Главные вкладки

    Школьный музей-хранитель прошлого

    Захарова Наталья Геннадьевна

    Исследовательский проект об истории создания музея школы № 3 города Электросталь Московской области, являющегося "хранителем прошлого" в истории города . Музейные экспонаты интересны с познавательной точки зрения и являются ценным культурным наследием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_k_prezentatsii_shkolnyy_muzy-_hnanitel_proshlogo.docx29.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация

         Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частью своей семьи, своей нации, своей Родины.

          Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, раскрывает истинные ценности семьи, нации и страны.

         Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, культурных ценностей, станет настоящим патриотом своей Родины.

         В приведенной работе автор представляет исследовательский проект об истории создания  музея школы №3, являющегося «хранителем прошлого» в истории города Электросталь. Музейные экспонаты и экспозиции, о которых рассказывается в исследовании, интересны с познавательной точки зрения и являются ценным культурным наследием города.

          Исследовательская работа может быть использована в качестве учебного материала на занятиях по истории и окружающему миру.

    Оглавление

    Аннотация ……………………………………………………………  с. 1

    Введение ……………………………………………………………...  с. 3

    Основная часть……………………………………………………….   с. 4-7

    • Экспозиция  о В.Д.Зудове …………………………………. … с.4
    • Экспонаты о Великой Отечественной войне ……………. …   с.5
    • Экспозиция о Володе Корнееве ………………………………  с.6
    • Экспозиция «Быт окрестных деревень города Электросталь» ……………………………………………………………………. с.7

    Заключение  ……………………………………………………………  с.7

    Выводы ………………………………………………………………      с. 7

    Список литературы …………………………………………………...    с.8

    Введение

          У каждого из нас есть своя малая Родина с ее традициями и обычаями. Все это достается нам с детства и остается на всю жизнь. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и прошлое.

           Я, ученица 3 «Б» класса школы №3, Савинкова Татьяна, хочу представить Вам исследовательскую работу об истории создания нашего школьного музея, экспозиции которого связаны не только с историей  моего родного города Электросталь, но и значимы в истории страны. Поэтому эпиграфом к работе стали следующие строки:  «Тут оживают славные мгновенья из жизни прошлых поколений…»

          Целью моей работы является  изучение  истории музея школы и его роли в истории города Электросталь.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    • собрать информацию об истории создания музея школы, музейных экспозициях и экспонатах;
    • совершенствовать  практические навыки в поисковой и исследовательской деятельности;
    • проявлять творческую инициативу;
    • приобщиться к истории родного города и родной школы.

             

    Основная часть

            Я узнала, что в нашем городе существует 8 школьных музеев, одним из которых является музей Истории школы №3.

    Музей истории школы был открыт 5 октября 1980 года. Основатель музея - бывший директор школы  Римма Фёдоровна Уразова. Создавался он силами всей школы. Активную помощь оказывали родители учеников.

          В музее представлено шесть экспозиций:  «Жизнь и творчество выпускников школы», «Великая Отечественная война», «Народный художник  России, скульптор  Юрий Григорьевич  Орехов», «Полярная экспедиция  газеты «Комсомольская правда», 1979 года», «Быт  окрестных деревень города Электросталь», «Русский национальный костюм».     Остановлюсь на наиболее значимых из них в истории нашего города.

    Экспозиция  «Дорога к звездам» о В.Д.Зудове

                  Первая экспозиция, которая сразу привлекает мое внимание,  – стенд «Дорога к звездам» с большой фотографией космонавта, который с улыбкой и добрыми глазами  смотрит на меня. Это выпускник нашей школы – Вячеслав Дмитриевич Зудов - был одним из первых, кто открывал путь к звёздам, и совершил настоящий подвиг, серьёзно рискуя собственной жизнью.    

           Вячеслав Дмитриевич Зудов родился 8 января 1942 года в замечательном красивом месте - городке Бор Нижегородской области, где Ока впадает в Волгу. Он жил в доме прадеда, пас коров, работал на огороде, делал всё, что делали в те трудные годы его сельские сверстники.

          Переезд в Электросталь и поступление в школу №3 круто изменили его окружающий мир, и из маленького, деревенского, вольно растущего на земле человека, начал формироваться другой человек, признающий правила и условности города.    

          После окончания школы Вячеслав Дмитриевич Зудов решил стать лётчиком и поступил в Балашовское высшее военно-авиационное лётное училище. Там он совершил первый полёт на самолёте. Летал на тяжёлых транспортных машинах: сначала на «МИ-2», потом на «ИЛ-14», а по окончании училища – на «АН-12».

          В Звёздный городок попал неожиданно для самого себя. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Тараненко предложил ему стать космонавтом. В.Д. Зудов прошёл полный курс подготовки к космическим полётам.    

        14 октября 1976 года в 20 часов 40 минут был осуществлён запуск космического корабля «Союз-23», пилотируемый экипажем в составе командира корабля подполковника Зудова Вячеслава Дмитриевича и бортинженера подполковника-инженера Рождественского Валерия Ильича.  

         А в это время  в кабинете директора школы Уразовой Риммы Федоровны на соответствующей волне работал приёмник, и стопкой лежали классные журналы, взятые из архива, в которых напротив фамилии Зудова  аккуратной цепочкой протянулись хорошие и отличные оценки. С этого времени и начал создаваться наш Музей истории школы.

