Дәрестән тыш эшчәнлек программалары

Мансурова Гөлшат Нурулла кызы

Программа предназначена для учащихся 1 класса, интересующихся родным языком, историей своего края, обычаями и традициями своего народа. Она направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

02 – 34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

             «Средняя общеобразовательная школа № 31»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей башкирского и татарского  языков

 Руководитель МО

_________Г.Р.Ибрагимова

Протокол  №___от

 «___» __________20   г.

 СОГЛАСОВАНО      Заместитель директора

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ

_______О.И.Суслова

«____»__________20   г.    

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ _______С.Б.Битунова

Приказ № ____ от

«____»________20   г.

                                                     

.                                                                                                  

                                                                                           

                                                                                       

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Родное слово»

Направление: духовно-нравственное

1 класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель: учитель татарского языка

высшей категории Мансурова Г.Н.

Стерлитамак, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
  2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности……..………………………………………………………………………………4
  3. Содержание курса внеурочной деятельности………………………………………….4
  4. Тематическое планирование…………………………………………………………….5
  5. Учебно- методическое, материально- техническое обеспечение…………..…

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «О языках народов РФ», Закона «Об образовании в Российской Федерации », Закона РБ «О языках народов РБ», Закона «Об образовании в Республике Башкоростан» ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 от 17.12.2010 Министерства образования и науки Российской Федерации; приказа от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

 - «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН  2.4.2. 2821 – 10,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010;

- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;

- Положения о рабочей программе (приказ №393 от 28.08.2015г).

Программа предназначена для учащихся 1 класса, интересующихся родным языком, историей своего края, обычаями и традициями своего народа. Она направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Основной целью внеурочной деятельности можно считать:

-  реализацию детьми своих способностей и потенциала личности,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени,

- формирование навыков работы с информацией,

- формирования умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор,

- формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.

Задачи:

- познакомить учащихся со способами поиска информации, со структурой исследовательской деятельности,

- мотивировать учащихся на выполнение задач, требующих усердия и самостоятельности,

 -прививать интерес к родному языку, краю, к обычаям и традициям своего народа,

 -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, периодической печатью.

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на 2015-2016  учебный год, предусматривающим проведение занятий внеурочной деятельности по 1 часу в неделю.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

 внеурочной деятельности

Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • эстетическое воспитание на основе знакомства с художественной литературой.
  • формирования языковой компетенции младших школьников;
  • совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
  • формирования умений правильно,

содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

способностей.

Метапредметные:

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • владеть диалогической формой речи.
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
  • содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
  • владение устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
  • обогащение словарного запаса учащихся.

Содержание курса внеурочной деятельности

Первое знакомство. (5ч.) Вводное занятие. Знакомство. Мы учим татарский. Мои любимые игрушки. Моя семья.

Родной край (6ч.) Наша родина. Н.Салимов. Стихотворение “Флаг Башкортостана”. Красота природы родного края. Сказка «Три медведя». Национальные блюда. М.Садри. Стихотворение «Елгалар арасында».

Времена года (6) Путешествие по временам года. Зимние забавы. Украшения соими руками. Готовим новогоднее поздравление. А.Ягафарова “На первом снегу”. Р.Харис. Стихотворение «Красивый дом».

Секреты вежливости (5) В стране вежливых слов. Как стать вежливым? Л. Лерон . Стихотворение «Доброе утро». В гостях. П.Воронько. Стихотворение «Новая одежда».

Наш дом (7ч.) Мы любим играть.  На свежем воздухе. Наш дом. Игра «Күрсәт әле, үскәнем”. Части тела. Какого цвета радуга? Сколько тебе лет?

Татарские народные сказки(5ч.) Сказки народов мира. Авторские сказки. Сочиняем сказки. Офомление выставки с творческими работами учащихся. Итоговое занятие.

Тематическое планирование

занятия

Тема раздела, занятия

Основные виды внеурочной  деятельности учащихся

Дата проведения занятия

Примечание

по плану

фактичес кая

Первое знакомство.

Вводное занятие.

Знакомятся с планом работы, с тематикой занятий.

Знакомство.

Знакомятся со словами приветствия на родном языке, участвуют в диалоге.

Мы учим татарский.

Обогащение словарного запаса, составление предложений, заучивание слов.

Мои любимые игрушки.

Называть свои игрушки, составлять предложения использую новые слова.

Моя семья.

