Беседы с психологом
Вопросы, которые волнуют всех у кого есть дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О воспитании | 55.64 КБ |
О кризисах | 12.07 КБ |
Об играх и учебе | 13.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Все мамы и папы, бабушки и дедушки хотят воспитать в детях лучшие человеческие качества, но непроизвольно взращивают и «отрицательные» черты, которые являются спутниками взросления каждого ребенка.
Об этом в аллегорической форме рассказывает стихотворение китайского поэта Бо Цзюй-и.
«Спрашиваю у друга».
Посадил орхидею,
Но полынь я не сажал.
Родилась орхидея,
Вместе с ней родилась полынь.
Неокрепшие корни
Так сплелись, что не расцепить.
Вот и стебли и листья
Появились на свет и растут.
И душистые стебли
И горькие листья травы
С каждым днем, с каждой ночью
Набираются сока и сил.
Мне бы выполоть зелье –
Боюсь орхидею задеть.
Мне б полить орхидею –
Боюсь я полынь напоить.
Так мою орхидею
Не могу я водой оросить.
Так траву эту злую
Не могу я выдернуть вон.
Я в раздумье: мне трудно
В одиночку решенье найти.
Ты не знаешь ли, друг мой,
Как с этим несчастьем мне быть?
Мы часто стремимся максимально помочь нашим детям, делая за них многие вещи, которые как нам кажется, для них трудны, а нам привычны. Знакомая всем картина: дети собираются на прогулку. Все одеваются, а кто-то сидит и ждет, когда к нему подойдет взрослый, и начнет его экипировать на улицу. У одной моей знакомой сын уже подросток, но до сих пор не умеет завязывать шнурки, так как до школы бабушка выполняла эту функцию за него, а потом было уже не досуг и родителям пришлось покупать сыну ботинки на липучках. Прошли годы. В итоге мама идет из магазина нагруженная пудовыми сумками, а следом взрослый сын с развязанными шнурками.
Чаще всего встать на ноги мешает шея, на которой сидишь.
Задача взрослых – не сделать жизнь ребенка беспроблемной, а научить его решать проблемы и брать ответственность на себя. Очень хорошо данную ситуацию отражает сказка Леонардо да Винчи «Орех и колокольня».
Ворона раздобыла орех и полетела на колокольню. Там она устроилась и стала долбить его клювом. Но видимо, держала его не слишком крепко, и орех выскользнул и попал в расселину стены. Орех стал просить стену, чтобы она дала ему защиту. Колокола неодобрительно гудели, предупреждая, что орех может быть опасен для стены. Но она пожалела орех и решила оказать ему гостеприимство, оставив в щели, куда он закатился. Прошло время. Орех освоился и пустил корни. Они начали вгрызаться в гостеприимную стену. Вскоре из расселины выглянули наружу первые ростки. Орешник рос и набирал силу. Вскоре он уже возвышался над колокольней. А бедная стена все больше страдала от цепких и напористых корней, которые разрастаясь, разрушали старую кладку и выталкивали кирпичи и камни. Слишком поздно стена поняла, насколько коварным оказался жалкий орешек с его заверениями жить тише воды и ниже травы.
Часто воспитанием детей занимаются родители, бабушки-дедушки и другие родственники с разными подходами и требованиями к ребенку. В результате, из-за того, что нет единой линии поведения у взрослых ребенок растет дезориентированным. Например, папа объясняет сыну, что надо отстаивать свои права кулаком, а мама, говорит, что сильным аргументом являются слова. В итоге, ребенок, доверяя обоим родителям, в сложной ситуации не знает, как поступить.
Очень хорошо эту ситуацию отражает басня И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Многие родители отлично знают, каким они не хотят видеть своего ребенка. И транслируют ему именно это. А отсутствие конкретных, ясных целей приводит к тому, что поступая непоследовательно невозможно предвидеть результат.
Предварительный просмотр:
Как часто приходится слышать в адрес ребенка слова: непослушный, несносный, невозможный, неуправляемый и т.п. Иногда создается впечатление, что беспроблемный ребенок – это тот, у кого нет желаний, потребностей, кто не доставляет хлопот и забот взрослому. Есть очень хороший анекдот на эту тему:
Домашнее животное должно быть тихим, спокойным и не приносить хлопот хозяину. Вот, например, чучело совы…
Развитие личности ребенка всегда проходит через кризисы, которые должны доставлять проблемы его родителям. Формирование личности – это осознание собственных желаний и нежеланий. В такие переломные моменты ребенок пробует свои возможности и проверяет реакции близких на свои действия. Спокойный и покладистый ребенок вдруг начинает бунтовать. В кризисный период происходит решительная смена всей социальной ситуации развития ребенка: вместо прежних возникает новый тип отношений ребенка и взрослого; происходит смена одних видов деятельности другими. Переход этот нередко сопровождается проявлениями негативных черт поведения. Если взрослые пытаются «сломить» детское упрямство, возникает психологическая защита. При «победе» взрослого, ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным.
«Опереться можно только на то, что сопротивляется».
Стендаль.
Предварительный просмотр:
«Мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».
К. Гросс
Игра для ребенка – серьезное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. Игра для ребенка – это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. Понаблюдайте за игрой ребенка. Как он играет, что выбирает, чего избегает? То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. Игра с детьми – это решение проблемы, поиск ответов, цепочки вопросов: «Как? Откуда? Зачем? Почему?». Давать систему знаний о предметах и явлениях, как поиск сути, например, через сказку.
Маленький цыпленок, гуляя, почувствовал себя одиноким, ему стало скучно, и он решил подыскать себе приятеля для игры. Первым, кого он встретил, был земляной червь. В ответ на приглашение поиграть с ним он ответил: «Ну как же я могу с тобой играть, когда ты такой большой, а я такой маленький!» Расстроился цыпленок, что он такой большой и побрел дальше и встретил теленка. В ответ на просьбу поиграть тот сказал: «Как я могу с тобой играть, когда ты такой маленький, а я такой большой?» «Какой же я на самом деле?» - спросил себя озадаченный цыпленок, и после размышлений догадался, что все относительно.
(Норвежская сказка).
Сейчас в магазинах представлен огромный арсенал игр на развитие мышления, воображения, памяти, которые позволят детям научиться сравнивать, сопоставлять, обобщать, ориентироваться в пространстве.
Игра научит ребенка терпению, умению подчиняться правилу, соотносить свои желания с потребностями других участников, достойно принимать поражение и в конечном итоге подготовит ребенка к обучению в школе.
Самое трудное для детей – это систематическая учеба.
Похожей на игру она может быть только на первых порах. При выработке любого навыка требуется преодоление себя.
Исследование психологов показали: причиной школьной неуспешности многих детей, их плохой успеваемости стало как раз то, что в дошкольном возрасте ребенок «не доиграл». В погоне за ранним развитием детей, взрослые лишают ребенка возможности играть, а взамен сажают их за парту, осваивать чтение в 4 года, а навыки самообслуживания при этом могут быть несформированы.
Дошкольное детство - это время освоения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который составит в дальнейшем фундамент, на котором ребенок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими.
Эффективное завершение этого развития способствует не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу или пассивно запомнить то, что предложил взрослый.
Хорошее образование должно оставлять желание учиться дальше.
Алан Грегг