В помощь педагогу

Мурая Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

  1. Особенности познавательной сферы

Проблемы:

Низкий уровень произвольности познавательных процессов. Низкий уровень развития мышления.

Несформированность важнейших учебных умственных действий.

Возможные причины:

  • высокая личностная или школьная тревожность, вызванная нарушениями общения с педагогами или со сверстниками, а также семейными проблемами
  • низкий уровень учебной мотивации, вызванный объективным педагогическим отставанием по программе, низким уровнем психологической готовности к обучению на данной школьной ступени, интеллектуальной пассивностью и др. в целом низкая учебная мотивация может быть следствием двух совокупностей факторов.

Проблема:

Низкий уровень речевого развития

Возможные причины:

  • высокая личностная или школьная тревожность
  • низкий уровень учебной мотивации
  • специфические логопедические проблемы
  • социально – педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития той субкультуры, которой принадлежит семья и референтная группа школьника)

Проблема:

Низкий уровень развития тонкой моторики

Возможные причины:

  • специфические нейропсихологические проблемы
  • леворукость
  • психофизический инфантилизм.

Проблема:

Низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность

Возможные причины:

  • особенности нервной системы
  • высокая личностная или школьная тревожность
  • нарушения общения в школе (с педагогами и сверстниками)
  • стиль семейного воспитания (гиперпротекция)
  • негативный эмоциональный фон внутрисемейных отношений

  1. Особенности поведения и общения школьников

Проблема:

Нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера

Возможные причины:

  • Агрессивность как сформировавшаяся черта личности ребенка и подростка (личностная акцентуация). Она может быть связана как с определенными социально-педагогическими условиями жизни ребенка вне школы, в частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье, особенностями подростковой референтной группы, кроме того, она может быть отражением определенных клинический проблем.
  • Агрессивность защитного характера, как проявления тревожности, неуверенности школьника в принятии его значимыми взрослыми или сверстника, неадекватное проявление внутренней незащищенности
  • Агрессивность как отражение несформированности продуктивных форм общения, связанная со стилем семейного воспитания, условиями жизни.
  • Агрессивность как отражение непринятой одаренности ребенка, нестандартности личности ребенка.

Проблема:

Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся в форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками и педагогами

Возможные причины:

  • объективно обусловленные особенности общения ребенка и подростка, связанные с особенностями интеллектуального или эмоционального развития,
  • особенности защитной психологической природы, связанные с высокой личностной или школьной тревожностью. В этом случае замкнутость ребенка часто  сочетается с недоверчивостью, опасливостью, особенно – по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого ребенка во многих случаях характеризует непродуктивный тип учебной и социальной мотивации - ориентация на избегание неудачи.
  • Замкнутость как отражение низкого уровня сформированности продуктивных средств общения, связанного со стилем воспитания и общения в семье.

Проблема:

Нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистической демонстративности – сознательном нарушение правил и норм школьного поведения.

Возможные причины:

  • Несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная чаще всего с особенностями стиля семейного воспитания.
  • Непризнанная окружающими одаренности и нестандартность личности ребенка или подростка
  • Высокая личностная тревожность, приводящая к неуверенности в принятии значимыми взрослыми и сверстниками.
  • Как демонстрация подростковой независимости, связанная в большинстве случаев с нарушением нормального эмоционального контакта школьника с педагогами и сверстниками.

Проблема:

Нарушения общения с педагогами и сверстниками, проявляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ребенка. Общение такого школьника характеризует «прилипчивость», демонстративная лояльность.

Возможные причины:

  • высокая личностная тревожность, проявляющаяся в неуверенности ребенка в любви и принятии значимыми взрослыми и педагогами. Иногда такое поведение выступает своеобразной формой компенсации семейных проблем ребенка (например, таких стилей семейного воспитания как гипоопека)
  • эмоционально-личностная инфантильность ребенка, проявляющаяся в высокой конформности, несформированности представлений о своем «Я», мотивационной незрелости. Часто такие особенности провоцируются и поддерживаются определенным стилем семейного воспитания, отношением к ребенку.

Проблема:

Двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями

Возможные причины:

  • В случае, если расторможенность и неугомонность сочетаются с высокой активностью (учебной, познавательной, социальной или какой-либо другой) и целенаправленностью, можно говорить об особенностях нервной системы, проявлениях общей одаренности и высокой познавательной мотивации школьника. В этом случае подобные поведенческие проявления могут свидетельствовать о неполной, недостаточной реализации ребенком своего потенциала.
  • Особенности поведения защитной психологической природы. Расторможенность как демонстративное проявление может возникать на фоне нарушений общения школьника с педагогами и сверстниками
  • Двигательная расторможенность на фоне высокой импульсивности поведения, слабой его целенаправленности может свидетельствовать об определенных особенностях нервной системы ребенка, неблагоприятном неврологическом статусе
  • Двигательная расторможенность как избалованность свидетельствует об особенностях стиля семейного воспитания и отношения к ребенку.

