Диссеминация опыта

Кузнецова Елена Ивановна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Е.И.

Методические рекомендации по организации практических занятий по МДК.04.01. «Основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя» ПМ.04. «Методическое обеспечение процесса музыкального образования» в условиях работы со студентами-инвалидами (нарушение опорно-двигательного аппарата)

Методические рекомендации разработаны  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 53.02.01.Музыкальное образование. Методические рекомендации предназначены для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля, работающих со студентами-инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

Работа с такими студентами представляет определенные трудности, как в организации теоретических занятий, так и в самостоятельной деятельности. Нарушения опорно-двигательного аппарата проявляются в расстройстве внимания, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения. Чаще всего, такие студенты, не могут провести самостоятельную работу по ознакомлению с нормативными документами федерального значения или локальными актами образовательных учреждений. Поэтому им предлагается провести практическую работу совместно с преподавателем, индивидуально или с подгруппой. В практической работе не рекомендуется требовать провести самостоятельно сравнительный анализ учебно-методических комплектов (УМК) для реализации образования по предмету «Музыка», так как это представляет для этой группы студентов определенную трудность, они нуждаются  в помощи преподавателя. Изучение материально-технического оснащения урока музыки также строится последовательно, поэтапно, с частичным конспектированием студентом основных положений, распределенных на несколько уроков.

В данных методических рекомендациях представлены 3 практические работы по МДК.04.01. «Основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя»: первая практическая работа содержит три задания по предмету, студенты-инвалиды в обязательном порядке выполняют задание №1, но имеют возможность выбора выполнения задания №2 или №3; вторая практическая работа содержит два задания по предмету, студенты-инвалиды выбирают самостоятельно одно задание для выполнения; третья практическая работа содержит два задания по предмету, студенты-инвалиды выполняют задание №1 или №2 по выбору.

Для каждой практической работы:

  • сформулированы цели;
  • перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
  • указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
  • подобраны практические задания разных видов, направленные на формирование профессиональных умений;
  • подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
  • разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.

При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине, практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютором). Обучающийся, как и все студенты, допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую. Студент-инвалид может быть аттестован по МДК при условии выполнения всех практических работ.

В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:

  • ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;
  • изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;
  • выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
  • оформить работу надлежащим образом.

Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по МДК. Все записи в процессе выполнения работы студентом ведутся аккуратно. После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист студента и учитываются в процессе промежуточной аттестации по МДК.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическая работа № 1

Тема: Анализ ФГОС общего образования и УМК по предмету «Музыка»

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней - формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- формировать умение выбирать учебно-методический комплект на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения и класса.

Рекомендуемые информационные материалы:

1. О введении ФГОС начального и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

2. О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.

Интернет – ресурсы:

http://edu.ru, http://menobr.ru, http://planetaznaniy.astrel.ru/, http://school-russia.prosv.ru/, http://umk-nish.ru/, http://w.school2100.ru/; http://www.prosv.ru/umk/perspektiva, http://www.umk-garmoniya.ru/; http://школа21века.рф.xsph.ru/, http://www.akademkniga.ru/projects/prospective-primary-school/, http://www.drofa.ru.

Учебные материалы:

тетрадь для выполнения практического задания; ФГОС; УМК по программам начального музыкального образования.

Указания к работе:

  1. Проанализируйте содержание практического задания.
  2. Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
  3. На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
  4. Выполните задания практической работы в тетради.

Задания к практической работе:

Задание №1. Сделать анализ методических систем Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева, В.Школяр. Определить, какие из них соответствуют потребностям учащихся и современным социокультурным условиям. Ответ обосновать.

Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 4.

Задание №2. Проанализировав примерные и вариативные программы музыкального образования в школе, заполнить таблицу:

Таблица 1.

Название

Цель

Принципы

Особенности содержания и методики

Критерии оценки: ответ отражает знание программ, названы все компоненты – 5 баллов, ответ отражает знание программ, названы все компоненты, есть неточности в формулировках – 4 балла,  указаны не все структурные компоненты или раскрыты на все характеристики – 3 балла, перечислены не все программы, указаны не все структурные компоненты или раскрыты не все характеристики – 2 балла, перечислены не все программы, не раскрыты характеристики – 1 балла, нет ответа – 0 баллов.

Максимальное количество баллов –5.

Задание №3. Проанализировать предложенный учебник по предмету «Музыка» для начального общего образования по программе Е.Д..Критской.  План:

- назвать УМК,

- указать авторов учебника,

- указать особенности структуры учебника,

- указать особенности содержания учебника (типовые задания, тематическое планирование, результаты достижений учащихся, универсальные учебные действия и пр.)

Критерии оценки: ответ отражает знание УМК, названы все компоненты - 4 балла, ответ отражает знание УМК, названы все компоненты, есть неточности в формулировках – 3 балла, раскрыты не все компоненты анализа – 2 балла, раскрыты не все компоненты анализа, есть ошибки в характеристике – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 4.

Практическая работа № 2

Тема: Создание предметно-развивающей среды в кабинете музыки.

