ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «НАРОДЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА» ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ.

Дидактические игры к проекту по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры 256.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ТЕМЕ «НАРОДЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ТЕМЕ «НАРОДЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ.

"Веришь - не веришь".

Цель: развитие речевого внимания, логического

мышления.

ОПИСАНИЕ. Детям задаются вопросы, а они отвечают

да или нет.

- Верите ли вы, что зима наступит после осени?

- Верите ли вы, что пингвины живут на Севере?

- Верите ли вы, что красное море спелое?

- Верите ли вы, что у нас 6 океанов?

- Верите ли вы, что айсберги находятся в Северном

Ледовитом океане?

- Верите ли вы, что бурые медведи живут на Севере?

- Верите ли вы, что белые медведи питаются мхом?

 «Назови маму и еѐ детѐныша»

Медведица – медвежонок;

Тюлень – тюленѐнок;

Моржиха – моржонок и т.д.

«Новые слова»

1.у песца острые зубы он…острозубый,

2.у моржа толстая кожа, он… толстокожий,

3.у тюленя короткая шерсть, он…короткошѐрстный,

4.у медведя толстые лапы, он…толстолапый.

«Закончи предложение»

• Морж не мѐрзнет в холодной воде, потому что………

• Шерсть северного волка белого цвета для того, что бы……..

• В наших лесах не встретишь белого медведя, потому что..

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Цель. Закрепление знаний детей об условиях жизни

животных Севера.

Материал: предметные картинки.

— Чьи рога показались над холмом? (Оленьи.)

— Это идет большой (олень). За ним идет мама (олениха) с маленьким (олененком).

«Белый медведь»

 Цель: учить изменению слов по вопросам:

Белый медведь…

Умеет что? Что делал? Что делает? Что будет делать?

Нырять, нырял, ныряет, будет нырять.

Ловить, ловил, ловит, будет ловить.

Плавать, плавал, плавает, будет плавать.

Добывать, добывал, добывает, будет добывать.

Игра «Кто где?»

Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.

1 вариант. Расставить игрушки (животные Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задать детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?

Дети отвечают: «На столе стоит медведь». Затем уточнить, какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.

2вариант. Предложить детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п], а последний — [н]. Пингвин стоит под стулом.

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цель: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие) медвежьи, хвост (чей? какой) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая). У песца лапы (чьи? какие).

У моржа бивни (чьи? какие). У оленя рога (чьи? какие). У пингвина клюв (чей? какой)

«Кто это такой»

-бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку? - северный олень!

-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? - песец

-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк

-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет, косолапит – белый медведь

-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж

-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа – тюлень.

Придумай слова –определения: (по 3 к каждому слову)

Медведь (какой) – белый, неуклюжий, косолапый.

Песец (какой) – ….

Олень (какой) – …

Сова (какая) - ….

Скажи правильно:

• 1 песец – 2 …. – 5

• 1 морж – 2 …. – 5

• 1 медведь – 2 …. – 5

• 1 сова – 2 …. – 5

«Составить рассказ о белом и буром медведях»

Цель: составление сложносочиненных предложений с союзом.

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый …….

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого …..

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый …….

Бурый медведь спит в берлоге, а белый ……

 «Прочитай узор пальцами»

Цель: Закрепить знания детей о саамском узоре, используемом в вышивке бисером.

Учить узнавать на ощупь элементы геометрического узора, вышитого на полосе (перевязь, упряжь, пояс), узор из полукругов, треугольников, ломанных и волнистых линий.

Материал: образцы узоров, вышитых на драпе, сукне красного цвета (на одном образце – узор из одинаковых элементов), коробка из картона, с боков округлые отверстия для рук.

Внутри коробки – образцы вышивки. Ребенок на ощупь берет один, «читает» пальцами, называет; достает образец, убеждается в правильности.

 «Ветвистые рога»

Цель:  Закрепить знания детей об особенностях оленьих рогов. Развивать внимание, усидчивость. Совершенствовать навыки счета.

Материал: Фланелеграф, силуэты оленьих рогов (2-4 шт.) рога с разным количеством веток-отростков обозначены цифрами.

Дети считают количество отростков на рогах с места. Кто быстрее назовет самые ветвистые рога. Победивший подходит к фланелеграфу и проверяет правильность ответа.

«Кто скорее соберет».

Цель. Учить детей группировать грибы, ягоды, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку (Модели — луг, тундра, горы, дисциплинированность).

Игровое правило. Собирать грибы и ягоды только в соответствии с пометкой — значком на корзине (на одной приклеена картинка «гриб», на другой — «ягода»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.

 

"Веришь - не веришь".

Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают да или нет.

– Верите ли вы, что зима наступит после осени?

- Верите ли вы, что пингвины живут на Севере?

- Верите ли вы, что красное море спелое?

- Верите ли вы, что у нас 6 океанов?

- Верите ли вы, что айсберги находятся в Северном Ледовитом океане?

- Верите ли вы, что бурые медведи живут на Севере?

- Верите ли вы, что белые медведи питаются мхом?

         

«Бывает ли это на Севере?»

Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.

 Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.

Вопросы:

На Севере шумят леса? (Нет.)

На Севере лежат снега? (Да.)

Ночь бывает полгода? (Да.)

День бывает полгода? (Да.)

Белки живут на Севере? (Нет.)

На Севере летом тает снег? (Нет.)

Летом на Севере много птиц? (Да.)

На Севере живут пингвины? (Нет.)

Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)

Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)

Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)

 «Четвертый — лишний».

Цель: закрепление знаний детей о названии животных Севера.

Детям предлагается несколько наборов картинок с изображениями животных (например, песец, белый медведь, пингвин, тюлень). Предлагается исключить «лишнее» животное. Обоснование для исключения может быть различным.

• I вариант: лишний — пингвин. Он живет в Антарктиде, а не на Севере.

• II вариант: лишний — песец. Он не умеет плавать.

Другие наборы: чайка, морж, дятел, полярная сова; кит, морж, тюлень, акула.