Проблема:

Нарушение поведения преимущественно в форме депрессивности.

Возможные причины:

  • депрессивность, обусловленная объективными факторами – усталостью, низкой энергетикой. Такие особенности поведения могут свидетельствовать об общей соматической ослабленности ребенка, психологической или психофизическом истощении, а также об особенностях нервной организации ребенка – слабом типе нервной системы, прежде всего. При этом необходимо учитывать, что сам по себе такой тип нервной деятельности не выступает причиной депрессивного состояния школьника. Он становится провоцирующим фактором в условиях, неблагоприятных для обучения и развития детей такого типа.
  • Депрессивное поведение защитной психологической природы. Такое поведение может быть вызвано сочетанием различных социально-психологических условий: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворенной потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, непризнанная одаренность.
  • Общая замедленность темпа деятельности психофизической природы, ошибочно принимаемая за отклонение в поведении.

Проблема:

Нарушения поведения, проявляющаяся в расторможенности влечений ребенка и подростка

Возможные причины:

  • расторможенность влечений социально –педагогической природы, связанные с особенностями среды жизнедеятельности ребенка, особенностями семейного воспитания.
  • Расторможенность влечений психологической защиты природы, чаще всего приобретающей черты негативистической демонстративности. Имеет своим основанием нарушения общения со значимыми взрослыми и сверстниками.

Проблема:

Проявление невротических симптомов в поведении школьника, таких, как плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления (боли, аллергические реакции, энурез и прочее)

Возможные причины:

  • как проявление ранее существовавших психосоматических нарушений и заболеваний.
  • Высокая тревожность как отражение серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми, сверстниками в семье.
  • Высокая тревожность как устойчивая черта личности (определенный тип акцентуации характера)

Что касается проблем, возникающих в системе отношений школьника с окружающими людьми, - негативная оценка этих отношений, восприятие их как неблагоприятных, непродуктивных, то они в большинстве случаев обусловлены объективными нарушениями в отношениях. Это может быть отвержение, неприятие со стороны значимых взрослых или сверстников, социальная изоляция школьника, неприятие и отвержение социального окружения самим ребенком. Возможной причиной может быть также глубокая внутренняя конфликтность личности самого школьника, проецирующая себя в систему внешних отношений.

Наконец, низкая самооценка в преобладающем большинстве случаев является вторичным фактором, производной определенных нарушений в обучении, поведении или самочувствии ребенка. Снижение самооценки часто происходит вслед за изменением социальной ситуации, системы социальных отношений ребенка.



Предварительный просмотр:

Как создать благоприятную атмосферу на онлайн-уроке?

(рекомендации педагогам)

1. Будьте терпимее к ошибкам и недопониманиям. Для учеников, как и для учителей, онлайн — это новый опыт. Они тоже не всегда знают, как правильно себя повести, как реагировать. Нужно быть терпимыми к их ошибкам, но не допускать хамства или невежества.

2. Контролируйте соблюдение этических норм деловой переписки. Далеко не каждый, даже взрослый человек, может общаться в онлайн-формате в соответствии со всеми этическими нормами деловой переписки. Если ученик перешѐл границы, ему важно указать на это, но не вступать в полемику при всех. Желательно после урока выйти на индивидуальный контакт и проговорить нормы поведения.

3. Важно быть не столь критичными к ответам учащихся. В очном формате доказать свою позицию проще, чем в онлайн. Учащимся нужно время для того, чтобы научиться общаться, а учителям научиться их слушать и слышать. В некоторых школах возникли конфликты на этой почве. Ребѐнок пересылает домашнее задание, отвечает в онлайне, а ему/ей по непонятной причине ставят оценку ниже, чем он/она обычно получала в классе. Возникает недопонимание и конфликт.

4. Давайте положительную обратную связь, помогайте справиться с ситуацией изоляции. Учащиеся часто находятся одни весь день перед компьютерами, один на один с уроками и заданиями. Онлайн создаѐт ощущение, что учитель приходит домой лично к ним. Поэтому очень важно, чтобы педагог демонстрировал радость своим ученикам. Улыбался, приветствовал, хвалил. Не обязательно индивидуально каждого. Но обязательно отмечал что-то положительное за урок, чтобы у учеников создавалось впечатление, что с чем-то они справились.