Цели работы:

Общие:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней;

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Частные:

- формировать умение создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

Рекомендуемые информационные материалы:

Интернет – ресурсы: 

http:// www.schoolguide.ru. http://svetlana-plus.ucoz.com/index/predmetno_razvivajushhaja_sreda_kabineta_muzyki/0-66;

http://www.myshared.ru/slide/1225532/

https://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,34169;

https://kopilkaurokov.ru/muzika/presentacii/priezientatsiia-uchiebnogho-kabinieta-muzyki;

http://xn----itbkcijdbf2ab0f9b.xn--p1ai/predmetno-razvivayushchaya-sreda-kabineta-muzyki/.

Учебные материалы:

тетрадь для выполнения практического задания; ФГОС по предмету «Музыка».

Указания к работе:

1. Проанализируйте содержание практического задания.

2. Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3. Выполните задания практической работы в тетради

Студенты-инвалиды выполняют задание №1 или задание №2 (по выбору).

Задания к практической работе:

Задание № 1. Проанализируйте предметно-развивающую среду в кабинете с учетом требований нормативных документов и особенностей образовательного учреждения по схеме:

Схема анализа работы по оборудованию и оснащению кабинета

Кабинет _____________________ предназначен для организации учебного процесса __________, включающего проведение: учебных занятий; индивидуальной работы с учащимися; классных часов, досуга (внеурочной деятельности) учащихся во время перемен и после занятий.

Работа кабинета регулируется следующими документами:____________________

Цель работы кабинета:__________________________________________________

Задачи работы кабинета:________________________________________________

Основными направлениями деятельности работы кабинета являются: создание здоровьесберегающей образовательной среды, дидактическое обеспечение учебных занятий, создание развивающей образовательной среды.

в течение____________________ были проведены следующие мероприятия: приобретены________________, что способствовало_______________________, установлены________________, что повысило____________________________ и т.п.

Таким образом, данные изменения способствовали _____________________________

В то же время не решенной остаётся проблема__________________________________

в течение____________________ были разработаны следующие дидактические материалы:_____________которые позволяют_______________________________________________________

Разработаны и подготовлены____________________________для организации работы___________________________________________________________________.

Таким образом, использование в учебном процессе данного дидактического материала позволило_______________________________________________________

В перспективе________________________________________________________

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что данные направления работы кабинета________________________________________________________________ и в следующем году необходимо направить усилия на решение следующих задач: ______________________________.

Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 4.

Задание №2. Составьте проект развития предметно-развивающей среды в кабинете с учетом требований нормативных документов и особенностей образовательного учреждения. Заполнить таблицу.

Таблица 2.

План развития кабинета

Направления деятельности

Создание здоровьесберегающей образовательной среды

Дидактическое обеспечение учебных занятий

Создание развивающей образовательной среды

В работе могут указываться: приобретение пособий, инвентаря и пр., обновление и изготовление стендов, разработка дидактического материала, разработка контрольных работ, тестовых материалов и пр., изготовление раздаточного материала, озеленение кабинета, и пр.

Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 4.

Практическая работа № 3

Тема: Составление календарно-тематического планирования учителя музыки

Цели работы:

- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней;

- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- формировать умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий;

- формировать умение разрабатывать учебно-методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа/Т.И.Науменко.-4-е изд.М.: Дрофа, 201ё5..-107с.
  2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания.-М.:Академия, 2014.-256с.
  3. Усачева В.О. Музыка. 5-7 кл.-М.: Вентана-Граф, 2014.-96 с.
  4. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 кл.-М.: Просвещение, 2015.-256 с.

Учебный материал: тетрадь для выполнения практического задания; примерные рабочие программы учителей музыки различных школ, лицеев, гимназий.

Указания к работе:

1. Проанализируйте содержание практического задания.

2. Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3. Выполните задания практической работы в тетради.

Студенты-инвалиды в Практической работе №3 выполняют задание № 1.

Задания к практической работе:

Задание №1. Проанализируйте предложенные календарно-тематические планы

  1. Верно ли указана тема урока (в соответствии с программой,  при обобщении и повторении указаны ли темы изучаемого материала)?
  2. Указана ли дата проведения урока?
  3. Указано ли количество часов на изучение темы, соответствующей программе?
  4. Верно ли указан тип урока, использованы ли нестандартные уроки?
  5. Указаны ли планируемые результаты в соответствии с ФГОС?
  6. Верно ли, с точки зрения педагогики, указаны формы организационно-познавательной деятельности и формы контроля?
  7. Указаны ли формы и методы организации самостоятельной деятельности?
  8. В достаточной ли мере использована наглядность, ИКТ?
  9. Грамотны ли формулировки?
  10. Верно  и эстетично ли оформлено планирование?

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ - 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках – 4 балла; содержатся ошибки в названиях и последовательности этапов - 3 балла; отсутствует анализ отдельных этапов – 2 балла; слабо отражен аналитический компонент– 1 балл; ответ отсутствует – 0 баллов.

Максимальное количество баллов –5.