Рассказывают о своих членах семьи, заучивание слов, составление диалога.

Родной край

Наша родина.

Знакомство с новыми словами, называют достопримечательности нашей республики.

Н.Салимов. Стихотворение “Флаг Башкортостана”.

Знакомство с символикой нашей республики, слушание стихов на родном языке.

Красота природы родного края.

Называют природные богатства нашей родины, заучивают новые слова.

Сказка «Три медведя».

Слушают сказку, пересказывают, делают иллюстрации к сказке.

Национальные блюда.

Изучают виды национальных блюд, рассматривают рисунки, составляют предложения.

М.Садри. Стихотворение «Елгалар арасында»  

Слушают выразительное чтение стихов, узнают названия рек нашей республики, участвуют  в диалоге.

Времена года

Путешествие по временам года.

Изучают новые слова, составляют предложения, участвуют в диалоге

Зимние забавы.

Рассказывают о зимних забавах, участвуют в играх,  изучают новые слова.

Украшения своими руками.

Изучают искусство оригами, делают своими руками снежинки, украшают кабинет

Готовим новогоднее поздравление.

Знакомятся с поздравительными текстами на родном языке, учатся составлять поздравления, делают открытки своими руками.

А.Ягафарова “На первом снегу”.

Изучают новые слова, слушают выразительное чтение, участвуют в диалоге.

Р.Харис. Стихотворение «Красивый дом»

Изучают новые слова, слушают выразительное чтение, участвуют в диалоге.

Секреты вежливости

В стране вежливых слов.

Узнают новые слова, учатся вежливо обращаться друг другу, к взрослым, составляют предложения.  

Как стать вежливым?

Участвуют в диалоге, участвуют в игре «В магазине», слушают сказки.

Л. Лерон . Стихотворение «Доброе утро».

Знакомятся с творчеством поэта Л.Лерона, учатся выразительно читать, изучают новые слова.

В гостях.

Знакомятся с новыми словами, составляют диалог «В гостях», рассказывают  о своих родственниках.

П.Воронько. Стихотворение «Новая одежда».

Изучают новые слова, слушают выразительное чтение, участвуют в диалоге.

Наш дом

Мы любим играть.

Изучают подвижные игры, участвуют в играх, изучают новые слова, слушают выразительное чтение, участвуют в диалоге.

На свежем воздухе.

Экскурсия на свежий воздух. Изучают новые предметы, называют их, составляют предложения.

Наш дом.

Называют предметы быта, кухонные принадлежности, составляют диалог «Помогаю маме».

Игра «Күрсәт әле, үскәнем”.

Участвуют в игре, составляют предложения, изучают новые слова.

Части тела.

Называют части тела, изучают новые слова, называют предметы личной гигиены, рассказывают о режиме дня .

Какого цвета радуга?

Узнают о названиях цветов, используют их при составлении предложений, делают рисунки, раскрашивают их.

Сколько тебе лет?

Изучают числа, составляют диалог «Сколько тебе лет?», называют дни рождения своих родственников,  друзей.

Татарские народные сказки.

Сказки народов мира.

Знакомятся со сказками народов мира, слушают их, делают иллюстрации к сказкам, пересказывают их.

Авторские сказки.

Смотрят мультфильмы к авторским сказкам татарских писателей, слушают их.

Сочиняем сказки.

Пробуют сочинять свои сказки, придумывают сюжет, используют свои творческие способности.

Офомление выставки с творческими работами учащихся

Оформление выставки в кабинете с работами детей, определение лучших работ, рекомендации на будущее.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Напутствие, задания на летние каникулы.


Учебно- методическое, материально- техническое обеспечение

1.  Баязитов Ф.С. “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары.”- Казан , татар китап нәшрияты, 2006 ел.  

