

Определения:

Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Экспериментальная деятельность – нет определения

Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.

Презентация

реализации и результатов исследовательской работы педагогам ДОУ:

Сегодня мы будем говорить об экспериментальной деятельности дошкольников и исследовании. Исследование развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста проходило в муниципальном детском саду Туруханского района Красноярского края в старшей возрастной группе. В исследовании приняли участие дети двух старших групп общей численностью 40 воспитанников, количественный состав экспериментальной и контрольной группы составлял 20 детей.

Цель исследования:

теоретически обосновать, выделить и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий, способствующих развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (слайд 1).

Гипотеза заключается в предположении о том, что педагогическими условиями, способствующими развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, могут являться:

-оптимизация предметно-пространственной среды зоны экспериментирования в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей;

-стимулирование детей к самостоятельному проведению опытов и экспериментов.

Во время проведения исследования по экспериментальной деятельности, дети не только расширяли представления о живой и неживой природе, но и учились самостоятельно проводить эксперименты, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать и фиксировать результаты опытов (слайд 2).

Дети учились анализировать ситуацию, находить пути решения с помощью проб и даже ошибок, гордились успехами, высказывались и делились опытом с родителями и сверстниками.

Во время игр – экспериментов дошкольники учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывали действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы (слайд 3).

Для реализации педагогических условий, способствующих развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в старшей группе, оптимизировали предметно-пространственную среду зоны экспериментирования, в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей.

Для организации экспериментальной деятельности детей, с помощью вас родители создали мини-лабораторию (слайд 4),

оборудовали на участке «Метеостанцию»,  с материалами и выносным оборудованием «Чудо-ящик» для экспериментирования на прогулочном участке.

 Создавали специальные проблемные ситуации с приемами «Сюрпризность» и «Секретность», проводили непосредственно образовательные дела с различными опытами и экспериментами по теме «Воздух», «Бумага и ткани», «Снег» и другие (слайд 5).

На основе анализа современных методик, позволяющих изучить развитие экспериментирования детей дошкольного возраста, можно утверждать, что в их основе лежит метод наблюдение.

С целью выявления особенностей развития экспериментирования мы использовали методику «Путешествие в пустыне» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой. Методика является трехступенчатой и состоит из трех взаимосвязанных этапов. На первом этапе изучались знания детьми различных способов проведения экспериментов, на втором этапе исследовалась устойчивость интереса детей к экспериментированию и умение переносить полученные знания в новые условия, на третьем этапе выявлялось осознание ребенком результатов экспериментирования. С целью мотивации детей к деятельности (экспериментированию) была создана игровая проблемная ситуация. Результаты фиксировали и заносили в таблицы, на начало и на окончание экспериментальной работы, подсчитывали баллы по 12 уровням развития экспериментирования, выводили средний балл, который соответствовал определенному  уровню развития экспериментирования – высокий, средний, низкий (слайд 6).

Сопоставление результатов исследования особенностей экспериментирования детей старшей группы по методике «Путешествие в пустыне» О.В.Киреевой, Т.И. Бабаевой в экспериментальной и контрольной группах, позволяют сделать вывод, что они являются равнозначны по уровню развития. И позволяют утверждать, что на окончание опытно-экспериментальной работы, как в экспериментальной, так и в контрольной группе у детей преобладает средний уровень развития экспериментирования, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие.

После проведения формирующих мероприятий видна значительная динамика результатов развития экспериментирования в экспериментальной группе, а в контрольной можно отметить незначительную динамику развития.

Практическая часть:

В экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему экспериментированию?» (удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Постановка проблемных задач характерна технологии проблемного обучения, и поэтому,  может быть отдельной темой для семинара-практикума. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами.  

К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования.

Основные из них:

1)проблемная задача должна быть понятной детям;

2)должна их заинтересовать;

3)содержать новизну;

4)но опираться на имеющийся опыт детей;

5)трудность задачи должна быть посильной;

6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

1. Все педагоги делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.

2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных,  продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).

3. Анализ предложенных вариантов.

4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.

Задания для подгрупп:

1) Тема: «Солнечная система».

Предъявляемый научный факт: «Все планеты вращаются вокруг солнца». (ПС:  «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»

Эксперимент: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность).

2) Тема: «Зима».

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли». (ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»

Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)

3) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды». (ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).

Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения  детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Упражнение «Мозговой штурм»: называю вопрос, педагоги высказывают свои варианты ответов. Затем уточняем ответы при помощи обращения к методически рекомендациям.

- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?

- Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

1.Ставится проблема, которую необходимо решить;

2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3.Предлагаются различные варианты ее решения;

4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

6.Формулирование выводов.

- Кто ставит, определяет проблему? (1-ый шаг в структуре эксперимента).

- Какие варианты демонстрации эксперимента существуют, и от чего зависит выбор варианта демонстрации?

-Какие существуют особенности формулировки выводов, использования результатов и фиксирования результатов эксперимента?

- Какова продолжительность эксперимента? Нужно ли жестко регламентировать его продолжительность?

- Какая речь должна быть у педагога во время эксперимента: максимально простая или содержать элементарную терминологию?

- Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину во время эксперимента?

- Правила безопасности во время проведения эксперимента.

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.

Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)

«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений.

Памятки по экспериментальной деятельности.

Информация, которую мы сегодня обзорно рассмотрели, содержится в памятках по экспериментальной деятельности.

Содержание памятки:

- возрастные особенности организации;

-методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности;

-структура занятия-экспериментирования;

-оснащение зоны экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;

-методика фиксирования результатов.

Подведение итога

1. Упражнение «Мозговой штурм»

Вопрос педагогам: «Что самое сложное в организации экспериментальной деятельности?» (Педагог не имеет права заставить детей экспериментировать. Он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это сделать).

2. Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал сегодня на семинаре?»

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
  2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.
  3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, 2008 г.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников
  5. Скотаренко А.Э. Примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности. Практические материалы (электронный ресурс)
  6. Тимофеева Л.Л. Работа с детьми в предшкольный период // журнал «Методист», 2014г., выпуск 13, стр. 16-28