    Не стоит сводить обратную связь только к разбору ошибок и недочѐтов. Ребѐнок уходит с таких уроков расстроенный. Ему нужно делать что-то со своим состоянием, а переключиться на других детей или другие процессы ему непросто.

    Если вы видите, что учащийся не справился с заданием, не нужно его ошибки

разбирать при всех, называя его имя, лучше обобщить общие ошибки. А если вы

видите, что у него что-то совсем не получается, придѐтся организовать отдельную

встречу. Подобные ситуации в онлайн формате учащаются и должны быть

запланированы в работе у педагога. Часто одной-двух встреч бывает достаточно.

    Если вы чувствуете, что ребѐнок не справляется с дистанционным форматом,

    прибегайте к помощи коллег. Педагогам тоже часто нужен взгляд со стороны.

5. Важно работать всем коллективом. У учащихся есть значимые взрослые среди

педагогов в коллективе. Есть классные руководители, авторитетные педагоги, соц.педагог, психолог. Важно дать понять ученикам, что они никуда не делись, всѐ так же с ними и готовы им помочь. Если с ребѐнком что-то происходит, важно также быстро и слаженно реагировать на его запросы и состояния как и в очной форме.



Предварительный просмотр:

Рекомендации        педагогам

1. Обеспечьте детям благоприятную позитивную виртуальную образовательную среду без стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Внимание на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.

2.  Не  привлекайте  излишнего  внимания  к  проблеме.

3. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (например: олимпиады, квесты, соревнования), которые позволят и детям и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.

4. Обязательно  встречайтесь  онлайн!

5.  Заранее  проверяйте  площадку и работу всех систем. Старт по времени должен сочетаться со стартом занятия. Тогда   с   первых секунд занятия все ученики ваши.

6.  Ссылки  должны  быть  интегрированы заранее и разосланы за сутки. Очень важно, чтобы участники могли проверить их. Это тоже экономит время и придает  дополнительную уверенность как учителю, так и ученику, создает ощущение  готовности к предстоящему уроку.

7. Четко договоритесь о технических моментах. К ним относятся сроки пересылки ссылок, техническое время регуляции входа, ответы на вопросы. У учителя тоже должно быть личное время, и отвечать на «help»  в полночь не очень правильно.

    Заранее обговоренные временные рамки помогают и ученику лучше спланировать свое время. Для ребят это тоже новая форма, и им также не просто. Тем более, что многие родители продолжают работать, в то время как дети остаются одни один на один с компьютером, заданием и регламентами.

8. Домашние задания. Очень важны конкретные сроки пересылки и проверки домашних заданий.

    - Онлайн-формат — это более трудозатратный и энергозатратный процесс, чем обычный. И для педагогов, и для учащихся.

    У учителя возникает ощущение, что он не успевает додать материал и переносит его в формат самоподготовки. В итоге у детей перегруз.

    Ученики тоже пока не умеют грамотно подойти к самостоятельному обучению. Многим из них сложно заставить себя сесть и самостоятельно делать домашнее задание в полном объѐме, а теперь ещѐ к тому же оно стало занимать практически всѐ их свободное время.

9. Грамотно подходите к планированию нагрузки. Усвоение материала в дистанционном формате происходит совсем по-другому. Больше информации приходится воспринимать на слух и дольше удерживать внимание. Это требует специальных навыков и привычки работать в подобном формате.

10. Обязательно реагируйте на письма. Игнорирование (даже если оно происходит из-за большой загрузки педагога) — это травмирующий фактор для многих детей. Часть из них начинают чувствовать себя брошенными и одинокими, если не видят обратной связи.

11. Если у вас не получается выйти в эфир, нужно обязательно предупреждать учащихся.

    Внимание и уважение к ним крайне важно для установления контакта и доверительных отношений с ними.

12. Организуйте мини-группы. В условиях онлайн-сопровождения взаимодействие с детьми облегчит заведение групповых адресов и выбор ответственного (контактного лица). Информацию можно будет пересылать на один почтовый ящик, а не каждому отдельно. Туда же можно будет выгружать материалы и важные ссылки.

13. Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту

    может принести вам лично психологическую пользу. Например, найдите возможности для распространения позитивных и обнадеживающих историй о выздоровлении людей, снижении распространения коронавируса, делитесь оптимистичными картинками.

14. На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку учащихся.

    Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениям, упражнениями для релаксации и т.д.