2.  Хабибуллин З. «Куңелле Мажаралар», Казань, 1990

3.  Низамов И.М. “Уем тел очында.”-Казан, татар китап нәшрияты, 2000

4.  “Сүз эчендә хикмәт бар” –Татар халык иҗаты – Казан, “Мәгариф”, 2009

  1. Балаларга үгет-нәсыйхәт. – Казан: “Дом печати” нәшрияты. – 2001.
  2. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти - әниләр өчен хрестоматия. — Казан: РИЦ, 2011.
  3. Гыймадиева Н.С. Дәрестә һәм дәрестән соң. – Казан: “Яңалиф”, 2004.
  4. Исәнбәт Н. Балалар фолклоры һәм җырлы-сүзле йөз төрле уен. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1984.
  5. Күңел ачкычы: Мәзәкләр. – Казан: Мәгариф, 2004.
  6. Сабантуй. Шигырьләр. -Казан, 2006 ,-68 б.
  7. Табышмаклар.-Казан, 2009, - 36 б.
  8. Татар халык ижаты. Балалар фольклоры/Төз. Р.Ягъфаров.- Казань, 1993.
  9. Фәизова Ф.С. Татарча да яхшы бел(рус телендә сөйләшүче балалар өчен.) – Казан: Мәгариф, 2006. – 123 б.
  10.  Халык уеннары. –Казань, 1996.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук

2. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

3. Магнитофон.

Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2."Открытый класс" - образовательные сообщества http. – Режим доступа: //balachak.ru/music-for-tatar-kids/,

3.Татарская национальная электронная библиотечная система – Режим доступа:   http://www.tatknigafund.ru/,

4. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru,

5. Татар халык иҗаты. - Режим доступа: http://halik-ishati.ucoz.ru/

6. Ана теле http - Режим доступа: //anatele.ef.com/

7. http://zig65zulya.fo.ru/file/6704  балалар җырлары.

8. https://edu.tatar.ru/page2593.htm/cors/  татарча мультфильмнар.

9. http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_125105.pdf  әкиятләр.

10. http://tatardeti.blogspot.de/     әкиятләр.                    

11. http://tt.wikibooks.org/wiki/Wikibooks:  әкиятләр.

12. http://clipiki.ru/video/6578/Multik-pro-Tatarstan



Предварительный просмотр:

02 – 34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

             «Средняя общеобразовательная школа № 31»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей башкирского и татарского  языков

 Руководитель МО

_________Г.Р.Ибрагимова

Протокол  №___от

 «___» __________20   г.

 СОГЛАСОВАНО      Заместитель директора

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ

_______О.И.Суслова

«____»__________20   г.    

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ _______С.Б.Битунова

Приказ № ____ от

«____»________20   г.

                                                     

.                                                                                                  

                                                                                           

                                                                                       

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Родное слово»

Направление: духовно-нравственное

2 класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель: учитель татарского языка

высшей категории Мансурова Г.Н.

Стерлитамак, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
  2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности……..…………………………………………………………………………….…4
  3. Содержание курса внеурочной деятельности………………………………………….4
  4. Тематическое планирование…………………………………………………………….5
  5. Учебно- методическое, материально- техническое обеспечение…………..…………8

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «О языках народов РФ», Закона «Об образовании в Российской Федерации », Закона РБ «О языках народов РБ», Закона «Об образовании в Республике Башкоростан» ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 от 17.12.2010 Министерства образования и науки Российской Федерации; приказа от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

 - «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН  2.4.2. 2821 – 10,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010;

- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;

- Положения о рабочей программе (приказ №393 от 28.08.2015г).

Программа предназначена для учащихся 2 класса, интересующихся родным языком, историей своего края, обычаями и традициями своего народа. Она направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Основной целью внеурочной деятельности можно считать:

-  реализацию детьми своих способностей и потенциала личности,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени,

- формирование навыков работы с информацией,

- формирования умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор,

- формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.

Задачи:

- познакомить учащихся со способами поиска информации, со структурой исследовательской деятельности,

- мотивировать учащихся на выполнение задач, требующих усердия и самостоятельности,

 -прививать интерес к родному языку, краю, к обычаям и традициям своего народа,

 -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, периодической печатью.

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на 2015-2016  учебный год, предусматривающим проведение занятий внеурочной деятельности по 1 часу в неделю.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Личностные:

  • формирования языковой компетенции младших школьников;
  • совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
  • формирования умений правильно,

содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

способностей.

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • эстетическое воспитание на основе знакомства с художественной литературой.

Метапредметные:

  • содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
  • владение устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • владеть диалогической формой речи;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Звуки и буквы(10ч.) Вводное занятие. В стране звуков и букв. В гостях у алфавита. Секреты звуков и букв. В стране гласных и согласных. В королевстве ошибок. Буквы э и е. Составление рассказа по рисунку. Закалдованные слова. Буквы ө и е. Наша родина. Буквы ы и о. Особенность букв я, ю, е.

В стране слогов (3) Игра “Придумай слово”. “Потерянные слоги” . Игра.  Встреча с радугой.

