Родителям

Луканин Юрий Кимович

Предварительный просмотр:

ОСЛАБЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СЕМЬИ КАК ПРИЧИНА НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО ДЕТСТВА

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Воспитательный потенциал семьи, эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят:

- структура семьи (полная или неполная, многодетная или малодетная);

- материальные условия её жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между её членами, их совместная деятельность;

помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

В последнее время все чаще и практики (учителя, воспитатели, социальные педагоги), и ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную. Следует признать, что признаки кризиса действительно налицо, к ним с полным основанием относятся следующие проявления:

- усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

- развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

- расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

- рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

- приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

- распространение подростковой и юношеской проституции;

- рост подросткового и юношеского суицида;

падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

- сверхзанятость родителей;

- конфликтная ситуация в семье;

- пьянство родителей;

-случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

-отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

- типичные ошибки родителей в воспитании детей;

-особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию негативного психического состояния.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия:

-сверхсильные раздражители, например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого человека .

-длительные (хронические раздражители), к таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

при попадании семьи в экстремальные условия зачастую проявляется неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях,  так и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая разнообразные чувства к друг другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства. Не слишком значительные нарушения  взаимопонимания, умеренный уровень конфликтности, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в таких условиях не оказывают значительного влияния на жизнь семьи. Иное дело трудные условия. Здесь возникает разница в реакции семьи на трудности

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

Думается, это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему социально-педагогической помощи семье весьма актуальной.

К сожалению, в наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде. Ребенок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев или инакомыслящих.

В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную?

О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к обесцениванию смысла семейной жизни, её ориентации на воспитание детей.

Тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

С одной стороны гипоопека - часто проявляющаяся в несообразной критике, унижении достоинства ребенка, наказаниям, побоям и т.д. Такое отношение приводит к катастрофическим последствиям, оказывающим разрушительное влияние на его развитие. Исследования стилей воспитания показывают, что зачастую ведущим стилем воспитания является гиперопека. В таком случае ребенок становится «осью Земли» , хозяином жизни, а его отношения с другими детьми для него являются лишь средством манипуляций. Зачастую родители в таких семьях не могут заботиться о ребенке, а лишь только ублажают его прихоти и желания ребенка, часто по принципу компенсации. Ослабление воспитательной функции семьи – причина неблагополучного детства. Неправильная позиция, занимаемая родителями в отношении детей, падение родительского авторитета, негативный стиль воспитания в семье – одна из основных причин асоциального поведения несовершеннолетних, которая ведет к обострению внутриличностного конфликта, трудности вхождения подростка в социум, как нового члена общества.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полу криминальны и образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.

Вместе с тем, семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.

Самоустранение семьи от воспитательной роли наблюдается по двум крайним полюсам. С одной стороны, это тенденция перепоручения функции воспитания элитным дорогостоящим учебным учреждениям или гувернерам, а с другой стороны - невыполнение семьёй своих обязанностей по отношению к детям из-за болезни, депрессии, ухода в различные асоциальные формы поведения. Процесс социализации в современных условиях сложен и противоречив. Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласиями в представлениях, взглядах, мнениях членов семьи.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в гам числе физических) но сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

За последние годы снизились возможности семьи в обеспечении таких насущных потребностей детей, как питание и приобретение одежды и обуви. Что касается реальных возможностей семьи расходовать деньги на воспитательные цели - культурное, эстетическое и художественное развитие детей, организацию их свободною времени, то они весьма ограничены. Ухудшение материального положения большинства российских семей привело к тому, что в группу риска по малообеспечению в настоящий момент попадают не только семьи с ребенком-инвалидом, многодетные семьи и семьи безработных, но также молодые и неполные семьи.

Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность её членов. Во внутрисемейных отношениях - полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.

Однодетная семья в большей степени характеризуется конфликтными ситуациями, чем многодетная. Однодетная семья—это не только демографическая, социальная и нравственная проблема для общества, но и педагогическая. Братья и сестры нужны ребенку в семье как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, общение с ними в семье делает мироощущение ребенка более полным, рождает в нем уверенность и защищенность. Кроме того, единственный ребенок в семье - это объективно более трудный субъект воспитания. Обычно он позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т. п.

Процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенности в себе, в других — повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Дня старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководство даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей.

Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Жизни многих детей протекает в неполных семьях. Они часто становятся свидетелями и участникам и таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это. естественно, сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей.

Роль семьи в воспитании ребёнка

Современный мир с его экономическими кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества образования, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать нас, детей. Именно мы, наиболее уязвимые и больше всего нуждающиеся в любви, тяжелее всего страдаем в этом мире.

Кто воспитывает нас? Разумеется, прежде всего, наши родители. На первых порах эта роль принадлежит им всецело, позже они делят ее с разнообразными общественными институтами, однако пока мы не повзрослеем, их роль остается главной и решающей.

Какими людьми станем, какими будут наши разум и воля в будущем, зависит от того, какое воспитание и какое педагогическое влияние они на нас окажут.

В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, первой ступенькой становления его самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.

Перед современной обществом стоит множество проблем, важнейшая из которых – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Практика показывает, что надо как можно больше говорить о лучших и дружных семьях, пропагандировать опыт добрых и уважительных отношений. Откуда брать опыт? Из общения с талантливыми родителями. Они могут поведать множество эпизодов, когда банальные семейные конфликты разрешаются творчески, открывая и в детях и во взрослых неожиданные черты и способы.

В основе любых человеческих отношений лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка, подарить ему физическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять и оценить мир его глазами. Только тогда находится «общий язык», и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот, считаю, условия истинной родительской любви.