        Целью запуска корабля «Союз-23»  являлось продолжение научно-технических исследований и экспериментов с орбитальной научной станцией «Салют-5».

          Но из-за нерасчётного режима работы системы управления сближением корабля стыковка со станцией «Салют-5» была отменена. Экипаж завершил полёт и возвратился на Землю.

             Однако при возвращении корабль не приземлился на сушу, как было рассчитано, а приводнился ночью на озеро Тенгыз. Та ситуация, в которой космонавты нежданно-негаданно оказались, стала тяжёлым испытанием. 10 часов 40 минут им пришлось провести под водой в полной темноте, вниз головой, почти бездыханными, потому что  по нормативу запасов воздуха хватало только на 8 часов. Спасательная операция завершилась благополучно.

          В школьном музее хранятся личные вещи В.Д. Зудова, продукты питания космонавтов, фотографии из семейного альбома и многое другое.

    Экспонаты о Великой Отечественной войне

         Наша школа  буквально пропитана историей Великой Отечественной войны. Её стены прощались с теми, кто уходил на фронт, и кому не суждено было вернуться…

         Примечательна экспозиция,  где представлены школьные тетради  по математике 1944,1945 годов  Ерохиной Елены Серафимовны – выпускницы 1954 года. Листая их,  можно прочувствовать то желание и  стремление детей голодного военного времени учиться.

            Во время войны в школе располагался госпиталь.  Вот что вспоминает выпускница школы Загонова Алевтина Николаевна, дочь первого врача нашего города:  «До окончания войны я училась в школе №5. В то время в школе №3 был госпиталь. После занятий мы ходили в  лес, собирали для раненых ягоды, грибы, щавель, крапиву. Готовили для них подарки: вышитые кисеты для табака, носовые платки. Родители нам помогали вязать тёплые носки и варежки».

           На следующем слайде мы видим экспонаты  военных касок и снарядов, привезенных учащимися - выпускниками нашей школы из поисковых экспедиций.

    «Экспозиция о Володе Корнееве»

           Самые тяжёлые испытания выпали на долю первых учеников. 43 из тех славных мальчишек не вернулись с полей сражений. Среди них Герой Советского Союза Володя Корнеев.  

           Главный раздел экспозиции «Великая Отечественная война» посвящён  этому человеку. В нём представлены школьные, семейные и фронтовые фотографии Володи, его письма родным с фронта.

           Родился Володя  в 1924 году в поселке Глухово Ногинского района в семье командира бригады Дмитрия Ивановича Корнеева. В 1939 году  семья переехала в Электросталь, и Володя поступил учиться в 7 класс нашей школы. В начале войны он работал на заводе, а в 1942 году он вступил в ряды Красной Армии. Участвовал в боях под  Сталинградом и получил ранение. Свой главный подвиг совершил при форсировании реки Вислы во время захвата фашистов. Погиб смелый разведчик в сентябре 1944 года.

         Именем Владимира Корнеева названа в нашем городе бывшая улица Садовая, а ныне улица Корнеева, а перед входом в школу установлен бюст героя, изготовленный еще одним известным выпускником школы №3  Юрием Григорьевичем Ореховым.

    Экспозиция «Быт окрестных деревень города Электросталь»

            Экспозицию «Быт окрестных деревень города Электросталь» представляют самовары, крынки, ложки, домотканые полотенца,  прялки, керосиновые лампы, лапти, утюги, патефон и др.  Эта экспозиция вызывает живой  интерес у посетителей.

            Старожилы окрестных деревень города: деревни Высоково (ныне микрорайон улицы  Юбилейной) и деревни Шибаново (ныне улица  Мира и часть улицы Победы), бывшие выпускники школы и просто неравнодушные люди  приносили эти вещи  в музей в дар и благодарность за историческую память нелегкого послевоенного времени Электростали.

    Заключение

          В настоящее время собрано 983 экспоната, из них подлинных 268 и 44 состоят на учёте в Музейно-выставочном центре                   г.о. Электросталь.        В музей постоянно поступают новые экспонаты. Их приносят  ученики, учителя и все те, кому небезразлична судьба школьного музея.

         Я горжусь тем, что учусь в школе, которая бережно хранит память об истории города и  знаменитых выпускниках, вышедших из ее стен, и хочу пригласить всех желающих посетить наш замечательный музей.

    Выводы

         В процессе работы я училась:

    • планомерно собирать и систематизировать материал;
    • проявлять творческую инициативу в поисковой деятельности;
    • работать с источниками информации, фотографиями и материалами из школьного музея;
    • строить беседу, записывать воспоминания очевидцев событий;
    • приобщаться к истории своей страны, родного города и родной школы.

    Список литературы

    1. ГОРОД МАСТЕРОВ. Электросталь , 1916-1998г. Научно-популярное издание ООО «Фирма «Издательство АСТ»,  Войниченко Д.И., Фролова А.Г.

    2. «Фронт начинался в цехах», ООО «Издательский центр «Атомпресса», Электросталь, 2008 год.

    3. «Этапы большого пути», С.М. Гельман, Электросталь.

    4. Тексты экспонатов и экспозиций музея.