Пришла зима(6ч.) Б.Рахмет. Стихотворение “Кыш килде”. Готовим поздравление С Новым годом. Г.Баширов. Рассказ “Чана шуу”. Ж. Таржеманов. Стихотворение “Һай, Кыш бабай”. А.Хасан. Сказка “Кыш бабай бүләк өләшә”. Зимние игры.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (5ч.) Разгадывание головоломок. Решаем ребусы. Одинаковые но разные слова – омонимы.

Веселый аттракцион – слова синонимы. Однокоренные слова.

Устное народное творчество (7ч.) Скороговорки. Частушки. Отгадываем загадки. Пословицы и поговорки. Сказки про животных. Волшебные сказки. Народные приметы.

Подведение итогов.(3ч.)  Создание папки с  творческими работами учащихся. Фото-отчет о работе внеурочной деятельности. Выставка. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.

Тематическое планирование

занятия

Тема раздела, занятия

Основные виды внеурочной  деятельности учащихся

Дата проведения занятия

Примеча

ния

по плану    

фактическая

Звуки и буквы

Вводное занятие.

Знакомятся с планом работы, с тематикой занятий.

В стране звуков и букв.

Изучают звучание татарских букв, звуков, называют слова с этими звуками.

В гостях у алфавита.

Знакомятся с татарским алфавитом, отвечают на вопросы по сюжетным картинкам.

Секреты звуков и букв.

Называют звуки и буквы, составляют предложения , участвуют в диалоге.

В стране гласных и согласных.

Слушают стихи, пробуют прочитать текст, переводят слова, объясняют значение.

В королевстве ошибок.

Изучают написание букв, находят ошибки в написанных словах.

Буквы э и е. Составление рассказа по рисунку.

Определяют написание и состав букв э и е. Составляют рассказ по сюжетному рисунку

Закалдованные слова. Буквы ө и е.

Решают ребусы, составляют ребусы, изучают написание букв ө и е

Наша родина. Буквы ы и о.

Рассказывают о нашей родине, природных богатствах нашей республики.

Особенность букв я, ю, е.

Слушают стихи, пробуют прочитать текст, переводят слова, объясняют значение. Изучают написание букв я, ю, е.

В стране слогов

Игра “Придумай слово”.

Участвуют в диалоге, играют в игру “Придумай слово”, составляя слова по заданным слогам.

“Потерянные слоги” . Игра.

Принимают участие в игре “Потерянные слоги”, с помощью слогов составляют слова и предложения.

Встреча с радугой.

Учат названия цветов, работают с сюжетными рисунками, составляют предложения.

Пришла зима

Б.Рахмет. Стихотворение “Кыш килде”.

Выразительно читают стихи, словарная работа, рассказывают о зимней природе.

Готовим поздравление С Новым годом.

Делают поздравительные открытки, сочиняют поздравительные тексты.

Г.Баширов. Рассказ “Чана шуу”.

Читают рассказ Г.Баширова, словарная работа, пересказывают текст.

Ж. Таржеманов. Стихотворение “Һай, Кыш бабай”.

Выразительно читают стихи, делают иллюстрации к произведению

А.Хасан. Сказка “Кыш бабай бүләк өләшә”.

Слушают сказку, отвечают на вопросы, сочиняют свои сказки, словарная работа.

Зимние игры.

Называют зимние игры, участвуют в играх «Нарисуй снеговика», «Снежки».

К словам разно- образным,одинаковым, но разным.

Разгадывание головоломок

Разгадывают головоломки, изучают написание слов, пересказывают услышанный текст.

Решаем ребусы.

Решают ребусы, переводят слова, составляют свои ребусы по заданным словам

Одинаковые но разные слова – омонимы.

Узнают о словах омонимах, составляют с ними предложения, переводят.

Веселый аттракцион – слова синонимы.

Находят в текстах  слова синонимы, определяют значения слов.

Однокоренные слова.

Называют однокоренные слова, участвуют в игре «Угадай лишнее слово».

Устное народное творчество

Скороговорки.

Знакомятся с произведениями устного народного творчества, читают скороговорки.

Частушки.

Знакомятся с произведениями устного народного творчества, читают частушки, поют.

Отгадываем загадки.

Отгадывают загадки, определяют строение загадок, сочиняют загадки.

Пословицы и поговорки.

Учатся объяснять значение пословиц и поговорок, определяют тематику.

