Моё творчество

Шипицина Надежда Владимировна
На этой странице помещены мои творческие работы - эссе, статьи в периодических изданиях
и т.п.



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_o_stanislave_pavloviche_ryzhove.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Моё открытие поэта»

(к юбилею С. П. Рыжова)

Автор: Шипицина Н.В.

Магадан, 2011 г.

Эссе о Станиславе Павловиче Рыжове.

До последнего времени я знала о Станиславе Павловиче немного, если не сказать-мало. Известный журналист, редактор газеты «Вечерний Магадан», учитель воскресной школы при Магаданской Епархии.

Возможно, это обстоятельство и заинтересовало меня более всего. Ведь я уже 5 лет веду в своей школе факультатив «ОПК» . Поэтому я решила узнать об этом человеке побольше. Мои размышления ни в коей мере не претендуют на глубину и всеохватность, их с трудом можно определить жанром, заявленным в названии. Но это мой взгляд.

Взгляд учителя русского языка и литературы, взгляд современника, человека православного.

В моих размышлениях нет привычных для юбилейных очерков «страниц биографии», «этапов творческого пути», оставлю это тем, кто лучше знает С. П. Рыжова, кто умеет писать юбилейные статьи, стихи и всё, что ассоциируется со словом «юбилей».

Для меня С. П. Рыжов – это, прежде всего, талантливый поэт. Стихи его искренни, честны, философски глубоки. За скупыми, нецветистыми строками скрыт глубокий смысл, а порой и нежность, любовь.

В стихотворении «Школьные госпитали» тема «Дети и война» раскрыта всего в 13 строках:

Часто

госпитали в войну-

утраивались в школах…

Наверное, чистый детский дух

лечил не хуже уколов…

И раненые солдаты

вновь начинали учиться:

ходить

и книги читать, и о любви мечтать,

и сердцем своим – как в детстве-

нежно лепетать…

«Чистый детский дух» не только лечил, но и учил любить, верить, надеяться. Учил, возможно, «нежно лепетать» самые дорогие, сокровенные слова: мама, Россия, Родина. А может быть, наивная душа ребенка рождала в душах солдат и внутреннюю потребность обратиться к чему-то возвышенному и глубинному, к Молитве, «ибо таковых есть царство небесное» (Мф. 19, 14). Многоточие в конце стихотворения позволяет это почувствовать.

И еще о подборке стихов в том же альманахе. Название первого стихотворения «Соловей в зоопарке» уже несколько шокирует. Перечитываешь много раз и удивляешься тому, что написанное двадцать с лишним лет назад, оно воспринимается и сейчас свежо и актуально. Находясь в клетках своих стереотипных суждений, в своем тесном, но уютном мирке, к которому мы привыкли, нам ой как не хочется порой слышать свободный голос совести. Без тревожащего нас вольного голоса «соловья» было бы  «проще и легче в клетках спать по ночам…»

В стихотворении, посвященном памяти Альберта Адамова, меня затронула более всего одна строка, скорее даже, формула о «неотогретой памяти тех времен». Позволю себе предположить, что речь идет о нашей «исторической забывчивости». Для меня эта «историческая забывчивость» связана с темой репрессий. Сейчас, казалось бы, можно об этом и писать, и говорить, и  к «Маске скорби» возлагать цветы, и даже войти и помолиться в Троицком соборе, но… до сих пор в нашем городе, «овеянном легендами», нет «Музея, посвященного памяти репрессированных »

Как предупреждение, предостережение звучит стихотворение С. П. Рыжова «Списание земель». Философски глубокое и одновременно публицистически заостренное размышление неравнодушного гражданина нашего Отечества - вот главная тема этого стихотворения , которое, на мой взгляд, неслучайно завершает подборку стихов.

Мир, жизнь, возможны лишь тогда, когда для нас земля не будет объектом купли-продажи, «недвижимостью» и т.д., а будет «нежнейшим слоем», землей, кормившей Отечество, родной землей.

Являясь талантливым поэтом, С. П. Рыжов поэтому  и о поэзии северных поэтов писал интересно, живо и, самое главное, правдиво и искренно.

С интересом прочитала в рубрике «Память сердца» его «Слово о Викторе Николенко» (альм. «На севере дальнем», 1991., № 1). Спасибо автору, что он открыл для меня поэта, давно ушедшего от нас, но в то же время заслуживающего нашего внимания и сейчас.

С. П. Рыжов, рассказывая о В. Николенко, тонко и корректно, я бы даже сказала, деликатно, вплетает в ткань повествования о друге анализ его стихов. Позволю себе согласиться с автором в том, что стихотворение «Ирис» В. Николенко- одно из лучших:

Ирис сине-золотой,

Нежный ирис!

На болоте, в тундре злой,

Как ты вырос?

И откуда ты пришел,

Постарался?

Издалёка ли сюда

Добирался?

Но, улыбку не тая,

Тих и светел,

«Это родина моя!»-

Он ответил…

А мысль о дарованном от Бога предназначении поэта в отношении В. Николенко ни в коей мере не метафора.

Завершая эссе о С. П. Рыжове, не могу не написать о его стихотворении «Юбилейное». К юбилеям автор относился, да и сейчас думаю относится, горько-иронично. Тем не менее, в этом стихотворении есть мысль бесспорная. Когда пишешь о юбиляре, то пишешь о личности состоявшейся, граждански и духовно зрелой. Вот такой личностью и является для меня С. П. Рыжов, о котором можно сказать словами его очерка «Мосты познания», посвященного Н. Н.  Дикову: «…жизнью своей каждый из нас должен продолжить, еще более возвысить звание Человека Разумного…». А так как у автора стоит многоточие, то позволю себе продолжить, в противовес человеку Потребляющему («хомо хапиенс»). А человек разумный - это человек, несомненно, и духовно-нравственный.