Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психологическое здоровье ребенка в ДОУ"

Калуга Татьяна Викторовна

1.Организационная часть.

Педагог: сегодня мы поговорим о формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологичексое здоровье.

Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка.

Общий портрет психически здорового человека - это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но чувствами, интуицией. такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. он находится в постоянном развитии.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя: Овладение детьми языком эмоций (мимика, пантомимика, закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций, обучение детей адекватному выражению эмоций); коррекция агрессивности; коррекция драчливости у дошкольников; снятие конфликтности в общении детей; снятие вербальной агрессии, преодоление импульсивности; формирование у дошкольников уверенности в себе (снятие тревожности, коррекция страхов, формирование адекватной положительной самооценки, формирование у детей уверенности в собственных силах. Задачи: формирование социальных навыков у ребенка, развитие умения понимать и принимать позицию другого человека, овладение коммуникативными навыками, формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения.

2.Практическая часть. Игры, направленные на формирование психологического здоровья дошкольников.

1.Овладение языком эмоций.

Этюд "Поссорились-помирились". два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к дрцугу и притоптывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и ,улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Игра "Повторяй за мной". Педагог ритмично выполняет  простые движения - хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. дети повторяют его движения.

Этюд "Цветок". Цель: выражение чувства радости. Психолог включает спокойную музыку и говорит: "Сядьте на корточки, опустите  голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый лучик солнца достиг земли и сгорел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.. Нежится цветок на, солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поврачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опушенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что выпочувствовали, когда вы были цветком".

Этюд "У страха ллаза велики". ход урпажнения: Психолоог вместе с детьми встает в круг (на расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем преставить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны). "У всех, кто боится, от страха большие глаза", -добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук). Дети дети повторяют движения вслед за педагогом. "Но теперь страх уменьшается", говорит он и делает вновь руками соотвутсвующие движения, предлагая детям повторить его за ним.

Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчез.

Пантомимика "Дарю цветок". Цель: развитие эмоциональной сферы. дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: жил-был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. вдруг налетел прохладный  ветерок, и лепесточки сомкнулись. (подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. а теперь в обратную сторону (соседу справа).

Пантомимика "Смелый зайка". Цель: коррекция тревожности, развитие эмоцциональной сферы, экспрессии. Надоело зайке бояться. Поза: "руки в боки", нога вперед. "Не бойся волка! (шаг вперед) Не боюсь лисы! (еще шаг) Не боюсь снега! (играют в снежки)".

Коррекция агрессивности. "Выбивает пыль" каждому участнику достается "пыльная" подушка. Усердно колотя руками, хорошенько ее почистить. "Подушка для битья" когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.

Упражнение "Возьми себя в руки". Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей. Цель: научить сдерживать себя. Объяснить детям, что когда они испытывают непрятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть  и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

Упражнение "Спина к спине". Цель: дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во время разговора. Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача - вести разговор на какую-либо интересующую обоех тему в течении 3-5 минут. Остальны дети играют роль молчаливых зрителей. Легко ли было вести разговор? В чем были трудности? Есть ли удовлетворение от разговора? зрители высказывают свои наблюдения.

Игра "Мешочек криков". Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одбрения у взрослых. однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требоватьот детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так. если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом. просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся (эмпатия). Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой рукиш. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

"Сижу, сижу на камушке". Цель развитие эмпетии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику). Ход игры: игроки становятся вхоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке, 

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойтии погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком.

"Передай улыбку по кругу". Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями. Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

Прощание, рефлексия.