Сказки про животных.

Слушают татарские народные сказки, определяют тематику.

Волшебные сказки.

Рассказывают прочитанные сказки, делают иллюстрации к ним.

Народные приметы.

Изучают народные приметы, словарная работа, изучают природные явления.

Подведение итогов.

Создание папки с творческими работами учащихся.

Оформление папки с работами детей, определение лучших работ, рекомендации на будущее.

Фото-отчет о работе внеурочной деятельности. Выставка.

Выставка фотографий о работе внеурочной деятельности.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.

Подведение итогов. Напутствие, задания на летние каникулы.

Учебно- методическое, материально- техническое обеспечение

1.  Баязитов Ф.С. “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары.”- Казан , татар китап нәшрияты, 2006 ел.  

2.  Хабибуллин З. «Куңелле Мажаралар», Казань, 1990

3.  Низамов И.М. “Уем тел очында.”-Казан, татар китап нәшрияты, 2000

4.  “Сүз эчендә хикмәт бар” –Татар халык иҗаты – Казан, “Мәгариф”, 2009

  1. Балаларга үгет-нәсыйхәт. – Казан: “Дом печати” нәшрияты. – 2001.
  2. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти - әниләр өчен хрестоматия. — Казан: РИЦ, 2011.
  3. Гыймадиева Н.С. Дәрестә һәм дәрестән соң. – Казан: “Яңалиф”, 2004.
  4. Исәнбәт Н. Балалар фолклоры һәм җырлы-сүзле йөз төрле уен. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1984.
  5. Күңел ачкычы: Мәзәкләр. – Казан: Мәгариф, 2004.
  6. Сабантуй. Шигырьләр. -Казан, 2006 ,-68 б.
  7. Табышмаклар.-Казан, 2009, - 36 б.
  8. Татар халык ижаты. Балалар фольклоры/Төз. Р.Ягъфаров.- Казань, 1993.
  9. Фәизова Ф.С. Татарча да яхшы бел(рус телендә сөйләшүче балалар өчен.) – Казан: Мәгариф, 2006. – 123 б.
  10.  Халык уеннары. –Казань, 1996.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук

2. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

3. Магнитофон.

Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2."Открытый класс" - образовательные сообщества http. – Режим доступа: //balachak.ru/music-for-tatar-kids/,

3.Татарская национальная электронная библиотечная система – Режим доступа:   http://www.tatknigafund.ru/,

4. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru,

5. Татар халык иҗаты. - Режим доступа: http://halik-ishati.ucoz.ru/

6. Ана теле http - Режим доступа: //anatele.ef.com/

7. http://zig65zulya.fo.ru/file/6704  балалар җырлары.

8. https://edu.tatar.ru/page2593.htm/cors/  татарча мультфильмнар.

9. http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_125105.pdf  әкиятләр.

10. http://tatardeti.blogspot.de/     әкиятләр.                    

11. http://tt.wikibooks.org/wiki/Wikibooks:  әкиятләр.

12. http://clipiki.ru/video/6578/Multik-pro-Tatarstan



Предварительный просмотр:

02 – 34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

             «Средняя общеобразовательная школа № 31»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей башкирского и татарского  языков

 Руководитель МО

_________Г.Р.Ибрагимова

Протокол  №___от

 «___» __________20   г.

 СОГЛАСОВАНО      Заместитель директора

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ

_______О.И.Суслова

«____»__________20   г.    

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ _______С.Б.Битунова

Приказ № ____ от

«____»________20   г.

                                                     

.                                                                                                  

                                                                                           

                                                                                       

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Родное слово»

Направление: духовно-нравственное

3 класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель: учитель татарского языка

высшей категории Мансурова Г.Н.

Стерлитамак, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
  2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности……..…………………………………………………………………………….…4
  3. Содержание курса внеурочной деятельности………………………………………….4
  4. Тематическое планирование…………………………………………………………….5
  5. Учебно- методическое, материально- техническое обеспечение…………..…………8

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «О языках народов РФ», Закона «Об образовании в Российской Федерации », Закона РБ «О языках народов РБ», Закона «Об образовании в Республике Башкоростан» ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 от 17.12.2010 Министерства образования и науки Российской Федерации; приказа от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

 - «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН  2.4.2. 2821 – 10,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010;

- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;

- Положения о рабочей программе (приказ №393 от 28.08.2015г).