Именно в семье зарождаются основы общения ребенка с окружающими людьми, формируется характер, закрепляются правила поведения. Современные исследования показывают, что у работающих родителей на воспитание детей ежедневно остается в среднем 17 минут. И чаще всего родители тратят их на проверку уроков или чтение нотаций.

Листая страницы истории, убеждаемся, что в народной педагогике никогда не отводилось специального времени на воспитание в семье. Во все времена воспитывали образом жизни, образом мысли.

Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок рос черствым и грубым. Безусловно, они все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как им хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих воспитанников в неблагодарности, а у них эти слова вызывают лишь агрессию.

Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая ошибка, какую только можно сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал известный педагог прошлого Руссо. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью.

Принципиально важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой дом, самого себя. Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.

Второе принципиально важное для родителей понятие: каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание), определяет многое в поведении ребенка (послушный, капризный, веселый). Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Ответственность за всё это несут родители.

Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда они выполняют его требования).

Не получая пристального внимания от родителей, дети излишне тревожатся, чувствуют, что все на свете важнее для родителей, чем дети, поэтому отстают в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактируют со сверстниками и более замкнуты.

Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и чего они могут ожидать и требовать от своего ребенка. Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают у нас вседозволенность.

Как обычно встречают родители своих детей из школы. Скорее всего, они задают вопрос: «Какие оценки принес?» или « Двоек не нахватал?», а если задать более нейтральные, не оскорбительные вопросы типа «Как прошел день?», « Что хорошего в школе?». Эти вопросы позволяют самим детям определять, что им рассказать, не прибегая к уловкам и лжи. Кстати сказать, детская ложь, связанная с оценками, объясняется страхом перед наказанием или нежелание огорчать родителей. Представьте, дети лгут, терпят наказание, оберегая родителей.

Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений, и чем порочнее они станут, тем спокойнее будет в семейном доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании все же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если родители поддерживают друг друга, радуются и огорчаются друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.

Говоря с детьми, они говорят о себе и о своем, о том, что по их мнению хорошо, а что плохо. Причем родители это делают с таким нажимом, что результат бывает прямо противоположным тому, какой они ожидают. А если зайти с другой стороны? Поговорить с детьми на равных, дать понять, что старшие любят и уважают их мнение.

Нужно помнить, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому». Эту истину знают все, но почему–то предпочитают ее забывать.

Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях дети должны видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.

Памятка для родителей чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек и дедушек.

Дополнение 1 к докладу.

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими  исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Сегодня  семья как основной социальный институт затронута системным кризисом. Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей “группы риска”. По сравнению с 2002 г. почти на 16 % возросла доля детей, поступивших из асоциальных и социально опасных семей, где пьянство, наркомания, уклонение родителей от воспитания и содержания детей становятся характерными чертами.

Анализ исследований, изучающих проблемы семьи, показывает ухудшение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. В социально-неблагополучной семье нарушена структура, размыты внутренние границы, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции. От внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений, уровень доверия, уважения в семье. Дети из социально-неблагополучных семей менее успешны в социальных отношениях, часто имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы. Понятие семейного неблагополучия. Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали  привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы даже не задумываемся, а что, собственно, это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие  специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают никакими вредными привычками, кроме одной – им нет дела до собственных детей. Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети,  понятие «неблагополучие семьи» может рассматриваться только в системе отношений «семья – ребенок», так как именно в большинстве случаев данное определение возникает в отношении конкретного ребенка, на кого это неблагополучие воздействует. Неблагополучная семья подразумевает следующие социально незащищённые группы населения: - малообеспеченные семьи; - неполные семьи; - семьи, в которых родители имеют низкий уровень образования, не выполняющих родительские обязанности, и/или имеющие историю психологических расстройств; - семьи, нуждающиеся в социальной поддержке; Семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями Хочется уделить особое внимание этой группе семей. Конечно, инвалидность ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. В совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. «Дефекты воспитания  это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, только отношение к ребенку». Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития. По мнению специалистов, наиболее сильные источники неблагополучия:

• Алкоголизм в семье;

• Бедность семьи;

• Конфликты в семье между родителями

• Конфликты в семье между детьми и родителями.

• Неполные семьи

• Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями.

Таким образом, неблагополучная семья – это семья, в которой имеются дефекты воспитания детей, иначе, где обесцениваются или игнорируются основные семейные социальные функции:

• всестороннее образование членов семьи,

• гармоничное воспитание и социализация детей,

• обучение навыкам поведения в обществе и семье,

• воспитание уважения к ценностям семейной жизни,

• передача и закрепление традиций и привычек здорового образа жизни)

Неблагополучные семьи можно условно разделить на следующие группы:

Неблагополучные семьи с большой степенью воздействия неблагополучия на ребенка;

асоциальные семьи – это семьи, где родители тунеядцы, употребляют алкоголь, наркотики, нарушают все нормы и порядки социума. конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями, в семье присутствуют ссоры, скандалы.

конфликтные семьи по отношению к ребенку, где родители не понимают либо не принимают личностное «Я» ребенка, вследствие чего возникают конфликты в детско-родительских отношениях.

семьи с низким материальным достатком (бедность, безработица и тд.).

Неблагополучные семьи с менее выраженной степенью воздействия неблагополучия на ребенка.

семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями.

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико. Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

-Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал.

-Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

-В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Практика социальной работы показывает, что нарушения детско-родительских отношений, отсутствие безопасности, каждодневного ухода, заботы   формируют  чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, к замкнутости и нелюдимости, уходу в себя, что создает условия к побегам детей из дома, попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды. С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа. Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды. Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

- сверхзанятость родителей;

- конфликтная ситуация в семье;

- пьянство родителей;

- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

- типичные ошибки родителей в воспитании детей;

- особенности подросткового возраста.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической неприязни. Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.