Ответ дается самими обучающимися.

Задание №2. Разработайте календарно-тематический план по предмету «Музыка»для начальных классов (1,2,3 на выбор) с использованием предложенного УМК. Заполните таблицу:

Таблица 3.

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты, УУД

Форма организационно-познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность, ИКТ

Примечание

Критерии оценки: правильный, конкретный, полный ответ – 5 баллов; ответ содержит недочёты в формулировках; содержатся ошибки в последовательности этапов, формулировках – 4 балла; отсутствуют отдельные этапы или содержание этапов раскрыто слабо –3 балла; слабо раскрыты этапы, присутствуют только названия этапов -2 балла, содержание не соответствует УМК – 1; ответ отсутствует – 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 5.

Студент с нарушениями опорно-двигательного аппарата, должен приобрести необходимые для дальнейшей педагогической деятельности, профессиональные компетенции, поэтому преподавателем должен использоваться личностно-ориентированный подход, с внедрением в урок методов и приемов работы на основе взаимодействия и взаимосвязи средств общения с приемами коррекции и использованием здоровьесберегающих технологий. Преподаватель должен проводить урок свободно, размеренно, с четким и негромким произношением слов, с верной артикуляцией и правильной дикцией. Речь должна быть доступна и понятна. Интонация голоса не монотонна, а выразительна. Преподаватель организовывает охранительный речевой режим, регулирует эмоциональное состояние студента, погружает его в активный, организационно-творческий процесс с использованием коллективно-индивидуальных форм работы. Теоретический и практический материал для подготовки работы с обучающимися с нарушением в развитии должен отличаться: простотой и выразительностью, доступностью восприятия и выполнения, небольшим объёмом; частым повторением заданий; коррекционно-развивающей направленностью.

Критерии оценки успешности развития профессиональных способностей и компетенций студентов-инвалидов с ОДА: понимание должностных обязанностей учителя музыки; знание базы нормативных документов федерального, регионального уровней, локальных актов, умение составлять тематическое планирование по классам, согласно стандарту, рабочих программ, основываясь на примерных, умение распределять дозированность ведущих видов музыкальной деятельности на уроке, использовать коммуникационные средства обучения, уделять внимание и применять способы создания мультимедийных презентаций к уроку, знать структуру урока, современные образовательные технологии, методы и приемы, уметь создавать конспект урока с применением ИКТ, планировать свою деятельность с условиями речевого режима; регулировать собственное эмоциональное состояние; развивать моторные системы организма; формировать речевое дыхание, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения.

Таким образом, организация систематической, целенаправленной, последовательной работы на уроках со студентами-инвалидами способствует ускорению их общего развития, развитию и коррекции речи, психологической устойчивости, и как следствие – адаптации к условиям будущей профессиональной деятельности.

        Список литературы:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа/Т.И.Науменко.-4-е изд. М.: Дрофа, 2015. –107с.
  2. Головчак, Е. В. Дистанционное обучение детей с особенностями     развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. – №7. – С. 175-182.
  3. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания. М.:Академия, 2014. – 256с.
  4. Иванов В.А., Ермакова В.В., Негребецкий В.А. Социализация детей с детским церебральным параличом (ДЦП) Учебно-методическое пособие. – Курск: Курский государственный университет, 2017. – 40 с. 

  5. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
  6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. – 192 с.

  7. Смирнов, А. А. Инклюзивное музыкальное образование: зарубежный и отечественный опыт / А. А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 1. – С. 56-58.
  8. Усачева В.О. Музыка. 5-7 кл. М.: Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
  9. Рудакова В. Ю. Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 243-244.



Предварительный просмотр:

Приложение

к приказу БУ «Нижневартовский

 социально-гуманитарный колледж»

№ 126-ОД от 26.03.2020

Распределение ответственности за разработку онлайн-курсов по общеобразовательным дисциплинам, дисциплинам и модулям профессионального цикла основных профессиональных образовательных программ, а также дополнительных профессиональных образовательных программ в 2019-2020 учебном году

Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации

МДК 01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации

Специальность 53.02.01 Музыкальное образование

Нарушение ОДА

Ахметова М.В.

Кафедра музыкального образования

Теория и практика работы с хором (хоровым коллективом)

МДК.03.02 Хоровой класс и управление хором

53.02.01 Музыкальное образование

ОДА

Титовец Е.М.

Кафедра музыкального образования

Искусство (мировая художественная культура)

ОП. Искусство (мировая художественная культура)

53.02.01 Музыкальное образование

ОДА

Мартыненко Л.Р.

Кафедра музыкального образования

Педагогические технологии в современном музыкальном образовании

МДК04.02.Педагогические технологии в современном музыкальном образовании

ПМ.04. Методическое обеспечение процесса музыкального образования

53.02.01.Музыкальное образование

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Кузнецова Е.И.

Кафедра музыкального образования

Русская музыка XIX века

ОП.05. История музыки и музыкальная литература

53.02.01.Музыкальное образование

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Униковская А.Н.

Кафедра музыкального образования