Программа предназначена для учащихся 3 класса, интересующихся родным языком, историей своего края, обычаями и традициями своего народа. Она направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Основной целью внеурочной деятельности можно считать:

-  реализацию детьми своих способностей и потенциала личности,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени,

- формирование навыков работы с информацией,

- формирования умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор,

- формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.

Задачи:

- познакомить учащихся со способами поиска информации, со структурой исследовательской деятельности,

- мотивировать учащихся на выполнение задач, требующих усердия и самостоятельности,

 -прививать интерес к родному языку, краю, к обычаям и традициям своего народа,

 -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, периодической печатью.

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на 2015-2016  учебный год, предусматривающим проведение занятий внеурочной деятельности по 1 часу в неделю.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

 внеурочной деятельности

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • восприятие культуры  художественной литературы;
  • эмоционально – ценностное отношение к родному языку;
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира и внутреннему миру человека, человеческих отношений, нравственных и  эстетических ценностей;

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других.

Содержание курса внеурочной деятельности

Помогаем дома.(5ч.) Вводное занятие. Помогаю маме. Каждому хватит дел. Мои любимые блюда. Национальные блюда.

Время.(4) Скажите, который час?  . Мой режим дня.Личная гигиена. Правильно ли ходят твои часы?

 Как я провожу сободное время.(3)  Завтра выходной. А.Гимадиев. Рассказ “Мәүли йокысы”.  Не надо бит баклуши!

В информационном мире. (5) Телевизор для нас друг или враг? Мои любимые телепередачи. Телепередачи на татарском языке. Правила пользования  компьтером. Познавательные сайты для учащихся.

Белый цвет – цвет зимы (7) Я люблю зиму. Снежный календарь. Кто живет под снегом. Зимние игры. Снежинки своими руками. Существует ли Дед Мороз? Поздравляем с новым годом.

Наша республика Башкортостан (7) Б.Рафиков. Рассказ “”Илем – Башкортстан”. Р.Миннуллин . Стихотворение “Сабыйлылар”. С. Абузар. Стихотворение ”Умарта”. Природа нашего края. Мои любимые цветы. Охраняемые заповедники Башкортостана. Умеешь ли ты ловить  рыбу?

Подведение итогов. (3) Создание папки с творческими работами учащихся. Фото-отчет о работе внеурочной деятельности. Выставка. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.

Тематическое планирование

заня

тия

Тема раздела, занятия

Основные виды внеурочной  деятельности учащихся

Дата проведения занятия

Примечание

по плану

фактическая

Помогаем дома.

Вводное занятие

Знакомятся с планом работы, с тематикой занятий.

Помогаю маме.

Изучают новые слова, составляют с ними предложения, участвуют в диалог

Каждому хватит дел.

Читают текст, переводят слова, рассказывают о своей помощи дома.

Мои любимые блюда.

Называют любимые блюда, состав и способ их приготовления.

Национальные блюда

Называют национальные блюда, узнают новые, рассказывают  о народных праздниках.

Время.

Скажите, который час?

Определяют время, называют его правильно, участвуют в диалоге.

Мой режим дня

Рассказывают о своем режиме дня, делают выводы, отвечают на вопросы.

Личная гигиена.

Называют предметы личной гигиены, составляют предложения.

Правильно ли ходят твои часы?

Разгадывают загадки, составляют загадки, переводят слова, выразительно читают стих.

Как я провожу сободное время

Завтра выходной.

Рассказывают о своих увлечениях, как проводят свободное время, называют времена глаголов.

А.Гимадиев. Рассказ “Мәүли йокысы”.

Выразительно читают, пересказывают содержание, называют парные слова, переводят их.

Не надо бит баклуши!

Приводят примеры из соей жизни, участвуют в диалоге, учатся отвечать на вопрос что делать?

В информационном мире.

Телевизор для нас друг или враг?

Определяют пользу и вред телевидения, называют правила просмотра телевизора.

Мои любимые телепередачи.

Составляют диалог, называют любимые передачи, выразительно читают текст.

Телепередачи на татарском языке.

Переводят названия телепередач, рассказывают о передачах на татарском языке, делают им рекламу.

Правила пользования  компьтером.

Составляют правила пользования компьютером, отвечают на вопросы.

Познавательные сайты для учащихся.

Знакомятся с познавательными сайтами для учащихя, сайтами на татарском языке.

Белый цвет – цвет зимы

Я люблю зиму.

Изучают новые слова, читают стихи, участвуют в диалоге.

Снежный календарь

Слушают текст, отвечают на вопросы, узнают новое о снежинках.

Кто живет под снегом.

Узнают о животном мире, как они живут зимой под снегом, пересказывают текст.

Зимние игры.

Называют детские зимние игры, узнают о современных зимних видах спорта.

Снежинки своими руками.

Изучают виды снежинок из бумаги, сами делают их, украшают кабинет.

Существует ли Дед Мороз?

Узнают новые слова, загадывают желания, отвечают на тестовые вопросы.

Поздравляем с новым годом

Готовят поздравления с новым годом, узнают о местоимениях, составляют предложения.

Наша республика -  Башкортостан

Б.Рафиков. Рассказ “”Илем – Башкортстан”.

Выразительно читают, словарная работа, рассказывают нашей республике.

Р.Миннуллин . Стихотворение “Сабыйлылар”.

Слушают чтение учителя, сами учатся выразительно читать, оценивают чтение друг друга.

С. Абузар. Стихотворение ”Умарта”.

Знакомятся с творчеством С.Абузара, читают стихи, узнают о пчеловодстве, о пользе меда.

Природа нашего края.

Рассказывают о природе нашего края, о его особенностях, о красоте.

Мои любимые цветы.

Узнают названия цветов, названия лекарственных растений, делают их рисунки

Охраняемые заповедники Башкортостана.

Смотрят презентации о заповедниках Башкортостана, отвечают на вопросы.

Умеешь ли ты ловить  рыбу?

Записывают названия рыб, рассказывают о рыболовстве, вспоминают названия наших рек.

Подведение итогов.

Создание папки с творческими работами учащихся.

Оформление папки с работами детей, определение лучших работ, рекомендации на будущее.

Фото-отчет о работе внеурочной деятельности. Выставка.

Выставка фотографий о работе внеурочной деятельности.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.

Подведение итогов. Напутствие, задания на летние каникулы.

Учебно- методическое, материально- техническое обеспечение

1.  Баязитов Ф.С. “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары.”- Казан , татар китап нәшрияты, 2006 ел.  

2.  Хабибуллин З. «Куңелле Мажаралар», Казань, 1990

3.  Низамов И.М. “Уем тел очында.”-Казан, татар китап нәшрияты, 2000

4.  “Сүз эчендә хикмәт бар” –Татар халык иҗаты – Казан, “Мәгариф”, 2009

  1. Балаларга үгет-нәсыйхәт. – Казан: “Дом печати” нәшрияты. – 2001.
  2. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти - әниләр өчен хрестоматия. — Казан: РИЦ, 2011.
  3. Гыймадиева Н.С. Дәрестә һәм дәрестән соң. – Казан: “Яңалиф”, 2004.
  4. Исәнбәт Н. Балалар фолклоры һәм җырлы-сүзле йөз төрле уен. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1984.
  5. Күңел ачкычы: Мәзәкләр. – Казан: Мәгариф, 2004.
  6. Сабантуй. Шигырьләр. -Казан, 2006 ,-68 б.
  7. Табышмаклар.-Казан, 2009, - 36 б.
  8. Татар халык ижаты. Балалар фольклоры/Төз. Р.Ягъфаров.- Казань, 1993.
  9. Фәизова Ф.С. Татарча да яхшы бел(рус телендә сөйләшүче балалар өчен.) – Казан: Мәгариф, 2006. – 123 б.
  10.  Халык уеннары. –Казань, 1996.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук

2. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

3. Магнитофон.

Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2."Открытый класс" - образовательные сообщества http. – Режим доступа: //balachak.ru/music-for-tatar-kids/,

3.Татарская национальная электронная библиотечная система – Режим доступа:   http://www.tatknigafund.ru/,

4. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru,

5. Татар халык иҗаты. - Режим доступа: http://halik-ishati.ucoz.ru/

6. Ана теле http - Режим доступа: //anatele.ef.com/

7. http://zig65zulya.fo.ru/file/6704  балалар җырлары.

8. https://edu.tatar.ru/page2593.htm/cors/  татарча мультфильмнар.

9. http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_125105.pdf  әкиятләр.

10. http://tatardeti.blogspot.de/     әкиятләр.                    

11. http://tt.wikibooks.org/wiki/Wikibooks:  әкиятләр.

12. http://clipiki.ru/video/6578/Multik-pro-Tatarstan